Дом кино: Минск 1953 года в цвете

 
38 588
193
25 августа 2014 в 9:04
Автор: darriuss

В 1953 году белорусские документалисты сняли удивительный фильм. В получасовой ленте, сделанной в классических традициях соцреализма, запечатлен восстанавливающийся после катастрофической оккупации Минск. Пропагандистскую, насквозь постановочную, но при этом безумно интересную поэму о строительстве Идеального Советского Города редчайшим памятником эпохи делает один лишь факт. Столица БССР, ее площади и улицы, жилые районы и промышленные предприятия сняты на цветную кинопленку! Как выглядел наш город 61 год назад на уникальных кадрах фильма «Новый Минск», рассказывает Onliner.by.

«На 700 километров пролегла стремительная автострада, связывающая столицу Белорусской республики с Москвой», — вещает голос за кадром. Так выглядело Московское шоссе в окрестностях Минска летом 1953 года.

Въездной знак в Минск шесть десятилетий назад был установлен в районе современной станции метро «Парк Челюскинцев», хотя городская застройка продолжалась и далее в сторону современного «Востока». Справа за кадром нынешняя улица Толбухина, впереди довоенный еще дом по проспекту Независимости (тогда Сталина), 93, прозванный в народе «генеральским».

На знаке любопытна старая белорусская орфография: «Совецкай», «Соцыялістычнай». За знаком забор с воротами деревенского вида. На этом месте, до войны резервировавшемся под создание республиканского ипподрома, вскоре начнется строительство корпусов Минского часового завода «Луч» и первого в городе экспериментального жилого района современного типа, получившего название по улице Волгоградской.

Гости будущего города-героя прибывают в него не только на персональных автомобилях. Аэродром, сейчас больше известный под названием «Минск-1», еще без нового здания аэровокзала, строительство которого будет закончено только в 1956 году. Слева вдалеке белеют довоенные еще жилые дома по современной улице Короткевича.

Ли-2 в ливрее «Аэрофлота». По утверждению диктора, самолеты в те годы в Минск летали не только из городов Советского Союза, но и из Варшавы, Берлина и Праги.

Но автомобили и самолеты пока, конечно, были роскошью. Основным средством передвижения трудящихся масс по стране оставались старые добрые поезда. Паровоз серии Су с пассажирскими вагонами где-то в пригородах белорусской столицы. Двухпутная ветка еще оборудована теплым, ламповым семафором.

Состав прибывает к перрону станции «Минск-Пассажирский». Сейчас здесь все кардинально изменилось. Историей стали и вокзальное здание, снесенное в начале 1990-х, и фонари, и пешеходный мост над железнодорожными путями.

Вокзал украшен неоновой вывеской, напоминающей всем приезжим, где они оказались.

После транспортной прелюдии авторы фильма наконец-то начинают демонстрацию построенного на зависть всей стране образцово-показательного города. Очевидно, что целевой аудиторией «Нового Минска» были вовсе не его жители, слишком хорошо осведомленные о том, что реальная жизнь в нем в те годы пока еще отличалась от сочащейся пропагандистским елеем картинки.

Привокзальная площадь с двумя высотными башнями ленинградско-московского архитектора Бориса Рубаненко, заслуженно ставшими символами Минска. Правая башня еще только достраивается, а следующего за ним по улице Кирова дома №4 и вовсе пока нет.

Кинооператор устанавливает свою камеру как раз на недостроенной высотке и снимает панораму города. Хорошо заметно, насколько мал он был 61 год назад. Складывается удивительное впечатление, что леса и поля начинались чуть ли не сразу за оперным театром, видным вдалеке справа. На улице Свердлова ведется стройка: возводятся здания главпочтамта с операционным залом, накрытым куполом, и главный корпус Института народного хозяйства у перекрестка с Кирова.

Улица Свердлова и Дом правительства на площади Ленина, еще не заслоненный поздней застройкой.

Пешеходный бульвар на улице Комсомольской, известный в некоторых кругах под кличкой «Феликс». Рассматривая эти старые кадры, не можешь отделаться от сакраментальных размышлений о степени озеленения Минска тогда и сейчас, причем речь идет не только о высоте и чахлости деревьев. Среди бурно цветущих клумб замечена даже пальма. Как увидим впоследствии, пальмы в то время вообще регулярно использовались в декоративных целях.

«Новый Минск» в первую очередь интересен как раз не показом городской архитектуры, а вот такими навсегда уже исчезнувшими деталями, определявшими характер той сложной эпохи.

Поливо-моечный автомобиль ПМ-10-50 на базе ЗиС-150 работает на площадке у Дома офицеров.

В следующий момент он же выезжает из арки, соединяющей жилые дома №22 и 24 по улице Свердлова. Одна из башен Рубаненко пока не загорожена дворовой застройкой и домами по улице Кирова.

И вот по свежевымытой ранним утром улице мимо милиционера-регулировщика мчится вереница фургонов с надписью «Мясо». Любопытно, что жилой дом на заднем плане, прозванный в народе «подковой», принадлежал Министерству мясной и молочной промышленности БССР. На его первом этаже в то время работал магазин «Мясо», а крыша была украшена неоновой рекламной конструкцией «Покупайте мороженое Минского молочного комбината». Да и мясные фургоны в том направлении движутся не просто так: в 1953 году городской мясокомбинат размещался у перекрестка улиц Свердлова и Аранской, на месте, ныне занятом корпусами «Белмедпрепаратов».

Минское утро продолжается. Из двора типографии имени Сталина (нынешнего Дома печати) выезжают почтовые фургоны «Москвич 400-422» с деревянным каркасом кузова.

А вот и минский почтальон в форменной одежде у Дома офицеров.

Так выглядели киоски «Союзпечати» 61 год назад. Деревянные, с раскладывающимися окнами-ставнями, толстыми журналами на витринах и портретами классиков марксизма-ленинизма.

Начинается рабочий день. Дворник в белоснежном фартуке приветствует выходящую из подъезда дома №8 по улице Карла Маркса пару, своим видом демонстрирующую единство пролетариата и интеллигенции в Стране Советов.

Свои рабочие места спешат занять работники тонкосуконного комбината, находившегося тогда на улице Клары Цеткин. Теперь эта территория преимущественно заброшена и ждет своего «солидного инвестора».

Непривычно выглядящая проходная тракторного завода.

Действие переносится на рабочие окраины. Улица Центральная. На часах 7:43 утра, толпа трудящихся движется к Минскому автомобильному заводу. В кадр попал автобус ЗиС-154.

«Поднялась, выросла рабочая молодежь. Посмотрите, какими солидными стали молодые токари Вася Острейко и Лида Софроненко».

Впереди транспортная проходная МАЗа.

Панорама только построенного жилого поселка автозаводцев. «Еще недавно здесь шумел лес», — утверждает диктор и не врет.

Могилевское шоссе (будущий Партизанский проспект) у перекрестка с улицей Котовского и автобус ЗиС-155, основа системы минского общественного транспорта, в классической раскраске. Обратите внимание, что жилые дома поселка автозавода крыты керамической черепицей — роскошь, впоследствии бесследно исчезнувшая.

Минск — город-сад. В районе улицы Мичурина существовали коттеджи на две семьи, позже снесенные ради строительства многоэтажек.

Детский сад в поселке с декоративными гипсовыми скульптурами.

Детишки автозаводцев на зарядке в поселковом парке. Его оригинальная ограда со старой эмблемой завода — скачущим зубром — до сих пор на своем месте.

Новенькая продукция предприятия-гиганта и его корпуса с духоподъемными лозунгами на заднем плане.

А это вершина творчества автозаводцев первой половины 1950-х годов, предшественник БелАЗов — карьерный самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью в 25 тонн. Для контраста с огромной машиной режиссер не удержался и разместил рядом в кадре маленьких детишек на трехколесных велосипедах.

Второе крупнейшее предприятие города — Минский тракторный завод — авторы «Нового Минска» также не могли обойти вниманием. Поселок МТЗ у перекрестка улиц Долгобродской и Кошевого. Мимо проезжает трамвай КТМ-1 почему-то с открытыми задними дверями.

Прохожие и велосипедисты среди новенькой застройки улицы Кошевого.

Настало время дать слово жителям Минска. Если закадровый текст в фильме начитывается по-русски, то вся прямая речь идет исключительно на «беларускай мове». Вот знатный рабочий Минского тракторного товарищ Антоник проводит для подростков экскурсию по территории предприятия: «Бачыце, рабяты, якім стаў наш трактарны! Апасля вайны тут быў адзін пустыр».

Товарищ Антоник лукавит. Еще до войны на месте МТЗ началось возведение авиазавода. В эксплуатацию его сдать не успели, корпуса остались недостроенными, но «пустыром» эту площадку назвать было сложно. Впрочем, обывателям об этом знать было вовсе не обязательно.

Сейчас этим ребятам должно было исполниться по 75 лет.

Кадры нового Города Солнца чередуются с фрагментами кинохроники середины 1940-х. Только что освобожденный от оккупации Минск, современная улица Ленина в сторону площади Свободы.

Улица Советская, еще не превратившаяся в проспект Сталина-Ленинский-Скорины-Независимости. Вдалеке здание ЦК КПБ на Маркса, 38.

И контрастом этому служат картины послевоенного мирного труда на благо социалистической родины. Из корпусов тракторного выезжают МТЗ-2.

Целые грузовики с продукцией мотовелозавода отправляются в магазины.

А в ответ Минск получает из братских республик, например, троллейбусы МТБ-82Д.

На площади Победы завершается сооружение обелиска. Его откроют ровно через год, в июле 1954-го, к 10-летию освобождения города.

Возводятся корпуса камвольного комбината на Маяковского.

Ну и, конечно, растет и хорошеет Минск. «Куда ни посмотришь, всюду леса новостроек, словно Минск — одна большая строительная площадка».

Формируется застройка улицы Красной. Слева заметен «дом под шпилем» на перекрестке с Коммунистической, а за ним — колоннада штаба Белорусского военного округа, занятого сейчас Министерством обороны страны.

Возведение минского обкома партии на Комсомольской-Кирова. Сейчас в этом здании размещается Исполнительный комитет СНГ.

Строительство жилых домов на улице Ленина. На заднем плане виден Верхний город в районе площади Свободы.

И вновь оператор забрался с камерой на башню Рубаненко на Привокзальной площади. В кадр угодили сразу несколько трамваев, тогда еще ходивших и по улице Ленинградской. Обратите внимание, что уже в районе современной улицы Розы Люксембург колосились колхозные поля.

Достраиваются жилой дом с универсамом «Центральный» и Дворец культуры профсоюзов на Октябрьской (тогда еще Центральной) площади.

В Минск приезжает делегация из Сталинграда.

С собой они привезли два кирпича из знаменитого в то время «дома Павлова». Во время Сталинградской битвы группа советских бойцов более двух месяцев держала оборону в этом здании. После окончания войны «дом Павлова» восстановили первым. В качестве символического жеста делегация привезла с Волги его фрагмент в новый Минск.

Во время этого визита сталинградские кирпичи использовали при строительстве жилого дома №31 по проспекту Сталина рядом с площадью Победы. Сейчас этому событию посвящена установленная на здании мемориальная доска.

Сталинградцами почетные гости, приехавшие в Минске не таким уж и холодным летом 1953-го, не ограничились. На минский вокзал прибыла делегация «великого китайского народа». Пока еще великого китайского народа. При «ревизионисте» Хрущеве отношения с ним драматическим образом испортились.

Под сенью Сталина, умершего всего несколько месяцев назад, речь перед китайцами держит председатель Минского горсовета. Держит, естественно, на белорусском.

И еще несколько открыточных зарисовок с парадных улиц города. Проспект Сталина у главпочтамта. Гостиницу «Минск» строить еще не начинали.

Перекресток с Комсомольской.

Старый главный корпус Минского педагогического института на площади Ленина, в конце 1980-х заслоненный новой высоткой.

Удивительно грязный Дом правительства и все те же экзотические пальмы. Интересно, почему сейчас эти растения перестали использоваться «Минскзеленхозом».

Памятник Сталину на пустынной Центральной площади. В ноябре 1961 года его за одну ночь снесут.

Окрестности Свислочи. Сооружается ансамбль площади Победы, слева идут земляные работы в парке 30-летия БССР, позже переименованного в честь Янки Купалы. Справа видна снесенная недавно историческая первая минская электростанция.

Напряженный трафик на главной магистрали города.

ГУМ и автобус ЗиС-155.

Здание ЦК ЛКСМБ на перекрестке улиц Маркса и Красноармейской.

Читатели поднимаются в Государственную библиотеку имени Ленина. На заднем плане довоенная средняя школа №4.

Далее зрителей радуют перспективными планами развития Минска, которым, как показало будущее, из-за смены власти в Москве и последующей глобальной перестройки всей советской архитектуры так и не суждено было осуществиться.

Так выглядела в 1953-м улица Ленина от проспекта в сторону площади Свободы. Ее застройка в самом разгаре. Кафедральный костел уже лишился своих башен, его переделывают под спортивные залы общества «Спартак».

А так она должна была выглядеть. На площади Свободы вместо здания института «Белпромпроект» планировалось построить высотное здание со шпилем.

Центральная площадь. Вдалеке бывший кафедральный костел.

Перспективная застройка. Здание телеграфа слева в начале 1960-х еще удалось возвести по первоначальному проекту, а вот правая часть улицы Энгельса так и не была реализована.

Так могла выглядеть площадь Калинина.

А так — Академия наук.

Белорусской науке посвящено несколько минут фильма. Вот классики советской литературы республики Якуб Колас, Кондрат Крапива и Петр Глебка под неусыпным оком Сталина работают над русско-белорусским словарем.

А это президент Академии наук БССР Василий Купревич, фамилия которого 60 лет спустя отлично известна всем работникам Парка высоких технологий, проводит полевые занятия с молодыми сотрудницами Института биологии.

Студенческие будни. Университетский городок БГУ, слева здание географического факультета.

Студенты-геологи занимаются исключительно в форме.

Реконструированный после оккупации главный корпус политехнического института. Разумеется, имени Сталина.

«После исторического решения сентябрьского пленума ЦК КПСС многие студенты-выпускники обратились с просьбой направить их на работу в МТС». Аббревиатура «МТС» тогда означала всего лишь машинно-тракторные станции. Механизация сельского хозяйства была объявлена очередной задачей советского народа.

Рабочий и учебный день минчан заканчивается. Чем же они занимались вечером и в выходные?

Высаживание деревьев в будущем парке имени Янки Купалы. Сидящие теперь на скамейках под его деревьями должны сказать спасибо этим безымянным жителям города.

Прогулки в сквере у оперного театра. Суворовское училище вдалеке поражает своей белизной.

Выгул детей в уютных дворах. Улица Ленинградская.

А это двор в жилом доме №16 по проспекту Независимости. Дети водят хоровод вокруг воспитательницы и поют белорусскую песенку.

Сейчас у этих молодых минчан, скорее всего, уже есть свои внуки.

Фонтан с классической советской скульптурной композицией «Девушка с веслом» в парке Горького.

Комсомольское озеро — любимое место летнего отдыха горожан. Тогда там еще можно было безбоязненно купаться.

Главное мужское развлечение — поход на футбол. Стадион «Динамо» в своем послевоенном облике, павшем жертвой реконструкции к Олимпиаде-80.

Арена была вписана в естественный склон холма, однако трибуны его занимали не полностью.

Минские магазины. Автосалон, занимавший место нынешнего кафе «Березка» на площади Победы. Счастливый покупатель намерен самостоятельно покинуть здание прямо на «Победе».

Книжный магазин «Подписные издания» и 60 лет спустя по-прежнему на своем месте. А вот моряков на городских улицах уже не встретишь.

На собственном ЗиМе за покупками в ГУМ могли позволить себе ездить единицы, но соцреализму такой нюанс не помеха. Зато для красоты картинки можно запереть ребенка в автомобиле прямо в жаркий летний день.

Интерьеры ГУМа мало изменились.

Продавщицы в форменных халатах.

Вот покупательница приобретает ковер, чтобы ее внучка могла спустя 60 лет сделать на его фоне селфи.

«Сегодня делают серьезные закупки молодые врачи Галина и Николай Затонец. Не иначе, готовятся к новоселью». Через шесть десятилетий наследники молодых врачей серьезные закупки к новоселью будут предпочитать делать в Вильнюсе и Белостоке.

Мебель будет покупаться не в магазине на проспекте Независимости, 39 (сейчас его место занимает «Кристалл»), а в IKEA.

Собственные квартиры (да еще и с пальмою) доставались тогда редким счастливчикам, зато в кино все выглядело исключительно красиво. Только при Хрущеве, развенчавшем, среди прочего, и эту показуху, квартирный вопрос действительно начал решаться.

Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда.

Молодая семья врачей Затонец празднует новоселье на фоне ковра.

Ломящийся от закусок стол, выпивка… Вот только, судя по нарисованному заднику, жили врачи Затонец в павильоне «Беларусьфильма».

Напившись всего, гости дружно поют песню «Мінск мой родны, мой любимы. Горад фабрык і садоў».

Смеркнулось. Но и в темное время суток минчане не скучали. Можно было покататься на паруснике по Комсомольскому озеру.

Или прогуляться мимо освещенных неоновыми огнями витрин магазинов.

Наконец, сходить в один из минских театров. Здание Купаловского еще не перестроено.

Или посмотреть кино. Летом 1953-го в «Победе» давали байопик композитора Римского-Корсакова.

А в оперном — балет «Повесть о любви».

Простые белорусские крестьяне против злобного князя.

«Радость полнокровной жизни — удел Советской Белоруссии и ее столицы, города Минска».

«На счастье народа, во славу республики, расти и красуйся, новый Минск!»

Все желающие могут самостоятельно ознакомиться с фильмом.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
25.08.2014 в 9:05
Онлайнер, красава!
Спасибо за фоторепортаж!
25.08.2014 в 9:06
Репортажи от darriusa как всегда приятно улыбают! Спасибо!
25.08.2014 в 9:06
Особенно доставило это:
Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда.

Даешь такую на каждом доме в Дроздах - страна должна знать, как живут её "герои"))
25.08.2014 в 9:07
Винтажные фото , прям как назад в прошлое
Отличный репортаж !
25.08.2014 в 9:08
Памятник Сталину на пустынной Центральной площади. В ноябре 1961 года его за одну ночь снесут.

 
Как-то долго этот цензоред простоял.
Еще бы картавого на Независимости снести.
25.08.2014 в 9:08
Как в сказке смотрится... И никто не кричал "понаехали тут".
25.08.2014 в 9:08
Автор: darriuss - молодец.
Даже по фото видно, что люди были добрее чем сейчас!
Все так мило.
25.08.2014 в 9:10
вот на фото люди людями - труженники, одного не пойму, откуда сейчас в Минске столько быдла
25.08.2014 в 9:12
Как был совок так и остался
25.08.2014 в 9:13
Вот покупательница приобретает ковер, чтобы ее внучка могла спустя 60 лет сделать на его фоне селфи.
Это сделало мой день , респект афтару !
25.08.2014 в 9:13

Даже по фото видно, что люди были добрее чем сейчас!
"adamant_moon":

Ага добрее Куропаты тому пример наглядный
25.08.2014 в 9:16
а не сильно и изменился, разве что зеленее был, и свободнее
25.08.2014 в 9:16
Какими же нужно быть ущербными задолизами, чтобы писать не "до Москвы", а "от Москвы"?
25.08.2014 в 9:19
Поливачка правильно называется ПМ-8

"Поливо-моечный автомобиль ПМ-10-50 на базе ЗиС-150 работает на площадке у Дома офицеров".
25.08.2014 в 9:20
аффтар, браво! хотя фоток многовато
25.08.2014 в 9:21
Британский_кот,
Минчане. Посмотрите на фото на людей, как авто едут. Мерно не спеша. Не так как сейчас.
25.08.2014 в 9:21
а почему сам фильм выложить было нельзя?
25.08.2014 в 9:21
Ну..! Нет слов, нет просто слов....)))
25.08.2014 в 9:25
Красивые фото)
25.08.2014 в 9:26
Статья - огонь!!!
25.08.2014 в 9:27
Однако даже чуточку обидно за площадь Калинина - такой шикарный, но не реализованный проект.
25.08.2014 в 9:27
Спасибо за статью. Очень хороша. Даже в те, тяжелые времена, старались строить с изюминкой, на века, продумывая внешний вид. Одни проекты чего стоят. Смотришь на нынешний новострой - детский сад и убогость.Обратите внимание !!! Что в те трудные времена люди думали о будущих поколениях и планировали бульвары, скверы, широкие дороги и тротуары, строили город для удобной жизни, а нынешние- или жадные сильно, или умом не вышли.
25.08.2014 в 9:28
Британский_кот,
Минчане. Посмотрите на фото на людей, как авто едут. Мерно не спеша. Не так как сейчас.
"adamant_moon":

Их количество тогда не зашкаливало как сейчас....
25.08.2014 в 9:28
Шедеврально!!!
25.08.2014 в 9:28
как люди поменялись..
25.08.2014 в 9:28
А цифрануть кинопленочку и выложить мувик - не?
было бы ОГОНЬ!
25.08.2014 в 9:32
Британский_кот,
Минчане. Посмотрите на фото на людей, как авто едут. Мерно не спеша. Не так как сейчас.
"adamant_moon":

Их количество тогда не зашкаливало как сейчас....
"gelia-4":

согласен. и на великах и мотиках не носились как сейчас, у каждого был гараж, даже без наличия авто. Автоматы с газировкой и стаканами, морожка!
25.08.2014 в 9:33
Каким он был зеленым...
25.08.2014 в 9:35
а главное пробок нет ,,,,красотища,,,,,
25.08.2014 в 9:43
Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда.

 
Похоже на правду даже.
В квартирах 77, 94 и 103 до сих пор живут родственники людей с таблички.
25.08.2014 в 9:47
[censored]
25.08.2014 в 9:53
Афигенно !!!! Спасибо за экскурсию в прошлое !!!
25.08.2014 в 9:56
Мне кажется, что тогда люд жили счастливее чем сейчас, у народа была надежда, уверенность в завтрашнем дне, а сейчас каждому хочется хапнуть побольше, а на остальных наплевать, я еще помню красивые цветочные клумбы, студентов в колхозах, молодежь в деревнях, жизнь кипела практически везде, и это было не так давно, на рубеже 95 го все это планомерно затухло, а сейчас налоги, налоги, сборы, белтолы, и зарплаты примерно равны прожиточному минимуму, а про пенсии я вообще молчу, и говорят рожайте детей! Да как простому рабочему прокормить детей и жену когда та получает копеечные декретные, а он копейки на заводе, а одежда на детей и обувь порой дороже чем на взрослого. Вот и живет наш многострадальный народ как говорят в лапти обутый.
25.08.2014 в 9:56
Это неимоверно!!!!!Спасибо!
25.08.2014 в 9:57
совок как был так и остался,понаехавших только больше стало
25.08.2014 в 9:57
Тогда было ощущение, что жизнь постоянно улучшается. а сейчас?
25.08.2014 в 9:59
У меня дома нет ни одной вещи из IKEA. Наверное от жизни отстал.
25.08.2014 в 10:06
Британский_кот,
Минчане. Посмотрите на фото на людей, как авто едут. Мерно не спеша. Не так как сейчас.
"adamant_moon":

ну так и машины, как бы, мощнее стали...
25.08.2014 в 10:10
вот бы фотки были подкреплены фото современного вида этих мест, было б вообще отпад)
25.08.2014 в 10:10
нормуль
25.08.2014 в 10:14
Какими же нужно быть ущербными задолизами, чтобы писать не "до Москвы", а "от Москвы"?
"Прозмейлол":

в глаза долбишься? Это табличка на въезде в город.
25.08.2014 в 10:15
надо же, буквально вчера смотрел этот фильм, а сегодня репортаж, автор, у нас телепатическая связь
а по теме, действительно удивительно, 60 лет как никак прошло, все равно что в машине времени прокатился, некоторые пейзажи не изменились вовсе, некоторые наоборот не узнать, интересно, что снято было еще до развенчания культа личности Сталина и много общественных мест, будь то улицы, университеты и тд. названы если не в честь Ленина, то обязательно в честь Сталина и наоборот
и еще, вроде как сорциализм, тяжелые послевоенные времена, а на бел мове разговоривали поболей чем сечас (для этого нужно видео смотреть)
25.08.2014 в 10:15
Статья порадовала, фильм пять баллов! А сегодня даже погода дерьмо
25.08.2014 в 10:19
Обратите внимание, что уже в районе современной улицы Розы Люксембург колосились колхозные поля.

скорее улицы Кальварийская, т.к. до полей еще виднеется кирпичный завод у теперешней Харьковской
25.08.2014 в 10:27
А цифрануть кинопленочку и выложить мувик - не?
было бы ОГОНЬ!
"ramzzai":

А статью до конца дочитать? Там в конце сам фильм. Не?
25.08.2014 в 10:27
Какими же нужно быть ущербными задолизами, чтобы писать не "до Москвы", а "от Москвы"?
"Прозмейлол":

кем же должны быть те , кто в наше время на жд колею из
орши(москвы) в минск называют ,,путь номер один"
25.08.2014 в 10:27
Мне кажется, что тогда люд жили счастливее чем сейчас, у народа была надежда, уверенность в завтрашнем дне,
"190484duv":

Кажется. По-разному жили, как и сейчас.
25.08.2014 в 10:29
а почему сам фильм выложить было нельзя?
"Kava":

А почему до конца прочитать было нельзя?
25.08.2014 в 10:33
Спасибо ув.Darriuss за статью
25.08.2014 в 10:34
прикольно! все узнается) особо ничего не поменялось))
25.08.2014 в 10:38
Шикарно! Дарриус как всегда радует статьёй! И немного печалит, когда сравниваешь с тем, что уничтожили колхозники в Минске современном.
25.08.2014 в 10:43
Darriuss как всегда на высоте!
Обожаю такие статьи!
25.08.2014 в 10:45
Эх, тех людей была уверенность в завтрашнем дне, а сейчас только во вчерашнем уверены.
25.08.2014 в 10:46
Мода на стрижки вернулась http://prntscr.com/4g88d6
25.08.2014 в 10:51
Какими же нужно быть ущербными задолизами, чтобы писать не "до Москвы", а "от Москвы"?
"Прозмейлол":

А что не так? Железнодорожные указатели тоже от Москвы. Да и табличка то на въезд
25.08.2014 в 10:52
вот на фото люди людями - труженники, одного не пойму, откуда сейчас в Минске столько быдла
"Andrey.ka":

Были же люди, как люди и вдруг все сразу стали кретины
25.08.2014 в 10:53
люди были лучше, жизнь была интереснее
25.08.2014 в 10:54
Взял и скачал этот фильм.
25.08.2014 в 10:57
Вот покупательница приобретает ковер, чтобы ее внучка могла спустя 60 лет сделать на его фоне селфи.
«Сегодня делают серьезные закупки молодые врачи Галина и Николай Затонец. Не иначе, готовятся к новоселью». Через шесть десятилетий наследники молодых врачей серьезные закупки к новоселью будут предпочитать делать в Вильнюсе и Белостоке.

юмор так и прет
25.08.2014 в 10:58
"Вот покупательница приобретает ковер, чтобы ее внучка могла спустя 60 лет сделать на его фоне селфи."
это 5!!!!!))))))
25.08.2014 в 11:01
darriuss, спасибо опять.

http://content.onliner.by/news/2014/08/default/b2bfb01c6b9b47244f78dbf6862a5c0e.jpg
Да, слева фрагмент нынешнего геофака. Такое же здание ближе к центру фотографии - бывший химфак. Из-за строительства станции метро теперь от него остался только кусочек, на фото - самый дальний (Бобруйская, 11).

http://content.onliner.by/news/2014/08/default/42a1f68df3305e9ac5c51bb0613f2b1a.jpg
Любопытно увидеть даму в брючном костюме в 1953-м. В начале 70-х студенток, одетых в брючки, в Ленинку не пропускали, а одной нашей научной сотруднице ученый совет факультета (дело было в БГУ) хотел было запретить ходить в брюках на работу.

http://content.onliner.by/news/2014/08/default/2ade6f76dbcff3ff9d1b6c6527f06f48.jpg
Что за купол над "Подковой"? Реклама? На других фотографиях ничего похожего нет.
25.08.2014 в 11:07
"Молодая семья врачей Затонец празднует новоселье на фоне ковра" - вот только фамилии Затонец в "Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда" почему-то не видно - подстава! :D
25.08.2014 в 11:10
Приятно слышать мягкую белорусскую речь в репортаже.
25.08.2014 в 11:11
Да, репортаж крутой!

Гуляя по старым частям городов Европы (тем самым с узкими улочками и брусчатой дорогой), всегда берет обида за то, что у нас такого не осталось. Жалкий клочок земли в Троицком как-то всерьез не воспринимается. Все привыкли говорить, что после войны Минск был почти полностью разрушен. Но ведь и тот же Берлин был разрушен весьма основательно, а старых зданий из той, довоенной эпохи, сейчас там предостаточно. Получается, что в Берлине все восстановили, как было, а в Минске плюнули на историю и решили перестраивать по последнему слову архитектурной сталинской моды? Всегда интересовал этот вопрос. Был ли вообще в Минске этот "старый город"?
25.08.2014 в 11:17
Шикарная статья. Спасибо darriuss!
25.08.2014 в 11:18
Взял и скачал этот фильм.
"Kaptenen":

А что его качать, зашел на youtube, добавил две буквы ss, что-бы получилось www.ssyoutube.... и качай в разных форматах...
Правда мало кто об этом знает...
25.08.2014 в 11:23
Улица Трудовая, дорога на МАЗ
http://content.onliner.by/news/2014/08/default/c54570eaea45cb9ab2bf6b631976b13a.jpg
25.08.2014 в 11:29
Красивые фото)
"zedrik":

Да... незагаженный, неуплотнённый Минск...
25.08.2014 в 11:31
Красивые фото)
"zedrik":

Да... незагаженный, неуплотнённый Минск...
"Vital:


+1 000 0000 0000
25.08.2014 в 11:32
вот на фото люди людями - труженники, одного не пойму, откуда сейчас в Минске столько быдла
"Andrey.ka":

сейчас вся страна такая...испортили народ.кругом один мат только и слышен.безвольное стадо
25.08.2014 в 11:36
Вот покупательница приобретает ковер, чтобы ее внучка могла спустя 60 лет сделать на его фоне селфи.

супер ))
25.08.2014 в 11:40
Этот минск намного роднее
25.08.2014 в 11:41
а почему сам фильм выложить было нельзя?
"Kava":

ВОТ- ВОТ!
Фильм в СТУДИЮ ! Фотками накормлены ! )
25.08.2014 в 11:46
а почему сам фильм выложить было нельзя?
"Kava":

ВОТ- ВОТ!
Фильм в СТУДИЮ ! Фотками накормлены ! )
"Alexashka":

фильм под последней фото
25.08.2014 в 11:49
Что за купол над "Подковой"? Реклама? На других фотографиях ничего похожего нет.
"aliaksonliner":


Это рекламная конструкция на здании "Покупайте мороженое Минского молочного комбината".
25.08.2014 в 12:00
Минск всегда был чистым и красивым. И это не заслуга самизнаетекого.
25.08.2014 в 12:04
Да было время,
не то что нынешнее племя!
25.08.2014 в 12:11
Какие счастливые лица!
какая была интересная жизнь!
25.08.2014 в 12:14
Когда же все пошло не так?
25.08.2014 в 12:16
Вы посмотрите на лица людей! Доброта в глазах, любовь, искренность, живут лозунги в сердцах "Человек человеку друг, товарищ и брат"!
25.08.2014 в 12:23
darriuss, спасибо опять.

http://content.onliner.by/news/2014/08/default/b2bfb01c6b9b47244f78dbf6862a5c0e.jpg
Да, слева фрагмент нынешнего геофака. Такое же здание ближе к центру фотографии - бывший химфак. Из-за строительства станции метро теперь от него остался только кусочек, на фото - самый дальний (Бобруйская, 11).
"aliaksonliner":

Вот оно как было! А я-то когда рассматривал ч/б довоенные фото университетского городка всё никак не мог разобраться среди схожих по архитектуре корпусов старого БГУ какой именно из них сохранившийся геофак.
И про снос старого химфака из-за метро даже не представлял себе..

Дарриусу - респект!
25.08.2014 в 12:26
reveris, А кроме уверенности в завтрашнем дне, в чем тогда была еще уверенность?
25.08.2014 в 12:27
Всё это великое прошлое, у людей была одна большая Родина, и для старшего поколения не важно Беларусь или это Украина или Казахстан - это бывший Советский Союз, в котором они родились https://www.youtube.com/watch?v=eG1a7J3EroQ
25.08.2014 в 12:33

столбец с квартирами не слева, а справа. просто фамилии в алфавитном порядке вывешены.
25.08.2014 в 12:38
shbnmr, когда начали спивать народ
25.08.2014 в 12:38
Смеялся во всю )))))) молодец автор )))
Вот покупательница приобретает ковер, чтобы ее внучка могла спустя 60 лет сделать на его фоне селфи.

Отлично показан Минск !
25.08.2014 в 12:39
чтобы ее внучка могла спустя 60 лет сделать на его фоне селфи.
"camera_zits":


Глянь еще раз, это удобно найти по первой букве, а квартиры не по порядку идут
25.08.2014 в 12:53
Лубок...
25.08.2014 в 13:05
reveris, А кроме уверенности в завтрашнем дне, в чем тогда была еще уверенность?
"Gunfighter":

Была уверенность, что ты не заработаешь больше своего соседа.
Была уверенность, что ты купишь ту же одежду, что и у половины жителей города.
Была уверенность, что надо молчать, иначе соседи могут "неверно истолковать" то, что ты на самом деле думаешь о социалистическом строе. "Черные воронки" с надписью "Хлеб" или "Мясо", как на ул. Свердлова, еще не отменили...
Была уверенность, что если не вступишь в партию, не видать тебе повышения, как своих ушей.
Была уверенность, что всеми результатами твоего труда воспользуется государство. Заплатят не по эффективности, а "как всем". Иначе - "ты это что, мещанин-индивидуалист?!"
Была уверенность, что торговать (читай - спекулировать) - это непристойно, а стоять у станка - это почетно.
Была уверенность, что не имея знакомств, не купишь ни мебели, ни телевизора, а уж об автомобиле и мечтать не приходилось (в частную собственность автомобили разрешили продавать только в 60-х).
Много в чем была уверенность...
25.08.2014 в 13:11
вот же строили при диктатуре, военных разрушениях и нехватки мужских рук:
черепица, кирпич, ухоженные дворы, озеленение.
25.08.2014 в 13:13
Мне кажется, что тогда люд жили счастливее чем сейчас, у народа была надежда, уверенность в завтрашнем дне, а сейчас каждому хочется хапнуть побольше, а на остальных наплевать, я еще помню красивые цветочные клумбы, студентов в колхозах, молодежь в деревнях, жизнь кипела практически везде, и это было не так давно, на рубеже 95 го все это планомерно затухло, а сейчас налоги, налоги, сборы, белтолы, и зарплаты примерно равны прожиточному минимуму, а про пенсии я вообще молчу, и говорят рожайте детей! Да как простому рабочему прокормить детей и жену когда та получает копеечные декретные, а он копейки на заводе, а одежда на детей и обувь порой дороже чем на взрослого. Вот и живет наш многострадальный народ как говорят в лапти обутый.
"190484duv":

Ностальгировать по прошлому это хорошо. Психологи даже уверяют, что это продлевает жизнь. Но они же отмечают, что человеку свойственно приукрашивать прошлое - избирательно помнить только все хорошее, забывая все негативное.
И забывает (или просто не помнит) человек о мизерных зарплатах на жизнь от получки до получки, о крошечных пенсиях для колхозников, о декретном отпуске в размере 3-х месяцев (могу чуть ошибиться, но незначительно), о шестидневной рабочей неделе, о недоступности (из-за цены) многих товаров в продмагах, о скудности промтоваров, о об отсутствии правдивой информации о жизни в других странах, о практической невозможности поехать отдыхать семьей на юг для простых инженеров и рабочих и многое другое.
А уверенность в завтрашнем дне? Так жить всегда хочется уже сегодня. А нам для подтверждения этой уверенности партия и правительство всегда обещало светлое будущее, но не сегодня, а завтра. Но обманывало и обмануло. Поэтому можно ли назвать счастливой жизнь в государстве, где тебя постоянно обманывали?
25.08.2014 в 13:17
Хотелось бы увидеть предвоенный Минск.в новом музее ВОВ есть небольшой ролик на пару минут отом Минске накануне войны в мае 41-ого.но маловато!
25.08.2014 в 13:17
Море позитива!!! Спасибо за статью )))
25.08.2014 в 13:33
reveris, А кроме уверенности в завтрашнем дне, в чем тогда была еще уверенность?
"Gunfighter":

Была уверенность, что ты не заработаешь больше своего соседа.
Была уверенность, что ты купишь ту же одежду, что и у половины жителей города.
Была уверенность, что надо молчать, иначе соседи могут "неверно истолковать" то, что ты на самом деле думаешь о социалистическом строе. "Черные воронки" с надписью "Хлеб" или "Мясо", как на ул. Свердлова, еще не отменили...
Была уверенность, что если не вступишь в партию, не видать тебе повышения, как своих ушей.
Была уверенность, что всеми результатами твоего труда воспользуется государство. Заплатят не по эффективности, а "как всем". Иначе - "ты это что, мещанин-индивидуалист?!"
Была уверенность, что торговать (читай - спекулировать) - это непристойно, а стоять у станка - это почетно.
Была уверенность, что не имея знакомств, не купишь ни мебели, ни телевизора, а уж об автомобиле и мечтать не приходилось (в частную собственность автомобили разрешили продавать только в 60-х).
Много в чем была уверенность...
"Selvor":

И, обладая таким солидным набором уверенностей, любой советский человек просто обязан был заявить, что к борьбе за дело коммунистической партии советского союза он ВСЕГДА ГОТОВ.
25.08.2014 в 13:39

И забывает ... о крошечных пенсиях для колхозников...
"Gunfighter":

Верно. Более того. В 1953 г. у колхозников пенсий вообще не было. И еще более того. У колхозников вообще не было права без разрешения покинуть свой колхоз и перейти на другую работу. Поступить в ФЗУ или институт, завербоваться на стройку, лесозаготовки или завод - такие были пути удрать от крепостной зависимости.
25.08.2014 в 13:40
Какие обалденные цветочные композиции...и детские площадки чудесные...и верните фонтан "Девушка с веслом"!! :))
25.08.2014 в 14:02
Особенно доставило это:
Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда.

Даешь такую на каждом доме в Дроздах - страна должна знать, как живут её "герои"))
"777Алекс":

Для НКВД это было актуально - приезжают кого-то забирать в Куропаты - по табличке проверили, чтобы ошибочки не вышло.
25.08.2014 в 14:04
Расти и красуйся, мой Минск!
25.08.2014 в 14:04
В принципе мало что изменилось - посмотрите новости по любому БТ-шному телеканалу. Добавилось то, как всенародноизбранный лично заботится о народе и ператрахивает зарвавшихся чиновников.
25.08.2014 в 14:14
http://content.onliner.by/news/2014/08/default/c44090b688dfc647409c1209da88b26b.jpg
Женщина слева разговаривает по мобильному телефону ?
А репортаж- супер. Спасибо!
25.08.2014 в 14:15
Какую страну про$рали!
25.08.2014 в 14:24
В 1953 году в Минске не было толстых. Или почти не было...
25.08.2014 в 14:29
Николай Затонец похож на китайца... А-а-а-тьки, нна-а-да?
25.08.2014 в 14:30
Обратите внимание, студенты политеха копаются в движках, получают какие-то знания... Сейчас же все это для галочки.
http://content.onliner.by/news/2014/08/default/7324870e08ed798ca320592ab599275e.jpg
25.08.2014 в 14:40
reveris, А кроме уверенности в завтрашнем дне, в чем тогда была еще уверенность?
"Gunfighter":

Была уверенность, что ты не заработаешь больше своего соседа.
Была уверенность, что ты купишь ту же одежду, что и у половины жителей города.
Была уверенность, что надо молчать, иначе соседи могут "неверно истолковать" то, что ты на самом деле думаешь о социалистическом строе. "Черные воронки" с надписью "Хлеб" или "Мясо", как на ул. Свердлова, еще не отменили...
Была уверенность, что если не вступишь в партию, не видать тебе повышения, как своих ушей.
Была уверенность, что всеми результатами твоего труда воспользуется государство. Заплатят не по эффективности, а "как всем". Иначе - "ты это что, мещанин-индивидуалист?!"
Была уверенность, что торговать (читай - спекулировать) - это непристойно, а стоять у станка - это почетно.
Была уверенность, что не имея знакомств, не купишь ни мебели, ни телевизора, а уж об автомобиле и мечтать не приходилось (в частную собственность автомобили разрешили продавать только в 60-х).
Много в чем была уверенность...
"Selvor":

И, обладая таким солидным набором уверенностей, любой советский человек просто обязан был заявить, что к борьбе за дело коммунистической партии советского союза он ВСЕГДА ГОТОВ.
"Gunfighter":

Какую страну про$рали!
"Hyperius":

:)
25.08.2014 в 14:49
Онлайнер, красава!
Спасибо за фоторепортаж!
"777Алекс":


Какой фоторепортаж? Выложили бы видео да и все вместо скриншотов и субтитров к ним
25.08.2014 в 15:03
reveris, А кроме уверенности в завтрашнем дне, в чем тогда была еще уверенность?
"Gunfighter":

Была уверенность, что ты не заработаешь больше своего соседа.
Была уверенность, что ты купишь ту же одежду, что и у половины жителей города.
Была уверенность, что надо молчать, иначе соседи могут "неверно истолковать" то, что ты на самом деле думаешь о социалистическом строе. "Черные воронки" с надписью "Хлеб" или "Мясо", как на ул. Свердлова, еще не отменили...
Была уверенность, что если не вступишь в партию, не видать тебе повышения, как своих ушей.
Была уверенность, что всеми результатами твоего труда воспользуется государство. Заплатят не по эффективности, а "как всем". Иначе - "ты это что, мещанин-индивидуалист?!"
Была уверенность, что торговать (читай - спекулировать) - это непристойно, а стоять у станка - это почетно.
Была уверенность, что не имея знакомств, не купишь ни мебели, ни телевизора, а уж об автомобиле и мечтать не приходилось (в частную собственность автомобили разрешили продавать только в 60-х).
Много в чем была уверенность...
"Selvor":

ну вы все так здорово расписали... лень писать простыню, но уберите уверенность что завтра будет лучше чем вчера, что выучившись на свой хлеб с маслом всегда заработаешь, прибавьте к этому компоту уверенность что цены всегда растут, поперчите бородатыми тетками в телевизоре, наркоманами, алкашами, сантехниками с высшим образованием - получится то что есть сейчас.
25.08.2014 в 15:05
Все эти машинки 1:43 у меня в коллекции.
25.08.2014 в 15:06
Обратите внимание, студенты политеха копаются в движках, получают какие-то знания... Сейчас же все это для галочки.
http://content.onliner.by/news/2014/08/default/7324870e08ed798ca320592ab599275e.jpg
"LIFER1":

Это фотки всегда для галочки.
25.08.2014 в 15:36
Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда.

 
Похоже на правду даже.
В квартирах 77, 94 и 103 до сих пор живут родственники людей с таблички.
"дерепанмодаз":



и в 95-й тоже, п. 13 посмотрите
25.08.2014 в 15:36
reveris, А кроме уверенности в завтрашнем дне, в чем тогда была еще уверенность?
"Gunfighter":

Была уверенность, что ты не заработаешь больше своего соседа.
Была уверенность, что ты купишь ту же одежду, что и у половины жителей города.
Была уверенность, что надо молчать, иначе соседи могут "неверно истолковать" то, что ты на самом деле думаешь о социалистическом строе. "Черные воронки" с надписью "Хлеб" или "Мясо", как на ул. Свердлова, еще не отменили...
Была уверенность, что если не вступишь в партию, не видать тебе повышения, как своих ушей.
Была уверенность, что всеми результатами твоего труда воспользуется государство. Заплатят не по эффективности, а "как всем". Иначе - "ты это что, мещанин-индивидуалист?!"
Была уверенность, что торговать (читай - спекулировать) - это непристойно, а стоять у станка - это почетно.
Была уверенность, что не имея знакомств, не купишь ни мебели, ни телевизора, а уж об автомобиле и мечтать не приходилось (в частную собственность автомобили разрешили продавать только в 60-х).
Много в чем была уверенность...
"Selvor":

ну вы все так здорово расписали... лень писать простыню, но уберите уверенность что завтра будет лучше чем вчера, что выучившись на свой хлеб с маслом всегда заработаешь, прибавьте к этому компоту уверенность что цены всегда растут, поперчите бородатыми тетками в телевизоре, наркоманами, алкашами, сантехниками с высшим образованием - получится то что есть сейчас.
"reveris":

Извините за каламбур, но сегодня "завтра" каждого человека зависит от него, а совок хорош для тех, кто хочет, чтобы о нем всю жизнь заботился кто-то: партия и правительство, Big Brother, товарищ Брежнев.
Любое "сацыяльна ариянцираваннае" государство заинтересовано в том, чтобы как можно меньше людей дожило до пенсионного возраста. Отсюда - отсутствие пропаганды здорового образа жизни, доступный алкоголь и сигареты. Вы же не будете отрицать, что наши алкаши из спальных районов - это та самая публика, жертва совка, которая привыкла, что НЕ НАДО ЗАРАБАТЫВАТЬ - бухай и разлагайся, как Афоня из одноименного фильма. Государство о тебе "позаботится". Во Франции и Германии я таких алкашей почему-то не видел - тамошним людям нужно бороться за собственное выживание среди конкурентов (как везде в природе!!!), а при совке - пожалуйста, ты всегда получишь свой хлеб, и еще и с маслом. Такая публика в основном осталась в странах с остатком пост-совка...
И это "то что сейчас", даже с бородатыми тетками на экране, мне нравится гораздо больше, чем совок. Бородатая тетка на экране, между прочем, тоже таким образом ищет свое уникальное место в жизни. Конкуренция, однако.
Да, выучишься и заработаешь на свои 300 рублей в месяц, и квартиру по очереди в запланированной через 20 лет очередной Серебрянке или КГ. И что дальше? Какие перспективы?
А мандаринки сможешь себе позволить раз в год, на Новый год, когда на заводах особым счастливчикам выдавали "заказы". Вот счастье-то было!
Цены и тогда росли, погуглите цены на вотку в 1976 и в 1982 годах. И еда тогда была гораздо разнообразнее, чем сейчас - я помню зеленые бананы, которые зрели неделю, прежде чем можно было попробовать диковинное угощение. Теперь банан воспринимают так, будто они растут на соседнем дереве.
Деноминации тоже были - 1961 год вам в помощь. Тогда даже был парадокс - бумажки обесценили в 10 раз, выпустив новые, а номинал монетки оставили как есть. То есть обладатель запаса монеток стал богаче в 10 раз. Этому событию был посвящен даже какой-то советский фильм - мужик ходил по сберкассам и менял бумажки на монетки.
Брррр. Пусть совок сгинет навсегда.
25.08.2014 в 15:40
Британский_кот,
Минчане. Посмотрите на фото на людей, как авто едут. Мерно не спеша. Не так как сейчас.
"adamant_moon":

А ты в час пик на проспект выедь, так ещё спокойнее ехать будешь:-)
25.08.2014 в 15:42
Обратите внимание, студенты политеха копаются в движках, получают какие-то знания... Сейчас же все это для галочки.
http://content.onliner.by/news/2014/08/default/7324870e08ed798ca320592ab599275e.jpg
"LIFER1":

Ну от чего же там и сейчас эти движки стоят, ах да и дзе БДУIР??
25.08.2014 в 15:43
Столица БССР, ее площади и улицы, жилые районы и промышленные предприятия сняты на цветную кинопленку!

Ага, как же! А военную кинохронику видели в цвете по Дискавери? Такая же и здесь "пленка".

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
25.08.2014 в 15:58
Дариус - красава! Весьма позновательно.
PS. Cелфи по-русски - это автопортрет.
25.08.2014 в 15:59
почему фотки только Минска что других городов нету
25.08.2014 в 16:42

 
Номера квартир, ваще-то, правее фамилий.
25.08.2014 в 16:47
Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда.

 
Похоже на правду даже.
В квартирах 77, 94 и 103 до сих пор живут родственники людей с таблички.
"дерепанмодаз":

 
и в 95-й тоже, п. 13 посмотрите
"WalkerHitman":

 
Разве? На табличке тех времен Иванов, а сейчас Терехов живет.
25.08.2014 в 16:52
21:41 видео. Я в начале 90-х катался именно на этих "лодочках" в парке Горького. Не думал, что они настолько старые... И в лабораториях БНТУ ничего не изменилось. Даже краска на стенах таже.
25.08.2014 в 16:58
Во Франции и Германии я таких алкашей почему-то не видел - тамошним людям нужно бороться за собственное выживание среди конкурентов (как везде в природе!!!),
"Selvor":

ну вот и сгинул совок, вот как и на западе - человек человеку конкурент и волк. Сожрет и скажет - ничего личного, это всего лишь бизнес.
25.08.2014 в 17:09
Взял и скачал этот фильм.
"Kaptenen":

А что его качать, зашел на youtube, добавил две буквы ss, что-бы получилось www.ssyoutube.... и качай в разных форматах...
Правда мало кто об этом знает...
"viliv":

Или save from net
25.08.2014 в 17:14
Совковая пропаганда и прочее - это ясно. Но посмотрите на архитектуру! Можно по разному относится к тов. Сталину, но несомненно одно - если бы не эта сталинская застройка в Минске, Могилеве и других городах ВООБЩЕ не на что было бы смотреть! Просто не на что!
Опять же в принципе можно понять хрущевскую застройку - да убого и жалко - это признавали даже тогда когда строили(планировали что лет через 30, максимум 40 хрущи снесут и построят красивые дома), так вот, эту застройку можно оправдать - действительно большинство людей жили в Крайне сложных условиях - бараки и комуналки.
Строительство брежневских убогих панелей понять уже гораздо сложнее - такого напряжения с жильем уже не было, а деньги были. Но и то можно как-то оправдать и модой того времени и социалистическими экспериментами.
Но как понять строительство этих до невозможности ужасных уродающих на десятилетия облик города убогих панелей СЕЙЧАС!!!??? Разве есть такая уж напряженка с жильем, что прямо жить негде??? Как же не поймут эти сволочи что каждой новой ужасной панелью они вбивают гвоздь к крышку гроба желания жить в этом городе. В позитив людей. Разве современные мировые тенденции архитектуры говорят что-то хорошее о плотной панельной застройке??? Скоты перестаньте комарить город уплотнениями и панельной застройкой!
25.08.2014 в 17:41
На дорогах раньше было спокойно!
ДА и ГУМ не сильно изменился!
Покажите эти фото бацькам,порадуйте стариков!
25.08.2014 в 17:56
Selvor,

Немножко поправлю Вас, уважаемый: в 1953 г. средняя зарплата в СССР составляла 685-745 руб. в месяц по разным данным(уборщица - 250 р., учительница - 450 р., врач - меньше 600 р., инженер - 1500 р.) при этом до половины её "по просьбе трудящихся" выплачивали облигациями, которые были погашены только в начале 80-х. Водка как раз в 1953 г. резко подешевела - на 11% и стала стоить в районе 30-40 руб. Портвейн "777" 0,75 л. - 67 руб., Вино "Плодово-ягодное" 0,75 - 25 руб., ноль-пять разливного "Жигулёвского" в магазине - 2,90 р., в ларьке - 4р. 20 к., килограмм самого дешёвого ржаного хлеба - 1,35 р., ситного - 1,80 р., батон 400 г. - 1,45 р., с изюмом - 2,22 р., 1 кг. говядины - 12,60 р. (когда была), сёмга солёная - 54 р., икра осетровая - 81 р.,, какао - 109 р., масло сливочное - 25 р. Любители "совка" могут заняться элементарными арифметическими подсчётами отношения "зарплата - количество еды". А то, что люди выглядят счастливыми и улыбаются - так самая страшная война в истории человечества закончилась всего 8 лет назад. Ну, а потом, вы не поверите: люди улыбались и при немецкой оккупации - жизнь-то не останавливалась, а текла своим чередом: и улыбались, и любили, и женились, и детей рожали.
25.08.2014 в 17:59
Хотелось бы в машину времени, и на денек бы туда))
Тока ж там телефон не ловит, и интернета нет(((
25.08.2014 в 18:18
Вот за такими статьями и хожу на Онлайнер !
25.08.2014 в 18:26
СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ.
25.08.2014 в 18:44
СПАСИБО!
25.08.2014 в 19:07
, но несомненно одно - если бы не эта сталинская застройка в Минске, Могилеве и других городах ВООБЩЕ не на что было бы смотреть! Просто не на что!
"TTonliner44":

Увы, это далеко не несомненно.
Для "сталинской" застройки были окончательно разрушены городские кварталы, которые формировались веками. В том числе и такие, которые от войны совсем не пострадали. А на них можно было бы смотреть и смотреть...
С остальными вашими словами полностью согласен.
25.08.2014 в 19:09
Жить было лучше, жить было веселее!
25.08.2014 в 19:19
Какой же раньше был зеленый Минск, столько было деревьев!
25.08.2014 в 21:12
и всё же молодцы что так быстро отстроили, причём не откровенной халтуры а вполне симпатичных строений особенно если сравнивать с сегодняшним днём. мыслили глобально во время проектирования, а сейчас точечно
25.08.2014 в 21:17
Москва в то время была столицей СССР и все направления исчислялись именно от Москвы!!!
25.08.2014 в 21:18
Какими же нужно быть ущербными задолизами, чтобы писать не "до Москвы", а "от Москвы"?
"Прозмейлол":

Москва в то время была столицей СССР и все направления исчислялись именно от Москвы!!!
25.08.2014 в 21:24
Фильм о старом Минске очень интересен, но за комментарии автору 4 с минусом из 5. Сразу видна предвзятость к советскому Минску. Пропагада, говорите. А где ее нет? В тех же Соединенных Штатах Армении :) что тогда лживую пропаганду вели, что и сейчас.
Люди из развалин создавали новые предприятия, строили новые дома. Жили хрен знает как, но верили в лучшее будущее! А вам слабо вместо статьи взять и создать что-то новое или хотя бы придумать какую мало-мальскую идею?
Я считаю, что хорошо, когда прославляют ученых, учителей, врачей, рабочих, деятелей сельского хозяйства, а не банкиров, спекулянтов и еще непонятно кого.
25.08.2014 в 21:44
Лучше уж так жить, чем среди торгашей и [censored]
Если отбросить идеологическую шелуху и постановочные моменты (типа как гостьи Затонцов поют песню оперными голосами) -- фильм просто бесподобный. Дарриус как на машине времени передвинул на 60 лет назад и привлёк внимание ко многим вещам. Обидно, что Минск, создававшийся как культурная столица, с архитектурной точки зрения изуродован ладуцьками и чижами. Необычно, что пред. горисполкома говорит по-белорусски. Слишком умно и интеллигентно выглядит по сравнению с нынешним "мэром". В кадре на территории велозавода за ЗИЛом -157 выезжают 2 Студебеккера (красавцы на фоне советской автотехники).
У писателя и публициста Семёна Букчина в автобиографической повести есть интересная фраза: "Тон в Минске в 60-х годах прошлого века создавали совсем другие люди. Вечером центр город наполнялся солидно одетыми семейными парами, которые неспешно прогуливались по проспекту Сталина (Ленина)" Эта характеристика хорошо перекликается с темой фильма.
25.08.2014 в 22:22
Вот бы в то время на пару дней
25.08.2014 в 22:55
Мне кажется, что тогда люд жили счастливее чем сейчас, у народа была надежда, уверенность в завтрашнем дне, а сейчас каждому хочется хапнуть побольше, а на остальных наплевать, я еще помню красивые цветочные клумбы, студентов в колхозах, молодежь в деревнях, жизнь кипела практически везде, и это было не так давно, на рубеже 95 го все это планомерно затухло, а сейчас налоги, налоги, сборы, белтолы, и зарплаты примерно равны прожиточному минимуму, а про пенсии я вообще молчу, и говорят рожайте детей! Да как простому рабочему прокормить детей и жену когда та получает копеечные декретные, а он копейки на заводе, а одежда на детей и обувь порой дороже чем на взрослого. Вот и живет наш многострадальный народ как говорят в лапти обутый.
"190484duv":

+ под каждое слово!
25.08.2014 в 23:13
Автор!Да ты же красава!Ай,молодца!Спасибо большое!
Я считаю, что хорошо, когда прославляют ученых, учителей, врачей, рабочих, деятелей сельского хозяйства, а не банкиров, спекулянтов и еще непонятно кого.
"KINMOR":

+100
25.08.2014 в 23:14
Ленту скачал в свою историческую коллекцию.Жалко разрешение слабое...
25.08.2014 в 23:47
Типичная агитация совковая. Мне моя бабка совсем про другое рассказывала
26.08.2014 в 0:26
777Алекс, Kava, а если бы хватило сил дочитать до конца, то еще и кино бы смогли увидеть.
26.08.2014 в 0:41
camera_zits, с чего Вы так решили? Список жильцов отсортирован по фамилиям, а номера их квартир на табличке идут вразнобой
26.08.2014 в 0:47
Вот бы в то время на пару дней
"MDS87":

в бараках пожить, на завод вставать в 4 утра, работать с одним выходным в неделю, который раз в месяц нужно потратить на общественную деятельность, железная привязка к прописке и к анкете. думаю вы бы и дня там не выдержали )))
26.08.2014 в 0:59

Обратите внимание на толщину стен в два (!!!) кирпича. А "кривую" стену потом штукатурят, если Вы не в курсе!
26.08.2014 в 1:32
....tama sisek - ne raskrita...!
26.08.2014 в 1:38
Обалдеть, как же красиво жили! Какие были ценности у людей и нравый, не то что сейчас. Понятно, что все это приукрашенная пропагандистская показуха, но все же ..... Жаль нельзя всю новость целиком лайкнуть ( кста, Онлайнер, идея - запилите, плиз, такую функцию ).
Спасибо Дариусу и Онлайнеру.
26.08.2014 в 1:52
А цифрануть кинопленочку и выложить мувик - не?
было бы ОГОНЬ!
"ramzzai":

да вы что все? этот ролик в сети уже несколько месяцев точно есть
26.08.2014 в 2:10
Хорошая, тёплая публикация!
Спасибо авторам и редакции Онлайнера.
26.08.2014 в 3:03
Кадры с Коласам, Глебкой и Крапивой очень ценные. Да и вообще "накрыло" после просмотра статьи.
Онлайнер, эта статья - лучшее, что вы делали для нас
26.08.2014 в 3:48
Вот раньше архитектура города была куда получше чем сейчас,а то сейчас такое чувство что стеклянное царство.
26.08.2014 в 5:11
Интереносе было время - и простое и непростое одновременно. Никаких тебе интернетов, мобилок, скайпов.... только переговорный пункт и телеграммы - но Жизнь была простая, добрая и понятная. В 18 лет кончали школу, в 20-22 уже были собственные дети. И все стояли на ногах. А сейчас вот некоторые еще и в 40 живут с родителями.
Мда, прошло это время, и никогда больше уже не вернется. Жаль.
26.08.2014 в 7:11
Онлайнер здорово потроллил про селфи на фоне Его Ворсейшества)
26.08.2014 в 8:54
Жизнь была простая, добрая и понятная. В 18 лет кончали школу, в 20-22 уже были собственные дети. И все стояли на ногах. А сейчас вот некоторые еще и в 40 живут с родителями.
"atychino":

Увы, увы, увы... Не так оно было...
Три поколения в одной двухкомнатной квартирке, два поколения в однокомнатной - не самая худшая ситуация тех лет. Не из-за доброты жизни, а потому что иного выхода не было. Молодой семье снять квартиру? - да о таком даже не мечтали. Где снять, если этих свободных квартир в природе не было? Снять комнату и за это отдавать большую часть маленькой зарплаты? "Все стояли на ногах"... да уж...
А то, что и в нынешнее время сложно стать на ноги - я знаю.
26.08.2014 в 9:48
Вот бы в то время на пару дней
"MDS87":

в бараках пожить, на завод вставать в 4 утра, работать с одним выходным в неделю, который раз в месяц нужно потратить на общественную деятельность, железная привязка к прописке и к анкете. думаю вы бы и дня там не выдержали )))
"bulbashenko":

Хочу еще добавить. Этот фильм я когда-то видел в кинотеатре в начале 80-х в виде киножурнала. Мне было лет десять, но я уже тогда не мог понять, что за красивая картинка, и почему она так разительно отличается от того, что мы видим каждый день. Это конкретно мне не повезло, а остальные шикуют?
Молодые не помнят этих прелестей соцреализма, а у меня до сих пор все это стоит перед глазами.
НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ПРОПАГАНДУ ФИЛЬМА! НА ЭТО И БЫЛО РАССЧИТАНО! Людям свойственно ностальгировать, ибо в детстве небо было голубее, а вода мокрее.
Перед глазами были несколько другие свадьбы, с другими людьми и порядками. Никто не сказал, как тяжело было получить мебель без записи за годы!!! В результате счастливчик покупал мебель с таким пафосом, как сейчас не покупают Bentley. Люди скорее сводили концы с концами.
Мои родители умудрились построить маленькую кооперативную квартиру в Серебрянке в 1972 году. Там мы и жили вчетвером. Родители - обычные работяги, не алкаши, и звезд с неба не хватали. Их поставили в очередь на расширение жилплощади в 1980 году. когда родилась сестра, но очередь подошла только в 1994 году...
Мы не были исключением, и вокруг все жили так же, если не хуже, и мои тогдашние друзья носили даже более потрепанную одежду.
Отец сделал кухонный гарнитур из потихоньку вынесенных с завода лакированных мебельных щитов. Покупная стоила дорого, и ее еще надо было купить, когда раз в неделю ее "выбрасывали" в магазине на пер. Козлова. "Секцию" (стенку) умудрились купить "с рук" только в 1987 году. В магазине их не было, а стоили они 800-1200 рублей по записи! Велосипед, который стоил в 1981 году 90 рублей, купили мне только за деньги, подаренные дедом. У меня (ребенка) были одни штаны, одна куртка, пара рубашек. Понятно, что ребенку ничего не нужно, но тем не менее, о рациональном питании, витаминах, белке и мясе речи даже не велось. Ели то, что было в магазинах. Глазированный сырок и мороженое - вот обычное лакомство. Остальное - на праздник. Про мандарины раз в год я уже рассказывал.
Мой двоюродный брат был единственным ребенком в семье, потому ему умудрялись покупать и новомодные "дутые" сапоги (см. мультик про попугая Кешу), и магнитофон, и фотоаппарат "Зенит". У нас с сестрой этого не было.
А вы говорите...
26.08.2014 в 10:02
В принципе у нас почти без изменнений осталась послевоенная архитектура !
У нас нету как в Москве рекламных банеров на каждом доме,и уродливых стекляшек втиснутых не в тему почти нет ну не счетая убожества построенного возле цирка.
А всем кому не нравится то время и наше ну сделайте своё время получше работайте больше
и тогда не придётся жаловаться на чыноуникау страну и прочих багатееу мол щемят народ
продыху не дают.
Хотите изменить мир начните с себя!
26.08.2014 в 10:24
Надо вернуть советскую традицию выставлять пальмы летом на улице, почему тогда могли, а сейчас нет?
26.08.2014 в 11:11
Особенно доставило это:
Поквартирная табличка с фамилиями жильцов у подъезда.

Даешь такую на каждом доме в Дроздах - страна должна знать, как живут её "герои"))
"777Алекс":


B 165 клоунов считает это очень смищной шуткой.
Да, потупела Беларусь с 1953 года(
26.08.2014 в 11:16
Вот бы в то время на пару дней
"MDS87":

в бараках пожить, на завод вставать в 4 утра, работать с одним выходным в неделю, который раз в месяц нужно потратить на общественную деятельность, железная привязка к прописке и к анкете. думаю вы бы и дня там не выдержали )))
"bulbashenko":

Хочу еще добавить. Этот фильм я когда-то видел в кинотеатре в начале 80-х в виде киножурнала. Мне было лет десять, но я уже тогда не мог понять, что за красивая картинка, и почему она так разительно отличается от того, что мы видим каждый день. Это конкретно мне не повезло, а остальные шикуют?
Молодые не помнят этих прелестей соцреализма, а у меня до сих пор все это стоит перед глазами.
НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ПРОПАГАНДУ ФИЛЬМА! НА ЭТО И БЫЛО РАССЧИТАНО! Людям свойственно ностальгировать, ибо в детстве небо было голубее, а вода мокрее.
Перед глазами были несколько другие свадьбы, с другими людьми и порядками. Никто не сказал, как тяжело было получить мебель без записи за годы!!! В результате счастливчик покупал мебель с таким пафосом, как сейчас не покупают Bentley. Люди скорее сводили концы с концами.
Мои родители умудрились построить маленькую кооперативную квартиру в Серебрянке в 1972 году. Там мы и жили вчетвером. Родители - обычные работяги, не алкаши, и звезд с неба не хватали. Их поставили в очередь на расширение жилплощади в 1980 году. когда родилась сестра, но очередь подошла только в 1994 году...
Мы не были исключением, и вокруг все жили так же, если не хуже, и мои тогдашние друзья носили даже более потрепанную одежду.
Отец сделал кухонный гарнитур из потихоньку вынесенных с завода лакированных мебельных щитов. Покупная стоила дорого, и ее еще надо было купить, когда раз в неделю ее "выбрасывали" в магазине на пер. Козлова. "Секцию" (стенку) умудрились купить "с рук" только в 1987 году. В магазине их не было, а стоили они 800-1200 рублей по записи! Велосипед, который стоил в 1981 году 90 рублей, купили мне только за деньги, подаренные дедом. У меня (ребенка) были одни штаны, одна куртка, пара рубашек. Понятно, что ребенку ничего не нужно, но тем не менее, о рациональном питании, витаминах, белке и мясе речи даже не велось. Ели то, что было в магазинах. Глазированный сырок и мороженое - вот обычное лакомство. Остальное - на праздник. Про мандарины раз в год я уже рассказывал.
Мой двоюродный брат был единственным ребенком в семье, потому ему умудрялись покупать и новомодные "дутые" сапоги (см. мультик про попугая Кешу), и магнитофон, и фотоаппарат "Зенит". У нас с сестрой этого не было.
А вы говорите...
"Selvor":

Полностью с Вами согласен. Но будем более снисходительными: в те времена не только в документальных советских фильмах, являвшихся пропагандистскими агитками по определению, но и художественных, показывали не настоящую жизнь со всеми невзгодами и лишениями (а их действительно хватало), а ту, в которой наши родители и дедушки с бабушками (это именно они в кинокадрах) ХОТЕЛИ БЫ тогда жить. А мечты - дело благородное. В любом случае, Онлайнеру и автору статьи уважение и благодарность за эту публикацию.
26.08.2014 в 12:57
Selvor,
reveris, А кроме уверенности в завтрашнем дне, в чем тогда была еще уверенность?
"Gunfighter":

Была уверенность, что ты не заработаешь больше своего соседа.
Была уверенность, что ты купишь ту же одежду, что и у половины жителей города.
Была уверенность, что надо молчать, иначе соседи могут "неверно истолковать" то, что ты на самом деле думаешь о социалистическом строе. "Черные воронки" с надписью "Хлеб" или "Мясо", как на ул. Свердлова, еще не отменили...
Была уверенность, что если не вступишь в партию, не видать тебе повышения, как своих ушей.
Была уверенность, что всеми результатами твоего труда воспользуется государство. Заплатят не по эффективности, а "как всем". Иначе - "ты это что, мещанин-индивидуалист?!"
Была уверенность, что торговать (читай - спекулировать) - это непристойно, а стоять у станка - это почетно.
Была уверенность, что не имея знакомств, не купишь ни мебели, ни телевизора, а уж об автомобиле и мечтать не приходилось (в частную собственность автомобили разрешили продавать только в 60-х).
Много в чем была уверенность...
"Selvor":

ну вы все так здорово расписали... лень писать простыню, но уберите уверенность что завтра будет лучше чем вчера, что выучившись на свой хлеб с маслом всегда заработаешь, прибавьте к этому компоту уверенность что цены всегда растут, поперчите бородатыми тетками в телевизоре, наркоманами, алкашами, сантехниками с высшим образованием - получится то что есть сейчас.
"reveris":

Извините за каламбур, но сегодня "завтра" каждого человека зависит от него, а совок хорош для тех, кто хочет, чтобы о нем всю жизнь заботился кто-то: партия и правительство, Big Brother, товарищ Брежнев.
Любое "сацыяльна ариянцираваннае" государство заинтересовано в том, чтобы как можно меньше людей дожило до пенсионного возраста. Отсюда - отсутствие пропаганды здорового образа жизни, доступный алкоголь и сигареты. Вы же не будете отрицать, что наши алкаши из спальных районов - это та самая публика, жертва совка, которая привыкла, что НЕ НАДО ЗАРАБАТЫВАТЬ - бухай и разлагайся, как Афоня из одноименного фильма. Государство о тебе "позаботится". Во Франции и Германии я таких алкашей почему-то не видел - тамошним людям нужно бороться за собственное выживание среди конкурентов (как везде в природе!!!), а при совке - пожалуйста, ты всегда получишь свой хлеб, и еще и с маслом. Такая публика в основном осталась в странах с остатком пост-совка...
И это "то что сейчас", даже с бородатыми тетками на экране, мне нравится гораздо больше, чем совок. Бородатая тетка на экране, между прочем, тоже таким образом ищет свое уникальное место в жизни. Конкуренция, однако.
Да, выучишься и заработаешь на свои 300 рублей в месяц, и квартиру по очереди в запланированной через 20 лет очередной Серебрянке или КГ. И что дальше? Какие перспективы?
А мандаринки сможешь себе позволить раз в год, на Новый год, когда на заводах особым счастливчикам выдавали "заказы". Вот счастье-то было!
Цены и тогда росли, погуглите цены на вотку в 1976 и в 1982 годах. И еда тогда была гораздо разнообразнее, чем сейчас - я помню зеленые бананы, которые зрели неделю, прежде чем можно было попробовать диковинное угощение. Теперь банан воспринимают так, будто они растут на соседнем дереве.
Деноминации тоже были - 1961 год вам в помощь. Тогда даже был парадокс - бумажки обесценили в 10 раз, выпустив новые, а номинал монетки оставили как есть. То есть обладатель запаса монеток стал богаче в 10 раз. Этому событию был посвящен даже какой-то советский фильм - мужик ходил по сберкассам и менял бумажки на монетки.
Брррр. Пусть совок сгинет навсегда.
"Selvor":



Ага, конечно, современный человек ну совсем не хочет, чтобы государство о нем позаботилось - именно поэтому последние десятилетия народ массово переселяется из слишком заботящихся о своем населении Швейцарий там всяких, Германий и Канад в страны, где всего можно добиться исключительно своими силами - ну, в Сомали там например, или Эфиопию
Сказки про "как можно меньше дожило до предпенсионного возраста" рассказывать можно только на онлайнере - раз никто этой ахинее не возражает, наврно, тут народ совсем темный и не в курсе, что именно большевики основали первое в мире министерство здравоохранения и создали лучшую на тот момент в мире систему здравоохранения. Гуглите "пирамида Семашко" - есть отличная подробная статья об этом в журнале Эксперт.

Да, кстати, при Ленине вообще сухой закон был - его отменили как раз в 1924 году, и в дальнейшем при Сталине народ почти не пил. А спаивание пошло после внедрения в экономику СССР первых элементов капитализма - реформ Либермана - Косыгина в 1964 году - когда всем отраслям - в том числе и ликероводочной - стали спускать план и требовать ежегодного увеличения прибыли. Вот они и увеличивали прибыль. Пока в 1985 году не пришлось сухой закон объявить - очень эффективный, кстати, первые результаты уже через несколько месяцев были видны.
Кстати, в нынешних условиях такое провернуть просто не удастся. Я про сухой закон. Капитализм, знаете ли.
26.08.2014 в 13:01
Вот бы в то время на пару дней
"MDS87":

в бараках пожить, на завод вставать в 4 утра, работать с одним выходным в неделю, который раз в месяц нужно потратить на общественную деятельность, железная привязка к прописке и к анкете. думаю вы бы и дня там не выдержали )))
"bulbashenko":

Хочу еще добавить. Этот фильм я когда-то видел в кинотеатре в начале 80-х в виде киножурнала. Мне было лет десять, но я уже тогда не мог понять, что за красивая картинка, и почему она так разительно отличается от того, что мы видим каждый день. Это конкретно мне не повезло, а остальные шикуют?
Молодые не помнят этих прелестей соцреализма, а у меня до сих пор все это стоит перед глазами.
НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ПРОПАГАНДУ ФИЛЬМА! НА ЭТО И БЫЛО РАССЧИТАНО! Людям свойственно ностальгировать, ибо в детстве небо было голубее, а вода мокрее.
Перед глазами были несколько другие свадьбы, с другими людьми и порядками. Никто не сказал, как тяжело было получить мебель без записи за годы!!! В результате счастливчик покупал мебель с таким пафосом, как сейчас не покупают Bentley. Люди скорее сводили концы с концами.
Мои родители умудрились построить маленькую кооперативную квартиру в Серебрянке в 1972 году. Там мы и жили вчетвером. Родители - обычные работяги, не алкаши, и звезд с неба не хватали. Их поставили в очередь на расширение жилплощади в 1980 году. когда родилась сестра, но очередь подошла только в 1994 году...
Мы не были исключением, и вокруг все жили так же, если не хуже, и мои тогдашние друзья носили даже более потрепанную одежду.
Отец сделал кухонный гарнитур из потихоньку вынесенных с завода лакированных мебельных щитов. Покупная стоила дорого, и ее еще надо было купить, когда раз в неделю ее "выбрасывали" в магазине на пер. Козлова. "Секцию" (стенку) умудрились купить "с рук" только в 1987 году. В магазине их не было, а стоили они 800-1200 рублей по записи! Велосипед, который стоил в 1981 году 90 рублей, купили мне только за деньги, подаренные дедом. У меня (ребенка) были одни штаны, одна куртка, пара рубашек. Понятно, что ребенку ничего не нужно, но тем не менее, о рациональном питании, витаминах, белке и мясе речи даже не велось. Ели то, что было в магазинах. Глазированный сырок и мороженое - вот обычное лакомство. Остальное - на праздник. Про мандарины раз в год я уже рассказывал.
Мой двоюродный брат был единственным ребенком в семье, потому ему умудрялись покупать и новомодные "дутые" сапоги (см. мультик про попугая Кешу), и магнитофон, и фотоаппарат "Зенит". У нас с сестрой этого не было.
А вы говорите...
"Selvor":



Да, да. Обязательно крупными буквами - не ведитесь. Сидите молча и кушайте капитализм большими ложками. А десятки миллионов бесплатно розданных квартир только в 70-е годы - этого на самом деле не было, а если и было - то это в целях пропаганды, не ведитесь! Поколение акселератов, вымахавшее в 70-е - это тоже пропаганда, не ведитесь, на самом деле дети в лице Selvor, говорящего тут от их имени - страдали от недоедания и белкового дефицита. И сотен бесплатных спортивных секций тоже не было - дети ведь голодали, откуда у них силы еще было спортом заниматься? А всех ентих чемпионов олимпиад всяких и прочих хоккейных чемпионатов тоже не было - это тоже пропаганда, не ВЕДИТЕСЬ!
26.08.2014 в 13:57
Вот бы в то время на пару дней
"MDS87":

в бараках пожить, на завод вставать в 4 утра, работать с одним выходным в неделю, который раз в месяц нужно потратить на общественную деятельность, железная привязка к прописке и к анкете. думаю вы бы и дня там не выдержали )))
"bulbashenko":

Хочу еще добавить. Этот фильм я когда-то видел в кинотеатре в начале 80-х в виде киножурнала. Мне было лет десять, но я уже тогда не мог понять, что за красивая картинка, и почему она так разительно отличается от того, что мы видим каждый день. Это конкретно мне не повезло, а остальные шикуют?
Молодые не помнят этих прелестей соцреализма, а у меня до сих пор все это стоит перед глазами.
НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ПРОПАГАНДУ ФИЛЬМА! НА ЭТО И БЫЛО РАССЧИТАНО! Людям свойственно ностальгировать, ибо в детстве небо было голубее, а вода мокрее.
Перед глазами были несколько другие свадьбы, с другими людьми и порядками. Никто не сказал, как тяжело было получить мебель без записи за годы!!! В результате счастливчик покупал мебель с таким пафосом, как сейчас не покупают Bentley. Люди скорее сводили концы с концами.
Мои родители умудрились построить маленькую кооперативную квартиру в Серебрянке в 1972 году. Там мы и жили вчетвером. Родители - обычные работяги, не алкаши, и звезд с неба не хватали. Их поставили в очередь на расширение жилплощади в 1980 году. когда родилась сестра, но очередь подошла только в 1994 году...
Мы не были исключением, и вокруг все жили так же, если не хуже, и мои тогдашние друзья носили даже более потрепанную одежду.
Отец сделал кухонный гарнитур из потихоньку вынесенных с завода лакированных мебельных щитов. Покупная стоила дорого, и ее еще надо было купить, когда раз в неделю ее "выбрасывали" в магазине на пер. Козлова. "Секцию" (стенку) умудрились купить "с рук" только в 1987 году. В магазине их не было, а стоили они 800-1200 рублей по записи! Велосипед, который стоил в 1981 году 90 рублей, купили мне только за деньги, подаренные дедом. У меня (ребенка) были одни штаны, одна куртка, пара рубашек. Понятно, что ребенку ничего не нужно, но тем не менее, о рациональном питании, витаминах, белке и мясе речи даже не велось. Ели то, что было в магазинах. Глазированный сырок и мороженое - вот обычное лакомство. Остальное - на праздник. Про мандарины раз в год я уже рассказывал.
Мой двоюродный брат был единственным ребенком в семье, потому ему умудрялись покупать и новомодные "дутые" сапоги (см. мультик про попугая Кешу), и магнитофон, и фотоаппарат "Зенит". У нас с сестрой этого не было.
А вы говорите...
"Selvor":



Да, да. Обязательно крупными буквами - не ведитесь. Сидите молча и кушайте капитализм большими ложками. А десятки миллионов бесплатно розданных квартир только в 70-е годы - этого на самом деле не было, а если и было - то это в целях пропаганды, не ведитесь! Поколение акселератов, вымахавшее в 70-е - это тоже пропаганда, не ведитесь, на самом деле дети в лице Selvor, говорящего тут от их имени - страдали от недоедания и белкового дефицита. И сотен бесплатных спортивных секций тоже не было - дети ведь голодали, откуда у них силы еще было спортом заниматься? А всех ентих чемпионов олимпиад всяких и прочих хоккейных чемпионатов тоже не было - это тоже пропаганда, не ВЕДИТЕСЬ!
"Kosatych":

Другими словами, уважаемый, всё, что о своей жизни человек написал - наглая ложь? Так вот, как человек, на этом свете поживший, могу заверить, что он написал чистую правду. А ваши агитки мы 30-40 лет назад много и до тошноты смотрели по телевизору - вместо сериалов ... Да и вообще-то, здесь речь шла конкретно о 1953 годе.
26.08.2014 в 14:01

Да, да. Обязательно крупными буквами - не ведитесь. Сидите молча и кушайте капитализм большими ложками. А десятки миллионов бесплатно розданных квартир только в 70-е годы - этого на самом деле не было, а если и было - то это в целях пропаганды, не ведитесь! Поколение акселератов, вымахавшее в 70-е - это тоже пропаганда, не ведитесь, на самом деле дети в лице Selvor, говорящего тут от их имени - страдали от недоедания и белкового дефицита. И сотен бесплатных спортивных секций тоже не было - дети ведь голодали, откуда у них силы еще было спортом заниматься? А всех ентих чемпионов олимпиад всяких и прочих хоккейных чемпионатов тоже не было - это тоже пропаганда, не ВЕДИТЕСЬ!
"Kosatych":


Все это, конечно, было - и кружки, и спортсекции. Но Вы забываете о главном - государство было главным владельцев всех продуктов, произведенных жителями СССР. По сути - баем, рабовладельцем, которому принадлежит все созданное людьми. Хорошо жило только незначительное число людей, чьи автомобили можно увидеть в этом фильме. Поэтому квартиры в 60-70-е были розданы не бесплатно. Ошибочно Вы считаете, что бесплатно. Эти люди их заработали и оплатили таким извращенным образом, как многолетняя очередь. Если при капитализме можно было взять кредит и КУПИТЬ квартиру, то здесь расплачиваться надо взятками, десятилетиями ожиданий и прозябаний впятером-вшестером в двухкомнатной квартире. Можно было простоять очередь и построить кооперативную квартиру, которая стоила 5000 рублей. Но прийти с деньгами и купить готовое жилье было не реально.
Далее приведу цитату.
Российский журнал "Власть", 30 июня 2014 года, страница 50.
Летом 1958 года СССР посетила делегация топ-менеджеров из США, которым показали все достижения социализма. Члены делегации вернулись домой в твердом убеждении, что никакого социализма в СССР нет и в помине.
"Экономическая система России (здесь - о СССР) не является социалистической в классическом понимании, где осуществляется принцип "от каждого по способностям, каждому - по потребности". Это превосходный образец государственного капитализма. Россия является сильным капиталистическим государством, в котором правительство является единственным владельцем прибылей всех предприятий и единственным источником всех капиталовложений. Правительство является единственным предпринимателем и вследствие этого легко устанавливает размер всех заработных плат. Оно является единственным производителем товаров и всех видов обслуживания, и поэтому опледеляет цены на продажу всех товаров. И оно решает, какую часть всего производства в данный момент должны составлять предметы широкого потребления, общественные работы, жилищное строительство, вооружение и что-либо еще...
...В самом лучшем случае любая административная машина, какую они могут изобрести, неизбежно должна быть медлительной, громоздкой и неэффективной".

(С) Ф.Д. Рид "Взгляды делового человека на Россию. Роковая ошибка советского капитализма", NewYork Gerald Tribune, 16 ноября 1958 года
У самих жителей страны нет никакой возможности принимать участие в реальном распределении благ, и основные ресурсы достаются правительству и верхушке, которая получает и распределяет блага, словно древний рабовладелец.
26.08.2014 в 14:05

Да, да. Обязательно крупными буквами - не ведитесь. Сидите молча и кушайте капитализм большими ложками. А десятки миллионов бесплатно розданных квартир только в 70-е годы - этого на самом деле не было, а если и было - то это в целях пропаганды, не ведитесь! Поколение акселератов, вымахавшее в 70-е - это тоже пропаганда, не ведитесь, на самом деле дети в лице Selvor, говорящего тут от их имени - страдали от недоедания и белкового дефицита. И сотен бесплатных спортивных секций тоже не было - дети ведь голодали, откуда у них силы еще было спортом заниматься? А всех ентих чемпионов олимпиад всяких и прочих хоккейных чемпионатов тоже не было - это тоже пропаганда, не ВЕДИТЕСЬ!
"Kosatych":


P.S. Легко рассуждать о высоком, зарегистрировавшись 26 августа 2014 года.
26.08.2014 в 14:17
Pan_Juras, Если речь о 53 году, то при чем тогда секция в 87 году, велик в 81, квартира в 72 ?
26.08.2014 в 14:26
reveris,
Можно я отвечу? Пропаганда что при Сталине, что при Хрущеве, что при дедушке Брежневе с Андроповым была одинаковой, била в одну и ту же точку. Не скажу, что за 40 лет, прошедшие после войны, благосостояние советского народа резко изменилось. Поэтому в глобальном смысле мы обсуждаем послевоенный период совка, в том контексте, какой нам показали в пропагандистском фильме. На сегодняшний день фильм интересен с архитектурной точки зрения, но сидеть и ностальгировать: "ах, как хорошо жилось при Маленкове с Хрущевым! На лодочке можно было покататься!", не стоит.
Тем более, когда чьи-то предки с придыханием рассказывают о временах своей молодости, а молодые смотрят в экран, сидят и вздыхают: "Хочу жить при коммунизме, или хотя бы - в той Беларуси, что по телевизору показывают".
Но... Несмотря на все, в сегодняшней Беларуси у молодых людей возможностей в десятки раз больше, чем у "шестидесятника". Если кто-то не хочет ими пользоваться, в этом не виноват даже Лукашенко.
26.08.2014 в 14:40
reveris,
Замечание правильное. Тем не менее, оно не отменяет всего вышенаписанного о реальной жизни в СССР.
26.08.2014 в 15:00
reveris,
Замечание правильное. Тем не менее, оно не отменяет всего вышенаписанного о реальной жизни в СССР.
"Pan_Juras":

А что выше написано? За квартирами стояли очередь оплачивая ее путем низкого заработка? Ну так сейчас за эти самые квартиры уже совершенно другое государство косит бабки за приватизацию, не имея вообще никакого отношения к их постройке. А комментаторы поют песни что их в свое время раздали даром.
Нет желания писать стены текста, много плохого было тогда, ну так и про сейчас можно нарисовать простынок не меньше ваших. Открываешь новости и понеслось на вентиляторы. И пропаганды сейчас не меньше.
26.08.2014 в 15:15
в титрах обрезали "фильм снят ко дню рождения главы государства"
26.08.2014 в 19:11
[censored]
26.08.2014 в 22:44

Обратите внимание на толщину стен в два (!!!) кирпича. А "кривую" стену потом штукатурят, если Вы не в курсе!
"homuncul":

Бункер Fuchsbau (находящийся на заброшенной военной территории в Германии) полностью забетонировали в 1995 году. Один из входов при этом замуровали блоками...
27.08.2014 в 7:09
Композитор фильма Д. Лукас. Джорж??? О_о
27.08.2014 в 7:51
[censored]
27.08.2014 в 10:11
Получается, что в Берлине все восстановили, как было, а в Минске плюнули на историю и решили перестраивать по последнему слову архитектурной сталинской моды?
"Bloodsucker":

Минск был разрушен настолько, что рассматривался вопрос не восстановления, а строительства на новом месте. Мама рассказывала, как по выходным жители выходили на уборку развалин.
Видимо Берлин лучше сохранился.
27.08.2014 в 11:19
Всегда интересовал этот вопрос. Был ли вообще в Минске этот "старый город"?
"Bloodsucker":

фотки довоенного минска найти не судьба?
27.08.2014 в 11:59
Обратите внимание как криво кладут кирпичи...
"MartyMcFly":

зато стоит досихпор. а нынешний газосиликат под пенопластовой шубой доверия не внушает
27.08.2014 в 14:08
Получается, что в Берлине все восстановили, как было, а в Минске плюнули на историю и решили перестраивать по последнему слову архитектурной сталинской моды?
"Bloodsucker":

Минск был разрушен настолько, что рассматривался вопрос не восстановления, а строительства на новом месте. Мама рассказывала, как по выходным жители выходили на уборку развалин.
Видимо Берлин лучше сохранился.
"monika10":

Последняя фраза насчет Берлина, как мне кажется, сарказм?
Добавлю еще примеры лучше сохранившихся: Дрезден, Старе Място в Варшаве...
А насчет "Минск был разрушен настолько, что ..." стоит посмотреть на снимки 1944-45 гг. Выгоревший - да, был. Коробки домов вне Проспекта стояли. Было бы желание.
27.08.2014 в 15:51
Как было до Москвы 700 верст так и осталось а время то прошло не мало
27.08.2014 в 17:06
Памятник Сталину на пустынной Центральной площади. В ноябре 1961 года его за одну ночь снесут.

 
Как-то долго этот цензоред простоял.
Еще бы картавого на Независимости снести.
"дерепанмодаз":

картавого не снесут, потому что он еврей. а их у нас везде любят:) а сталин что? ссылки, репрессии? так а кто доносы писал? сталин? можно бесконечно говорить, что он мог предотвратить и что не мог, там помимо него были люди всякие... дай волю сейчас писать доносы, так половина страны сидела бы. потому что это в природе человека
27.08.2014 в 23:52
Фильм есть [censored]
И спасибо большое за статью! :о)
28.08.2014 в 9:53
Дом правительства

Дом правительства не "удивительно грязный". Это остатки от немецкой цвето-маскировки, которая активно использовалась для изменения видимого объема здания с воздуха.

Есть фото из военного Минска, где эта маскировка хорошо видна.
28.08.2014 в 10:01
monika10, удивительно. На видео 43 года, снятого с самолета, было видно, что город практически целый, за исключением нескольких кварталов в районе ГУМа и Кафедрального собора.
Кто бы это так сильно мог его разрушить всего за 1 год?
28.08.2014 в 18:51
Спасибо за репортаж.
Очень классные фотки и коменты к ним,как будто сам очутился там,приятно
31.08.2014 в 15:45
Отлично ! Получил удовольствие .
31.08.2014 в 22:28
Действие переносится на рабочие окраины. Улица Центральная. На часах 7:43 утра, толпа трудящихся движется к Минскому автомобильному заводу.

Не уверен насчёт части улицы, идущей от Партизанского проспекта к проходной автозавода, но, по-моему, вся нынешняя Центральная была улицей Красных Партизан. И переименовали её, когда
Могилевское шоссе (будущий Партизанский проспект)

здесь стало и стало продолжением проспекта. Оно и понятно - если мелковатая улица названа в честь Красных Партизан, то кто же те остальные, в чью честь целый проспект? ;-)

darriuss,
огромное спасибо за очередное возвращение в прошлое!
01.09.2014 в 13:57
Отлично, делайте еще, надеялся на фото увидеть своих молодых родителей или бабушку)
02.09.2014 в 20:03
vvorl
Не уверен насчёт части улицы, идущей от Партизанского проспекта к проходной автозавода, но, по-моему, вся нынешняя Центральная была улицей Красных Партизан. И переименовали её, когда


Проспектом Красных партизан была часть улицы по другую сторону нынешнего Партизанского. Она широкая и с разделительной полосой, действительно "проспект". А улица, идущая к центральной проходной сразу была Центральной. Позже, когда Могилевское шоссе стало Партизанским проспектом, Центральной стала вся улица, по обе стороны.

Автору спасибо! Покажу родителям, они как раз в 1954 в Минск приехали из своих деревень и работали на велозаводе.
07.09.2014 в 22:54
Во Франции и Германии я таких алкашей почему-то не видел - тамошним людям нужно бороться за собственное выживание среди конкурентов (как везде в природе!!!),
"Selvor":

ну вот и сгинул совок, вот как и на западе - человек человеку конкурент и волк. Сожрет и скажет - ничего личного, это всего лишь бизнес.
"reveris":

И в советские жрали только в путь.
24.09.2014 в 6:17
Вот бы в то время на пару дней
"MDS87":

в бараках пожить, на завод вставать в 4 утра, работать с одним выходным в неделю, который раз в месяц нужно потратить на общественную деятельность, железная привязка к прописке и к анкете. думаю вы бы и дня там не выдержали )))
"bulbashenko":

Вы вероятно, не заметили часы, которые показывают 7-44 утра, и в это время толпа рабочих и служащих идёт к проходной автозавода - на работу, и это совсем не 4-5-6 утра ( как было в 80-е и 90-е, когда я работала на МАЗе инженером, и на рабочем месте нужно было быть в 6-40 а.m, а просто рабочим - в 6-20).
Мои родители приехали в Минск из Киева после киевского политеха по распределению в 1954 году. Мама получила сразу комнату в коммуналке, как раз на ул.Кошевого, от МТЗ, папа - комнату в одном из 2-х квартирных домиков в районе нынешнего ресторана "Шоколад" от МАЗа. Маме было 24, папе - 26. Через 5 лет они поженились, через ещё год они "хозспособом" построили 2-хкомнатную квартиру от МАЗа по ул.Подшипниковой (Кулешова). Без блата и всемогущих родственников.
И никаким образом прописка и анкета не помешала прожить моей семье счастливую жизнь. Мы хорошо питались, отдыхали, в основном, дикарём, в Белоруссии, в Крыму , на Кавказе, каждый год навещали родных в Киеве и Полтаве.
Я училась сначала в школе № 72 с английским с 1-го класса (она находилась в Дражне, как вам такая загогулина :)? ), потом в 10-й, с математическим уклоном, в районе пл.Зм.Бядули - совершенно не по месту прописки :).
И точно так же жили мои друзья - соседи по двору, одноклассники. Чуть-чуть лучше, чуть-чуть хуже - но только ЧУТЬ-ЧУТЬ!!! На всё хватало зарплаты. А многие, если не все, рабочие зарабатывали побольше инженеров.
И перестаньте рассуждать о времени, в котором не жили даже ваши родители.
Спасибо.
24.09.2014 в 14:17
Вот бы в то время на пару дней
"MDS87":

в бараках пожить, на завод вставать в 4 утра, работать с одним выходным в неделю, который раз в месяц нужно потратить на общественную деятельность, железная привязка к прописке и к анкете. думаю вы бы и дня там не выдержали )))
"bulbashenko":

Хочу еще добавить. Этот фильм я когда-то видел в кинотеатре в начале 80-х в виде киножурнала. Мне было лет десять, но я уже тогда не мог понять, что за красивая картинка, и почему она так разительно отличается от того, что мы видим каждый день. Это конкретно мне не повезло, а остальные шикуют?
Молодые не помнят этих прелестей соцреализма, а у меня до сих пор все это стоит перед глазами.
НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ПРОПАГАНДУ ФИЛЬМА! НА ЭТО И БЫЛО РАССЧИТАНО! Людям свойственно ностальгировать, ибо в детстве небо было голубее, а вода мокрее.
Перед глазами были несколько другие свадьбы, с другими людьми и порядками. Никто не сказал, как тяжело было получить мебель без записи за годы!!! В результате счастливчик покупал мебель с таким пафосом, как сейчас не покупают Bentley. Люди скорее сводили концы с концами.
Мои родители умудрились построить маленькую кооперативную квартиру в Серебрянке в 1972 году. Там мы и жили вчетвером. Родители - обычные работяги, не алкаши, и звезд с неба не хватали. Их поставили в очередь на расширение жилплощади в 1980 году. когда родилась сестра, но очередь подошла только в 1994 году...
Мы не были исключением, и вокруг все жили так же, если не хуже, и мои тогдашние друзья носили даже более потрепанную одежду.
Отец сделал кухонный гарнитур из потихоньку вынесенных с завода лакированных мебельных щитов. Покупная стоила дорого, и ее еще надо было купить, когда раз в неделю ее "выбрасывали" в магазине на пер. Козлова. "Секцию" (стенку) умудрились купить "с рук" только в 1987 году. В магазине их не было, а стоили они 800-1200 рублей по записи! Велосипед, который стоил в 1981 году 90 рублей, купили мне только за деньги, подаренные дедом. У меня (ребенка) были одни штаны, одна куртка, пара рубашек. Понятно, что ребенку ничего не нужно, но тем не менее, о рациональном питании, витаминах, белке и мясе речи даже не велось. Ели то, что было в магазинах. Глазированный сырок и мороженое - вот обычное лакомство. Остальное - на праздник. Про мандарины раз в год я уже рассказывал.
Мой двоюродный брат был единственным ребенком в семье, потому ему умудрялись покупать и новомодные "дутые" сапоги (см. мультик про попугая Кешу), и магнитофон, и фотоаппарат "Зенит". У нас с сестрой этого не было.
А вы говорите...
"Selvor":

Вообще-то статья про 1953 год, а не про 1970-80 годы.
И что, 14 лет отстоять в очереди на расширение - это много?!
А мороженное и глазированные сырки - это какое-то ущербное лакомство? Даже сейчас с удовольствием и дети , и взрослые едят. А в США и в помине нет и не было глазированных сырков (только в русских магазинах сейчас) - и что, сильно страдают?
И про одежду - выбора большого не было, но что-то среди моих соседей никто не ходил весь год в одной рубашке и брюках, хотя во всех семьях было по 2 ребёнка, это вы, батенька, загнули. Просто были семьи, в которых отцы хорошо выпивали, и приоритетом была еда. И не до велосипедов и фотоаппаратов им было, это да.