Детско-юношеская спортивная школа по велоспорту в Чижовке — одно из немногих мест, где можно заниматься веломотокроссом. Уже около 10 лет помещение в старом, облицованном розовой плиткой здании по адресу Кабушкина, 86а предоставлено центру на безвозмездной основе со стороны УП «Городские бани». Недавно немногочисленному составу тренеров — всего их три — пришла «бумажка» с требованием выселяться. Куда — неизвестно. Добро, нажитое за 10 лет, обжитые кабинеты, 100 с лишним учеников, можно сказать, находятся в подвешенном состоянии.
С одной стороны административной постройки раскинулось Чижовское водохранилище, с другой — стоят действующие заводы. Между этими взаимоисключающими друг друга объектами ежедневно катаются по трассе молодые спортсмены от 9 до 20 и более лет.
— Считайте, что нас здесь уже нет. Иначе, чем рейдерским захватом земли это не назовешь, — начинает свой эмоциональный рассказ тренер по боксу, который пожелал остаться инкогнито. — Если выгоняют, то должны взамен что-то предоставить. Пусть выделят зал для бассейна, зал для бокса, велотрассу BMX. Мы эту трассу сами долго засыпали, утрамбовывали. И что теперь? До 1 октября необходимо все бросить.
В начале сентября в ГУ «Минский городской центр олимпийского резерва по велосипедным видам спорта» пришло уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования помещением, расположенным по адресу улица Кабушкина, 86а.
— Велокросс BMX — олимпийский вид спорта. Более 10 лет назад решением Мингорисполкома трасса и помещение были закреплены за нашим спортивным центром. Это практически единственная трасса в Минске, на которой можно готовиться к соревнованиям. Первая в столице трасса для BMX была построена в Уручье, но сегодня она заброшена, разрушена и поросла травой, — объясняют тренеры.
17-летний Алексей занимается в школе по велоспорту с 2004 года.
— Каждый из нас уже по 8—9 лет посещает трассу, хоть она уже давно неидеальна, — рассказывает он. — Если закроют, то переметнемся на новую трассу, которую должны построить скоро на Маяковского. Там уже старт достраивают и начинают прямые виражи делать.
Более 100 учеников, несколько тренеров и рабочий персонал ютятся в помещениях площадью 127 кв. м. Комнаты хранения инвентаря, раздевалка, туалеты и душевые кабины давно нуждаются в ремонте, но денег, понятное дело, у школы нет. Тренеры утверждают, что работают на добровольных началах — занятия для детей проходят бесплатно.
Небольшой коридор, в конце которого стоит советское зеркало, заставлен наградами.
— Наши команды принимали участие в республиканских и международных соревнованиях! И вот после стольких лет и заслуг к нам регулярно приходят какие-то люди, присматриваются к территории, — рассказывает заслуженный тренер Беларуси Владимир Церлюкевич.
Старое здание понемногу избавляется от общественных заведений, вовсю функционирующих еще несколько лет назад. На втором этаже стоит в запустении закрытый на ключ бассейн. Весной нынешнего года сюда пришли с проверкой и вынесли вердикт — непригоден к использованию: часть плиты перекрытия прогнила и может обрушиться. Деньги на ремонт так и не нашлись. Тренеры объясняют: во всем виновны непогожие сезоны и прямая крыша, на которой то и дело скапливаются снег и вода.
Остатки воды в бассейне зацвели, стали мутно-болотного цвета. Не осталось никаких признаков того, что когда-то здесь плескались дети. Родители близлежащих домов о закрытии не знают, все еще обивают порог спортивного центра, хотят записать чад на водные процедуры. Был здесь и тренажерный зал, очень даже популярный среди местных, и баня. Все они в прошлом.
— Здание собираются законсервировать. Это значит, что пенсионеры лишаться социальной бани с приемлемыми ценами, а дети пойдут гулять по подворотням — в ФОКах-то одно посещение 200 000 рублей стоит. Пускай государство свое отношение к детям докажет на деле, — говорит мастер спорта международного класса в гонках на треке, тренер Леонид Сидоров. — Построят здесь какой-нибудь магазин, территория наполнится машинами и трейлерами. Кому от этого лучше?
Здание недавно ремонтировали, укрепили фундамент, утеплили стены, но его состоятельность в глазах администрации района так и не оправдалась.
— Мы писали письма во все инстанции. Никто не реагирует. Администрация решительно настроена все закрыть. Родителей наших учеников к конфликту мы еще не подключали. Но, если нужно, потоки писем в Администрацию президента пойдут обязательно.
В администрации Заводского района ликвидации социального объекта нашли емкое объяснение:
— На данный момент разрабатывается проект детальной планировки этой территории, который и установит, будет ли сноситься здание на улице Кабушкина. Общественное обсуждение проекта начнется не ранее чем через полтора-два месяца.
Дело в том, что здание находится в санитарно-защитной зоне МАЗа — это фактически недопустимо по санитарным нормам. Выхлопы завода направлены именно на ту территорию, на которой занимаются дети. Сейчас уже невозможно объяснить, как вообще в санитарно-защитной зоне был построен общественный комплекс. Случилось это много лет назад и противоречит всем регламентам. Работникам комплекса рекомендуется искать другую дислокацию.
Спрашиваем: какой же объект может размещаться на столь неблагоприятной территории?
— Именно план детальной планировки установит возможность размещения на территории тех или иных объектов. Говорить о том, что именно будет построено, пока преждевременно. Но это будут нежилые здания.
От заводов действительно тянет различимым запахом жженой резины. Но для сотрудников спортивной школы это не аргумент:
— Если здесь такой объект не имеет права находиться, то почему же раньше об этом не думали? Все просто: этот кусок земли кому-то понадобился.
На территории проведены все необходимые коммуникации. По представлениям тренеров, это идеальное место для будущего строительства. А вот будущее школы не определено.
— Пусть хоть один чиновник скажет, куда нам выселяться? Куда перевозить велосипеды, шлемы, снаряжения? Домой, в квартиру, или в гараж?
В администрации Заводского района дали такой ответ:
— Инвестор, который согласится возвести на этой территории многофункциональный центр, будет обязан предусмотреть проектом застройки баню и бассейн. Ремонтировать старые помещения никто не будет. Что касается помещения для спортивной школы — это не к нам.
В УП «Городские бани», которому принадлежит здание, комментировать ситуацию отказались.