Как изменится Национальный аэропорт Минск к 2030 году. Архитекторы показали проект

 
33 392
08 апреля 2014 в 14:11
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич, Алексей Матюшков
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич, Алексей Матюшков

В Национальном аэропорту Минск завершается первый этап реконструкции. К чемпионату мира по хоккею обновлены залы отправления и прилета, заменены лифты и эскалаторы, полностью перестроена входная группа. На этом преобразования главных воздушных ворот страны не заканчиваются. Архитекторы разработали масштабный план развития аэропорта на 15 лет вперед. В ближайшие годы здесь должны появиться логистический комплекс, вторая взлетно-посадочная полоса, гостиница. А к 2030 году — культурно-развлекательная зона, выставочный центр, сектор приема высокопоставленных лиц с ангарами для частных самолетов. К существующему терминалу пристроят несколько корпусов, а скоростная электричка будет доставлять пассажиров прямо в здание аэровокзала.

— С учетом возрастающего потока пассажиров и грузов нынешних площадей аэропорту уже не хватает, — поясняет Игорь Курсевич, архитектор «БелНИИПградостроительства». — В 2011 году был принят указ президента «О некоторых мерах по строительству и реконструкции объектов Национального аэропорта Минск». Теперь наш институт подготовил градостроительный проект детального планирования территории. Цель всех преобразований — не только модернизировать аэропорт, но и превратить его в крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел, привлечь иностранные авиакомпании, увеличить объем транзитных перевозок, повысить инвестиционную привлекательность пригорода Минска.

В проекте детальной планировки территория поделена на восемь секторов, которые будут вводиться поэтапно. Ближайшая перспектива — перенос из Минска авиаремонтного завода и строительство бельгийского логистического центра (эти объекты будут находиться в секторе №6).

По клику открывается изображение большего размера.

Вторая взлетно-посадочная полоса запроектирована параллельно существующей на расстоянии 1850 метров. Ее должны построить к 2018 году — тогда истечет нормативный срок службы первой ВПП, после чего она не сможет принимать самолеты.

В связи с неизбежным строительством второй полосы встает вопрос сноса деревни Пятилетки, насчитывающей 200 дворов, и садового товарищества Шеметово. В марте этого года генеральный директор аэропорта Дмитрий Меликян заверил журналистов, что никакие населенные пункты под отселение не попадают. Однако архитекторы считают, что строгие белорусские нормативы все же не позволяют сохранить Пятилетку — она находится в аварийно-опасной зоне. Садовое товарищество оставить можно, но из-за близости взлетно-посадочной полосы заниматься сельским хозяйством здесь будет запрещено. Примерно в 700—800 метрах от Шеметово определен безопасный участок, куда можно переселить людей. Впрочем, условия сноса и компенсации пока не обсуждаются. Это компетенция местной власти.

До конца этого года в Национальный аэропорт должны пустить пассажирские дизель-поезда, в перспективе предусмотрена укладка двух дополнительных путей на участке Минск — Смолевичи, после чего поезда смогут прибывать прямо в здание аэровокзала. Выглядеть это должно примерно так.

— После первого этапа реконструкции, который уже завершается, аэропорт сможет принимать около 4 миллионов пассажиров в год. С учетом того, что пассажиропоток ежегодно возрастает на 200—300 тысяч человек, лет через 10 потребуется расширение терминала, — поясняет Игорь Курсевич. — Мы предлагаем пристроить к нынешнему зданию несколько модульных блоков, каждый из которых сможет обслуживать до 2 миллионов пассажиров в год.

Будет решена и проблема парковки автотранспорта. Перед зданием аэропорта планируется создать одноуровневую подземную стоянку (делать глубокий паркинг не позволяют гидрологические условия). На месте нынешней автостоянки появятся многоуровневые паркинги, несколько площадок зарезервированы под плоскостные автостоянки.

Неподалеку от терминала выделено место для правительственного сектора — там будут проходить оформление высокопоставленные лица. Рядом предусмотрены ангары для малой авиации.

Сектор №4 на проекте детальной планировки — культурно-развлекательная зона. Здесь могут появиться музей авиатехники с авиасимуляторами, боулинг-центр, картодром, велотрек, ресторанный комплекс народных кухонь, несколько гостиниц с казино, торговые и спортивные объекты. Пока вся эта инфраструктура не нужна и не будет востребована, однако, с учетом планируемого строительства неподалеку Китайско-белорусского технопарка, инвесторы могут проявить интерес к освоению площадки.

В секторе №4 предусмотрен и выставочный комплекс. Эту территорию архитекторы видят как презентационную площадку Беларуси.

За второй взлетно-посадочной полосой (сектор №2) зарезервирован большой участок для грузового комплекса аэропорта.

Сейчас проект развития аэропорта и прилегающих территорий проходит ряд экспертиз, затем его ожидает утверждение в Совмине. А пока у минчан и жителей Минского района еще есть время высказать свое мнение. До 15 апреля администрация Октябрьского района Минска и Смолевичский райисполком проводят общественное обсуждение проекта. Замечания и предложения просят предоставлять по адресам: г. Минск, ул. Чкалова, 6; г. Смолевичи, ул. Советская, 125 или высылать на электронные адреса: okt.ideol@minsk.gov.by и ISP@smolevichi.minsk-region.by.