Районы, кварталы: история жилого района Запад

 
21 февраля 2014 в 8:54
Автор: darriuss. Фото: darriuss, Алексей Матюшков
Автор: darriuss. Фото: darriuss, Алексей Матюшков

Что объединяет жилые районы по улице Волгоградской и Восток? Первый начал проектироваться еще во второй половине 1950-х, второй — спустя десятилетие, но оба они задумывались как экспериментальные площадки, на которых архитекторы на практике проверяли новые типы жилья, сопутствующей ему инфраструктуры и принципы их организации. В 1980-е годы в Минске планировали построить третий такой район. На колхозных полях и холмах в районе деревни Барановщина, вдоль шоссе, уходящего на Раков и Вильнюс, должен был появиться гигантский жилой массив почти на 100 тысяч жителей, новое слово в массовом жилищном строительстве. Район в итоге появился, но откровением не стал. Почему это произошло? Onliner.by рассказывает об истории и настоящем жилого района Запад.

Еще во второй половине 1960-х городские власти приступили к активному освоению свободных территорий на западе города вдоль Раковского шоссе, так в то время называлась улица Притыцкого. Процесс, растянувшийся на десятилетия и продолжающийся до сих пор, с самого начала отличался грандиозным размахом: к 1980-м годам на дальней окраине Минска появились обширные жилые массивы, квартиры в которых получили сотни тысяч горожан. Постепенно продвигаясь к Минской кольцевой автодороге, архитекторы и строители в 1976 году начали освоение площадок около деревни Барановщина.

Так они выглядели в 1964 году на снимке американского спутника-шпиона. Обратите внимание на изрезанный оврагами рельеф и обрабатываемые земли сельскохозяйственного назначения. Потомки, конечно, осудили бы такое нерациональное их использование под многоэтажную жилую застройку. Слева заметна деревня Кунцевщина, справа — Тиволи (в районе современного перекрестка проспекта Пушкина и ул. Притыцкого).

На юг от Барановщины находилось крупное озеро, занявшее бывший глиняный карьер кирпичного завода. Сейчас чуть восточнее этого места расположен перекресток улиц Тимошенко и Одинцова. Деревня Большое Медвежино по-прежнему на своем месте вдоль улицы Пономаренко, а вот Малое Медвежино бесследно исчезло, но топоним сохранен в названии соседнего крупного лесопарка, отделяющего Запад от Сухарево.

Американский снимок 1973 года хуже качеством, да и в районе Барановщины изменений пока практически нет, зато заметны активные строительные работы в жилых массивах улицы Харьковской и Раковского шоссе. Запад стал следующим крупным проектом в этом районе столицы.

Проектирование экспериментального жилого района Запад началось в середине 1970-х годов, а застройка — в 1978 году. Авторский коллектив (арх. Н. Гордиенко, Ю. Григорьев, Д. Кудрявцев, П. Лагуновская, Я. Линевич, Г. Сысоев) предложил разместить на 210 гектарах территории по обеим сторонам улицы Притыцкого пять микрорайонов, рассчитанных на проживание 95 тысяч жителей. Кроме того, одновременно здесь должна была появиться и промышленная зона с рядом высокотехнологичных (по крайней мере, на то время) предприятий радио- и микроэлектроники, работавшими в том числе и на всемогущую в Советском Союзе оборонную промышленность.

Основной площадкой для экспериментов предполагалось сделать первый микрорайон, который должен был разместиться к северу от улицы Притыцкого между современными улицами Матусевича, Лещинского и Кунцевщина. Именно здесь планировали испытать на практике «новые типы жилых домов, пути совершенствования культурно-бытового обслуживания, детских школьно-дошкольных учреждений и отработать наиболее рациональные технологии строительного производства». Так должна была выглядеть планировка Запада-1, который мы ныне знаем как Кунцевщину.

Здесь планировали построить несколько протяженных жилых домов различной конфигурации и высотности с поворотами секций под углом и их сдвижкой по вертикали. Со стороны улицы Притыцкого парадный фасад района в местах важнейших перекрестков был акцентирован группами 16-, 18-, 20-этажных высоток, созданных по индивидуальным проектам с использованием новейших инженерных решений, включая подземные автостоянки и вакуумные мусоросборники. По замыслу авторов, Кунцевщина (она же Запад-1) должна была выглядеть максимально эффектно.

Однако 1980-е годы оказались не лучшим временем для строительных экспериментов. Реализация микрорайона в виде, задуманном архитекторами, последовательно откладывалась, а потом и вовсе была отменена вместе со всеми «путями совершенствования» и высокотехнологичными системами вакуумного мусороудаления. Кунцевщина получила заурядную застройку массовыми типовыми сериями.

Сейчас собственно жилым районом Запад считаются четыре микрорайона к югу от улицы Притыцкого. На карте 1983 года видно, что их строительство в самом разгаре.

Нумерация микрорайонов в связи с переименованием Запада-1 в Кунцевщину также поменялась. В советское время успели в общем и целом возвести первые три микрорайона, в годы независимости продолжилась застройка четвертого.

Пустовала долгое время и довольно широкая полоса вдоль улицы Притыцкого, где когда-то находились деревянные домики Барановщины. На карте 1997 года остатки бывшей деревни даже с улицей ее имени еще присутствуют в районе перекрестка Притыцкого — Тимошенко.

Эта полоса была зарезервирована под перспективный общественно-культурный центр всего жилого района. Здесь планировалось построить кинотеатр, библиотеку, Дворец культуры, универсам, несколько промтоварных магазинов, Дом сезонной торговли, ресторан и кафе. Торговый центр с заведениями общепита и рынок (в качестве замены Дому сезонной торговли) в конечном итоге возвели, а вот от потерявшей актуальность культурной составляющей отказались. Место кинотеатра, ДК и библиотеки в 1990—2000-е годы заняли элитные жилые дома.

Про какой-то единый архитектурный ансамбль застройщики, разумеется, не думали. У каждого был свой архитектор, упражнявшийся в ремесле в меру своего таланта и эстетических, в большинстве случаев не слишком сложных запросов заказчика. Фасад Запада ныне составляет квинтэссенцию всей современной белорусской архитектуры с ее увлечением колоннами, портиками, башенками, куполами и пирамидками различных масштабов и конфигураций.

Промзону напротив Запада построить успели. Здесь разместили оборонное НПО «Гранат», продолжительное время знаменитое своим долгостроем специального конструкторского бюро, напоминавшего в плане трилистник клевера, тонкосуконный комбинат и завод печатных плат, принадлежащий Минскому производственному объединению вычислительной техники, чей монументальный корпус фактически закрыл промзону со стороны Притыцкого. Важно отметить, что здесь возвели относительно «чистые» с экологической точки зрения предприятия — вредным производствам места рядом с экспериментальным жильем не было.

Празднично украшенная гербами советских республик улица Притыцкого на фото конца 1980-х годов. Впереди перекресток с улицей Глебки и микрорайон Раковское шоссе-5. Сразу обращает на себя внимание ширина улиц и отсутствие на них автомобилей.

Сейчас этот участок Притыцкого выглядит вот так.

Из всего комплекса районного общественного центра в советское время построили только универсам «Таллин» с комплексом учреждений соцкультбыта. Так он выглядел в середине 1980-х. Архитекторы А. Желдаков, В. Пархимович из Белгипроторга использовали типовой проект московского универсама и творчески его переработали, создав запоминающиеся фасады с рядом окон-иллюминаторов. В оформлении неоновой вывески, занимавшей угол торгового центра, также использованы мотивы старого Таллина.

Сейчас универсам принадлежит крупной торговой сети, с приходом которой он в значительной степени утратил свою архитектурную индивидуальность.

В 2002 году между улицами Бурдейного и Притыцкого открылся крупный рынок «Западный», построенный по проекту главы Белорусского союза архитекторов Александра Корбута.

Совсем недавно территория перед главным входом в торговый павильон была украшена декоративной скульптурой, изображающей гостя города-героя, привезшего на продажу переднюю половину небольшого кабана. «Дядька Антось», как его тут же прозвали, уже пользуется пристальным вниманием посетителей рынка.

Роль основных внутренних магистралей Запада играют делящие его на микрорайоны улицы Одинцова и Якубовского. Последняя на северном своем участке, по сути, представляет собой зеленый бульвар, выполняющий рекреационную роль для местных жителей.

В его начале установлен бюст маршалу Советского Союза, его дважды Герою и к тому же уроженцу Беларуси Ивану Якубовскому. Маршал с некоторым недоумением смотрит на элитные жилые дома, уютно расположившиеся вдоль улицы его коллеги, генерала Бурдейного.

По периметру первые два Запада застроены 9- и 12-этажными домами преимущественно серии М111-90, лишь перекресток с Лобанка акцентирован пятью высотными 16-этажными модификациями из того же МАПИДовского семейства.

Интереснее дело обстоит внутри кварталов. Здесь архитекторы столкнулись со значительным перепадом рельефа, достигающего в отдельных точках 35 метров. Строить в таких условиях жилые дома сложной криволинейной конфигурации было сложно, хотя, как показывает практика, например в жилом районе улицы Серова, вполне возможно. Авторы проекта, впрочем, решили обойтись без особенных изысков вроде секций переменной этажности со сдвигом по вертикали, поставив по склонам строчками 9-этажки серии 3А-ОПБ.

В их дворах можно найти и местную достопримечательность — мини-зоопарк «Карлуша», «птичник» в среде окрестных жителей. К сожалению, судя по всему, в будущем «Карлушу» ожидает ликвидация, а соседний двор уплотнение.

«Депутатская комиссия горсовета уточняет план благоустройства микрорайона». Обратите внимание на оригинальную красно-белую колористику жилых домов, обращенных к улице Одинцова.

К сожалению, в последнее время все 9-этажки подверглись в процессе тепловой модернизации и перекраске, утратив оригинальную общую цветовую гамму. Выбор новых цветов для них вызывает порой лишь недоумение.

Улица Одинцова в середине 1980-х. Расположенные на склоне темно-красные 9-этажки 3А-ОПБ создают прекрасный контрастный фон для школ, окрашенных в теплые светлые оттенки.

Еще один вид на тот же участок уже из 1990-х годов.

И современный снимок с подросшими деревьями. Интересно, что в первых двух западных микрорайонах большинство школ выходят прямо на внутрирайонную улицу Одинцова — не слишком типичный прием для советских градостроителей, предпочитавших размещать учебные заведения в безопасной глубине кварталов. Здесь, однако, это было сделать практически невозможно, опять же из-за особенностей рельефа территории.

Вдоль Одинцова сконцентрированы не только школы, но и прочие важные для функционирования жилого района элементы инфраструктуры. Поликлиника на перекрестке с Якубовского.

Универсам «Гродно», рассчитанный на обслуживание жителей Запада-1. На фотографии конца 1980-х мы можем увидеть его оригинальный экстерьер, как и в случае с «Таллином» павший жертвой реновации.

Если объекты общественно-культурной инфраструктуры на Западе возвести не успели, то обеспеченности крупными предприятиями торговли этому жилому району могут позавидовать и многие его предшественники. Кроме «Таллина» и «Гродно», большие магазины разместились на перекрестке Одинцова — Якубовского и у лесопарка Медвежино (универсам «Днестр»).

А в нескольких сотнях метров от «Гродно» на той же улице находится еще и бывший универсам «Нарочь».

Главный логистический центр не только этого, но и соседних жилых районов — диспетчерская станция «Запад-3».

Третий микрорайон — самый крупный во всем массиве. Его застройка в основном пришлась на 1980-е годы, и во многих деталях чувствуется «включенный» уже в стране режим экономии. Удобная плоская площадка организована очень однообразно, здесь нет криволинейных протяженных домов, формирующих сложные по конфигурации дворы и интересные силуэты, практически отсутствуют высотные дома-башни в узловых точках. Архитекторы предпочли вернуться к популярной в 1960-е строчной застройке, лишь увеличив этажность с пяти до 9-ти, 12-ти этажей.

В 1970-е лестнично-лифтовые секции подобных домов обычно прикрывали декоративными решетками. Здесь решетка закрывает только верхний, технологический уровень — подобные мелочи давали в крупномасштабных объемах существенную экономию, но обедняли и так не отличающиеся богатством оформления фасады жилых домов.

Единственное предприятие Запада-3 — завод «Светоприбор», рядом с которым недавно открылась новая гостиница и завершается строительство культурно-оздоровительного комплекса. Жилой район наконец-то начинает обрастать запроектированной еще 35 лет назад инфраструктурой, правда уже на совсем других участках.

Ближе к лесопарку Медвежино появляются и новостройки, впрочем экономкласса. Поразительная ирония судьбы. Элитная застройка по индивидуальным проектам сконцентрирована здесь между шумными, переполненными автомобилями и людьми улицами Притыцкого и Бурдейного. На тихую лесопарковую же зону, куда более комфортную для проживания, ориентированы обычные «панельки» для заурядных смертных.

Запад-4 — самый новый из микрорайонов этого жилого массива. Почти половину его территории занимают общественные здания: упоминавшаяся выше районная поликлиника, колледж хлебопечения, огромная детская инфекционная больница — единственное на Западе учреждение общегородского значения.

Оставшаяся половина — новостройки свежих МАПИДовских серий времен независимости. Освоение микрорайона на участке около перекрестка Тимошенко — Пономаренко активно продолжается и в настоящее время.

Здесь же находится и небольшая группа блокированных жилых домов, не имеющая себе равных во всем Минске. «Это попытка „сыграть не по правилам“ — не по правилам академической архитектуры, — утверждали архитекторы из „Минскгражданпроекта“. — Мы решили архитектурой ничего не утверждать и не прославлять, „не воплощать идеи эпохи: величие Древнего Рима, одухотворенность средневековья, рационализм Нового времени…“. Не транслировать потребителю свое представление о смысле жизни и смысле данного пространственного построения».

«Нам хотелось создавать не композицию, а атмосферу среды, средствами архитектурно-пространственных построений обратить внимание на один аспект, одну сторону бытия, будь то чувство прекрасного, высокий уровень комфорта, радость, смех или ирония и т. п.»

Сложно все-таки сказать, чем действительно вдохновлялись авторы комплекса, самым нейтральным эпитетом для которого будет «странный»: то ли архитектурой толкиеновского Средиземья, то ли творчеством Хундертвассера, то ли иными веществами. Попытка «сыграть не по правилам» скорее получилась устаревшим уже в момент появления на свет постмодернистским недоразумением, нагромождением объемов нелепых форм и шокирующей колористики.

Жилой район Запад оказался ярким примером регресса массового жилищного строительства в Минске. Задуманный как экспериментальный, с интересными инженерными решениями и эффектным архитектурным ансамблем, в конечном итоге он получился обычным «спальником», лишенным развитой инфраструктуры, свойственной районам предыдущих десятилетий. Вместо этого фактически именно тут впервые была испытана градостроительная практика наступавших времен независимости, когда во главу угла были поставлены прежде всего удешевление строительства и максимально возможное количество ценных квадратных метров на гектар городской территории.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by