Не то что сейчас: Минск до войны и в наши дни

 
284
05 февраля 2014 в 8:46
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков

Принято считать, что в ходе Великой Отечественной войны Минск подвергся катастрофическим разрушениям, и в результате его восстановления облик города порой изменился до неузнаваемости. Чтобы убедиться, так ли это, Onliner.by отобрал несколько десятков довоенных фотографий белорусской столицы и сравнил их с современными аналогами, снятыми с тех же точки и ракурса. В новом выпуске цикла «Было — стало» мы прогуляемся от Привокзальной площади до Академии наук по Минску начала XXI века и Менску 80-летней давности.

В 1928 году Минск еще украшало прекрасное здание Виленского вокзала в неорусском стиле, построенное в конце XIX века на Либаво-Роменской железной дороге. Еще через 12 лет его реконструируют, но и новый вокзал станции «Минск-Пассажирский» просуществует лишь до начала 1990-х, после чего его снесут и начнется мучительный процесс строительства нового, привычного современным минчанам здания, который растянется на десятилетие.

Коллаж позволяет нам пофантазировать, как выглядела бы площадь, если бы исторический Виленский вокзал был бы сохранен. Судя по получившейся фотографии, зубру Валере такое развитие событий пришлось бы по нраву.

Перемещаемся на территорию университетского городка БГУ. Его строительство началось еще в конце 1920-х, здание географического факультета было возведено в 1931-м по проекту Георгия Лаврова и, естественно, попало на этот снимок 1939 года.

В отличие от геофака, практически сохранившего свой оригинальный облик начала 1930-х, фонтан с детьми, держащими в руках шар, с университетской территории бесследно пропал. Зато после войны городок оброс новыми корпусами БГУ: на заднем плане видны высотные химфак и факультет международных отношений.

По соседству с университетским городком в 1932 году вовсю строился Дом правительства. На зимнюю фотографию угодили и целая вереница саней, запряженных лошадьми, и несколько одноэтажных домиков, формировавших красную линию улицы Советской и вскоре снесенных.

Сейчас о том патриархальном и в чем-то даже деревенском Минске ничего не напоминает.

На смену саням уже лет через пять пришли черные «эмки». На снимке — стоянка ГАЗ М-1, по всей видимости, использовавшихся работниками белорусского правительства.

В конце 1920-х годов модной идеей в Советском Союзе стало так называемое «обобществление быта». Считалось, что гражданин Страны Советов может приносить максимальную пользу государству в условиях коммуны, в рамках которой решение многих бытовых вопросов должно было быть поставлено на массовые, практически индустриальные рельсы. Одним из элементов такой концепции стало строительство «фабрик-кухонь», крупных предприятий общественного питания, способных удовлетворить тысячи рабочих и служащих в плане вкусной и здоровой пищи. Такая фабрика появилась в 1935 году и в Минске по соседству с Домом правительства. Три обеденных зала и ресторан обслуживали одновременно более тысячи человек, изготавливая до 30 тысяч обедов и ужинов в день.

Идея «индустриализации» общественного питания, как и многие другие авангардные концепты тех лет, проверку практикой не выдержала. С 1970 года на этом месте начал работу ресторан «Папараць-кветка», но здание бывшей фабрики так и осталось одним из лучших образцов архитектуры конструктивизма в Минске.

В 1906 году в Минске на улице Серпуховской открылась роскошная Хоральная синагога, построенная в мавританском стиле. Советским евреям, хотя в Минске их по-прежнему проживало несколько десятков тысяч, подобный рассадник опиума был не нужен. В 1921 году синагогу у них отобрали, до войны в разное время здесь работали кинотеатр «Культура» и еврейский театр. На снимке ниже здание украшено приветственным плакатом в честь 15-й годовщины Октябрьской революции. Обращает на себя внимание и «растяжка» на идише — с 1921 года этот язык являлся одним из четырех государственных в БССР.

После войны оригинальный облик полуразрушенной Хоральной синагоги решили не восстанавливать. Вместо этого здание, которое занял Русский драматический театр имени Горького, украсили декором в духе единственно верного тогда «освоения классического наследия». Нынешняя колоннада и портик никак не напоминают о мавританской экзотике начала XX века, лишь на боковых фасадах сохранилась оригинальная «полосатая» кладка из разноцветного кирпича.

Перекресток улиц Свердлова (бывшей Коломенской) и Маркса (Подгорной, впереди) в 1927 году. Полное отсутствие автомобилей или хотя бы гужевого транспорта позволяло делать ее пешеходной с куда меньшими сложностями, чем сегодня. От эклектичной малоэтажной дореволюционной застройки до наших дней уцелели лишь единичные здания.

В ходе послевоенного восстановления улица Маркса получила представительную застройку в духе сталинского классицизма, машин заметно прибавилось, а вот деревья стали только ниже.

Пышный классический декор получили даже уцелевшие довоенные капитальные здания. Обратите внимание на четырехэтажный жилой дом №21 (слева) напротив Национального исторического музея (справа).

Оригинальным было оставлено лишь ограждение балконов верхнего этажа.

Зато похожий жилой дом на перекрестке улиц Кирова и Комсомольской сохранили в оригинальном виде. Фотография 1929 года.

Кирова, 21. Бывшее еврейское мужское училище, построенное в 1912 году.

В 1990-е тут размещался Коласовский лицей, сейчас здание занимает суд Центрального района Минска.

До войны активного массового строительства в Минске не велось, возводились лишь отдельные здания, хотя порой и достаточно крупные. В 1938 году на улице Кирова в эксплуатацию сдали новейшую, самую крупную и роскошную городскую гостиницу, получившую название «Беларусь» (арх. А. Воинов).

В 1980-е название «Беларусь» по наследству досталось новой минской гостинице-гиганту в районе улицы Коммунистической, учреждение на Кирова получило название «Свислочь». В 2008 году на его базе открылся первый в городе пятизвездочный отель Crowne Plaza.

В том же году закончилось строительство и другого крупного здания Александра Воинова — Высшей партийной школы на улице Маркса. Снимок 1940 года, суровый минский постконструктивизм во всей красе.

В 1990-е повышение квалификации партийных работников временно потеряло свою актуальность, огромный комплекс отдали под размещение нескольких факультетов Белорусскому государственному университету.

Снимок, сделанный годом раньше, в 1939-м. Перекресток улиц Маркса и Ленина. Высшая партийная школа видна вдалеке в еще неоштукатуренном виде. Прямо по Маркса движется некая праздничная демонстрация с духовым оркестром.

Возможно, подобные массовые народные гуляния опять вернутся на бывшую Подгорную, если планы городских властей превратить эту улицу в полностью пешеходную реализуются. Лозунги и флаги здесь, впрочем, еще некоторое время представить будет сложно.

Народ радуется выступлению музыкантов-хипстеров 1930-х на Маркса 2010-х.

А так в начале 1930-х от перекрестка с Маркса выглядела улица Ленина (тогда Ленинская). На месте застройки ее правой стороны (один из домов которой украшен табличкой «Трымайся тратуара») сейчас пешеходный бульвар к проспекту Независимости. На углу с Маркса на левой стороне находилось построенное в 1928-м здание Белкоммунбанка. Его первый этаж занимали магазины молочных продуктов и бакалеи. Вдалеке видны башни иезуитского костела на площади Свободы.

Дом Белкоммунбанка сохранился в перестроенном виде, остались на его первом этаже и торговые учреждения, поменявшие, впрочем, специализацию. Между ними по-прежнему вход в банк. Остальную дореволюционную застройку сменили парадные «сталинки» послевоенного времени.

А так выглядел будущий проспект Независимости, в 1930-е — улица Советская, гораздо более узкая, с трамвайным движением, но и тогда главная магистраль белорусской столицы. Она еще сохраняла почти всю дореволюционную застройку губернского города, хотя первые здания новой эпохи уже появлялись. Вверху в центре заметна новая штаб-квартира Госбанка СССР с полукруглыми объемами лестничных клеток, ленточным горизонтальным и вертикальным остеклением — отличный образец конструктивизма, не переживший, увы, войну.

Современный проспект Независимости за довольно редкими исключениями — целиком и полностью продукт послевоенной реконструкции города.

Еще один снимок с Советской — перекресток с улицей Энгельса. В центре — вход в Центральный (Александровский) сквер. В кадр угодил и трамвай третьего маршрута, ходивший в то время от вокзала до района современного парка Челюскинцев, где находилась Всебелорусская выставка.

Не считая трамвая и брусчатки, здесь за 80 лет ничего принципиально не поменялось.

Еще одна фотография с того же перекрестка, как нельзя лучше иллюстрирующая масштаб изменений, произошедших с главной улицей столицы. На месте роскошной дореволюционной доходной застройки левой стороны будущего проспекта сейчас раскинулась Октябрьская площадь.

Масштабное строительство велось до войны в ближайших окрестностях Александровского сквера. Средняя школа №4 1936 года постройки (арх. Г. Якушко) на улице Красноармейской.

Главный корпус этого учебного заведения, выходящий на Красноармейскую, сохранился без изменений. Исчезла лишь лестница к улице Кирова, украшенная парой гипсовых пионеров.

Только что построенная Государственная библиотека имени Ленина (арх. Г. Лавров).

Лишь недавно закончилась реконструкция этого здания для Совета Республики Национального собрания, причем бывшей конструктивистской библиотеке во многом вернули ее оригинальный внешний вид, включая даже темно-серую колористику антрацитовой штукатурки.

Улица Красноармейская от Дома офицеров в 1937 году. Справа вдалеке на перекрестке с улицей Маркса виден бывший дворец графа Кароля фон Гуттен-Чапского, ставшего в конце XIX века минским городским головой.

В конце 1930-х дворец Чапского, в котором чуть позже размещалось Минское дворянское собрание, снесли для строительства нового здания ЦК КПБ.

Если бы новую штаб-квартиру белорусских коммунистов решили построить в ином месте, вполне возможно, и сейчас Красноармейская выглядела бы как-то так.

Переносимся в исторический центр Минска, на площадь Свободы. Местный сквер в 1936 году украшал экспрессивный фонтан с античным лучником.

Сейчас эту точку занимает стеклянный конус-купол над подземными помещениями минской ратуши.

Восстановлению исторического фонтана ничего не мешает.

Самая роскошная гостиница губернского Минска — гранд-отель «Европа».

Сравните масштабы оригинального здания с относительно недавно восстановленной увеличенной репликой.

Новая «Европа» к тому же восстановлена не на своем первоначальном месте. После войны улица Ленина была значительно расширена, реконструируемое здание пришлось сместить левее, к Белорусской академии музыки, чтобы сохранить новую красную линию магистрали.

Бывший корпус мужского базилианского монастыря, который до революции занимали присутственные места, а после нее — новые советские профсоюзы.

Здание практически не изменилось.

Застройка площади с Большим гостиным двором.

Большому гостиному двору в 2000-е вернули исторический облик.

Небольшая компания (включая красноармейца в буденовке) приехала из 1924 года в известный ныне пивной ресторан прямо на автобусе.

А так в конце 1920-х выглядела Свислочь. Трамвай идет на Сторожевку по не существующему ныне деревянному мосту, служащему продолжением улицы Кирилла и Мефодия. Слева на горе — корпуса бывшей земской больницы (в советское время — ГКБ №2), на месте малоэтажной деревянной застройки вдалеке сейчас построен стеклянный павильон ВДНХ.

Больничные корпуса вдоль улицы Купалы. До наших дней дошли здания в глубине территории больницы и забор вдоль современной улицы Богдановича.

Место двухэтажного домика вдоль улицы Купалы в 1960-е занял современный корпус, ныне уже тоже брошенный.

На этом же перекрестке в 1936 году был построен и раннесоветский элитный дом. Квартиры в пятиэтажке «Третьего дома Совета» получили в основном семьи «красных командиров», офицеров Белорусского военного округа.

Здание практически не изменилось, разве что красных командиров среди его обитателей не осталось.

Если дворец Чапского бесследно исчез с карты города, то пивоварня Чапского — бывший пивзавод «Богемия» — сохранилась. Ее исторический корпус вдоль улицы Киселева по-прежнему входит в комплекс пивзавода, только уже «Оливарии».

Сейчас это здание выглядит куда лучше, чем в 1930-е. Насколько изменилось при этом качество производимого пива, сказать уже сложно.

Церковь Марии Магдалины и Сторожевское кладбище.

Теперь на месте старых могил паркуют автомобили и с той или иной степенью культурности отдыхают в сквере за Молодежным театром горожане.

Институт физкультуры на современной площади Якуба Коласа, третье большое довоенное здание архитектора Александра Воинова в Минске, смотрелось роскошным дворцом среди депрессивных деревянных хат Комаровки.

Сейчас о деревне тут ничего не напоминает.

Хотя сложно отказать себе в удовольствии вообразить, как бы выглядела площадь Якуба Коласа, если бы частный сектор тут сохранили.

Учебные заведения вообще много и охотно строили до войны. Середина 1930-х годов, на тогдашней городской окраине заканчивается возведение главного корпуса Белорусского государственного политехнического института.

Это здание пережило войну, но по тогдашней моде было щедро обвешано классическим декором. Кто сейчас узнает в пышном сталинском дворце оригинальное минималистичное здание архитектора Натальи Маклецовой?

75—80 лет — долгий срок. Нет ничего удивительного, что город изменился, но если бы не война, у Минска сейчас совершенно точно было бы совсем другое лицо. Старые снимки играют роль машины времени, благодаря чему мы можем вспомнить, какой город мы потеряли, и помечтать, каким сегодня бы был он и мы в нем.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
05.02.2014 в 8:48
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
05.02.2014 в 8:49
Минск. Старый Минск постепенно уничтожается в центре непонятно какими застройками. За репортаж спасибо.
05.02.2014 в 8:49
Очень интересно вот так проследить за изменениями города!
Талисман чемпионата мира по хоккею 2014 только мне не нравится?
BMW на могилах получился на фото!!!
05.02.2014 в 8:50
приятно смотреть на город без рекламы
05.02.2014 в 8:51
Минск всегда был, есть и будет красивым!
05.02.2014 в 8:53
машины портят фотки нового Минска
05.02.2014 в 8:55
Раньше был не хуже чем сейчас!
05.02.2014 в 8:55
Спасибо за фото, прям в детство вернулся.
05.02.2014 в 8:56
05.02.2014 в 8:57
Еще раз доказывает, что только один город в РБ, за которым следят и обустраивают - МИНСК..
05.02.2014 в 8:59
Обожаю старинные фото,этот город самый лучший город на земле.
05.02.2014 в 8:59
darriuss? я не удивлен, один из немногих на онлайнере, кто делает интересные статьи, а не желтуху. браво.
05.02.2014 в 8:59
теперь Минск красивее
05.02.2014 в 9:00
Интересная статья
05.02.2014 в 9:00
Каким же Минск был красивым!
05.02.2014 в 9:00
С валерой на первом фото что-то не так! Да и Минск уже не тот.
05.02.2014 в 9:00
Репортаж зачетный, но нет КОТЭ!
05.02.2014 в 9:02
Интересная статья . Как всегда понравилось про "до" и "после" ...
05.02.2014 в 9:03
Город в котором я родился искалечили до неузнаваемости,особенно исторический центр.А за репортаж респект.
05.02.2014 в 9:05
Что-то не то!!!
Уберите этого Зубра!!!
Спасибо за статью! Очень интересно вот так проследить за изменениями города!
но если бы не война, у Минска сейчас совершенно точно было бы совсем другое лицо

Увидеть бы примеры!
"Андрей-KISH":

Для этого надо вернуться в прошлое, а оттуда -- в альтернативное будущее.
05.02.2014 в 9:07
этот овцебык везде уже бесит!!!
05.02.2014 в 9:07
Одним из элементов такой концепции стало строительство «фабрик-кухонь», крупных предприятий общественного питания, способных удовлетворить тысячи рабочих и служащих http://content.onliner.by/news/2014/02/default/bfc47d1a870a706b610137016efd8ed3.jpg Ну а сейчас там могут удовлетворить тысячи турков и россиян
05.02.2014 в 9:09
Дариус как всегда молодец. Единственный толковый автор онлайнера. Дайте ему премию!
05.02.2014 в 9:10
автору как обычно - респект!
05.02.2014 в 9:10
Как увижу этого зубра так сразу противно становится
05.02.2014 в 9:13
Друзья! Какая прекрасная история! А что оставим Минску мы? Панельный рай?
05.02.2014 в 9:14
Не смотря на всю любовь к городу, к сожалению, в Минске не осталось ничего, что могло бы нас связать с далеким прошлым. Обидно.
05.02.2014 в 9:15
но все же архитектура на некоторых старых фото выглядит интереснее, нежели теперь (из стекла и бетона)...
05.02.2014 в 9:15
Интересно, что бы подумали минчане, если бы этого овцебыка поставили у вокзала в 1928?Такое убожество.
05.02.2014 в 9:15
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":

onliner оперативненько ответил ильюше варламову Плохой Минск и Хороший Минск
05.02.2014 в 9:18
Чудесная конструктивистская архитектура была в Минске!
Жаль, что испортили реставрацией...
05.02.2014 в 9:18
Проходя мимо «Папараць-кветки», всегда порождался откуда здесь здание на 100% в стиле конструктивизма, кругом ведь сталинский ампир.
Бывшая библиотеки имени Ленина сейчас смотрится просто шикарно, чего не скажешь о здании напротив.

Вообще интересно сохранились ли в Минске еще интересные здания в стиле раннего "чистого" конструктивизма, ведь это стиль созданный советами, незаслуженно забытый на Родине ради сталинского ампира, и получивший новую жизнь на западе.
05.02.2014 в 9:18
Основные разрушения старины произошли не из-за войны, хотя и из-за нее тоже, а из-за безразличия к собственному культурному наследию самих местных людей и властей.
Весь Верхний город, район Немиги и многие другие места старой застройки были разрушены уже после войны, и продолжают разрушаться и сегодня ради чьей-то сиюминутной коммерческой выгоды.
05.02.2014 в 9:19
ого, оказывается, этот город был красивым
05.02.2014 в 9:20
Старый Минск красивый был
З.ы. страна была в овне, а чинуши на эмках катались уже, так что за почти 100 лет ничего не изменилось, только ГАЗ сменили на S класс
05.02.2014 в 9:22
Это был другой Минск... другое поколение и другие люди ...
05.02.2014 в 9:24
Каккеша смотрится на всех пейзажах во все врмена! Кахей рулит! Ура, товарищи!
05.02.2014 в 9:26
Мало что изменилось честно говоря
05.02.2014 в 9:28
но если бы не война, у Минска сейчас совершенно точно было бы совсем другое лицо


Спасибо за статью! Очень интересно вот так проследить за изменениями города!
Талисман чемпионата мира по хоккею 2014 только мне не нравится?
"Андрей-KISH":


Да.
05.02.2014 в 9:28
Здорово,масса наслаждения!!!!!!!!!!Только в конце надо бы КОТЭ вставить.
05.02.2014 в 9:30
Судя по получившейся фотографии, зубру Валере такое развитие событий пришлось бы по нраву

Онлайнер, что за троллинг:)))))
Репортаж понравился :)
05.02.2014 в 9:30
Красиво, блин, завораживает!
05.02.2014 в 9:30
Спасибо за фото, прям в детство вернулся.
"Aleksandr30":

Уважаемый, сколько ж Вам лет то? )
05.02.2014 в 9:31
Спасибо автору.
05.02.2014 в 9:33
Великолепный ответ "рыжему одуванчику"
05.02.2014 в 9:34
До войны лучше было!
05.02.2014 в 9:37
Спасибо за фото, прям в детство вернулся.
"Aleksandr30":

Сколько же Вам лет, если довоенный Минск помните?
05.02.2014 в 9:38
Такое ощущение, что читаю эту статью второй раз. Были здесь уже если не все, то многие фотки.
05.02.2014 в 9:39
Касив!... и старый и в наши дни, в наши дни пока ещё красив.
05.02.2014 в 9:39
Церковь Марии Магдалины и Сторожевское кладбище.


Тысячу раз там проходил и не знал что по костям, теперь буду стараться проходить другой дорогой.

А здание нацбанка выглядело куда шикарнее

Статья отличная, как впрочем и все статьи darriussа, спасибо
05.02.2014 в 9:42
К сожалению только главный корпус БНТУ стал выглядеть лучше...
05.02.2014 в 9:42
фотошоп мастер, уровень - недостижимый
05.02.2014 в 9:44
Главное - не давать бездумно ляпать бетонных уродцев в районе исторических старых построек ! Чижевский монстр-уродец в Троицком- лучший пример уродования лица старого Минска . А гостиница у цирка вдоль Свислочи ? Хватает примеров ! Раньше строили для красоты , гармонии , а нынче - ррррвануть бабок - и в кусты ( после нас - хоть потоп ! )
05.02.2014 в 9:44
Автору статьи большое спасибо,все очень красиво,наглядно и понятно
05.02.2014 в 9:45
Очередной бред, вы еще сравните Минск 200 лет назад. Просто скажите прямо, по сравнению с другими городами ,Минск превратили в деревню, вот и остается только сравнивать с самим собой 80летней давности.
Мол ,после войны хуже было, так войны уже 60лет как не было, уже все давно построились , и забыли ,тот же Берлин, а у нас одну и ту же тему муссолят, так как нечему больше хвастаться.
05.02.2014 в 9:45
Друзья! Какая прекрасная история! А что оставим Минску мы? Панельный рай?
"maxudby":

Да мусорные горы свалок с логистическими центрами вдоль кольцевой...
05.02.2014 в 9:46
Как-то и людей на улицах было побольше...
Улыбнул облик нынешней пл. Я.Коласа с камаровскими хатками))
05.02.2014 в 9:49
Интересно: на прочтение статьи (вместе с просмотром фотографий) у меня ушло 12 минут. Статья опубликована в 8:46, первый комментарий опубликован в 8:48. Вывод: не читают! ><
05.02.2014 в 9:51
Darriuss на высоте , как и всегда
05.02.2014 в 9:53
Настольгия!
05.02.2014 в 9:55
дааа, это не Китай))
05.02.2014 в 9:59
Если бы не Революция, все было бы по другому (((
05.02.2014 в 10:00
Все течет своим чередом и все гуд, но вот это ужаснуло.

Теперь на месте старых могил паркуют автомобили.....
05.02.2014 в 10:03
Минск разбомбила советская авиация, планомерно организуя главный проспект(этому есть неопровержимые факты - Сталин старался стереть этническую память нашего народа), а теперь современные варвары довершают уничтожение(жаль родной город). Немцы при наступлении хотели сделать из города политический центр края - логичный вопрос зачем разрушать и где после разрушения жить(вот уж в логике им не откажешь). Поляки восстановили Варшаву, немцы Дрезден, а к.......ы разрушили Минск - странно как то.
05.02.2014 в 10:04
Даешь больше гостиниц возле цирка и прочего илитного строительства в историческом центре....
05.02.2014 в 10:06
За 75-80 лет смогли только покрасить и подмарафетить город и построить "чудо библиотеку" ...
05.02.2014 в 10:07
Спасибо за фото, прям в детство вернулся.
"Aleksandr30":

Уважаемый, сколько ж Вам лет то? )
"Christ":

Старый я, уже и не помню сколько лет мне. А Минск довоенный помню. )))
05.02.2014 в 10:07
Автору - спасибо!
05.02.2014 в 10:08
Если бы не Революция, все было бы по другому (((
"MobilStok":

Полностью с Вами согласен.
05.02.2014 в 10:14
этот овцебык везде уже бесит!!!
"rockdapump":

он ещё на крышу машины залез!
05.02.2014 в 10:16
До революции Минск был обычным уездным городом рос. импер. ,да были отдельные архитектурные шедевры, а в целом обычное еврейское местечко.
05.02.2014 в 10:23
Красиво было по-европейски, не хуже Львова, а что счас.. тьху..
05.02.2014 в 10:26
Замечательный статьйа вах! Однако чертики в преисподней уже готовят котелки. А все потому, что тот Минск, который многие знали и любили в настоящее время ударными темпами превращают в УГ. Вот уже совсем скоро снесут к чертовой бабушке Московский автовокзал (ИМХО чуть ли не единственный пример годного постсоветского зодчества), на месте которого, уверен, возведут очередной символический фаллос, хренотень от которого падет и на "гордасць" последнего десятилетия - Национальную Библиотеку. И еще от себя лично: без толики гуманизма переломал бы все конечности нелюдям, решившим снести здание художественного училища им. Глебова, что находилось по ул. Б. Хмельницкого, дом 5. Раньше там был приятный желтый домик 1936 года постройки, окруженный уютным сквером с певчими птичками. Теперь там просто пустырь, практически без намека на какую-либо деятельность по возведению нового здания, которое по паспорту объекта, гордо висевшему во время сноса, должно было быть сдано в конце прошлого года. И этот случай, уверен, не единичный. Душу города выжигают колёным железом и это выглядит дико.
05.02.2014 в 10:27
Спасибо за репортаж о родном любимом городе!!! Несколько фоток забрала в архив для ребенка...
05.02.2014 в 10:28
Старый вокзал лучше
05.02.2014 в 10:29
Статья весьма интересная.
PS. Когда читал, то без сомнений подумал, что автор darrius)
05.02.2014 в 10:29
До революции Минск был обычным уездным городом рос. импер. ,да были отдельные архитектурные шедевры, а в целом обычное еврейское местечко.
"leaf79":


Минск был губернским, а не уездным городом, 22-м городом Российской империи по количеству населения.
05.02.2014 в 10:31
Мое мнение что раньше было красивее.
05.02.2014 в 10:32
отличная статья.

Тем, кто разрешил строительство "Кемпински" в центре Минска - чтоб вы всю жизнь работали на валидол.
05.02.2014 в 10:37
Да, было не плохо, и не шедеврально, видно присутствие совка, сейчас только хуже, лично мне Минск никогда не нравился. Рига, Вильнюс, Варшава, гораздо красивее.
05.02.2014 в 10:38
на всех старых фото людей больше =) беларусы вымирают!
05.02.2014 в 10:39
А могилы перенесли или там на костях парковка?
05.02.2014 в 10:40
Отличная статья!
05.02.2014 в 10:43
С удовольствием прочитала статью и рассмотрела фото)))) Автор, молодец!!!! Потрудился)))
05.02.2014 в 10:46
А почему возле ж/д вокзала бомбил не видно ? А возле г-цы европы один попался 135 службы с белыми номерами ! )))))
05.02.2014 в 10:52
Минск разбомбила советская авиация, планомерно организуя главный проспект(этому есть неопровержимые факты - Сталин старался стереть этническую память нашего народа),
"Ghjklas05":

Откуда вы такие упоротые лезете ?
05.02.2014 в 10:59
Репортаж зачетный, но нет КОТЭ!
"13112221":

Это точно. Как бы уже традицией стали КОТЭ в подобных репортажах онлайнера. :)

Репортаж просто супер. Очень радует, что исторический облик города хоть и медленно, но все же восстанавливают. А то как-то вообще в последнее время иногда становиться даже боязно, что город решили превратить в европейский Лас-Вегас с огромными небоскребами из стекла и бетона. Уж как-то порой не вяжутся некоторые современные проекты, реализуемые в Минске. Не хотелось бы ,что бы город утратил свое лицо.
05.02.2014 в 11:02
Тогда люди были добрей... эх,хорошие были времена)
05.02.2014 в 11:02
На наконец-то онлайнер научился коллажи делать! Приятно смотреть.
05.02.2014 в 11:03
Как был совковый город...так и остался!)
05.02.2014 в 11:03
Darriuss, На момент войны 41 года в Минске проживало 400 000 граждан, из которого 50% еврейского населения, да и 22- ым, а не 5-ым ине 10-ым
05.02.2014 в 11:05
но если бы не война, у Минска сейчас совершенно точно было бы совсем другое лицо


Спасибо за статью! Очень интересно вот так проследить за изменениями города!
Талисман чемпионата мира по хоккею 2014 только мне не нравится?
"Андрей-KISH":



только тебе
05.02.2014 в 11:06
Спасибо за фото, прям в детство вернулся.
"Aleksandr30":
Не кривите душой, прапрапрадедушка вы наш...
05.02.2014 в 11:06
на всех старых фото людей больше =) беларусы вымирают!
"xHardCore":


все на а.м ездят, думаю фотографы современные не любят фотографировать с людьми
05.02.2014 в 11:08
Вот замок Чапского снесли зря....

А где котэ?
05.02.2014 в 11:09
Спасибо за статью!
05.02.2014 в 11:14
Darriuss, На момент войны 41 года в Минске проживало 400 000 граждан, из которого 50% еврейского населения, да и 22- ым, а не 5-ым ине 10-ым
"leaf79":


И? Вы про "до революции" писали и "обычный уездный город".
05.02.2014 в 11:16
Darriuss, Губернский ,уездный это сути не меняет,я говорю об архитектурном облике этого города
05.02.2014 в 11:19
Количество деревьев на старых фото впечатляет.
05.02.2014 в 11:22
Шикарные исторические съемки.
05.02.2014 в 11:28
Только родной политех стал лучше, это вообще никуда не годится, а по большому счёту виден только регресс(((
05.02.2014 в 11:37
Вокзал красивый был(
05.02.2014 в 11:41
Спасибо за статью! Очень интересно вот так проследить за изменениями города!
Талисман чемпионата мира по хоккею 2014 только мне не нравится?
BMW на могилах получился на фото!!!
"Андрей-KISH":

Только это не БМВ а хонда
05.02.2014 в 11:41
Спасибо за статью.
05.02.2014 в 11:42
Darriuss, Губернский ,уездный это сути не меняет,я говорю об архитектурном облике этого города
"leaf79":


У него был типичный архитектурный облик губернского города средней руки, не хуже аналогов.
05.02.2014 в 11:48
Виленский вокзал я бы характеризовал не как "неорусский стиль", скорее, как эклектику (боз-ар) с национальными мотивами.
Впрочем, можно сказать, что эти термины обозначают одно и тоже. :)
05.02.2014 в 12:00
До войны лучше был!
05.02.2014 в 12:02
Если судить по этому материалу, то в Минске из довоенной застройки как раз сохранилось довольно много.
05.02.2014 в 12:03
I love this city....
05.02.2014 в 12:06
Очень хороший репортаж. Спасибо всем, кто его готовил.
05.02.2014 в 12:07
Интересная статья, спасибо большое автору!
Больше всего жаль дворец Чапского.
05.02.2014 в 12:07
Старый я, уже и не помню сколько лет мне. А Минск довоенный помню. )))
"Aleksandr30":


Ну, если 30 -- это год рождения, то можно радоваться, что люди такого возраста у нас пользуются интернетом:)
05.02.2014 в 12:09
Что за издевательство?
05.02.2014 в 12:12
отлично, пусть знают истоки, а не пустое бряканье ни о чем
05.02.2014 в 12:14
Минск красив, автор молодец, особенно интересны старинные снимки в сравнении с настоящими.
Жалко нет машины времени, чтобы посмотреть в живую !
05.02.2014 в 12:15
renar,

Вообще интересно сохранились ли в Минске еще интересные здания в стиле раннего "чистого" конструктивизма, ведь это стиль созданный советами, незаслуженно забытый на Родине ради сталинского ампира, и получивший новую жизнь на западе.
"renar":


В. Гропиуса, М.Ван дер Роэ, Ле Корбюзье, А.Мейера, безусловно, огорчает Ваш комментарий :)

П.с. по существу, "фабрика-кухня", "ленинка", безусловно, одни из лучших зданий в Минске. Удивительно, что библиотеку так хорошо отреставрировали, я опасался розовой штукатурки и стеклопакетов :)
05.02.2014 в 12:16
Интересно было бы увидеть подобные репортажи про все областные центры.
05.02.2014 в 12:18
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":

Люто плюсую
Спасибо, darriuss, получил удовольствие от прочтения-просмотра статьи.
05.02.2014 в 12:18
Довоенная архитектура тёплая и ламповая. Малоэтажная застройка, зелёные зоны, декор. Даже не новое здание выглядело добротным и надёжным.
05.02.2014 в 12:20
Как-то раньше людей на улицах побольше было
05.02.2014 в 12:22
Минск был уютнее и красивее, сейчас остался грубый постсоветский отпечаток... Сасибо за статью, очень интересно! Парковка на могилках убила...
05.02.2014 в 12:24
Спасибо за статью.
05.02.2014 в 12:24
Спасибо за статью! Очень интересно вот так проследить за изменениями города!
Талисман чемпионата мира по хоккею 2014 только мне не нравится?
BMW на могилах получился на фото!!!
"Андрей-KISH":

Лично меня баран с клюшкой напрягает...
05.02.2014 в 12:25
rockdapump, Вобще-то это зубр, а если не нравится то не смотри!
05.02.2014 в 12:27
Минск не зря сталица Республики Беларусь - красавец!!)) а фото старого Минска оочень впечатляют.)
05.02.2014 в 12:28
[censored] И тут овцебык!!!
05.02.2014 в 12:29
Минск как был убогим скучным и серым, таким и остался. Не понимаю восторгов.
renar,

Вообще интересно сохранились ли в Минске еще интересные здания в стиле раннего "чистого" конструктивизма, ведь это стиль созданный советами, незаслуженно забытый на Родине ради сталинского ампира, и получивший новую жизнь на западе.
"renar":


В. Гропиуса, М.Ван дер Роэ, Ле Корбюзье, А.Мейера, безусловно, огорчает Ваш комментарий :)

П.с. по существу, "фабрика-кухня", "ленинка", безусловно, одни из лучших зданий в Минске. Удивительно, что библиотеку так хорошо отреставрировали, я опасался розовой штукатурки и стеклопакетов :)
"Arjuna":

На "Ленинке" висит табличка "ОАЦ". Вот объяснение хорошей реставрации.
Отличная статья! Дарриус на "Онлайнере" -- как Луч света в тёмном царстве)
05.02.2014 в 12:39
bil uytnim a stal kak vse
05.02.2014 в 12:53
Darriuss,Опять же повторюсь отдельные архитектурные решения,а так город, в котором 80% было малоэтажной, деревянной застройки, мало чем интересен
05.02.2014 в 12:57
Спасибо за отличный репортаж! Автор, как всегда - на высоте!!
05.02.2014 в 13:00
Минск как был убогим скучным и серым, таким и остался. Не понимаю восторгов.
"_Grey_":

Если сам серый и убогий, то и всё вокруг тебя кажется серым и убогим
05.02.2014 в 13:02
Какой же был уютненький и красивый город!
Сейчас полная архитектурная бесвкусица!
Есть небольшие исключения, но они капля в море, по сравнению с тем, как берегут наследия истории в других, даже не столь отдалённых, городах!

Спасибо.
05.02.2014 в 13:09
Замечательный статьйа вах! Однако чертики в преисподней уже готовят котелки. А все потому, что тот Минск, который многие знали и любили в настоящее время ударными темпами превращают в УГ. Вот уже совсем скоро снесут к чертовой бабушке Московский автовокзал (ИМХО чуть ли не единственный пример годного постсоветского зодчества), на месте которого, уверен, возведут очередной символический фаллос, хренотень от которого падет и на "гордасць" последнего десятилетия - Национальную Библиотеку. И еще от себя лично: без толики гуманизма переломал бы все конечности нелюдям, решившим снести здание художественного училища им. Глебова, что находилось по ул. Б. Хмельницкого, дом 5. Раньше там был приятный желтый домик 1936 года постройки, окруженный уютным сквером с певчими птичками. Теперь там просто пустырь, практически без намека на какую-либо деятельность по возведению нового здания, которое по паспорту объекта, гордо висевшему во время сноса, должно было быть сдано в конце прошлого года. И этот случай, уверен, не единичный. Душу города выжигают колёным железом и это выглядит дико.
"Контрабаян":


Так грустно что и добавить нечего.
05.02.2014 в 13:11
По мне так эмблема ЧМПХ как-то город уродует, неудачная она какая-то
05.02.2014 в 13:12
Жэстачайшэ уплотнить!
05.02.2014 в 13:21
Минск как был убогим скучным и серым, таким и остался. Не понимаю восторгов.
"_Grey_":

Если сам серый и убогий, то и всё вокруг тебя кажется серым и убогим
"Fisher_Y":

Вы видно только с рыбалки вернулись, голову отморозили. Сходите в метро, согреетесь, заодно насладитесь прекрасным рисунком на мраморных плитах..
05.02.2014 в 13:22
Уничтожение "русскими варварами" эуропейской столицы 8-)
05.02.2014 в 13:24
УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!!!
Материал конечно очень интересный Много познавательного. Сам в Минске живу и интересно сравнить старое и новое... Но...
Почему все материалы подобного характера о Минске? Сайт Онлайнер - это что городской портал? Я так понимаю, что вы позиционируете себя как Белорусский портал, так делайте пожалуйста материалы посвященные не только одной столице. А то складывается впечатление что кроме Минске нет больше интересных городов. Или отправить журналистов в командировки - накладно по деньгам?

Сделайте репортаж о Бобруйске, о Бобруйской крепости, о истории города и его особенностях

Сделайте репортаж о совсем маленьких городах, Климовичи например!

Находите интересное по всей стране, а не только в одной столице. Это не правильно столько внимание отводить столице, при этом игнорировать столько интересного в других городах. Вы идете по принципу государства, которое все инвестиции пускает на строительства в Минске чего-то нового, тогда как все остальные города просто не получают никакого внимание, ни со стороны инвесторов, ни со стороны государства, ни со стороны СМИ и интернет-порталов, таких как вы.

С уважением Артем.
05.02.2014 в 13:24
Толькі з Менскам нічога няможна зрабіць
Немагчыма яго зруйнаваць, захапіць
Ён ніколі, твой Менск, не згніе, не згарыць
Будзе мовай тваёю з табой гаварыць.
05.02.2014 в 13:31
Забавно, что подвесные фонари на Маркса возле партшколы как будто так и висят с 30-х годов))
05.02.2014 в 13:33
Пробежался по заголовкам в разделе Архитектура - если не по другим странам, то Минск, Под Минском, Возле Минска... Аж смешно.
05.02.2014 в 13:33
на месте кладбища парковка....жесть...какой изувер снёс кладбище......ппц(
05.02.2014 в 13:33
Нет ничего удивительного, что город изменился, но если бы не война, у Минска сейчас совершенно точно было бы совсем другое лицо.


Вот тут полностью соглашусь с автором. Война изменила многое в судьбе города, в его красивых улицах и уютных парках, и вместе с ним изменила и судьбу тех людей, которые радовались жизни, любили, растили детей, но даже не подозревали, что через 5-10 лет начнется настоящая трагедия и боль, придет страшная война...

А в целом, статья просто замечательная и позволяет глубоко ознакомится с архитектурой и обликом довоенного Минска, еще наполовину губернского, но уже с повсеместными величественными и по-своему красивыми советскими постройками. Спасибо большое автору за кусочек истории Минска))
05.02.2014 в 13:33
Изменилась не только архитектура, а еще и количество понаехавших кэлхов. Минск уже не тот.
05.02.2014 в 13:36
Вообще-то после слов "Принято считать, что..." обычно следует опровержение высказанной концепции. Вы уж определитесь - согласны с тезисом о пострадавшем в ВОВ Минске или не согласны. А то сделали заявку на опровержение, пошли "прогуляться", а вывод - скомкали. Нехорошо. Непрофессионально.
05.02.2014 в 13:39
Автору спасибо за статью!
ПС. Может кто подскажет где
в городе, в начале 30-х, находился
Польский педагогический техникум ?
05.02.2014 в 13:42
Еще раз доказывает, что только один город в РБ, за которым следят и обустраивают - МИНСК..
"Evinze":

бред несешь... заедь хотябы в Гомель,весь центр сплошная история
05.02.2014 в 13:46
но все же архитектура на некоторых старых фото выглядит интереснее, нежели теперь (из стекла и бетона)...
"antonymatr":

помоему на старых фото довоенного Минска "стекла и бетона " не меньше! абы ляпнуть. комментатор такой комментатор
05.02.2014 в 13:48
сделайте тоже самое о Нью-Йорке и местные зодроты оближут пиндосов
05.02.2014 в 13:52
Вокзал был такой красавец. Можно было его сохранить, и все стекло построить сзади.
05.02.2014 в 13:58
Какой же был уютненький и красивый город!
Сейчас полная архитектурная бесвкусица!
Есть небольшие исключения, но они капля в море, по сравнению с тем, как берегут наследия истории в других, даже не столь отдалённых, городах!

Спасибо.
"Darth!":

А что, пардон, особо уютного и красивого было в довоенном Минске (если абстрагироваться от тёплый и ламповый) ?
Фоток довоенного и даже дореволюционного Минска в сети - полно. Ничего "уютненького" не увидел - обычный провинциальный город тех времён с парой центральных улиц с купеческими домами и парой-тройкой ценных зданий, а остальное - одноэтажная деревянная и довольно хаотичная застройка. большая деревня говоря проще.
Тот Минск, который я люблю, и в котором я жил, был построен после войны. С широкими проспектами, зелёными улицами, с неплохой, архитектурой и инфраструктурой.
Какие-то интересные здания были потеряны во время войны или бездумно снесены, однако по моему мнению, повторюсь, Минск после войны стал в 10 раз лучше и остаётся красивым городом до сих пор, несмотря на бездумное градостроительство последних лет.
да, по поводу кладбища и ужас-ужас. В одном хорошем мультфильме была фраза - мёртвые не кусаются -)
А если серьёзно, то какие варианты? Превращать город в одно большое кладбище с учётом того,сколько людей умирает за те же лет 10 в большом городе?
никого же не смущает, что под тем же Парижем по сути огромная коллективная могила, а тут прямо свят-свят
05.02.2014 в 14:01
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
"korolefff":


Живу в Минске и не вижу в нем ничего красивого! Абсолютно! Серый, переуплотненный город, панелька на панельке и ужасные дороги.
Ни большой речки, ни исторического центра с пешеходными улочками, ни уютных домиков... Даже, например, Гродно в разы красивее и интереснее
05.02.2014 в 14:05
Парковка на месте могил, конечно не радует мой разум!
05.02.2014 в 14:11
Когда читаешь такие статьи еще больше начинаешь ценить и любить Минск и его историю .
05.02.2014 в 14:15
люблю этот город !!!
05.02.2014 в 14:25
Очень интересная статья)
Даже познавательная )
05.02.2014 в 14:26
А сделайте такой же репортаж, только про какой-н мелкий старый город. Вроде Постав. Все мелкие города у нас обычно хорошо вылизаны. Было интересно глянуть, как там было раньше.
05.02.2014 в 14:35
Интересная статья. Спасибо! Кстати, похожая по стилю синагога сохранилась в Вильнюсе. Недавно на нее набрели случайно. Сразу подумала, что фото оттуда.
05.02.2014 в 14:36
автор молоток
05.02.2014 в 14:51
Спасибо за фото, прям в детство вернулся.
"Aleksandr30":

какое ,нахер,детство,фотографии начала прошлого века?...
05.02.2014 в 14:54
На старых фото, можно увидеть надписи на белорусском языке, в отличии от современных !
05.02.2014 в 14:54
В отличии от цветных фотографий, на черно-белых можно увидеть коренных минчан.)
05.02.2014 в 15:02
емцы при наступлении хотели сделать из города политический центр края - логичный вопрос зачем разрушать и где после разрушения жить
"Ghjklas05":

Немцы тоже планировали снести город почти полностью, планировка, кстати, практически совпадала с послевоенной сталинской. Здание ЦК немцы и достроили, резиденция гауляйтера. Вот как в воду смотрели, для этого и пригодилась через 50 лет.
05.02.2014 в 15:04
Да, в русском театре с синагогой не совпадает "красная линия", т.е. в принципе ежели сдолбить этот сталинский портик - то и фасад синагоги появится, как фасад костёла на площади свободы появился, когда отковыряли налепленное
05.02.2014 в 15:17
Половина послевоенного Минска стоит на месте снесенных кладбищ, братских захоронений (лагери военнопленных и концлагери), захоронений солдат, как красноармейцев, так и немцев, старых городских и сельских погостов.... На одном проспекте таких мест 5-6, не меньше.... Рассусоливать не хочу - если вы не манкурты и не обленившиеся приматы, сами напряжетесь и историю родного города познаете.... Вся информация доступна.
05.02.2014 в 15:17
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":

Целиком и полностью одобрямс! Бурные продолжительные аплодисменты товаристчи!
05.02.2014 в 15:18
Сейчас о том патриархальном и в чем-то даже деревенском Минске ничего не напоминает.

да уж ))))))))) достаточно зайти в любой подъезд .

жаль, что многие здания конструктивизма, вопреки войнам и ладутькам чудом дожившие до наших дней, испорчены лепниной, стекловатой или упрощениями
05.02.2014 в 15:25
как было УГ, так и осталось...
05.02.2014 в 15:34
И старый и новый Минск,каждый по своему,прекрасны. И полностью уничтожать старые строения не стоило,ведь они ,по моему,долговечнее. Их просто надо было отреставрировать и покрасить в более весёлые тона.
05.02.2014 в 15:35
Каким же Минск был красивым!
"Zigler":

Красивым??? Приезжай ко мне в деревню. Там здание администрации примерно также смотрится из соседнего огорода! Город конечно же преобразился в лучшую сторону. Только вот если БНТУ был на окраине города, то это получается лет через 50-60 я буду жить в центре Минска - в Серебрянке! =)
05.02.2014 в 15:36
Каким же Минск был красивым!
"Zigler":

Красивым??? Приезжай ко мне в деревню. Там здание администрации примерно также смотрится из соседнего огорода! Город конечно же преобразился в лучшую сторону. Только вот если БНТУ был на окраине города, то это получается лет через 50-60 я буду жить в центре Минска - в Серебрянке! =)
"egormash":

Тёплым и ламповым (с)
05.02.2014 в 15:37
Ай да darriuss, ай да "Сукин сын"! Что он со мной делает!.... Отберите у него скрипку (ака фотоаппарат и "ручьку")!!!!!

Спасибо огромное за статью!
Страницу - в закладки!)
05.02.2014 в 15:41
Статья действительно интересная и очень позновательная для молодых и пожилых минчан.
05.02.2014 в 15:45
onliner, спасибо, очень понравился ваш репортаж :) в центре нужно деревья сажать, а то скоро вообще не останется!
05.02.2014 в 15:52
отличная статья. единственный спорный момент - роль ВОВ в смене облика города. разрушения были, но очень много было уничтожено уже после войны в процессе массовой перестройки города. фразу "решили не восстанавливать" часто следует понимать как "решили снести и построили что-то новое". на тут-бае и других ресурсах про это были интересные статьи. а ВОВ - отличный повод прикрыть послевоенные архитектурные деяния коммунистов. куда делось? в войну разрушено, ясно дело! :-)
05.02.2014 в 16:08
Kantovius, тут дело в том, что на онлайнере только 1 автор, который пишет действительно интересные и содержательные статьи, поэтому пишет про то, что по его мнению, вызовет наибольший интерес среди читателей. Про другие беларусские города и не только можно почитать у Darriuss -a в жж. Кстати, тут уже была рубрика, где местные могли провести экскурсию для журналистов онлайнера по своему населённому пункту, вот только похоже никому это не надо(
05.02.2014 в 16:13
Ух ты, якая класная Кастрычніцкая!
05.02.2014 в 16:13
главное меньше рекламы в городе и все будет красиво
05.02.2014 в 16:21
мне старый минск больше нравится ;)
05.02.2014 в 16:22
Раньше у резиденции была стоянка.
А вообще, репортаж очень крутой!
05.02.2014 в 16:24
Судя по всему подсмотрено у Сергея Ларенкова, он делал цикл фото и видео "Связь времен" ... За статью спасибо, она реально замечательная.
05.02.2014 в 16:25
df756utyghh, Если тебе страшно жить, утопись, или застрелись.... Задолбали тролли со спамом
05.02.2014 в 16:29
Спасибо, интересно было почитать
05.02.2014 в 16:30
Спасибо!
Порадовали, люблю похожие работы Onliner.
05.02.2014 в 16:48
Спасибо за статью! Очень интересно вот так проследить за изменениями города!
Талисман чемпионата мира по хоккею 2014 только мне не нравится?
BMW на могилах получился на фото!!!
"Андрей-KISH":

Только это не БМВ а хонда
"serg444":

hyundai genesis ))
05.02.2014 в 16:51
ВЕрнуть бы все на круги своя хоть бы на недельку
05.02.2014 в 16:57
Мне одному старый вокзал нравится больше?
А во дворе церкви Марии Магдалины до сих пор несколько могилок есть.... Кто знает,что за они?
05.02.2014 в 17:22
Хотелось бы иметь обложенную камнем ул. Карла Маркса, больше фонтанов и, конечно же, деревьев в центре Минска. По-моему район Дворца Республики выглядел бы лучше, если этого дворца был бы красиво обсаженный скверик.
05.02.2014 в 17:27
шик
05.02.2014 в 17:30
Меня этот зубр напрягает
05.02.2014 в 17:31
Автору спс за статью!
ПС. Может кто подскажет где
в городе, в начале 30-х, находился
Польский педагогический техникум ?
"GATLING":

Современный Пр.Независимости. как подниматься от пл.Победы к Козлова - с правой стороны, там где сейчас разрыв в домах и проход к Дому Быта во дворах
05.02.2014 в 17:32
Отличная статья,спасибо!
05.02.2014 в 17:39
Paint master в рабочее время взялся за мышку. Что за дешевка. Хорошо, что коммунисты разрушили тот город (хоть какая-то от них польза), а немцы отстроили уже этот.
05.02.2014 в 17:42
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
"korolefff":


Живу в Минске и не вижу в нем ничего красивого! Абсолютно! Серый, переуплотненный город, панелька на панельке и ужасные дороги.
Ни большой речки, ни исторического центра с пешеходными улочками, ни уютных домиков... Даже, например, Гродно в разы красивее и интереснее
"arsej":

Так как в Минске сохранилось не много памятников архитектуры, то нужно строить красивые современные здания соответствующие Столице Европейского Государства.
Построено много, но красивых, современных очень,очень мало.
Складывается впечатление что Минск застыл в 50-80 годах(начало интенсивного строительства панелек)только панельки стали повыше и добавили красок.
Гродно
Прочитав историю города,прочитав в википедии какие там люди родились-понимаешь Город с большой буквы.
05.02.2014 в 18:13
darriuss как всегда крут.
статья зачетная
05.02.2014 в 18:18
на фасаде синагоги надпись не на идише(старонемецком), а, таки на иврите
05.02.2014 в 18:18
"Что-то не так!"
05.02.2014 в 18:20
zaratystra2000,

Вы не правы, это утка была подброшена специально и даже приводились факты, что якобы немцы начали часть сносить. Именно по этому, что бы не осталось свидетельств в Минске было запрещено фотографировать сразу после войны(кроме доверенных фотографов, боюсь соврать с датой до какого года за 50 - й точно), именно поэтому большая часть того, что есть тщательно отбиралась.
05.02.2014 в 18:20
Мне одному старый вокзал нравится больше?
А во дворе церкви Марии Магдалины до сих пор несколько могилок есть.... Кто знает,что за они?
"Rainbow_Rising":

Могилы священников
05.02.2014 в 18:23
нужно строить красивые современные здания соответствующие Столице Европейского Государства.
"iv72":

Зачем строить здания, соответствующие столице европейского государства, в столице государства, относящегося к европе исключительно географически?
05.02.2014 в 18:29
Как много людей было раньше на улицах:) Сейчас все по домам попрятались...
05.02.2014 в 18:45
нужно строить красивые современные здания соответствующие Столице Европейского Государства.
"iv72":

Зачем строить здания, соответствующие столице европейского государства, в столице государства, относящегося к европе исключительно географически?
"zaratystra2000":

Жить то нам и нашим детям......
05.02.2014 в 18:50
раньше все по другому было!трудно представить что будет дальше. . .
05.02.2014 в 19:02
Отличная статья! Лицо Минска и в послевоенное время старательно менял придурошный Сталин, снося старые здания и возводя на их месте что-то своё. Местами выходило неплохо, но чаще уродливо. Сейчас ситуация практически повторяется. От исторической зданий города мало осталось, и будет ещё меньше. Строятся ни к селу ни к городу лишние здания в центре, уродуя то немногое, что осталось.
05.02.2014 в 19:06
Да, уж. А что на первых фотографиях делает "Бульбик" ? Причём тут ЧМ по хоккею?))
05.02.2014 в 19:12
а колькі яўчэ у Мінску вось такіх грэшных месцаў (
05.02.2014 в 19:14
просто сууупер без слов
05.02.2014 в 19:30
Все мое время на "охоту " за старым Минском, сча просто блекнет по сравнению с этим! У меня уже более 350 снимков до военной эпохи. Фотографии семьи до войны. Послевоенные, но, до такого, я не додумался! Спасибо!
05.02.2014 в 19:30
Лицо Минска и в послевоенное время старательно менял придурошный Сталин, снося старые здания и возводя на их месте что-то своё. Местами выходило неплохо, но чаще уродливо
"Человек-Ы":

Действительно, нет что бы избы деревянные оставить, так он, чудак, дома кирпичный строит начал
05.02.2014 в 19:39
Cтарый вокзал намного лучше ,теперешнего стеклянного.
05.02.2014 в 19:54
Очень красив наш Минск и раньше и сейчас Конечно нужно сохранить все старые постройки и создать интересную туристическую экскурсию по нашему старому Минску и по новым районам которые красиво построены Люблю свой родной Минск
05.02.2014 в 20:03
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":

московские блогеры не согласны
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":

На счёт "будет" не уверен!(((
05.02.2014 в 20:17
В очередной раз выражаю благодарность Автору за интересный материал! Недоумеваю, где же театр оперы и балета? Ведь здание для минчан значимое: в первый день бомбежки Минска в нем спаслись многие минчане, именно там собрали тогдашних деток, теперешних бабушек и дедушек) и именно оттуда они были эвакуированы в российские города на время всей войны. Мои до сих пор относятся к театру с неким особым чувством))
05.02.2014 в 20:18
На этом же перекрестке в 1936 году был построен и раннесоветский элитный дом. Квартиры в пятиэтажке «Третьего дома Совета» получили в основном семьи «красных командиров», офицеров Белорусского военного округа.

К сожалению, сегодня немногим известна ужасная тайна Третьего Дома Советов ???????
http://vsr.mil.by/2011/10/21/dom-u-troickogo-predmestya-i-semi-krasnyx-komandirov/
05.02.2014 в 20:21
Darriuss, спасибо за каждый Ваш новый материал! А еще за то, что пробуждаете интерес к истории родного города даже у тех, для кого Минск - это УГ... Хочется верить, что таких с каждой Вашей статьей становится меньше.
И правда, до чего интересно бы увидеть, каким бы мог быть Минск без революций и войн... Вот бы по фотоматериалам построить 3D-модель такого, увы, несуществующего Минска!
05.02.2014 в 20:32
Автору спс за статью!
ПС. Может кто подскажет где
в городе, в начале 30-х, находился
Польский педагогический техникум ?
"GATLING":

Современный Пр.Независимости. как подниматься от пл.Победы к Козлова - с правой стороны, там где сейчас разрыв в домах и проход к Дому Быта во дворах
"rst-paul":

Благодарю за ответ!
У меня в документах указано ул.Советская, 155.
Не подскажете когда техникум закрыли и сохранилось
ли какое фото? Ищу давно, но информации в сети мизер.
05.02.2014 в 20:33
Интересная статья. Автору уважение
05.02.2014 в 20:33

К сожалению, сегодня немногим известна ужасная тайна Третьего Дома Советов ???????
http://vsr.mil.by/2011/10/21/dom-u-troickogo-predmestya-i-semi-krasnyx-komandirov/
"7419Б3Р4630":

Дариусс это знает, как и любой действительно интересующийся историей родного города.........
он вроде даже где-то упоминал про это в одной из своих статей на онлайнере в том году.

Но разве дело крутым хакеистам и нэпманам эпохи рыночного социализма, что правое крыло их дома-урода "У Троицкого" стоит над местом жуткой и медленной смерти сотни женщин и детей.
(там был основной зал бомбоубежища)
05.02.2014 в 20:34
Браво, супер статья!!! Спасибо большое!!!
05.02.2014 в 20:44
дороги походу с тех времен и остались.. колдобины - выбоины..
05.02.2014 в 20:59
хер знает,все детство провел на востоке,библиотеки не было,меняется Минск,в деревню охота
05.02.2014 в 21:08
Ну вики говорит: На момент освобождения города Советской армией 3 июля 1944 года в центральных районах Минска осталось всего около 70 неразрушенных зданий.
Много это или мало ?
05.02.2014 в 21:15
Спасибо за фото, прям в детство вернулся.
"Aleksandr30":

Судя по Вашему комментарию - Вы свидетель и участник ВОВ! 0_о
П.С.: Дариус, как всегда - очень интересно и познавательно! Спасибо
05.02.2014 в 21:23
Спасибо за фото, прям в детство вернулся.
"Aleksandr30":

Сколько же Вам лет, если довоенный Минск помните?
"3929398":

Видимо "30" в нике - год рожденич;)
05.02.2014 в 21:44
Автор статьи! Ты профи! Реально профи! Пишешь грамотно, четко и ясно!
Фото, старые и новые очень хорошие!
Понравилась идея одновременно показать на одном снимке новое и старое Минска!
Респект дружище! Удачи!
05.02.2014 в 21:44
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":

onliner оперативненько ответил ильюше варламову Плохой Минск и Хороший Минск
"OlaM111":

этот ильюша просто троль, особенно порадовал про подземные переходы на проспекте
05.02.2014 в 22:06
Дарэчы, хачу заўважыць гатэль называўся "Белорусь", такія вось асаблівасці тагдашняй арфаграфіі
05.02.2014 в 22:13
старый мне понравился больше.....
05.02.2014 в 22:20
хороший репортаж, автор статьи молодец. все лучшие здания построили в совке )))
05.02.2014 в 22:24
Спасибо за статью. Было очень интересно читать и смотреть снимки.
Жаль что сейчас современная архитектура города совсем не радует, говорить о какого-либо рода архитектуре, вообще, сложно, увы.

Автору статьи большое спасибо. Приятная работа.
05.02.2014 в 22:24
Еще раз доказывает, что только один город в РБ, за которым следят и обустраивают - МИНСК..
"Evinze":


Каждый кулик хвалит своё болото.

Приезжайте в Гродно, например, сильно удивитесь. Просто в других городах не успевают с такой скоростью сносить исторические здания. Хотя, прогресс на лицо. И скоро и в меньших городах истории не останется.

В подтверждение о Гродно тыц и тыц.
05.02.2014 в 22:27
Хорошая статья!
Ещё можно упомянуть про Свято-Казанскаю церковь http://bacian.livejournal.com/56713.html
и Гостиница "Гарни"
05.02.2014 в 22:47
Ведь хорошо жили, не хуже америкосов,и тут нам заслали В.И.Ленина,досихпор оклематься не можем
05.02.2014 в 22:55
Мы ездим в другие страны что бы увидеть историю и удивиться. И как жаль, что в нашей стране нас удивляет только новодел! Спасибо автору за труды!
05.02.2014 в 23:05
не сказал бы, что за эти годы Минск кардинально изменился.
05.02.2014 в 23:10
Интересный репортаж, особенно поразило, что так быстро отредактировали и выставили всем на показ. Ехал сегодня в 14:45 по улице Богдановича , перекресток с ул. Купалы, на фото плакаты с рекламой куфара висят в полный рост, а во время моего проезда, плакат по ул. Багдановича только начинали вешать. Аперативно сделан репортаж. Спасибо.
05.02.2014 в 23:11

К сожалению, сегодня немногим известна ужасная тайна Третьего Дома Советов ???????
http://vsr.mil.by/2011/10/21/dom-u-troickogo-predmestya-i-semi-krasnyx-komandirov/
"7419Б3Р4630":

Дариусс это знает, как и любой действительно интересующийся историей родного города.........
он вроде даже где-то упоминал про это в одной из своих статей на онлайнере в том году.

Но разве дело крутым хакеистам и нэпманам эпохи рыночного социализма, что правое крыло их дома-урода "У Троицкого" стоит над местом жуткой и медленной смерти сотни женщин и детей.
(там был основной зал бомбоубежища)
"Альфонсо":


Но разве дело крутым хакеистам и нэпманам эпохи рыночного социализма,
Согласен..Что хотеть от этого колхозного Быдла !!!
05.02.2014 в 23:19
А Дарриуссу пожизни все плохо =)
05.02.2014 в 23:37
Традиционное "браво" автору статьи!
darriuss пишет лучшие статьи на подобную тематику!!!
05.02.2014 в 23:50
Еще раз доказывает, что только один город в РБ, за которым следят и обустраивают - МИНСК..
"Evinze":

это точно!!!
06.02.2014 в 0:25
А у нас был красивый и гармоничный город.
06.02.2014 в 0:40
А здесь получается по костям ходим, не хорошо...!
http://content.onliner.by/news/2014/02/default/a8cffc7515e85fbba31b86e1c9a059e5.jpg
06.02.2014 в 1:08
Ну вики говорит: На момент освобождения города Советской армией 3 июля 1944 года в центральных районах Минска осталось всего около 70 неразрушенных зданий.
Много это или мало ?
"ZanZag":

Во-первых, это неграмотно. :)
Во-вторых, можно глянуть фотографии времён оккупации, чтобы понять, что когда снесено и построено.
В-третьих, вот даже такая сравнительная карта есть.
06.02.2014 в 1:18
приятно смотреть на город без рекламы
"maseratti":


Мне, будучи рекламшиком в тройне приятно
06.02.2014 в 1:30
Минский вокзал был ГОРАЗДО красивее.
06.02.2014 в 2:19
"и помечтать, каким сегодня бы был он" - нефиг мечтать, машины времени еще не изобрели(и вряд ли изобретут в ближайшем будущем), нужно что-то делать здесь и сейчас. А здесь и сейчас полным ходом идет строительство ужасных с архитектурной точки зрения(да и со всех остальных тоже) панелей. Которые на многие поколения изуродуют львиную долю Минска. В угоду сию минутным желаниям электората - "льготников".
Кстати, вот обратите внимание гостиница "Европа" - судя по всему "востонавителям" было наложено ограничение на высоту здания и ну никак нельзя было впилить 14 этажей. Но находчивые "реконструкторы" нашлись и построили вместо 6 этажей(оригинальное здание) - 7 за счет более низкой высоты каждого этажа. Вопрос - неужели вы думаете, что дореволюционные строители и инвесторы были такие кретины и не могли догадаться, что можно малыми затратами получить больше номеров??? Нет, они хорошо считали деньги, и именно поэтому старались строить дома в которых можно КОМФОРТНО жить - потолок в доме не должен быть на несколько сантиметров выше головы! (хотя да именно такие потолки были в бедных хатах - видимо от того мы имеем сейчас такую архитектуру - те потомки из "хат" строят)
06.02.2014 в 2:40
история это наше все
06.02.2014 в 5:16
Когда был пионером, нас с завидным постоянством возили по родному городу на автобусные экскурсии типа "Руины стреляют", "Минск - город-герой" и т.д.
Очень врезалось в память из лекций автобусных экскурсоводов, что после войны в городе уцелело всего три капитальных здания: оперный театр, дом офицеров и дом правительства...
Как жутко нас обманывали!
П.с. О наболевшем... Как достали эти, никогда не жившие в моем городе, понаехавшие, выражаясь политкорректно, юго-восточно-белорусские агропарламентарии и агробизнес смены... Накласть им на Минск и его облик!
П.п.с. Снос Московского - позор руководству городской администрации, да и... Страны в целом.
Такие вот ненагибаемые...
06.02.2014 в 6:46
отличный фото репортаж, onliner молодцы!
06.02.2014 в 7:27
Статья хорошая,
И еще надо не раз я повторял, ввести запрет на любое новое строительство в радиусе 4...5 км от центра города, тогда мы сохраним город.
06.02.2014 в 9:18
Обожаю такие вещи, спасибо!
06.02.2014 в 9:57
А здесь получается по костям ходим, не хорошо...!
http://content.onliner.by/news/2014/02/default/a8cffc7515e85fbba31b86e1c9a059e5.jpg
"Dzimka-95":

Что нехорошего? Кусаются?
06.02.2014 в 10:06
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":

московские блогеры не согласны
"DMZZ":

В большинстве своём согласны, просто Одуван захотел потролить.
06.02.2014 в 10:59
darriuss - спасибо!
06.02.2014 в 11:30
нужно строить красивые современные здания соответствующие Столице Европейского Государства.
"iv72":

Зачем строить здания, соответствующие столице европейского государства, в столице государства, относящегося к европе исключительно географически?
"zaratystra2000":

Жить то нам и нашим детям......
"iv72":

Вот именно. И "красивые современные здания" - это в принципе не то ,что соответствует представлениям "Старой Европы" о столице европейского государства. Это скорее для столиц стран третьего мира типично - всё снести и построить "саураменнае".
06.02.2014 в 11:39
нужно строить красивые современные здания соответствующие Столице Европейского Государства.
"iv72":

Зачем строить здания, соответствующие столице европейского государства, в столице государства, относящегося к европе исключительно географически?
"zaratystra2000":

Жить то нам и нашим детям......
"iv72":

Вот именно. И "красивые современные здания" - это в принципе не то ,что соответствует представлениям "Старой Европы" о столице европейского государства. Это скорее для столиц стран третьего мира типично - всё снести и построить "саураменнае".
"zaratystra2000":

Если нет старого ( а его по-большому счёту, и не было, ну не считать же деревянные бараки и хаты достоянием) , то нужно строить новое и современное. В мире не только Рим есть, но и Сингапур и Берлин.
По большому счёт жаль только старый вокзал. Но объективно говоря, он с грузопотоком ещё в 80-х не справлялся.
06.02.2014 в 12:03
а мне вот про могилев интересно, хотя сама минчанка. но когда-то давно и как-то очень долго именно могилев был на порядок важнее и столичней минска. сапеги хотели туда перенести столицу из вильно (период вкл). а в период становления бнр и бсср его рассматривали на звание столицы. имела возможность видеть только центр, есть красивые здания, приятная атмосфера, но интересно, что сделали советские годы с городом?
06.02.2014 в 12:14
Если нет старого ( а его по-большому счёту, и не было, ну не считать же деревянные бараки и хаты достоянием) , то нужно строить новое и современное.
"Gambit_82":

Старое было - я ещё помню это старое. К примеру, на месте пустыря между проспектом Маше... ой, конечно же - Победителей и нонешней РАковской. Там тоже решили - чего там сохранять, и снесли. И Немигу снесли Потому что восстанавливать - это ж "дораха" и незачем, это ж бараки, ага. Берлин, кстати, в значительной степени восстановлен ( разрушеб лы ещё как), новые здания там всё-таки (я про Западный) на бывших пустырях, а в Большом Берлине, куда вошли многие малые городки, их центры сохраняют, а не пускают под бульдозер, чтоб панелек настроить.
06.02.2014 в 12:17
По большому счёт жаль только старый вокзал. Но объективно говоря, он с грузопотоком ещё в 80-х не справлялся.
"Gambit_82":

В Париже вокзал Д-Орсе тоже не справлялся с потоком. Чото его не снесли, чтоб влепить стекляшку очередную ,а сделали из него музей.
06.02.2014 в 12:33
По большому счёт жаль только старый вокзал. Но объективно говоря, он с грузопотоком ещё в 80-х не справлялся.
"Gambit_82":

В Париже вокзал Д-Орсе тоже не справлялся с потоком. Чото его не снесли, чтоб влепить стекляшку очередную ,а сделали из него музей.
"zaratystra2000":

Ну свежо придание :-) Виленский вокзал при всём моём уважении к нему на Дорсе не тянул ну никак.
Кроме того, в том месте явно нужен был большой и современный вокзал. Который и построили.
06.02.2014 в 12:35
Если нет старого ( а его по-большому счёту, и не было, ну не считать же деревянные бараки и хаты достоянием) , то нужно строить новое и современное.
"Gambit_82":

Старое было - я ещё помню это старое. К примеру, на месте пустыря между проспектом Маше... ой, конечно же - Победителей и нонешней РАковской. Там тоже решили - чего там сохранять, и снесли. И Немигу снесли Потому что восстанавливать - это ж "дораха" и незачем, это ж бараки, ага. Берлин, кстати, в значительной степени восстановлен ( разрушеб лы ещё как), новые здания там всё-таки (я про Западный) на бывших пустырях, а в Большом Берлине, куда вошли многие малые городки, их центры сохраняют, а не пускают под бульдозер, чтоб панелек настроить.
"zaratystra2000":

Из всего перечисленного Вами, какую-то мало-мальски историческую ценность представляла немига. там да, большая ошибка и сносить дома не стоило. Ну пожалуй ещё здание старой ТЭЦ. Бабло победило зло.
Остальное в общем-то не жалко абсолютно - бараки - есть бараки.
06.02.2014 в 13:01
Минск всегда был, есть и будет красивым!
"makar123":

Не будет красивым, будет высокоплотным. Обратите внимание, сносили то, что город мягко говоря не украшало. И строили на века. Теперь строят до полученя оплаты дольщиков. Туристы с ЧМ 2014 толпами будут любоваться архитектурой Малиновки с перемещением в район Каменной Горки и в немом восхищении делиться друг сдругом впечатлениями от архитектуры столицы европейской страны. Барокко от Павлова или неоникитизм от Ладутько? Ведь архитектура - музыка застывшая в камне. Как мы на бубне играем сонаты и симфонии. Громко! На века!
06.02.2014 в 13:35
Остальное в общем-то не жалко абсолютно - бараки - есть бараки.
"Gambit_82":

Построить вместо исторических "бараков" бараки новые - это определённо хуже.

Кстати, то, что по-вашему "бараки", в других странах называется "историческая рядовая застройка".
06.02.2014 в 13:47
Остальное в общем-то не жалко абсолютно - бараки - есть бараки.
"Gambit_82":

Построить вместо исторических "бараков" бараки новые - это определённо хуже.

Кстати, то, что по-вашему "бараки", в других странах называется "историческая рядовая застройка".
"zaratystra2000":

В каких странах деревянные бараки и частный сектор называется "историческая рядовая застройка"?
Я представляю, как строителям Нотр-дама дали бы втык, что они разрушили пол исторического Сите -)
И да, для ясности - я говорю не о том, что сейчас происходит, поскольку всё это уплотнительная застройка - это ад, к счастью, даже до АГЛ это дошло.
В теме же сравнение довоенного Минска и послевоенного. И я считаю, что Минск после войны очень расцвёд и похорошел.
06.02.2014 в 14:42
Дарриусу как всегда респект!
06.02.2014 в 14:45
Спасибо за интересную статью и возможность побывать в прошлом даже без машины времени.
06.02.2014 в 17:48
Вот тут полностью соглашусь с автором. Война изменила многое в судьбе города, в его красивых улицах и уютных парках, и вместе с ним изменила и судьбу тех людей, которые радовались жизни, любили, растили детей, но даже не подозревали, что через 5-10 лет начнется настоящая трагедия и боль, придет страшная война...
"Den32793270":
Да ладно?
Всех проучим памятным уроком,
Кто ворвётся в наш советский дом
И за око вышибем два ока,
А за зуб - всю челюсть разобьём.
1938 г.
Боевая Сталинская (Комсомольская)
Музыка: А. Тонин Слова: Г. Быков
07.02.2014 в 16:08
В каких странах деревянные бараки и частный сектор называется "историческая рядовая застройка"?
"Gambit_82":

В Норвегии, Швеции, Голландии, Германии и т.п. Достаточно?

Кстати, т.н. частный сектор на фото - это уже не Минск, а предместья, Комаровка - это пригородная деревня за Комаровской горой. А город был застроен вполне себе приличными "буржуазными" кирпичными и комбинированными домами, местами, если не заметили, даже дворцы попадались.
07.02.2014 в 16:28
город тоже отчасти расположен на кладбищах(((как и в Гомеле,там где когда-то было горе,сейчас паркуют машины,веселятся и пьют пиво!!!
07.02.2014 в 16:39
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":


Это лучший коммент)))вниз не стал читать..там по любому что-то кому-то не нравиться!!
08.02.2014 в 7:10
отличная статья.

Тем, кто разрешил строительство "Кемпински" в центре Минска - чтоб вы всю жизнь работали на валидол.
"Torzer":

Нет, животворящие клизмы с патефонными иголочками, каждый день 3 раза - спасут их от ада, в будущем :):):):)
Потому что в аду, как и в тюрьмах - только достойные люди!
08.02.2014 в 13:22
Получил истинное удовольствие от статьи, автор подошел с душой
09.02.2014 в 13:31
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":



полностью согласен)
09.02.2014 в 14:35
Минск всегда Был, Есть и Будет Красавцем!
автор статьи поработал на славу, респект!
"korolefff":


При всем уважении к столице, где вы здесь увидели красоту? Серый, белый , оранжевый, желтый. Все, фантазия закончилась.
12.02.2014 в 18:48
понравилось) молодцы
07.02.2015 в 23:29
Спасибо! Очень интересно. Поставила ссылку в свой блог.
15.05.2016 в 0:33
Андрей-KISH, мне этот талисман тоже не нравится!
16.06.2018 в 0:03
Андрей-KISH, меня этот талисман тоже бесит...