Ракеты, корабли, летающие тарелки, цветы и роботы: топ-25 фантастических советских зданий

 
15 ноября 2013 в 13:22
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, livejournal.com
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, livejournal.com

В массовом сознании к советской архитектуре 1960—80-х годов принято относиться скептически. Бесчеловечные однообразные панельные жилые массивы, брутальные железобетонные общественные здания, простейшие геометрические формы, минимализм и отсутствие декоративных излишеств. Во многом такое убеждение справедливо, однако порой и в проектных институтах СССР создавались отчаянно смелые образы, выглядевшие после реализации пришельцами из фантастических фильмов. Onliner.by решил составить свой список самых эффектных, порой безумных, но совершенно определенно разрушающих стереотипы зданий, рожденных в хрущевско-брежневские времена воображением советских архитекторов.

25. «Дома-кольца» в Москве.

На рубеже 1960—70-х годов архитектору Евгению Стамо, работавшему над застройкой жилого района Матвеевское на западе Москвы, пришла в голову интересная идея. При стыковке железобетонных панелей в типовом домостроении допускается угол в шесть градусов. Что если построить таким образом целый дом? В 1973 году идея была реализована, в центре Матвеевского появился огромный «дом-кольцо». Он был целиком реализован в типовых сборных индустриальных изделиях (серии I-515) и все равно поражает оригинальностью формы. Внутренний диаметр двора 155 метров, 26 секций, 912 квартир (374 однокомнатные, 374 двухкомнатные, 155 трехкомнатных и 9 четырехкомнатных). Общая жилая площадь 27 334 кв. м.

Спустя шесть лет недалеко, в районе Раменки, был построен брат-близнец матвеевского дома, но на этом история «жилых колец», увы, в советской Москве закончилась. В центре дворов этих зданий сплошная зеленая зона с детской площадкой. Автостоянки для жильцов размещены между ней и внутренней окружностью здания.

24. Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия.

Еще в 1978 году на склоне священной для киргизов горы Сулайман-Тоо по проекту местного архитектора Кубанычбека Назарова построили новый музейный комплекс. Самый эффектный его элемент, небольшая бетонная арка с панорамным остеклением, разделенным вертикальными ребрами, по сути, закрывает вход в пещеру. Первоначально в сооружении планировали разместить ресторан, однако затем его отдали под археологическую экспозицию.

Футуристический портал в горные недра скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний оставлен в естественном, «природном», виде. Сейчас в его 13 помещениях находятся более 400 экспонатов киргизского Музея духовной культуры.

23. Гостиница «Спорт», Таллин, Эстония.

Гостиница была построена в 1980 году в составе Центра парусного спорта для участников и гостей московской Олимпиады (соревнования по парусному спорту как раз проводились в Таллине). Два вытянутых жилых корпуса объединены блоком общественных помещений. Над всем комплексом доминирует черно-белый объем ресторана.

По задумке группы эстонских архитекторов гостиница, сейчас называющаяся Pirita Top Spa Hotell, должна была напоминать корабль с рестораном в качестве капитанской рубки.

22. Железнодорожный вокзал станции Дубулты, Латвия.

Новое здание железнодорожного вокзала станции Дубулты, расположенной в курортной Юрмале под Ригой, было построено в 1977 году к столетию станции по проекту ленинградского архитектора Игоря Явейна.

Экспрессивная постройка, напоминающая застывшую в бетоне балтийскую волну, получилась одновременно и отсылкой к советскому архитектурному авангарду 1920-х годов, и своеобразным предшественником современной «космической» архитектуры, например выдающегося испанца Сантьяго Калатравы.

21. Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан.

Один из построенных в 1970-е павильонов ВДНХ Узбекистана в Ташкенте представлял собой сооружение из гиперболоидных конструкций-колонн с единым внутренним выставочным пространством. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось.

Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил самый известный шедевр архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа, — кафедральный собор в бразильской столице Бразилиа.

20. Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения.

В 1975 году в центральной части армянской столицы было сдано в эксплуатацию необычное здание. Творческая группа архитекторов (Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян) запроектировала на месте, резервировавшемся в свое время под размещение рынка, монументальный двухзальный кинотеатр «Россия». Объемы кинозалов эффектными дугами нависают над перпендикулярно расположенным объемом стилобата, где был размещен вестибюль и кассовый зал.

«Ясность замысла внутренней композиции, выраженной игрой объемов двух залов, мастерское применение вантового перекрытия в сейсмических условиях, правдивое воплощение в формах современного содержания — вот, на наш взгляд, неоспоримые достоинства его архитектуры. Сопряжение двух залов, острое пластическое сочетание которых определяет монументальную сущность здания — лейтмотив композиции», — восторгались кинотеатром авторы книги «Архитектура Советской Армении».

19. Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского, Шепетовка, Украина.

Здание музея классика советской литературы, автора широко известного в свое время романа «Как закалялась сталь», возвели в 1979 году в Шепетовке, где писатель провел свою юность и молодость. «Последний город Земли», по выражению Остапа Бендера, о который разбиваются волны Атлантического океана, украсило установленное на 5 мощных пилонах гигантское кольцо, облицованное алой смальтой.

Кольцо, в котором размещены экспозиционные залы, по мнению авторов проекта М. Гусева и В. Суслова, символизировало венок, посвященный памяти писателя, а пилоны, его поддерживающие, — руки почитателей таланта Островского. Алая же смальтовая мозаика — красное знамя, обертывающее памятный венок.

18. Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина.

Две стальные рамы, объединенные вантовой конструкцией, упираются в железобетонный фундамент и поддерживаются по окружности тонкими опорами. Это сооружение является покрытием для консольно нависающей над входом трибуны и сценического блока.

Гиперболоидная структура, напомнившая местным жителям ракушку, построена в 1978 году (арх. О. Петров) прямо в парковом пруду и является центром притяжения всей рекреационной зоны.

17. Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения.

Огромный, как бы сейчас сказали, многофункциональный комплекс открылся в Ереване в 1983 году на холме Цицернакаберд, господствующем над всей северo-западной зоной Еревана. Зал на 5000 мест для спортивных состязаний и зрелищных представлений расположен над вестибюлем, с которым связан системой лестниц и эскалаторов. Второй, концертный, зал на 1300 мест помещен по оси вестибюля. Поворотная трибуна, находящаяся перед залами, позволяет трансформировать вместимость каждого из них, увеличивая ее на 1000 мест.

Архитекторам (А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян), благодаря широкому применению большепролетных конструкций-оболочек, перекрывающих залы и опирающихся на мощные пилоны, удалось создать футуристический образ, в чем-то напоминающий не то цветок, не то насекомое и выглядящий современно и по сей день.

16. Российская академия наук, Москва.

На высоком берегу Москвы-реки в районе площади Гагарина в 1994 году завершили 20-летнее строительство нового комплекса Президиума Российской академии наук. 23-этажное высотное здание и несколько малоэтажных объемов вокруг него на момент начала строительства в 1974 году не имели аналогов в практике московского строительства.

Главным декоративным элементом, и ставшим в итоге символом комплекса, являются выполненные из металла и стекла художественные композиции, украшающие основные объемы. В народе их, сообразуясь с назначением сооружения, немедленно прозвали «золотыми мозгами» и придумали немало легенд о настоящем их предназначении, включая откровенные «теории заговора».

15. Ресторан «Жемчужина», Баку, Азербайджан.

Еще одна эффектная гиперболоидная конструкция — кафе «Жемчужина» на приморской набережной Баку. Открытый павильон, спасавший бакинцев в летнюю жару, представляет собой прекрасный образец архитектуры 1960-х годов, минималистичной в сравнении с монументальным «сталинским» неоклассицизмом и при этом незаурядной в инженерном смысле.

Аналогичное кафе-близнец появилось десятилетием позже в столице советской Киргизии городе Фрунзе, и оба здания восходят к сооружениям испанского архитектора Феликса Кандела, например его ресторану Manantiales, построенному в 1958 году в пригороде Мехико.

14. Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия.

Музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был спроектирован одним из самых авангардных советских архитекторов Виктором Джорвенадзе и сдан в эксплуатацию в 1979 году.

Сложный объем из переплетающихся белоснежных спиралей в окружении провинциальных одноэтажных домиков и древней церкви XI века выглядит инопланетным пришельцем.

13. Гостиница «Олимпия», Таллин, Эстония.

Полный контраст с предыдущей постройкой представляет собой еще одна таллинская «олимпийская» гостиница. Открытая в 1980 году 28-этажная башня на 405 номеров, как будто собранная из кубов разного размера, получила облицовку из темно-серого стекла и анодированного алюминия. Мрачновато выглядящий колосс тем не менее вполне укладывается в скандинавские архитектурные традиции, продолжавшие плодоносить в Эстонии, даже несмотря на установившуюся в стране советскую власть.

Во времена строительства коммунизма «Олимпия» славилась своим откровенным варьете, сейчас, после реновации, исказившей оригинальный, брутальный облик здания, она превратилась в респектабельный бизнес-отель, по-прежнему оставаясь одной из высотных доминант эстонской столицы.

12. Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург.

Один из самых известных образцов советской «космической» архитектуры. Строившийся по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет (1973—1987), научно-исследовательский комплекс представляет собой сочетание протяженного изогнутого четырехэтажного лабораторного корпуса и контрастирующей с ней массивной зубчатой башней испытательного центра.

Здесь, помимо прочего, например, проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором единственного в Советском Союзе космического корабля многоразового использования «Буран».

11. Посольство СССР на Кубе, Гавана.

Единственный образец советской архитектуры в нашем списке, находящийся за пределами пространства бывшего СССР, — монументальная башня посольства СССР, а сейчас России, в Гаване. Впечатляющий символ советского присутствия на братской Кубе в непосредственной близости от «вероятного противника».

Комплекс, похожий на современную версию монастыря с гигантской колокольней в центре, был построен в 1985 году по проекту В. Пясецкого.

10. Гостиница «Салют», Киев, Украина.

Здание, построенное в 1984 году (арх. А. Милецкий), представляет собой несущую бетонную трубу, на которую консольно навешены шесть жилых этажей, имеющих в плане форму эллипса. Внутри трубы находятся лифты, коммуникации и спиральный пандус, по которому можно спуститься с этажей гостиницы. На втором этаже стилобатной части здания расположен ресторан. Сверху, под крышей, предполагался второй — летний ресторан. В подвальной части находится паркинг для автомашин.

Первоначально здание проектировалось 18-этажным, но уже в процессе строительства его «урезали», чтобы оно не конкурировало высотой с колокольней Киево-Печерской Лавры. По оценкам специалистов гостиница вдохновлена архитектурой метаболизма, популярной в Японии 1960—70-х годов.

9. Областной театр драмы имени Ф. М. Достоевского, Новгород, Россия.

Здание областного драмтеатра построено в 1987 году по проекту В. Сомова. В работе над сооружением принимал участие и работавший в те годы, в конце 1970-х — начале 1980-х, в институте «Гипротеатр» известный впоследствии музыкант Андрей Макаревич.

При желании в абстрактной композиции театра можно увидеть отсылки к древнерусской архитектуре, памятниками которой особенно богат Новгород, хотя, конечно, и в современной их интерпретации.

8. Гостиница «Тарелка», Домбай, Россия.

В 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря, приземлилась «летающая тарелка».  Именно такую футуристическую форму выбрали архитекторы для небольшой гостиницы рядом с горнолыжным курортом Домбай.

В здании всего лишь три номера (два 2-местных и один 4-местный) и общая гостиная с камином. Конструкция отеля выполнена из полиэстера, армированного стекловолокном. Гостиница может транспортироваться целиком вертолетом или разбираться на 16 сегментов и перевозиться по частям.

7. Областной драматический театр в Гродно.

Здание областного театра, построенное в Гродно в 1977—1984 годах по проекту московского института «Гипротеатр» (арх. Г. Мочульский), успело стать настоящим символом города наряду с его многочисленными по белорусским меркам историческими достопримечательностями.

Многогранный объем, поддержанный своеобразными ребрами — контрфорсами с большими полукруглыми окнами в помещениях фойе и вестибюля, окружающими зал на 800 мест, напоминает своеобразную замковую башню, стоящую на высоком берегу Немана.

6. Пансионат «Дружба», Ялта, Украина.

Пансионат в форме нескольких зубчатых дисков, установленных на трех опорах, возвели совместно советские и чехословацкие специалисты. Здание было предназначено для одновременного отдыха на южном берегу Крыма 400 граждан СССР и ЧССР.

Для обеспечения максимально комфортных условий спальные комнаты расположены по внешнему периметру пятиэтажной части здания с ориентацией на живописное природное окружение.

Благодаря своей оригинальной архитектуре здание «Дружбы» умудрилось даже попасть в кинофильм Resident Evil: Retribution (2012), где выступило в роли бывшей советской военной базы на Камчатке.

5. Крематорий, Киев, Украина.

Еще одна работа киевского архитектора Абрама Милецкого, автора гостиницы «Салют». Расположенное на территории Байкового кладбища здание, представляющее собой набор сложных арочных объемов, меньше всего напоминает о своей печальной функции.

Киевский крематорий до сих пор смотрится новаторски даже на фоне современных творений мировых архитектурных звезд, отсылая к творчеству Фрэнка Гэри или Захи Хадид.

4. Дом советов, Калининград, Россия.

Две высотные прямоугольные башни, выполненные из рельефных панелей и объединенные в двух уровнях крытыми переходами, начали строиться еще в 1970 году на месте бывшего замка Кёнигсберга и на долгое время стали самым известным долгостроем западного форпоста России.

21-этажный комплекс, спроектированный Львом Мисожниковым и Галиной Кучер и все-таки завершенный относительно недавно, в среде местных жителей немедленно прозвали «закопанным роботом» — здание действительно напоминает его голову.

3. Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, Тбилиси, Грузия.

Поразительный комплекс стоит на крутом скалистом склоне над рекой Кура. Три вертикальные башни разной этажности объединены пересекающимися под прямым углом горизонтальными двухэтажными блоками. Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшем в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е. фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком.

Основной идеей Чахавы было наименьшее использование земной поверхности, что освобождает место для растений. Вертикальные башни, самая высокая из которых имеет 18 этажей, визуально увеличивают постройку, вызывая аналогию с кроной дерева. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.

2. Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск.

Лебединая песня белорусской советской архитектуры — построенный в 1989 году на проспекте Машерова выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича — удалась на славу.

«Внешне сооружение очень красиво. Оно напоминает распустившийся цветок с чуть удлиненными и загнутыми кверху лепестками, который как бы накрывает собой горловину огромной хрустальной вазы», — писали газеты конца 1980-х годов. Конструктивное решение здания требовало немалого мастерства и инноваций при производстве строительных работ. Авторы проекта разработали уникальную по тем временам систему перекрытия павильона — с помощью пяти гиперболических параболоидов, выражающих живописность и легкость архитектурных форм. Между ними в строго заданной геометрии был натянут металлический каркас: ванты, на которые набрызгом укладывался бетон. Внутренняя площадь — 4500 кв. м, и при этом ни одной колонны, что достигнуто с помощью вантовой системы.

1. Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия.

Шедевр советского модернизма, возведенный в 1985 году в Тбилиси по проекту Виктора Джорвенадзе, — настоящий позднесоветский храм, только лишенный элементов религиозного культа.

В годы независимости здание выкупил авторитетный местный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Здесь же, на территории бывшего дворца бракосочетаний столицы советской Грузии, в 2008 году его и похоронили.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by