Суперпроекты Китая: Шэньчжэнь. Как рыбацкий городок с 30-тысячным населением всего за 35 лет превратился в один из крупнейших мегаполисов мира
 
175
03 сентября 2014 в 8:45
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, life, wikipedia.org

Еще в конце 1970-х это был небольшой городок, жители которого занимались рыбной ловлей в тени высоток Гонконга. Спустя 35 лет он вырос в один из крупнейших мегаполисов мира, живет в котором 15 млн человек. За беспрецедентное в современной истории время из богом забытой дыры Шэньчжэнь превратился в IT-столицу КНР, местную Кремниевую долину, родину «айфонов» и «айпадов». Onliner.by рассказывает о самом масштабном градостроительном эксперименте Китая, огромном городе без коренного населения, побратиме Минска, с которым сейчас во многом ассоциируется понятие «Made in China».

В средние века здесь добывали соль, затем, в эпоху империи Мин, в устье местной реки Чжуцзян возникла береговая крепость, но будущая судьба Шэньчжэня во многом определилась на рубеже XIX—XX веков. В 1910-м сюда пришла Коулун-Кантонская железная дорога, а по соседству возникла крупная военно-морская база Великобритании, из которой впоследствии вырос Гонконг.

Впрочем, небольшим городком, чьи обитатели занимались преимущественно рыболовством, Шэньчжэнь оставался до конца 1970-х. Небольшим, конечно, по китайским меркам: к 1979 году здесь жило около 30 тыс. человек. Уже в то время будущий мегаполис был и перевалочной базой для мигрантов, всеми правдами и неправдами старавшихся сбежать из светлого коммунистического сегодня в гонконгское царство чистогана и наживы.

В 1976 году на 83-м году жизни скончался многолетний глава Китайской Народной Республики Мао Цзэдун. К этому моменту страна пожинала плоды инициированных Великим кормчим программ «Большой скачок» и «Культурная революция». Их провал вскоре вынудил прагматическое крыло в китайской компартии во главе с Дэн Сяопином начать масштабные реформы, целью которых должна была стать модернизация экономики страны, построение «социализма с китайской спецификой».

Одним из средств немедленного повышения благосостояния широких народных масс и уровня жизни в Китае стала объявленная «политика открытости», разрешившая международную торговлю, совместные предприятия с иностранными компаниями и позволившая быстро привлечь в экономику масштабные международные инвестиции. Важным шагом на этом пути было и создание так называемых «специальных экономических зон», для размещения первой из которых и был выбран Шэньчжэнь.

Такой выбор был обусловлен в первую очередь соседством Шэньчжэня с Гонконгом и Макао, в то время еще колониями Великобритании и Португалии соответственно, главными центрами иностранного присутствия в этой части континента. Несмотря на такую близость, Шэньчжэнь при этом оставался глубоко провинциальным городком, где лишь в самом центре существовала относительно капитальная двух- и трехэтажная застройка начала века. Так будущий мегаполис выглядел в 1980 году непосредственно перед началом своего взрывного роста.

Окружали же его холмы, поля и болота дельты Жемчужной реки. Именно тут суждено было возникнуть одному из главных индустриальных двигателей современной китайской экономики.

Через 20—25 лет — всего одно поколение — этот пейзаж не просто изменился. Здесь был осуществлен, вероятно, самый значительный в новейшей истории по масштабам и темпам преобразований градостроительный эксперимент. Такой быстрой урбанизации планета еще не знала.

В 1979 году в самом Шэньчжэне жило около 30 тыс. человек, совокупное население его окрестностей достигало 300 тыс. К 2010 году эта агломерация (только по официальным данным) насчитывала уже 13 млн жителей.

Валовый внутренний продукт города за этот же период вырос с суммы, эквивалентной $250 тыс., до $120 млрд.

В отличие от прочих крупнейших городов Китая, чье население также драматически выросло с началом взрывной урбанизации в КНР, Шэньчжэнь фактически возник в чистом поле. Шанхай, Пекин, Чунцин, Гуанчжоу или Тяньцзинь были давно сформировавшимися населенными пунктами, в той или иной степени игравшими важную роль в исторической перспективе страны. Шэньчжэнь же уместнее сравнить с новыми советскими городами, систематически создавшимися на протяжении XX века в основном с целью освоения тех или иных природных ресурсов или в качестве жилого приложения к построенному промышленному гиганту.

Какой-либо узкой специализации у Шэньчжэня не было. Статус «специальной экономической зоны» подразумевал предоставление любым иностранным инвесторам значительных налоговых льгот при осуществлении экономической деятельности на ее территории. Зарубежные бизнесмены, умеющие считать деньги, с одной стороны, и оценивать риски «хозяйствования» в условиях специфической политической системы — с другой, в китайском случае сделали правильный выбор. Китай с его феноменальной дешевизной рабочей силы и практически неограниченным ее количеством действительно широко и гостеприимно открыл для них свои двери.

Шэньчжэнь очень быстро превратился в сборочную площадку для предпринимателей сначала из Гонконга и Тайваня, а потом и со всего мира. Особенную популярность при этом получила электронная и электротехническая промышленность. Именно здесь размещаются крупнейшие фабрики тайваньской корпорации Foxconn, специализирующиеся на контрактной сборке высокотехнологичных устройств, например iPhone и iPad для Apple. Здесь же, в Шэньчжэне, находятся и штаб-квартиры крупнейших китайских телекоммуникационных гигантов Huawei и ZTE.

Расцвет Шэньчжэня начинался с бытовой электроники, машиностроения, химической и легкой промышленностей, причем ориентировано это производство было в первую очередь на экспорт в страны «первого мира». Однако по мере роста квалификации рабочей силы, их заработков и общего уровня жизни в стране развитие получали все более высокотехнологичные отрасли: собираемая электроника усложнялась, ей начинала сопутствовать разработка программного обеспечения, за большой химией следовала биохимия, фармацевтика и микробиология, тяжелое машиностроение трансформировалось в машиностроение точное. Более того, многие фабрики Шэньчжэня постепенно переориентировались с экспорта на крайне емкий китайский внутренний рынок.

Всем этим производствам требовалась рабочая сила, и они ее без остановки получали: в 1980-е в Китае началось «великое переселение» народа из деревни в город, и Шэньчжэнь стал самым ярким примером этого процесса. Если в конце 1970-х в самом городе проживало чуть больше 30 тыс. человек, то уже к 1982 году его население увеличилось в 10 раз, а к началу 1990-х Шэньчжэнь стремительно стал «миллионником». Так происходила эта трансформация.

Центральное правительство Китая пыталось регулировать приток трудовых мигрантов в новый город, растущий по соседству с таким привлекательным Гонконгом. Для этого использовались так называемой «хукоу» — регистрацией по месту жительства. Такая «прописка» позволяла постоянным жителям Шэньчжэня в сравнении с приезжими получить существенные льготы, прежде всего в области социального и пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования. В 2010 году из 13-миллионного населения агломерации «хукоу» обладала только пятая его часть.

Еще почти 8 миллионов новых шэньчжэнцев в 2010-м имели лишь временную регистрацию, привязанную к месту работы, и жили в заводских общежитиях. В советской системе координат подобных мигрантов, ущемленных в правах в сравнении с постоянными жителями, называли «лимитой». Оставшееся же население не имело вовсе никакой регистрации, живя и работая в Шэньчжэне фактически на свой страх и риск.

В первой половине 1980-х развитие Шэньчжэня шло, по сути, стихийно. Исторический центр старого рыбацкого городка постепенно обрастал новыми кварталами, куда из деревни съезжались первые трудовые мигранты. Генеральный план, который вернул хаотические процессы урбанизации в цивилизованное русло, был принят только в 1986 году. Согласно документу, развитие города и его инфраструктуры концентрировалось вдоль трех широких проспектов-магистралей, пронизывающих весь Шэньчжэнь. На них проектировались шесть кластеров, исполнявших роль общественных центров, которые, в свою очередь, окружались жилыми районами.

Успешным первый генплан не был в основном потому, что не учитывал темпы урбанизации. Ежегодно население города продолжало увеличиваться на треть. Росли индустриальные парки, где открывались все новые и новые предприятия, остро вставал вопрос с инфраструктурой, прежде всего транспортной. Согласно второму генеральному плану, утвержденному в 1996 году, в Шэньчжэне начала строиться система автострад, учитывающая растущую автомобилизацию населения, возводилось метро, скоростные железные дороги соединяли его с прочими городами дельты Жемчужной реки и остальным Китаем. Наконец, увеличилась и собственно городская территория, отданная под новую застройку.

Работы шли с китайским размахом и скоростью. Например, первые две линии метро (20 станций, 22 километра) построили всего за шесть лет (1998—2004), затем темпы его возведения еще более ускорились. К настоящему времени шэньчжэнский метрополитен имеет 5 линий, 137 станций и протяженность почти 180 километров, строятся еще 3 ветки. Метрополитен, разумеется, интегрирован с системой китайских скоростных железных дорог и гонконгской системой электропоездов. Из центра Шэньчжэня до центра Гонконга теперь можно добраться за 45—50 минут, пройдя при этом еще и таможенный контроль.

Развивалась и прочая транспортная инфраструктура. Для обслуживания высокоскоростных железнодорожных магистралей, связавших Шэньчжэнь с Гуанчжоу, Шанхаем, Пекином, Уханью и прочими городами Китая, были построены сразу несколько новых крупных вокзалов, интегрированных в систему прочего общественного транспорта и исполняющих роль транспортных хабов.

В прошлом году открылся и новый терминал городского аэропорта. Гигантское здание длиной в 1,5 километра и площадью в 500 тыс. квадратных метров спроектировано известным итальянским архитектором Массимилиано Фуксасом и способно обслуживать до 45 млн пассажиров в год.

Безудержно рос и сам город. В 1990-е даже появилось утверждение, что в Шэньчжэне каждый день сдают одну высотку, а каждые три дня в городе появляется новый бульвар. Последнее утверждение имеет свои основания. При всей урбанизированности шэньчжэньского ландшафта и его индустриальности город, по китайским меркам, очень зеленый, что, конечно, облегчает местным жителям существование в мегаполисе такого масштаба.

К середине 2000-х, всего за 25 лет, Шэньчжэнь прошел путь, на который иным городам требуются столетия. У города, зажатого между Гонконгом с одной стороны и высокоурбанизированной дельтой Жемчужной реки с другой, начало заканчиваться место для развития. Муниципальные власти, обеспокоенные перспективой снижения экономического роста, начали программу регенерации уже застроенной территории. Для этого были определены около 200 квадратных километров с малоэтажными зданиями, которые Шэньчжэнь получил в 1980-е, в первые годы своего бурного роста.

Город выкупал эти участки у прежних владельцев и отдавал их под новую, уже куда более высокоплотную застройку, которой вскоре уже с удовольствием пользовались новые миллионы переехавших.

Сейчас Шэньчжэнь выглядит типичным китайским мегаполисом. В новых деловых районах выросли многочисленные небоскребы, сперва, как было принято в КНР, довольно безвкусные.

China Merchants Bank Tower (2001, 249 метров)

Panglin Plaza (1999, 240 метров)

Но постепенно местные девелоперы начали разбираться в качественной архитектуре и стали привлекать к проектированию авторитетные международные бюро. Сейчас высочайшим зданием Шэньчжэня является башня Kingkey 100, построенная в 2011 году (442 метра, арх. Terry Farrell).

Но уже в 2016 году в городе планируется сдача в эксплуатацию небоскреба Ping An International Finance Centre. Башня высотой 660 метров, спроектированная компанией Kohn Pedersen Fox, должна стать высочайшим зданием Китая.

В настоящее время в городе насчитывается около 70 небоскребов, чья высота превышает 150 метров, и бум их строительства в самом разгаре.

Со свойственной китайцам в последнее время активностью в Шэньчжэне активно строятся и прочие крупные комплексы. Городской общественный центр с библиотекой и концертным залом украшает собой новый центр района Фуцян.

Новая штаб-квартира Шэньчжэньской фондовой биржи, построенная в 2013 году по проекту нидерландского бюро OMA

Но самое поразительное в этом мегаполисе, ставшем в январе 2014 года побратимом Минска, конечно, то, что еще 30 лет назад его просто не существовало.

Шэньчжэнь — «город без истории», «город миллионов приезжих», «город юности» (около 40% нынешнего населения составляют 20-летние), «город-импровизация», город, ставший одним из крупнейших урбанистических экспериментов второй половины XX века, экспериментов не планировавшихся, но стихийных, ставших прямым результатом того, что мы называем «китайским экономическим чудом».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, life, wikipedia.org
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
03.09.2014 в 8:50
MADE IN CHINA _ STYLE)
03.09.2014 в 8:50
Нью-Васюки
03.09.2014 в 8:51
Молодцы, сыны Поднебесной!
Тихо-мирно подходят к влиянию № 1 в мире.
03.09.2014 в 8:52
Китай - это сила
03.09.2014 в 8:53
Повеселило. Они за 35 лет население во сколько увеличили?
Вон на Жданиках тоже раньше их мало было, а теперь 90% торгашей Китайцы-Белорусы!
03.09.2014 в 8:53
В этом городе продают копии всего, что пожелаете)
03.09.2014 в 8:54
Спустя 35 лет он вырос в один из крупнейших мегаполисов мира, живет в котором 15 млн человек.

всё просто . отключи свет -интернет и будет подъём демографии . тем более в Китае!
03.09.2014 в 8:54
Рождаемость вот в чем секрет китайцев, ну и трудолюбивостьь)
03.09.2014 в 8:54
вот он- результат уплотнения!
03.09.2014 в 8:55
Скоро так же и под смолявичами застроят, когда приедет 300 тыс китайцев.
03.09.2014 в 8:58
нашей каменной горке ест куда стремиться
03.09.2014 в 8:58
Такое место испоганили...
03.09.2014 в 8:59
Руки у них видимо из нужного места растут, по крайней мере в архитектуре
03.09.2014 в 8:59
не понимаю, как люди в 20ом веке строили высотки минимум в 2 раза больше чем мы строим сейчас!? мапид [цензуред]!!!!
03.09.2014 в 9:00
Онлайнер, хватит троллить жителей КГ. Минску до такого, как до Китая пешком.
03.09.2014 в 9:02
Спустя 35 лет он вырос в один из крупнейших мегаполисов мира, живет в котором 15 млн человек

Во размножаются. Нашим надо подумать над программой увеличения населения
03.09.2014 в 9:03
- Чем китайский мегаполис может удивить минчанина?
- Пробками.
- Да половина Минска стоит в автомобильных пробках.
- А там в пешеходных.
03.09.2014 в 9:04
В новых деловых районах выросли многочисленные небоскребы, сперва, как было принято в КНР, довольно безвкусные.

хочешь безвкусицы - ехать в минск. Shenzhen выглядит потрясающе. Начиная от забавных достопримечательностей, как Window of the world с копиями мировой архитектуры, заканчивая прекрасным зоопарком с пандами.
03.09.2014 в 9:05
Смолевичи, говорите, развиваются...
03.09.2014 в 9:09
Кто-то знатно поиграл в SimСity IRL.
03.09.2014 в 9:11
Так в Китае ж и людей...
03.09.2014 в 9:13
Суперпроекты, Супер небоскребы....
А у нас зато СуперСтабильная Каменая горка, сотни домов по 1 проекту и захват города идет в арифметической прогрессии!
03.09.2014 в 9:17
Скоро то же будет и под Смолевичами. Берегись, Китай идет! Хавайся у бульбу!
03.09.2014 в 9:21
Красотище!!!
Но Китай - выхлопная труба планеты.
03.09.2014 в 9:22
Очень интересно было почитать, спасибо за статью
03.09.2014 в 9:23
У нас за 30 лет, максимум фасад перекрасят
03.09.2014 в 9:23
Барановичи круче)!
03.09.2014 в 9:24
Молодцы!!!
03.09.2014 в 9:26
Родина электронных сигарет)
03.09.2014 в 9:27
Такое "понаехали" Минску и не снилось
03.09.2014 в 9:27
Каменная горка
03.09.2014 в 9:28
КИтайцы Великий народ!!!!!!!! кто бы что не говорил и всему миру есть чему у них учиться!!!
03.09.2014 в 9:31
Такое "понаехали" Минску и не снилось
"prodashaGSM":

пацталом
03.09.2014 в 9:31
отличный репортаж, спасибо, давай еще :)
03.09.2014 в 9:32
Unbelievable
03.09.2014 в 9:33
нам с нашими "Дворцами" , агроусадьбами и тупыми законами их не догнать!
03.09.2014 в 9:34
тут и скзать-то нечего... предлгаю внимательно еще раз переосмыслить: 30 лет назад голое поле... давайте привлекать инвесторов, давать им налоговые льготы и другие послабления... давайте строить совместные предприятия и скупать технологиии... теперь мы уже можем делать все сами - вот как живет Китай. При этом рабочая сила там действительно стоит копейки, при этом никто не стоит и не требует свои 500, потому что таких как он пруд пруди, будет выпендриваться - останется голодным. Китай, без всяких сомнений - это другой мир, в культурном, мировоззренческом, ментальном смыслах - это все понятно, но все-таки нам есть, чему у них поучиться, причем внимательно, с конспектом и диктофоном=)
03.09.2014 в 9:39
И все таки китайцы из космоса)
03.09.2014 в 9:40
Я там был.
Не показаны КПП на въезде в город. Из жилых массивов пригорода чтоб попасть в центр надо пройти пограничный контроль. В маршрутные автобусы заходит сурового вида пограничник и взором окидывает пассажиров. Подозрительных просит показать документы и если что не так на выход.

В самом городе все ОЧЕНЬ дорого, цены на шмотки на уровне европейских столиц.
03.09.2014 в 9:40
darriuss как всегда порадовал!!!
03.09.2014 в 9:41
И что схожего у этого города с Минском? Почему считается побратимом?
03.09.2014 в 9:43
да, красиво!
03.09.2014 в 9:43
Средний и мелкий бизнес по рыночным законам живут, а крупный и государственный бизнес по К.Марксу. Вот и весь секрет. Дайте свободу среднему и мелкому бизнесу, закройте министерство торговли и будут у вас Шеньчжени. Да, за коррупцию расстрел, а не тюрьма.
03.09.2014 в 9:47
Мы очень мелко плаваем! Жалко осознавать данный факт....
03.09.2014 в 9:49
Хочешь жить - умей работать, вот так ребята ловили рыбу и добывали соль, а теперь айфоны клепают!!! В рекордные сроки!
03.09.2014 в 9:49
Да вот китайцы умеют строить. Да еще и в такие сроки
03.09.2014 в 9:50
А зато у нас девушки красивые!:)
03.09.2014 в 9:54
darriuss = интересно
03.09.2014 в 9:54
Чует мое сердце - скоро попросят "рассеюшку" поделиться немного землями.
03.09.2014 в 9:58
терпение и труд все перетрут!!! нам так не жить!
03.09.2014 в 9:59
Чрез пять лет будет статья:
"Cупер проекты Белорусии. Поселок Сокол. Как 6-ти тысячный поселок превратился в многомиллионный китайский квартал парка высоких технологий.
03.09.2014 в 10:01
Пацаны ваще ребята!
03.09.2014 в 10:01
Масштабы и сроки поражают, но жить там - ну уж нет, слишком подавляет все это производственное величие. Дарриусу, как всегда, респект!
03.09.2014 в 10:02
Интересная статья. Но почему-то забыли указать, что в гавани Шеньчженя стоит советский авианесущий крейсер Минск (в качестве музея).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Минск_(авианесущий_крейсер)#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Minsk_carrier_starboard_side_12.JPG
03.09.2014 в 10:06
При этом рабочая сила там действительно стоит копейки, при этом никто не стоит и не требует свои 500
"Shaun":

Средняя ЗП в Шеньжене на январь 2014 составляла 624$...
03.09.2014 в 10:06
Начинайте потихоньку учить китайский...
03.09.2014 в 10:07
как бы нам потом на них не работать .............
03.09.2014 в 10:07
Чует мое сердце - скоро попросят "рассеюшку" поделиться немного землями.
"aw2403":

в Китае, своей земли завались. Основная масса населения живёт на Юго-восточном побережье
03.09.2014 в 10:07
Я счастлив, что Минск - слоупок и не может так расти.
03.09.2014 в 10:08
и мы эту заразу сейчас пускаем в нашу страну, вместо того, чтобы развивать собсвенную экономику будем довольствоваться распилами от вливания китайцев в их же предприятия.
03.09.2014 в 10:08
А еще прикол там такой был. Находился я там в сопровождении китайца. Он как бы русский знает. И вот едем мы с ним в автобусе, сзади нас две китаянки о чем-то лопочут. Мой китаец слушал-слушал, а потом и говорит: - нихуа не понимаю о чем они п...т :)
В общем, в этот Шенчжень понаехало отовсюду всякого народа, которые даже языка общего не знают.
03.09.2014 в 10:10
А мы ползем в будущее...
03.09.2014 в 10:12
Шенчжень побратим минска конечно звучит
03.09.2014 в 10:13
красота
03.09.2014 в 10:14
Как.... как...
Работать... работать... работать.... 10 работают 1 контролирует
А не как у нас - наоборот. Только и умеют что паразитировать на обществе. То пошлина, то новый сбор. Счас вот парковки все платными сделают. Паразитирование - деньги платятся за ничто. В Китае же деньги платятся за труд. Короче Аве !
Вот посмотрите портрет типичного чиновника-паразита http://auto.onliner.by/2014/09/03/parkovka-231/. Пока ваши дети будут травиться спайсами, он будет думать как с вас ещё можно деньги собирать
03.09.2014 в 10:17
одно знаю точно
если война - они всем дадут прикурить
народа у них тьмища [censored]! !
03.09.2014 в 10:21
А еще прикол там такой был. Находился я там в сопровождении китайца. Он как бы русский знает. И вот едем мы с ним в автобусе, сзади нас две китаянки о чем-то лопочут. Мой китаец слушал-слушал, а потом и говорит: - нихуа не понимаю о чем они п...т :)
В общем, в этот Шенчжень понаехало отовсюду всякого народа, которые даже языка общего не знают.
"Triatel":


Не верно. Общий язык путунхуа там все знают, но никто не мешает им между собой общаться на родных диалектах. Кстати, в самом Шеньчжене говорят вовсе не на общем языке (который родом из Пекина), а на кантонском диалекте.
03.09.2014 в 10:21
Чует мое сердце - скоро попросят "рассеюшку" поделиться немного землями.
"aw2403":

в Китае, своей земли завались. Основная масса населения живёт на Юго-восточном побережье
"Fisher_Y":

Я имел ввиду не только земли для проживания , но и природные ресурсы , полезные ископаемые и тд.
03.09.2014 в 10:22
Плодитесь и размножайтесь и будет у нас китай.Весь секрет.
03.09.2014 в 10:23
Ждем ответ Минска
03.09.2014 в 10:35
так вот оно какое, страшное будущее Смолевич и Петровического водохранилища...
03.09.2014 в 10:39
"вы только посмотрите, что прогресс сделал с Беларусью, он ее просто..... перешагнул"
03.09.2014 в 10:45
а у нас все парус 100 метровый не могут построить. инвалиды
03.09.2014 в 10:53
мне одному кажется, что мы отстали лет на 200?
03.09.2014 в 10:59
Валовый внутренний продукт города за этот же период вырос с суммы, эквивалентной $250 тыс., до $120 млрд.

Один китайский город производит в 2 раза больше чем вся Белоруссия вместе взятая
03.09.2014 в 11:00
Библиотеку стряпали неизвестно сколько, так еще и у школьников поборы брали, мол на строительство книгарни :)
03.09.2014 в 11:01
Родина электронных сигарет)
"makasin007":

родина чай
03.09.2014 в 11:06
На самом деле НИЧЕГО невероятного в этом нет. Рецепт прост до ужаса и известен уже давным давно:
1. Создайте действительно(!) хорошие условия для инвесторов - т.е. условия безо всяких "НО" - а-ля запрета сокращения численности работников. А как инвестор будет получать прибыль если там 40% избыточной занятости? Никак, вот он и не придет.
Уменьшите бюрократию и количество проверок для Беларуси - в несколько раз.
Сделайте низкие налоги на старте.
За коррупцию - расстрел.
Обеспечьте инфраструктуру - да-да это должны делать власти, а не инвестор.
И последнее, самое важное, в условиях такого гос-ва как Беларусь необходим выход такой бумажки(закона, указа, декрета) которая раз и навсегда(!) закрепит текущие правила игры - "броня" как говорил профессор Преображенский.

2. Сдерживайте уровень жизни и потребления собственного населения. Т.е в нашем случае, после того как будет очередная девальвация, нужно просто НЕ завышать уровень потребления, а наоборот занижать его.

3. И еще несколько моментов - вроде поддержания низкой преступности и невмешательства в международные конфликты - но с этим у Беларуси более или менее.

Вот и всё - и будет у нас то же "экономическое чудо".
03.09.2014 в 11:06
город интернет магазин
03.09.2014 в 11:07
мне одному кажется, что мы отстали лет на 200?
"nemec_gt":

как-то маловато
у нас советские чаны для клонирования панелек и прочего г-на
03.09.2014 в 11:07
Валовый внутренний продукт города за этот же период вырос с суммы, эквивалентной $250 тыс., до $120 млрд.

Один китайский город производит в 2 раза больше чем вся Белоруссия вместе взятая
"Techstepper":

Так там и населения побольше будет.
03.09.2014 в 11:15
Там еще есть советский корабль "МИНСК", переделанный под музей !
03.09.2014 в 11:20
sdf
03.09.2014 в 11:25
Хорошо что хоть кто-то понемногу просвещает школоту на онлайнере.
Автору спасибо за статью.
03.09.2014 в 11:28
А это Каменная Горка по шэньчжэнски... там агрошэнчжэньцы без "хукоу".
Все как в Минске...
03.09.2014 в 11:28
вот немного свежих фото с марта этого года:
http://toxaby.livejournal.com/599674.html - сам город, относительно старый квартал
http://toxaby.livejournal.com/598866.html - эти кадры сверху с самого высокого здания Шенчженя.
03.09.2014 в 11:30
ну что тут сказать?дело мастера боится,как то так..вот что значит энтузиазм,нам такое не светит
03.09.2014 в 11:35
Валовый внутренний продукт города за этот же период вырос с суммы, эквивалентной $250 тыс., до $120 млрд.

Один китайский город производит в 2 раза больше чем вся Белоруссия вместе взятая
"Techstepper":


так население китайского мегаполиса 15-20 млн чел. , население Беларуси меньше 10 млн чел...
03.09.2014 в 11:39
Спасибо за статью, интересно
03.09.2014 в 11:43
Даа, умеет darriuss не только про Минск писать, но и про Китай. Аж дух захватывает!..
03.09.2014 в 11:45
Ну-да, это вам не Минск со спутниками транспортной сетью объединить (с чем до сих пор наши властьимущие справиться не могут).
03.09.2014 в 11:45
бывал в Шеньчжене, видел, впечатляет.
03.09.2014 в 11:45
Руки у них видимо из нужного места растут, по крайней мере в архитектуре
"bamby":

Архитектурой, как и ряд других отраслей, там занимаются европейцы/америкнцы. Пока. Китайцы, в отличии "идущих своим путем" не стесняются привлекать ведущим специалистов в своих отраслях, но при этом ооочень внимательно за ними следят и через какое-то время у них появляются свои ведущие специалисты. В общем, не знаю как руки, но головой они точно лучше соображают, как надо развиваться...
03.09.2014 в 11:53
Молодцы ребята!
03.09.2014 в 11:57
Валовый внутренний продукт города за этот же период вырос с суммы, эквивалентной $250 тыс., до $120 млрд.

Один китайский город производит в 2 раза больше чем вся Белоруссия вместе взятая
"Techstepper":


так население китайского мегаполиса 15-20 млн чел. , население Беларуси меньше 10 млн чел...
"dima94":

По данным на 2010 год, там проживало 10 357 938 человек. Примерно столько же, сколько и в Белоруссии.
03.09.2014 в 11:59
Вот это Аграгарадок!!!!!
03.09.2014 в 12:01
ну давайте расскажите им как вам плохо живётся возле КГ
03.09.2014 в 12:12
Планета-Китай...будущее название земли
03.09.2014 в 12:12
Зато у нас есть образцовая школа для элитных панелек
03.09.2014 в 12:25
Потому что налогами как у нас не душат.
03.09.2014 в 12:33
По данным на 2010 год, там проживало 10 357 938 человек. Примерно столько же, сколько и в Белоруссии.
"Techstepper":

Это цифры ни о чем. Сколько там экономически активного населения?
03.09.2014 в 12:36
Каменная горка таковой не станет...
03.09.2014 в 12:38
Молодцы, сыны Поднебесной!
Тихо-мирно подходят к влиянию № 1 в мире.
"vasil123":

ну, если бы не деньги США, заводы и идеи, так и остались бы в бронзовом веке плавно переходящий в железный.
03.09.2014 в 12:54
Было лучше.
03.09.2014 в 12:55
1980 года китай потихоньку начил подымать экономику а у нас 1980 году внис
03.09.2014 в 13:02
Напомните мне, как там завершился ихний Майдан?
03.09.2014 в 13:25
Если в конце 1970-х в самом городе проживало чуть больше 30 тыс. человек, то уже к 1982 году его население увеличилось в 10 раз, а к началу 1990-х Шэньчжэнь стремительно стал «миллионником». Так происходила эта трансформация.

Я слышал, что в 2000х в Шэньчжэне практически не осталось коренных жителей. Они просто стали лопаться от непомерно раздувшегося эго.
03.09.2014 в 13:39
Напомните мне, как там завершился ихний Майдан?
"Gogy":

Ихний в смысле польский? Нормально закончился. Живут сейчас не хуже чем в Китае.
03.09.2014 в 13:47
За Китаем - настоящее и будущее!!!
За нами - прошлое!!!
03.09.2014 в 13:51
мне одному кажется, что мы отстали лет на 200?
"nemec_gt":

Говорят, что когда китайцы приехали на Интеграл, они сказали примерно следующее: "Мы думали, что вы отстаете от нас на 30 лет, но оказалось, что вы отстаете от нас навсегда"
03.09.2014 в 14:12
По всем предпосылкам Китай в ближайшие годы станет Экономикой №1 в мире и обгонит США. Пока Путин играет в бирюльки с Обамой и Меркель, Китай планомерно гнёт свою линию, зарабатывает на сотрудничестве со всеми и расширяет сферы влияния во всех возможных направлениях.
03.09.2014 в 14:14
не понимаю, как люди в 20ом веке строили высотки минимум в 2 раза больше чем мы строим сейчас!? мапид [цензуред]!!!!
"krogvin":


Если не шутите... Чтоб это понять нужно мыслить чуть шире. Сравнивать мапидовские панельки и высотки в крупнейших мегаполисах мира - это почти как сравнивать (даже без привязки к какому-то конкретному производителю) карьерный самосвал и автобус.
03.09.2014 в 14:17
И я там был "цинтоа" пил. Кто был +1
03.09.2014 в 14:50
MADE IN CHINA _ STYLE)
"xДоброжелательx":

За то у наших руки из ОПЫ растут медленно но уверенно.
03.09.2014 в 14:51
всю красоту небоскрёбов Шеньчженя удручают пригороды из высоток-трущоб
03.09.2014 в 14:54
мне одному кажется, что мы отстали лет на 200?
"nemec_gt":

Говорят, что когда китайцы приехали на Интеграл, они сказали примерно следующее: "Мы думали, что вы отстаете от нас на 30 лет, но оказалось, что вы отстаете от нас навсегда"
"xova":

Этот баян ходит уже лет 30 про японцев и ВДНХ в Москве.
03.09.2014 в 14:54
наш Минск как у них деревня.
03.09.2014 в 15:21
Старые фото напомнили старую Немигу
03.09.2014 в 15:25
тут и скзать-то нечего... предлгаю внимательно еще раз переосмыслить: 30 лет назад голое поле... давайте привлекать инвесторов, давать им налоговые льготы и другие послабления... давайте строить совместные предприятия и скупать технологиии... теперь мы уже можем делать все сами - вот как живет Китай. При этом рабочая сила там действительно стоит копейки, при этом никто не стоит и не требует свои 500, потому что таких как он пруд пруди, будет выпендриваться - останется голодным. Китай, без всяких сомнений - это другой мир, в культурном, мировоззренческом, ментальном смыслах - это все понятно, но все-таки нам есть, чему у них поучиться, причем внимательно, с конспектом и диктофоном=)
"Shaun":


Не хотелось конечно вас растравивать, но меньше чем на 500 баксов там работать никто не идёт. Зарплата у простого рабочего на линии 500-700 баксов. У инженера от 1000.
03.09.2014 в 15:30
две линии метро (20 станций, 22 километра) построили всего за шесть лет (1998—2004), затем темпы его возведения еще более ускорились. К настоящему времени шэньчжэнский метрополитен имеет 5 линий, 137 станций и протяженность почти 180 километров, строятся еще 3 ветки.

Какая нафиг россия.. какая нафиг беларусь...
сша и китай... больше стран нету, одни деревни...
03.09.2014 в 15:49
На самом деле НИЧЕГО невероятного в этом нет. Рецепт прост до ужаса и известен уже давным давно:
1. Создайте действительно(!) хорошие условия для инвесторов - т.е. условия безо всяких "НО" - а-ля запрета сокращения численности работников. А как инвестор будет получать прибыль если там 40% избыточной занятости? Никак, вот он и не придет.
Уменьшите бюрократию и количество проверок для Беларуси - в несколько раз.
Сделайте низкие налоги на старте.
За коррупцию - расстрел.
Обеспечьте инфраструктуру - да-да это должны делать власти, а не инвестор.
И последнее, самое важное, в условиях такого гос-ва как Беларусь необходим выход такой бумажки(закона, указа, декрета) которая раз и навсегда(!) закрепит текущие правила игры - "броня" как говорил профессор Преображенский.

2. Сдерживайте уровень жизни и потребления собственного населения. Т.е в нашем случае, после того как будет очередная девальвация, нужно просто НЕ завышать уровень потребления, а наоборот занижать его.

3. И еще несколько моментов - вроде поддержания низкой преступности и невмешательства в международные конфликты - но с этим у Беларуси более или менее.

Вот и всё - и будет у нас то же "экономическое чудо".
"TTonliner44":


ДА всё проще, это Вы (люди парьтесь, а там " в верхах" и так всё нормал)!
03.09.2014 в 15:56
И что схожего у этого города с Минском? Почему считается побратимом?
"serrj":

Каменные джунгли.
03.09.2014 в 16:01
Вот это прогресс, вот это архитектура и экономический скачек вверх! Не чета нашим управлялам, которые за 20 лет загубили всю экономику, девальвировали 5раз рубль, поставили все предприятия в "позу" и настроили убогих дворцов, "домов у троицкого" и кемпинских. И при этом продолжают "ацки" рукавадить.
03.09.2014 в 16:22
Был там в 2011 году. Центр ошеломляет. Но стоит зайти на 3 здания вглубь квартала, как видим мусор, грязь, экскременты.
03.09.2014 в 16:27
Напомните мне, как там завершился ихний Майдан?
"Gogy":

Ихний в смысле польский?
"flamever":

Внимание! Сосредоточься! Соберись! Прочитай статью (там мало текста), или хотя бы заголовок.
Я повторю вопрос. Медленно.
Чем. Закончился. Ихний. Майдан.
?
03.09.2014 в 16:39
"Например, первые две линии метро (20 станций, 22 километра) построили всего за шесть лет (1998—2004), затем темпы его возведения еще более ускорились. К настоящему времени шэньчжэнский метрополитен имеет 5 линий, 137 станций и протяженность почти 180 километров, строятся еще 3 ветки." ......с общественным транспортом у них тоже всё гораздо лучше...
03.09.2014 в 16:50
Повеселило. Они за 35 лет население во сколько увеличили?
Вон на Жданиках тоже раньше их мало было, а теперь 90% торгашей Китайцы-Белорусы!
"adamant_moon":

Ошибочка, на Жданах в основном вьетнамцы - Ni3 hao3 ma - не понимать
03.09.2014 в 16:57
Средний и мелкий бизнес по рыночным законам живут, а крупный и государственный бизнес по К.Марксу. Вот и весь секрет. Дайте свободу среднему и мелкому бизнесу, закройте министерство торговли и будут у вас Шеньчжени. Да, за коррупцию расстрел, а не тюрьма.
"SurferBob":

наверно "случайно"забыли добавить про полное обновление верхушки власти КНР каждые 10 лет
03.09.2014 в 17:03
Зато у нас все стабильно, первый небоскреб газпром построит....
03.09.2014 в 18:30
хотел бы такую же статью про Дубай!
03.09.2014 в 18:55
ладутько ну ты понял куда за опытом ехать... а не по ушам ездить...
03.09.2014 в 19:14
Еще ктото сомневается насчет будующего Смолевич?
03.09.2014 в 19:30
Красотище!!!
Но Китай - выхлопная труба планеты.
"vladjeep":

поэтму они и идут в сибирь, рашку, белаырусь..... грят мы воевать не будем, а придем и будем жить..
03.09.2014 в 20:07
Все мобильники сделаны в Шэнчжене 100%
03.09.2014 в 20:11
а стадион БАТЭ, что там делает??? плагиат)))
03.09.2014 в 20:15
Где ледовые дворцы?!?
03.09.2014 в 21:02
Из центра Шэньчжэня до центра Гонконга теперь можно добраться за 45—50 минут, пройдя при этом еще и таможенный контроль.

Никак. Граница минимум 20-30 минут, хоть убейся. Из центра ШЖ до границы - тоже минут 15 на метро. До центра Гонконга от границы - 30 мин. Итого - не 45-50, а час-полтора.
03.09.2014 в 21:28
За 35 лет из деревни в супер-мегаполис,поразительно.В человеческих ли это силах???
03.09.2014 в 21:33
2050 год. Беларусь. Известнейший архитектор говорит : Я думаю мы стали достаточно опытные в строительстве 4х этажек - можно попробовать спроектировать 5 этажку
03.09.2014 в 21:50
а у нас за 35 лет: пару убогих ледовых дворцов и арена )))
03.09.2014 в 21:55
Кто больше желает увидеть об этом городе заходите на канал youtube - DenvasTV.
Человек живет там и попутно показывает быт Китая.
03.09.2014 в 22:33
Почему мы такие тормознутые?
03.09.2014 в 23:07
А где самолёты ? ) не панял
03.09.2014 в 23:15
При этом рабочая сила там действительно стоит копейки, при этом никто не стоит и не требует свои 500
"Shaun":

Средняя ЗП в Шеньжене на январь 2014 составляла 624$...
"Без.Понтов":

Точно не скажу сейчас , в Гуанджоу в 2011 средняя составляла 485$ по статистике мэрии )
03.09.2014 в 23:26
вот немного свежих фото с марта этого года:
http://toxaby.livejournal.com/599674.html - сам город, относительно старый квартал
http://toxaby.livejournal.com/598866.html - эти кадры сверху с самого высокого здания Шенчженя.
"Toxaby":

Толково +100500
04.09.2014 в 0:00
Муравейник с ужасной экологией.
04.09.2014 в 0:34
Из всех китайских городов Шеньчжэнь мне понравился меньше всего. Сплошные небоскребы, людей на улицах мало (многие кафе под землей). Как будто и не Китай
Все-таки я люблю города с историей. Тот же Гуанчжоу намного интереснее
04.09.2014 в 2:12
При этом рабочая сила там действительно стоит копейки, при этом никто не стоит и не требует свои 500
"Shaun":

Средняя ЗП в Шеньжене на январь 2014 составляла 624$...
"Без.Понтов":

Точно не скажу сейчас , в Гуанджоу в 2011 средняя составляла 485$ по статистике мэрии )
"Alexashka":

учитывая их цены на товары это явно больше наших 1000$
04.09.2014 в 6:43
Каждый раз читая в статье о том, что "город побратим" для Минска - широко улыбаюсь ))))
04.09.2014 в 9:31
[censored]
04.09.2014 в 10:10
Один из самых интересных интервью за последнее время.
04.09.2014 в 12:37
Китай-уважуха,надо учится и нам
04.09.2014 в 12:59
Молодцы, сыны Поднебесной!
Тихо-мирно подходят к влиянию № 1 в мире.
"vasil123":

с проблемами такого роста Китаю еще предстоит столкнуться, вот когда/если он их успешно переживет, тогда и можно будет заикнуться о месте в первой тройке
04.09.2014 в 15:07
Время зря не теряли)
04.09.2014 в 15:24
"Например, первые две линии метро (20 станций, 22 километра) построили всего за шесть лет (1998—2004), затем темпы его возведения еще более ускорились. К настоящему времени шэньчжэнский метрополитен имеет 5 линий, 137 станций и протяженность почти 180 километров, строятся еще 3 ветки." ......с общественным транспортом у них тоже всё гораздо лучше...
"Azail166":


Ну это как сказать. Коллегам, бывшим там в командировке, китайцы сказали - в метро не ходите, затопчут :)
04.09.2014 в 17:03
мне одному кажется, что мы отстали лет на 200?
"nemec_gt":

Говорят, что когда китайцы приехали на Интеграл, они сказали примерно следующее: "Мы думали, что вы отстаете от нас на 30 лет, но оказалось, что вы отстаете от нас навсегда"
"xova":

Ну и каких вы знаете китайских (именно КНР) разработчиков ИМС? Не низкокачественного копированного ширпотреба вроде операционных усилителей, лог. буферов, микроконтроллеров 8030/8050, импульсных регуляторов БП, а также клонов тошибовских УКВ трактов типа TA2003 и усилков и т.д., а действительно таких, чтобы можно было сказать "высокие технологии"? Я могу вспомнить четыре fabless-компании, занимающихся SoC: Ingenic (лицензиат британской Imagination Technologies), Rockchip, Allwinner и HiSilicon (он же Huawei) - лицензиаты ARM, американской Vivante и пачки других компаний. Все они работают практически исключительно на внутренний рынок. Loongson университетская разработка. Есть еще десяток дизайн-центров. Все остальные это Тайвань, что совсем не то же самое, что Китай.
Теперь непосредственно к производству, в Китае имеются SMIC и Hejian Technology Corporation, компании среднего уровня по сравнению с остальными (Интеграл конечно и рядом не валялся). Все остальные- собственность как интеллектуальная, так и реальная иностранных компаний и в Китае только находятся и платят налоги.
По производству средств производства: передовые степперы, сканнеры и т.д. выпускают ASML (Нидерланды), Ultratech (США), Nikon (Япония), Canon (Япония), Intel (США), Carl Zeiss SMT (Германия), про китайские я не слышал.
А теперь главное: все эти китайские компании основаны после 2000 года, большинство в 2005-2007. Делать печатные платы по референс-дизайну и повторять типовые схемы из даташита, что делают остальные - это не высокие технологии. А тем более собирать технику из чужих комплектующих, чем всякие фоксконны на самом деле и занимаются.
Интеграл конечно ничтожен даже по сравнению с китайцами, но высокотехнологическая мощь Китая раздута любителями Apple и прочих гаджетов, которые читают только Made in China на корпусе. На интеловских процессорах раньше писали "Сделано на Филиппинах" - представляете какой у Филиппин технологический потенциал? Мы отстаем от Китая на 7-14 лет, т.к. пример Китая показывает, что этот разрыв проблема исключительно вложенных денег и достаточного числа обученных кадров.
P.S. Они даже электровоз или тепловоз сами спроектировать до сих пор не могут - все их заводы выпускают продукцию Siemens, Alstom, EMD, GE и Bombardier, а потом толкают в Африку или СНГ, как китайскую продукцию. Паровозы перестали ездить в начале 2000-х. С примерами вы можете ознакомится на ж/д Казахстана, Узбекистана, Эстонии и с недавних пор на БЧ, где раскатывает Alstom Prima, называемый "белоруcско-китайским грузовым электровозом".
04.09.2014 в 18:05
а застолбилы и чарка со шкваркой скулят что мы белараша в опе потому что у нас нефти нету))
05.09.2014 в 11:59
низкокачественного копированного ширпотреба вроде операционных усилителей, лог. буферов, микроконтроллеров 8030/8050, импульсных регуляторов БП, а также клонов тошибовских УКВ трактов типа TA2003 и усилков и т.д.
"CaterpillarOfDeath":

О-о-о... Да это ж про "Интеграл"! :)
05.09.2014 в 19:48
О-о-о... Да это ж про "Интеграл"! :)
"Lonewolf":

Ну да, так и есть, только и Китай (КНР) имеет собственные технологии на этом же уровне, если не хуже. Ситуация начала меняться, только лет 10 назад, когда государство влило гигантское бабло в тот же Rockchip и остальных и возвращенцы из американских университетов стали основывать всякие ViMicro и Spreadtrum'ы, а перекупленные за большие бабки тайваньские перебежчики строят заводы за гос.деньги муниципалитетов, которые государство потом бесплатно отдает им в управление (SMIC). Таким образом компания несет минимальные идержки. В Беларуси такое невозможно, по крайней мере в текущей ситуации.
07.09.2014 в 10:43
Бедненько, но чистенько)))
07.09.2014 в 10:43
Каменная горка
"veranika4ka":

Где-то к 2017му году))))
07.09.2014 в 13:42
китайцы уже правят миром
07.09.2014 в 17:44
Это история о том, как вполне себе "живое" место превратили в "город грехов"(.
07.09.2014 в 19:36
Очень красивый город. Минская площадь есть и советский авианосец Минск в качестве музея.
08.09.2014 в 1:12
Кто хочет посмотреть видео о путешествии молодого человека из России на рынок электроники в Шенжень , смотрите :
http://www.youtube.com/watch?v=U_sEfRNyF_8
08.09.2014 в 10:40
Тот случай когда то что было лучше нынешней "микросхемы".
08.09.2014 в 19:23
Самый любимый город в Китае! Чувствую там себя как дома! Иностранцев там, кстати, 50 процентов или более! Русские на каждом шагу... Люблю свои Жданы, но климат, увы, меня раздражает...
08.09.2014 в 21:00
Отмени в Беларуси ВСЕ пенсии , и военным и гражданским , как в Китае, и будет расцвет !
за 10 лет не узнаете страну!
09.09.2014 в 7:40
не, трэба усе запрациць
10.09.2014 в 9:13
а в это время не денег у минска чтоб развязку построит на пл. бангалор
14.09.2014 в 15:21
gyuftiuyiutgf, Ну это Вы загнули. Я живу в Шэнчьжэне уже 2 года и чтобы иностранцев здесь было более 50% (а это около 10 миллионов), это уж перебор! Да, "бледнолицые" здесь обитают, русскоговорящих из них процентов 5-10, и то, встретить русскоговорящих можно на "Хачике" (рынок радиоэлектронникики) или в районе Shekou. По выходным много "бледнолицых" можно встретить в районе Coastal City Mall, Window of the World, на пляже... Климат здесь не очень плохой, по крайней мере, мне он больше подходит, чем в Беларуси, поэтому и 10 месяцев в году живу здесь. А вообще город производит потрясающее впечатление, не забывается такое никогда!