Заброшенные здания по всему Минску ставят под сомнение тиражируемые в СМИ утверждения об инвестиционной привлекательности столицы. Пустующие бывшие корпуса 2-й больницы и дом физкультуры завода «Горизонт», недостроенный паркинг ГСК «Лада», несколько разграбленных и замусоренных детских садов. К этому печальному списку можно добавить опустевший 8 лет назад троллейбусный парк №1 в самом центре города. Российская компания планировала снести старые ангары, построив на их месте крупный торгово-развлекательный комплекс, гостиницу и жилые дома. Позже у Мингорисполкома и инвестора возникли взаимные претензии, и будущее 6,5 гектара особо ценной земли вблизи «Площади Победы» оказалось под большим вопросом.
Когда-то давно на этом месте находился конский рынок. Здесь продавали лошадей и устраивали ежегодные ярмарки. Затем рынок уступил место трамвайному депо. Именно отсюда по минским улицам в 1929 году пошли первые трамваи. Архивный снимок позволяет нам узнать, как депо выглядело в первые послевоенные годы. Вдалеке видны жилые дома на улице Советской (нынешний проспект Независимости).
В 1952 году в городе была введена первая очередь троллейбусного движения от вокзала до Круглой площади (теперь площадь Победы), и депо стало трамвайно-троллейбусным.
Во второй половине 1960-х депо уже не вмещало весь подвижной состав, часть троллейбусов «ночевала» прямо на улице у забора. Проблема была решена с вводом в эксплуатацию нового трамвайного депо на улице Ботанической в 1967 году. Но и троллейбусам со временем пришлось освободить площадку в центре города. С 2006 года на территории уже бывшего депо практически ничего не изменилось. Участок за забором вдоль проспекта Машерова приспособлен под автостоянку, а старые здания продолжают ветшать и разрушаться.
Судя по количеству настенных рисунков, бывшее депо востребовано у любителей граффити.
Заходить внутрь небезопасно. Проникновению посторонних препятствуют стальные решетки на окнах. Выбитые стекла наглухо заколочены фанерой.
Некоторые помещения, впрочем, открыты. Но внутри ничего интересного.
Крыша одного из ангаров обвалилась.
Второй ангар, более крупный, расположен ближе к проспекту Машерова и сохранился довольно неплохо.
Наверное, когда-то здесь снимали кино о Москве или просто свезли в депо часть киношного реквизита. У стены обнаружилась вывеска института имени Склифосовского, несколько афиш и какие-то странные деревянные будки.
Что уж точно не ожидаешь увидеть в заброшенном депо, так это пчелиные ульи.
Так старые здания выглядят снаружи.
В 2003 году в тендере на право застройки территории троллейбусного парка победила российская компания «Манолиум-процессинг». Инвестор планировал возвести торгово-развлекательный комплекс, пятизвездочную гостиницу, бизнес-центр. Позже на обновленных эскизах появились и жилые дома в районе улицы Киселева. По тем временам проект оценивался почти в полмиллиарда долларов.
Но прежде чем отдать площадку в центре города, Мингорисполком поставил условие: обязал «Манолиум-процессинг» построить новое троллейбусное депо в Уручье, тяговую подстанцию и участок улицы Городецкой от улицы Гинтовта до въезда в депо с инженерными сетями и троллейбусной линией.
О том, что инвестиционный проект находится под угрозой срыва, стало достоверно известно в 2012 году. Недовольные темпами строительства нового депо в Уручье, чиновники предъявили претензии российским бизнесменам, пригрозив расторжением договора. В оправдание представитель «Манолиум-процессинг» заявил, что власти города ввели компанию в заблуждение, занизив объем инвестиций, необходимых для возведения коммунальных объектов и инфраструктуры в Уручье. Вместо 15 млн долларов, прописанных в инвестдоговоре, затраты превышали 22 млн долларов. И это еще была не окончательная сумма.
Более двух лет о перспективах застройки троллейбусного парка почти ничего не было слышно. И вот тема поднята на недавнем совещании у президента. На той встрече председатель Мингорисполкома Николай Ладутько заявил: территорию бывшего депо будут рассматривать в комплексе с освоением расположенной в соседнем квартале площадки завода «Горизонт». Значит ли это, что участок отдадут другому инвестору? Мы попытались выяснить этот вопрос в профильных подразделениях горисполкома.
— Такую информацию сообщить не можем, вопрос находится на стадии проработки, — кратко пояснили в Комитете экономики. Примерно такой же ответ был получен и в Комитете инвестиций и строительства.