Гид Onliner.by: Заславль — город-спутник с видами на столицу

 
25 июля 2014 в 9:59
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

В 15 минутах езды от Минска стоит город с многовековой историей. С самой высокой его точки столица как на ладони. Транспортное сообщение с ней почти идеальное: от станции «Беларусь» регулярно ходит швейцарский Stadler, с центральной площади — маршрутки, от вокзала — автобусы. А хотите — садитесь на свое авто, займет еще меньше времени. В мае этого года Заславль официально получил статус города-спутника. Правда, далее волевого решения пока дело не пошло. Какова дальнейшая судьба Заславля? Об этом мы порассуждаем в очередном выпуске гида Onliner.by. А покажет нам город местный житель. Мы встречаемся с ним в центре города, скрипят шины BMW, открывается дверь, и Ростислав готов показать нам Заславль во всей его красе.

 

Я здесь родился и прожил большую часть жизни, — начинает рассказ Ростислав. — Несколько лет назад уехал в Москву, нашел неплохую работу, но в какой-то момент принял решение вернуться. Почему? Даже не знаю, просто приехал и все. Но знаю точно, что в Минске я жить совершенно не хочу, мне кажется, что там в большинстве своем прописаны какие-то «пленные» люди, которые медленно думают, принимают решения, действуют. А Заславль — это как бы еще не Москва, но уже не деревня. Скорее что-то среднее. Здесь я могу хотя бы с собакой погулять, не опасаясь, что на меня с упреками накинется стайка сумасшедших прохожих — зоофобов. Здесь однозначно больше свободы, но при этом стоит признать — скучно, и с этим надо что-то делать. Благо раз в 10 лет здесь проходит День белорусской письменности и к этому моменту здесь все начинает преображаться.

На сегодняшний день создается впечатление, что весь город стоит «на ушах»: асфальт, тротуары, ограждения меняют практически везде. Парки перепланируют наново, фасады домов в лесах, кругом грохот, пыль, суета. Ростислав проводит нас по центральным улицам города.

Эту площадь переделывают зачем-то уже по третьему кругу, — комментирует он. — Я не понимаю для чего, до этого она находилась во вполне приличном состоянии, а финансирование можно было направить на более «горячие» точки.

Рядом полным ходом идет реконструкция Дома быта. Еще полгода назад он выглядел просто ужасно, сегодня уже просматриваются черты здания с вполне современной отделкой. Напротив исполкома традиционно стоит Ленин.

Мне порой кажется, что Заславль со времен моего детства ничуть не изменился, — говорит Ростислав. — Что появилось нового? Наверное, пару магазинов: один большой и еще несколько маленьких, частных. После 10 вечера в городе воды негде купить. Да что воды! Ни одной дежурной аптеки. Пока можно сказать, что если что и поменялось, то не в лучшую сторону. Лет 5—10 назад здесь постоянно происходило что-то интересное: рыцарские слеты, ярмарки…. Чувствовалось, что это город с большой историей, город, который интересен туристам. Сейчас же — тишина. Где эти рыцари? Где фестивали? Дошло до того, что последние годы день города практически не отмечали.

— Неужели вообще никаких развлечений нет?

— Вообще никаких! Когда-то к школе №3 собирались пристроить бассейн. Я тогда учился в классе 4—5, смотрел на эту стройку и надеялся. Но она тянулась и тянулась, а после и вовсе заморозилась. Я все ждал… А вскоре здание разобрали по кирпичику. Видно, передумали. После я подрос и стал ходить на дискотеки, они проводились в местном клубе. Через пару лет и эта «лавочка» закрылась. Куда идти молодежи? Конечно, у нас есть музей, костел и православный храм, но, думаю, этого маловато.

Заславль местные жители делят на несколько частей, в центральной расположилось место, которое называют «За переездом» и «Газопровод».

По словам Ростислава, чаще всего здесь гуляют по улице Советской, которая ведет с «Газопровода» к городскому валу и знаменитой Спасо-Преображенской церкви. Зданию церкви уже более 400 лет — возраст весьма почтенный. Ранее это был протестантский кальвинистский храм, но в 60-х годах XIX века здание было передано православным.

Ростислав вновь возвращается в воспоминаниях к детству и рыцарям.

— Именно здесь и собирались реконструкторы, — рассказывает он. — Вокруг, на крепостных валах, собиралась море народу, а внизу, на большой площадке, проходили рыцарские поединки, стояли катапульты. Нам, детям, все это, конечно, было очень интересно.

Переходим через мост, разделяющий «Газопровод» и еще один район, названный в честь одноименной улицы, — Дехновку.

В Заславле протекает Свислочь и несколько искусственных каналов. В последнее время их заросшие камышом и кустарниками берега почистили, теперь экскаваторы досыпают землю, ровняя все будто под линеечку. Местные жители надеются, что в нескольких местах сделают песчаные пляжи. К их просьбам вроде бы прислушиваются.

Ростислав вспоминает, что еще недавно на мосту был намалеван «указатель» «Дехновское гетто», как бы намекающий, куда вы собираетесь идти. Но, судя по всему, местные жители вовсю стараются избавить свой район от нелицеприятного эпитета. В конце моста, той его части, что уже принадлежит Дехновке, молодой человек устанавливает на столб мусорный контейнер. Это его собственная инициатива. Сам заказал их, сам оплатил, сам устанавливает. Удивленно спрашиваем: зачем тебе это надо? Он еще больше удивляется нашему вопросу. А как по-другому? Для себя же все здесь делаем.

Дехновка встречает нас специфическими запахами, которые идут от расположенной здесь птицефабрики. Но наши страдания вскоре вознаграждены, буквально в сотне метров от нее, на холме, открывается потрясающий вид на Заславль. А на горизонте, кажется рукой подать, уже видны многоэтажки Минска.

— Близость к Минску я чувствую, когда еду в столицу на работу, — говорит наш гид. — Я до офиса добираюсь, наверное, быстрее, чем многие жители столицы. 20 минут — и я на месте!

Этот район находится на отшибе, и туристы, посещающие Заславль, сюда вряд ли забредут, как и заезжие чиновники. А жаль, чиновникам, по мнению местных жителей, стоило бы здесь бывать чаще.

Прогуливаясь по Дехновке, мы наткнулись на несколько «спящих полицейских», которые по праву носят титул местной достопримечательности. Кто-то, укладывая их, перестарался, и некоторое время на дороге лежал настоящий холм из асфальта, который, скорее, не предупреждал водителей об опасности, а служил трамплином. После холм «стесали», но и сейчас переезжать его надо очень аккуратно.

Местный детский сад выглядит непрезентабельно. Правда, судя по всему, уже началось его обновление. По крайне мере на окнах появились новые стеклопакеты.

Мы возвращаемся в центр города. Улица Советская приводит нас к месту, расположенному неподалеку от железнодорожного вокзала. Здесь стоит несколько одноэтажных бараков, построенных еще в послевоенное время.

Условия проживания в этих домах, расположенных в центре города-спутника, даже по послевоенным меркам — никакие. Туалет находится на улице, и тропинка к нему заросла бурьяном, местные жители боятся провалиться. Парни, сидящие на крыльце, признаются: «В туалет ходим на вокзал, благо пока он бесплатный, там же и умываемся по утрам».

Неподалеку виден большой пустырь.

Долгое время в центре Заславля стояла нефтебаза, которая обслуживала заправки в округе, — рассказывает Ростислав. — Месяц назад понаехала куча строительной техники и ее полностью ликвидировали. За неделю предприятия не стало, я таких скоростей работы ни разу в жизни не видел! Теперь на ее месте голый пустырь, что здесь построят — не знаю, но могу сказать точно: мы все вздохнули с облегчением, когда этот «фугас» из города убрали.

Рядом с пустырем — привлекающий внимание комплекс старых деревянных зданий. В отличие от бараков эту древность сохранили намеренно. Раньше в самом большом из домов располагалась паровая мельница. Сейчас здесь музейная экспозиция.

Чуть дальше расположился городской рынок и многоэтажная застройка. Ничего необычного — традиционный райцентр. Главная особенность этих пятиэтажек заключается в ценах за квадратный метр — $1100—1200. Квартирами по $60—80 тыс. в Заславле никого не удивишь.

Ростислав продолжает экскурсию, и мы заезжаем в район Кладочки — по большому счету, это частный сектор, застроенный коттеджами. Когда-то здесь было голое поле и несколько хат-развалюх. Лет 15 назад местным жителям предлагали землю в Кладочках под постройку дома, вместо очереди на квартиру, большинство отказывались. Многие теперь жалеют — квартира в городской многоэтажке сейчас стоит $60—70 тыс., а далеко не самый шикарный дом в Кладочках — $250—300 тыс.

А как в Заславле с работой? На ее отсутствие грех жаловаться, есть несколько крупных предприятий, в том числе завод по производству строительных смесей Henkel. Сюда даже минчане каждый день трудиться приезжают. Однако зарплаты в большинстве своем значительно меньше столичных. Правда, всегда есть альтернатива: сел в поезд или на маршрутку и через 15—20 минут тебе доступен весь столичный рынок труда.

Недавно в Заславле появился первый перекресток со светофорами. Однако многие горожане уверены, что они там совершенно не нужны. Мол, в городе постоянно ездит очень много строительной техники и грузовиков, когда они утром или в обед выезжают или возвращаются на базы, приходится долго стоять и ждать, когда тебе освободят дорогу. Именно в таких точках и нужны светофоры.

Огибая город по «кольцевой», мы то здесь, то там видим строительную технику, копающую в полях траншеи.

— Тут скоро все застроят, — уверен Ростислав. — В округе везде были болота, а последние годы их все в срочном порядке начали осушать, и я уверен, что мелиорацию проводят не для того, чтобы поля засеять. Ходят слухи, что строить будут не просто коттеджи, а многоэтажки.

С наступлением лета добрая половина Заславля хотя бы раз в неделю отправляется на расположенные неподалеку затопленные карьеры. Несколько водоемов с песчаными пляжами — что может быть прекраснее в жару! Десятки людей в воде, сотни — на берегу. Приятно удивила организация отдыха на, казалось бы, диком пляже: глубокие места помечены буйками, возле них курсирует лодка со спасателем, который периодически разворачивает обратно излишне самоуверенных пловцов.

Настало время прощаться с Заславлем. Конечно, мы успели посмотреть лишь малую его часть, но надеемся, что нам удастся рассказать о нем после того, как пройдет День письменности. Наверняка тогда городу будет чем похвастаться. Сейчас же он оставляет двоякое ощущение. С одной стороны, работа кипит, с другой — говорить о полноценной и комфортной городской инфраструктуре рано. Пока Заславль может предложить только набор возможностей и перспектив города-спутника и надежду, что в скором будущем они будут реализованы.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by