Специалисты по фигурной обрезке кроны деревьев: «Надоело однообразие в городе, решили попробовать что-то новое — получилось»

 
25 387
18 июня 2014 в 13:13

В то время как среди белорусских озеленителей распространилась мода безбожно срубать верхушки деревьев, оставляя растения «голыми», а стволы похожими на случайно выжившие после бомбардировки экземпляры, есть и те, чья работа заключается в придании кронам привлекательной формы. В «Минскзеленстрое» таких специалистов немного и профессия их называется загадочно и красиво — мастера топиарного искусства.

За считаные минуты двое крепких мужчин превращают обычные кроны в шары и треугольники. Специалисты, вооруженные триммерами, управляются с «прическами» двух деревьев буквально за полчаса. Добраться до верхушки им помогает вышка.

— С земли стричь, конечно, удобнее, чем с вышки, но без нее до верхушки не добраться, — говорит один из топиариев Сергей Шапетько.

Пока мы беседуем, его напарник Александр Сак как раз трудится на высоте: несколько взмахов триммером — и начинает вырисовываться форма.

Собеседники превращают липки на проспекте Независимости в шары уже второй сезон подряд. Говорят, за один год добиться красивой формы невозможно: потребуется несколько лет, чтобы сформировалась крона.

Триммер — рабочий инструмент Сергея и Александра — довольно тяжелый. По ощущениям, весит он килограммов 10, не меньше.

Кстати, за «красоту» отдельно не доплачивают. Есть норма на день (надо подстричь площадь 800 кв. м), и ее необходимо выполнить, а обычно или фигурно — это уже на усмотрение работников.

— В управлении по защите растений и содержанию объектов городского благоустройства УП «Минскзеленстрой» мы числимся как вальщики, — говорит С. Шапетько.

Зимой мастера выполняют санитарную обрезку ветвей, удаляют больные и мертвые деревья, летом занимаются обычной стрижкой зеленых насаждений и иногда творят. Вспоминают, что, когда начинали работать на предприятии 10 лет назад, понятия не имели, что кусты и деревья вообще стригут. Поначалу задача была просто научиться подрезать ветки так, чтобы получалась ровная плоскость. С годами набили руку, отточили действия до автоматизма, и захотелось чего-то новенького:

— Надоело однообразие, решили попробовать фигурную стрижку — получилось. Учились придавать зеленым насаждениям различные формы на практике, так сказать, методом проб и ошибок.

Деревья как люди: кто-то имеет модельную фигуру, кто-то — спортивную… Собеседники утверждают: по растению с первого взгляда видят, что из него может получиться. Шары, конусы, «бочки», «свечки» — это те формы, которые читаются в кроне, мастера же только подчеркивают их, удаляя лишнюю зеленую массу.

— Вон из той липы вообще ничего не получится: слишком жидкая крона, — показывает на одно из деревьев Сергей. — Вот здесь, например, читается форма шара, а там — «свечка». Если ее делать, то в первый раз придется резать кардинально, убирать множество лишних веток. Чтобы эти изъяны затянулись и форма выглядела красиво, потребуется как минимум 2—3 года.

Мужчины уверяют: для них не проблема сделать из кроны что-то оригинальное, сложность заключается в том, что не из чего делать: крайне трудно пытаться придать форму взрослому сформированному дереву. В идеале начинать нужно еще с саженца в питомнике, чтобы он попадал на городскую зеленую зону уже фигурным.

Например, туи в парке Горького, которые стали стричь несколько лет назад, по мнению специалистов, далеки от идеала и вряд ли к нему приблизятся: в свое время никто не обрезал лишние ветки, не следил за тем, какую форму они приобретают…

Практически все деревья и кустарники в Минске, подстриженные фигурно, — дело рук этих специалистов: кусты в форме куполов возле Свято-Духова собора на Немиге, фигурно выстриженные туи на улице П. Бровки и в парке Горького, конусообразные липы в районе развязки улицы Аранской и Партизанского проспекта, «бочки» на проспекте Машерова…

Сами топиарии признаются: они уже и готовы бы передать кому-нибудь свои знания и опыт, но найти достойную смену пока не выходит. Во-первых, далеко не каждый согласен заниматься стрижкой зеленых насаждений, ведь работа эта действительно тяжелая, а во-вторых, не все способны разглядеть в зеленой кроне будущие геометрические фигуры и другие необычные формы.