У этого района нет официального названия. Застраивавшийся в разное время частными домами, уютными двух- и трехэтажками первого послевоенного десятилетия, панельными хрущевками и высотками 1970-х годов, он занял узкую заболоченную полосу между Слепянской водной системой и Партизанским проспектом. Только сейчас до него дотянулись уплотнительные клещи Мингорисполкома, но пока «Шарики», как ласково называют свой район местные жители, еще сохраняют свое скромное пролетарское обаяние. Их история и современность — в обзоре Onliner.by.
1933 год, юго-восточные пригороды Минска. Так выглядели окрестности современного Партизанского проспекта от площади Ванеева до станции метро «Автозаводская» 80 лет назад. Узкое загородное шоссе, ведущее к Могилеву, заболоченная пойма ручья Слепня, деревушка Будилово да сосновый бор, чьи фрагменты дожили до эпохи независимости и процветания. Регулярная застройка чуть правее и ниже центра карты — военная часть, сохранившаяся на этом месте и поныне.
Она относилась к соседнему военному городку в так называемом Красном урочище. Здесь в 1930-е годы дислоцировалась 26-я танковая дивизия Рабоче-крестьянской Красной армии, на базе остатков инфраструктуры которой во время оккупации авторемонтный завод организовал немецкий концерн «Даймлер-Бенц». Подробнее о нем читайте в статье о поселке автозавода.
Между Красным урочищем и границей города тогда было около семи километров. На аэрофотосъемке 1940-х годов видно, что Могилевское шоссе практически не было застроено. На кадре выделяется русло Слепни, на базе которого спустя три десятилетия создадут второй водно-зеленый диаметр Минска. Левее его поля фильтрации, сейчас застроенные жилыми домами Серебрянки. Небольшая деревня Будилово соседствует с авторемонтным заводом, а далее на юго-восток раскинулся бор, остаток еще дореволюционного Антоновского леса.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны на месте Красного урочища и ремонтного предприятия «Даймлера» было решено создать автомобильный завод — будущий флагман минской промышленности. При заводе, как это водилось, вырос жилой поселок, первоначально от города оторванный. Впрочем, процесс его объединения с Минском начался практически сразу. Рабочим МАЗа и других предприятий района охотно выделяли участки для строительства индивидуальных домов — так возник Западный поселок. Между ним и Могилевским шоссе в те же 1950-е годы возвели еще один небольшой жилой район, центром которого стал кинотеатр «Комсомолец». Наконец, в 1960-е началось наступление на болота в районе деревни Будилово.
Так выглядели будущие «Шарики» в октябре 1964 года на снимке, сделанном американским спутником-шпионом Corona. Серебрянковским полям фильтрации осталось существовать всего лет пять, совсем скоро там развернется сооружение крупнейшего в Минске жилого массива. Полоса между Слепней и Могилевским шоссе застроена от автозавода до улицы Васнецова, и уже началась подготовка последнего остававшегося свободным участка в районе площади Ванеева.
Этот же район на карте того же 1964 года. Интересно, что улица Плеханова, сегодняшняя широкая магистраль, основная поперечная ось Серебрянки, связывающая ее с Партизанским проспектом, по сути, представляет собой узкую улицу с послевоенными двухэтажками (преимущественно) с одной стороны и частными домами с другой. Она еще не соединена с Долгобродской, в районе их перекрестка архитекторами оставлено пятно для главного общественного центра всего Заводского района, который вскоре начнет там сооружаться.
В 1967 году спутник Corona опять пролетел над Минском, не удержался и сделал еще одну его фотографию. «Шарики» приняли практически законченный вид. Строителям осталось возвести лишь комплекс высотных 9- и 14-этажных зданий между улицами Васнецова и Ванеева. Уже практически историей стала и деревня Будилово — ее место заняли жилые дома и новый кампус Института народного хозяйства.
Спустя четыре года. Последние домики Будилова еще стоят во дворах нархоза, Могилевское шоссе превратилось в Партизанский проспект, улица Плеханова расширена и соединена путепроводом с Долгобродской — Козлова.
Так район в основном выглядит сейчас. «Шарики» могут предоставить юным урбанистам и пожилым краеведам все городские архитектурные удовольствия советского времени: частные домики, суровый довоенный «кирпичный стиль», сталинские излишества, хрущевский минимализм и яростную брежневскую ритмику застройки на широких проспектах.
Самое старое здание района между станцией метро «Автозаводская» и площадью Ванеева спрятано в глухом углу переулка Кабушкина. Это типовой ДОС (Дом офицерского состава) второй половины 1930-х годов. Сотни таких четырехэтажек строились в это время в военных городках по всему Советскому Союзу для армейского комсостава. В Минске подобные здания можно найти на улицах Чернышевского и Калинина и в поселке автозавода, но там они оштукатурены. ДОС по адресу пер. Кабушкина, 17, сохранился (по крайней мере, пока) во всей своей первобытной брутальной краснокирпичной красе.
По соседству с жильем для элиты танковой дивизии дома для военнослужащих попроще. Одноэтажные послевоенные бараки на две семьи и пятиэтажки, не слишком типично для Минска отделанные мелкой голубой плиткой, — еще один типовой проект для военных городков. Строились эти дома для крупной военной части, вольготно раскинувшейся между улицами Кабушкина, Шишкина и Кулешова, занимая целые гектары ценной городской территории.
После окончания Второй мировой войны государство, столкнувшись с необходимостью восстановления практически разрушенного города и обеспечения минчан жильем, с удовольствием предоставляло всем желающим земельные участки для индивидуального строительства. Работники Минского автомобильного завода и других предприятий Заводского района получили не только многоэтажный жилой массив вдоль Могилевского шоссе. Для них же были построены сразу четыре поселка с частной или барачной застройкой: Северный, Молодежный, уже не существующий Южный и Западный.
Западный поселок занял ранее пустовавшую территорию между Слепней, деревней Щетовка и улицей Энергетической, позже переименованной в честь маршала Тухачевского. Регулярная планировка, кое-какая инфраструктура с магазином, расположившимся в центре поселка, кирпичные дома, построенные по типовым проектам, обеспечивали неплохой для послевоенного Минска уровень комфорта.
Топоним «Энергетическая» подходит улице куда больше, чем имя маршала Тухачевского.
На ее противоположной от Западного поселка стороне в конце 1940-х началось строительство типичного для первого послевоенного десятилетия жилого района. Трехэтажная застройка вдоль основной магистрали, улицы Жилуновича (бывшей Жданова), двухэтажная в глубине кварталов на периферийных улочках, уютные дворы с детскими садами — все это напоминает идеальный соцгородок при каком-нибудь предприятии вроде поселков автомобильного и тракторного заводов.
В его центре — небольшая районная площадь с кинотеатром «Комсомолец», главным местным общественным зданием на протяжении двух десятилетий, со второй половины 1950-х и до открытия универмага «Беларусь» в 1978-м.
Здание с двумя кинозалами построено по популярнейшему в те годы всесоюзному типовому проекту архитектора С. Якшина. Только в Минске таких кинотеатров было четыре: кроме «Комсомольца», еще и «Беларусь» на Юбилейной площади, «Родина» в районе автозавода и «Мир» на улице Козлова. В советское время «Комсомолец» сообразно собственному названию специализировался на показе фильмов для молодежи.
Молодежь в округе в 1960-е была преимущественно рабочая с соответствующими нравами и любовью к кино. Кинотеатр регулярно попадал в городскую хронику происшествий, типичный пример которого описывается в газетной заметке ниже.
Здесь же, на Жданова — Жилуновича, находились и прочие важнейшие учреждения торговли и соцкультбыта: продуктовый и овощной магазины, почтовое отделение, сберкасса, кафе «Встреча».
«Встреча», как с чувством глубокого удовлетворения писала в конце 1960-х газета «Вечерний Минск», «за отличные показатели и образцовое обслуживание дважды награждалась переходящим Красным знаменем Заводского треста столовых». Такая честь дорогого стоила.
Скорее всего, по задумке проектировщиков, весь район должен был выглядеть так, как эти два квартала между улицами Плеханова, Тухачевского, Народной и Жилуновича. На деле его застройка пришлась на сложное время коренного слома всей эстетики советской архитектуры. По мере внедрения спущенного с кремлевских высот требования отказаться от использования декоративных излишеств в архитектуре в пользу более экономичного, а потому массового строительства упрощался и внешний вид новых кварталов. По соседству с добротными «сталинками» возводились обычные коробки из силикатного кирпича, блоков, наконец, панелей.
Задумывавшаяся парадной красная линия Партизанского проспекта на этом участке должна была образовать единый ансамбль с поселком автозавода. На деле никакого ансамбля не получилось. Более того, Партизанский в районе «Шариков» представляет собой парадокс: обычно по мере удаления от центра города застройка становится все более современной. Здесь же ситуация сложилась диаметрально противоположная.
Четная сторона проспекта — череда кирпичных и крупноблочных пятиэтажек, разбавленных высотными девятиэтажными акцентами серии МК-9. На одном из них строители оставили послание будущим поколениям.
Лишь отдельные здания на противоположной стороне выбиваются из общего ряда. Корпус хлебозавода и классицистский торговый колледж — неплохие образцы архитектуры первого послевоенного десятилетия — выглядят в данном контексте анахронизмами.
На перекрестке Партизанского проспекта и улицы Кулешова, когда-то носившей романтическое название Подшипниковая, расположено еще два объекта, очень важных для функционирования района по крайней мере в первые десятилетия его существования: колхозный рынок и кулинарный техникум, славный не столько самим собой, сколько расположенным на первом этаже рестораном «Сосны». Заведение, открывшееся в далеком 1967 году, до сих пор носит все то же название и выступает в роли испытательной площадки для творчества юных кулинаров. За 47 лет существования десятки тысяч минчан смогли оценить его на собственный страх и риск.
Перекрестку Партизанского проспекта, улиц Плеханова и Долгобродской отводилась еще более ответственная роль. Именно здесь должен был быть сформирован главный общественный центр всего Заводского района Минска. Сразу после войны тут построили только небольшое здание для райкома партии.
Почти полтора десятилетия оно одиноко украшало безымянную площадь, пока во второй половине 1960-х здесь не началось сооружение 15-этажной гостиницы «Турист», ставшей высотной доминантой комплекса, и здания НИИ технической эстетики.
Научно-исследовательский институт, место обитания и работы белорусских советских промышленных дизайнеров, сейчас чуть менее чем полностью сдается в аренду под различные офисы.
А вот гостиница «Турист», открывшаяся в 1973 году, продолжает успешно функционировать по прямому назначению. Здание, спроектированное архитектором Львом Погореловым, даже внешне за 40 лет практически не изменилось.
Сразу же после сдачи в эксплуатацию «Туриста» наконец-то началось строительство главного здания общественного центра — крупнейшего на то время в городе универмага, получившего название «Беларусь». Статусность и важность объекта подчеркивало то, что проектировали его специалисты из Москвы, архитекторы Ю. Пересветов и Б. Соболевский из института «Гипроторг». Сентябрь 1974 года, возведение «Беларуси» в самом разгаре.
Стройка успела угодить даже в художественный фильм «Легко ли быть добрым» 1976 года выпуска.
Подробнее об устройстве известного всем минчанам универмага мы писали на прошлой неделе.
Завершающим зданием ансамбля общественного центра Заводского района должен был стать Дворец культуры подшипникового завода, который планировали построить со стороны улицы Долгобродской. К сожалению, этот проект, реализацию которого планировали начать после окончания сооружения станции метро «Партизанская», так и не был осуществлен.
Общий вид гостиницы «Турист» и соседнего жилого района. Обратите внимание на декоративное оформление крыши гостиничной пристройки с рестораном и конференц-залом. На этой и многих других фотографиях заметны трамваи, до 1991 года ходившие на диспетчерскую станцию «Автозавод» у перекрестка Партизанского проспекта и улицы Радиальной. После открытия там метро трамваи оттуда перенаправили в Серебрянку.
Вид с гостиницы «Турист» на строящийся путепровод над Партизанским проспектом. В начале 1970-х годов с масштабным строительством Серебрянки улица Плеханова была значительно расширена и соединилась с Долгобродской — Козлова. Огромный жилой массив получил связь с крупнейшей промзоной города.
Кадры трансформации улицы попали в художественный фильм «Факир на час» 1971 года. Спустя еще 14 лет по Плеханова была проложена и трамвайная линия в Серебрянку.
Могилевское шоссе получило свое привычное нам имя — Партизанский проспект — в 1968-м, как раз когда заканчивалась его застройка на финальном участке между улицей Васнецова и площадью Ванеева.
Кварталы в районе Васнецова получили преимущественно пятиэтажную застройку, но именно тут был построен и первый в городе многосекционный панельный «дом-гигант», как его окрестили в газетах, высотой в целых девять этажей.
Здесь же появилась и первая в Минске экспериментальная школа на 1600 человек. Комплекс состоял из шести корпусов, включая невиданный доселе в учреждениях среднего образования плавательный бассейн.
К середине 1970-х на этом участке был создан представительный ансамбль жилых домов. Протяженные девятиэтажки чередовались с высотными 14-этажными зданиями, построенными по индивидуальному проекту архитектора Владимира Афанасьева. Они очень нравились советским фотографам, видимо, служа неким олицетворением современной на тот момент белорусской архитектуры.
На первом этаже высоток находились почтовое отделение, книжный магазин, аптека и винный бар «Красный мак». В последнем заведении, за вход в которое в советское время надо было платить, в 1990-е годы криминальные авторитеты любили устраивать свои разборки.
Противоположная сторона Партизанского такой масштабной застройки не получила, вероятно, к счастью. Здесь был сохранен участок бывшего Антоновского леса, названный парком 50-летия Октября. На узкой свободной полосе вдоль проспекта было выстроено несколько жилых домов, крупнейший из которых сдали в 1967 году, все к тому же 50-летию революции. В его пристройках разместились универсам, кстати, всего третий на то время в городе, и кафе «Чебуречная», имевшее довольно злачную репутацию.
Этот же жилой дом и стадион «Красное знамя», переименованный вскоре в «Трактор» и реконструированный в 1978-м.
Вскоре в парке рядом с «Трактором» должно начаться строительство нового Национального футбольного стадиона. Вполне возможно, что через шесть лет на этой вот поляне пройдут матчи очередного чемпионата Европы по футболу.
Место же старой деревни Будилово занял комплекс учебных корпусов и общежитий Белорусского института народного хозяйства, в годы независимости ставшего экономическим университетом. Его главное здание, построенное в 1972 году, — лучший в Минске образец интернационального стиля.
Будилово так и не дало свое имя соседнему жилому району. В официальных документах он остался несколькими микрорайонами «Могилевское шоссе», а в народной среде — «Шариками» (по подшипниковому заводу, расположенному за универмагом «Беларусь»). Напряженная городская магистраль и промышленные предприятия, конечно, оказывают свое негативное влияние на качество жизни здесь, но при этом сама по себе городская среда тут комфортна и удобна. Огромные парковые зоны, близость Слепянской водной системы, относительно низкая плотность застройки позволяют местным жителям смириться с соседством с Большой Индустрией.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by