Гид Onliner.by: Дзержинск — будущий город-спутник глазами любителя хип-хоп-культуры

 
28 ноября 2013 в 9:09
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

После 40 минут тряски в электричке динамик хрипит «Станция Койданово», и мы как в омут ныряем в атмосферу Дзержинска — нынешнего захолустного пригорода в тени столицы, который уже в скором будущем может стать перспективным городом-спутником. Вместе с нами из поезда вываливается несколько сонных бабок, уже успевший похмелиться утром щетинистый товарищ, а также девушка, негромко слушающая какой-то рэп на мобильнике. Аккуратный небольшой вокзал, за ним — серые пятиэтажки и частный сектор, над которыми возвышаются черные голые рогатины деревьев и здание Государственного архива кинофотодокументов. Доминанта щеголяет свежим ремонтом с традиционным бежево-коричневым вентфасадом. Словом, все говорит о том, что путешествие вряд ли будет радовать стремительными сюжетными поворотами и яркими историями. И вот — неожиданность первая. К перрону подходит молодой, подтянутый, улыбчивый парень. Это Андрей, он согласился стать очередным гидом Onliner.by. Андрей родился и вырос в Дзержинске, он работает менеджером-технологом и большинство свободного времени посвящает спорту и хип-хопу. Поехали?

Андрей — современный городской романтик. «Я всегда воспринимал Дзержинск как небольшие „бетонные джунгли“, — рассказывает он. — С одной стороны, это не город в полном смысле этого слова, но и далеко не деревня или поселок, скорее — городок. Пятиэтажки, мало достопримечательностей, но какое-то все родное».

Первая проблема райцентра вырисовывается практически сразу. В городке до полудня закрыты все кафе и бары, после получаса скитаний мы смогли все-таки найти исключение из правил — кафетерий Дзержинского райпо открывает свои двери с 9 утра.

За стойкой пожилая женщина, из колонок слышна музыка, и это, к нашему удивлению, не «Золотое Кольцо» или Стас Михайлов, а ядреный российский рэп. Опять рэп! Продавщица, не замечая наши слегка округленные глаза, наливает три чашки молотого, хорошо сваренного кофе, и мы садимся послушать историю Андрея:

— Мои первые воспоминания о городе: мы жили в общежитии, я малой смотрю в окно, вид, прямо скажем, был неживописный, типичное советское гетто: серость, снег, грязь. После школа — моя находилась в центре города. Товарищи, войнушка, близлежащая стройка, на которой мы немало дел наворотили. Друзья на стройку бегали курить, я не курил, но, так сказать, поддерживал их морально. Ну и конечно — компьютерные клубы. Большинство из них жили недолго, дольше всех просуществовал клуб «Виртуальный мир», который находился в универмаге. Помимо компьютеров там стоял бильярдный стол. Игрушки меня сильно не увлекали, а вот шары погонять очень любил.

В 2000 году пошла волна рэпа. У меня была первая кассета Bad Balance, родители купили плеер, и кассету эту я, можно сказать, до дыр затер. Стало быстро распространяться граффити. Мои товарищи бомбили его постоянно, художник из меня не очень, поэтому если меня и привлекали, то только в качестве парня «на шухере». Тусовались на чердаках — находили коробки от холодильников, устилали ими пол, ставили магнитофон на батарейках и занимались брейком. Вот так мы проводили время. Скажу честно, курили тогда многие, некоторые могли пиво попить, но о наркотиках никто и не заикался. Они или не были доступны, или попросту не нужны нам. Скорее — второе. Сейчас спайс курят четырнадцатилетние дети, я не ханжа, но признаюсь — мне страшно.

Параллельно развивалась рок-музыка, приезжали из Минска бригады скинхедов. Конечно, нередко происходили стычки, порой случайно, в подворотне, порой забивались «стрелки» на стадионах. Но все заканчивалось «легким мордобоем», ни разу не слышал о том, чтобы кого-то покалечили.

Мои друзья впоследствии организовали местную группу Strictly Dope, они уже выпустили два альбома и, можно сказать, стали легендой дзержинского рэпа. Я тоже пишу музыку и работаю диджеем. Одна из моих песен посвящена родному городу.

Главное достоинство Дзержинска (не будем лукавить) — то, что он находится в 30 километрах от Минска. Если у тебя есть машина — 20 минут и ты в столице, многие так и поступают. К слову, массово местные жители ездить в Минск начали не так давно, года 3—4 назад. Раньше молодежь находила себе занятие в родном городе — например, на каждую дискотеку по 300—400 человек приходило. Сейчас между Дзержинском и Минском, кажется, стираются границы, регулярно ходят маршрутки, скоростные электрички, доехать не проблема. «Думаю, многим минчанам на то, чтобы добраться до центра города, понадобится больше времени, чем мне, — смеется Андрей и добавляет: — Еще один плюс моего города — тишина и спокойствие, чего в Минске уже и не встретишь. Здесь вполне безопасно, можно без опаски гулять по улицам вечером. Конечно, не все идеально, я допускаю ситуацию, при которой владелец машины просыпается, а его авто во дворе без колес на кирпичах стоит, но это скорее исключение, чем правило».

Андрей уверен, у Дзержинска большое и светлое будущее. Сейчас он растет, причем немалая часть новых его жителей — минчане возрастом за 30, уехавшие из столицы и построившие здесь дома. Молодежь из города пока уезжает, но многие через 5—10 лет возвращаются, понимая преимущества. В первую очередь это цены на недвижимость — «однушку» в Дзержинске можно купить за $30—35 тыс., снять — за $100. Строительство дома здесь обойдется в полтора-два раза дешевле, чем в Минске или близком пригороде.

Андрей продолжает экскурсию. Это знаменитый дзержинский долгострой. Он находится в самом центре города. Здание начали строить, наверное, лет десять назад и все никак до ума не доведут. На эту тему уже даже сделали несколько демотиваторов.

Единственный в Дзержинске бассейн, отреставрированный полтора года назад. Пользуется огромной популярностью среди жителей города. Что немаловажно — недорогой, разовый абонемент стоит 20—30 тыс.

На центральной городской площади, в отличие от большинства белорусских райцентров, стоит памятник Феликсу Эдмундовичу. Ленин же спрятался неподалеку, укрывшись среди разлапистых елок, возле Дома культуры.

Рядом стоит еще один монументальный свидетель советской эпохи — здание ГККПБ с сохранившейся аббревиатурой. Сейчас здесь «прописана» музыкальная школа.

Одна из главных достопримечательностей города — Гаштольдова гора, расположенная аккурат за городской больницей. Это древнее городище, на котором еще в 30-е годы прошлого века стоял Койдановский замок и кальвинский сбор XVII века. Кирпичи от древних построек пошли на строительство больницы. Теперь это просто гора, хоть и с памятной доской.

Очень жаль, еще в начале прошлого века это место выглядело так:

А это единственный в Дзержинске ресторан с одноименным названием. По словам Андрея, заведение принадлежит местному агрокомбинату и может похвастаться вполне приличной кухней и достаточно строгим отношением к внешности посетителей. В спортивном костюме сюда вряд ли пустят. Цены значительно ниже минских, пообедать здесь можно за 50—70 тыс. рублей, посидеть втроем вечером — 300—350 тыс. Практически каждые выходные ресторан закрыт на спецобслуживание — сегодня, кажется, половина жителей города справляют в нем свадьбу.

— Как вы видите, мест, где можно отдохнуть в Дзержинске, немного, — признает Андрей. — У нас есть четыре бара. Два из них названы в честь меры веса и длины: «12 футов» и «9 тонн». Эти заведения скорее молодежные. В «футах», например, четыре раза в год проводится сэйшн — местная кавер-группа Know How To Rock на протяжении вечера устраивает своеобразный рок-марафон. Играют всё — от Metallica и Nirvana до «Ляписов», причем очень качественно. «Тонны» больше известны как более-менее качественная пиццерия.

Оставшиеся заведения общепита можно было бы назвать «гангста-барами». В «Меркурии» собираются отвязные, лихие на всю голову парни. Вечером, говоря простым языком, там вполне можно получить «в грызло». Еще есть бар «Колосок», но у нас его все знают как «Яму». Он находится в подвале, надо спускаться по ступенькам, и в итоге оказываешься в своеобразном склепе. В «Яме» тоже можно очень колоритных персонажей встретить и нажить себе приключений на голову. Вот, собственно, и все! Так что в будние дни молодежь в большинстве своем (особенно те, у кого есть машины) собирается на парковках возле заправок — заказывают кофе, чебуреки и общаются.

Правда, можно еще сходить в кинотеатр. В его фойе по субботам проходит дискотека, где работает диджеем Андрей. Раньше «дискач» гремел далеко за полночь, теперь по распоряжению Дзержинского райисполкома время ограничили до 24:00. При этом многие только подходят сюда к 11 вечера. И это единственная дискотека в городе! Закрывается в субботу она — по сути, город умирает на выходные. Чем молодежи заняться? Кто в Минск едет, кто на стадион идет заниматься, ну а некоторые в подворотни — «бухать», такое тоже нередко случается.

А еще в Дзержинске на центральной площади каждый июнь вот уже пять лет к ряду проходит фестиваль стрит-бола и уличной культуры «Стрекоза». Андрей — один из организаторов. Можно сказать, что для местной молодежи это одно из самых знаковых событий. Последний раз в фестивале принимало участие около 50 команд, в том числе женские.

— Дзержинск — город контрастов, и люди здесь абсолютно разные, — говорит Андрей. — Есть у нас те, кто ставит перед собой амбициозные цели, а есть те, про которых говорят — «потерянные». На мой взгляд, тоже хорошие люди, они просто не туда свернули в определенный момент или оступились. Общаюсь и с теми, и с другими, всегда находятся интересные общие темы.

Работы в Дзержинске хватает, много коммерческих и государственных предприятий. Средняя зарплата 3—5 млн рублей. Но есть зарплаты и выше, менеджеры высокого звена, системные администраторы, мелкие предприниматели, строители вполне могут получать $1 тыс. и выше.

Наш город как будто тянется к столице, это физически чувствуется, даже новый микрорайон Волохановка в сторону большого города растет. И он уже совершенно другой по сравнению, допустим, со старым районом Протасово, где вечером нередко можно увидеть «синие лица».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by