Провокационной стрит-арт: знаменитый Бэнкси в течение октября «оккупировал» улицы Нью-Йорка

 
23 402
08 ноября 2013 в 15:57
Источник: lenta.ru
Источник: lenta.ru

Главный уличный художник мира британец Бэнкси провел стихийную выставку в Нью-Йорке. Каждый октябрьский день в городе появлялось минимум по одному произведению — это были не только привычные граффити, но и инсталляции, акции и видеоарт. Акция Бэнкси привлекла массу внимания со стороны прессы и простых нью-йоркцев, которые порой пытались уничтожить произведения стрит-арта или, напротив, начинали брать деньги за просмотр.

Работы Бэнкси выкладывал также на своем сайте и в Instagram, сопровождая некоторые из них специально записанным псевдоискусствоведческим — и насквозь ироничным — аудиокомментарием; больше всего «гид» путался в имени заезжего британца, называя его то Бэнски, то и вовсе Бэмби. 31 октября художник попрощался с Нью-Йорком — неожиданно в серьезном ключе. Лента.ру представила фотолетопись октябрьского покорения Нью-Йорка — день за днем.

1 октября. «Граффити — преступление».

2 октября. «Это мой нью-йоркский акцент (...обычно я пишу так)».

3 октября. «Ты дополняешь меня».

4 октября. «Оккупай! Мюзикл». Эта работа, как и многие другие, входит в серию: Бэнкси переделал ряд нью-йоркских граффити на свой манер.

4 октября. «Грязное белье: мюзикл».

4 октября. «Мафия из песочницы. Мюзикл».

5 октября. Редкое для Бэнкси упражнение в жанре инсталляции: он переделал грузовик в передвижной сад — с водопадом, радугой, бабочками. Аудиогид, комментирующий работу, недоволен: художник «Бэмби» повторяет себя.

6 октября. Кроме того, Бэнкси занялся и видеоартом: в работе «Ракетница повстанцев» моджахеды сбивают диснеевского летающего слона Дамбо.

7 октября. «Этот объект — символ борьбы разбитого сердца за выживание», — приторно комментирует пародийный аудиогид.

8 октября. «По моей гипотезе, любая фраза покажется глубокой, если подписать ее именем мертвого философа. Платон».

9 октября.

10 октября. За фотографии этого граффити местные жители собирались брать с туристов по 20 долларов — видео об этом артист выложил на своем сайте без комментариев.

11 октября, кадр из видео. «Пищание ягнят». Бэнкcи арендовал фургон, в котором перевозят скот на убой, и заставил его на протяжении двух недель курсировать вокруг мясокомбината — только животные внутри были игрушечными.

12 октября. «Бетонная исповедальня».

13 октября Бэнкси провел самую громкую акцию за весь месяц: поставил в парке лоток, с которого продавал оригиналы своих работ, не раскрывая их авторства. Холсты стоили по 60 долларов; сейчас, когда их автор известен, каждый оценивается не менее чем в 30 тысяч долларов.

14 октября. «Все, что мы совершаем в жизни, отзывается эхом в Вечности». Бэнкси говорит: «Некоторые критикуют меня за использование, скажем так, примитивных источников (эта цитата из фильма „Гладиатор“). Но знаете что? Эта враждебность сделает меня только сильнее, а не слабее, как сказала Келли Роуленд на шоу „Икс-фактор“».

15 октября.

16 октября. В течение недели в обеденное время у разных «МакДональдсов» появлялся стекловолоконный Рональд Макдональд, ботинки которому натирал до блеска живой человек.

17 октября. Этот выпуск таблоида New York Post с передовицей «Поймать Бэнкси!» художник сопроводил язвительной подписью: «Я не читаю то, чему я верю, в газетах».

17 октября.

18 октября. «Вы любите ходить по художественным галереям, но в них вам недостает гравия? Вот выставочное пространство для вас: всего две картины, скамейка, коврик, бесплатный буфет».

Слово ироничному аудиокомментатору: «Это больше, чем еще одна выставка... Ой, нет, погодите, это она и есть. В углу кулер, полный дешевого вина. Поддержите галерейную традицию игнорирования работ и сосредоточения всего внимания на напитках». «Эта работа вдохновлена движением „Оккупай Уолл-стрит“. Оно слабеет, и мы поневоле задумываемся, что будет, если все главные идеи рухнут. Но если идея, что все идеи рухнут, сама рухнет... Ох, ну и крепкое это вино, хватит с меня».

19 октября. Кадр из видео. Бэнкси превратил обычный муравейник в Стейтен-айленде в объект откровенного искусства.

20 октября.

21 октября. «В гетто навсегда».

22 октября. «Копия великого Сфинкса из Гизы в пропорции 1 к 36, сделанная из битых шлакоблоков. Пить копию Арабских вешних вод не советуем». Бэнкси играет со словами: Arab spring water отсылает и к ключевой воде, и к событиям так называемой Арабской весны.

23 октября. «Сегодняшнее искусство отменилось по причине полицейских действий».

24 октября. «Тем из вас, кто интересуется, было ли это изображение сделано с позволения владельца здания. Нет, не было».

25 октября. Бэнкси покатал смерть на машинках-аттракционах. Аудиогид комментирует: «Это танец смерти: художник воспроизвел жнеца душ с той тщательностью, на которую ему хватило таланта».

«Задумайтесь о хрупкости бытия, о тонком ломтике жизни, данном каждому из нас, чтобы оставить след в летописи человечества. Зачем мы все здесь? Что мы делаем здесь? Знаете ли вы, что, согласно статистике, один из вас, стоящих сейчас здесь, умрет сегодня? Ой, нет, погодите, это один из ваших мобильников умрет сегодня. Что ж, все равно довольно трагично»;

 «Говорят, задача искусства — напоминать человеку о его смертности. Бэнкси для этого создает инсталляцию такой длительности, что мы жалеем, что еще не мертвы. Позвольте процитировать слова великого поэта „Википедии“, который сказал однажды...»

26 октября. Бэнкси предложил свой вариант слогана на бампер: «Чем г****стей ты сам, тем больше г****ков вокруг».

27 октября Бэнкси собирался «прикрыть» авторской колонкой в «Нью-Йорк Таймс», но она была отклонена редакцией. В тексте Бэнкси обрушивается с критикой на новый небоскреб, построенный на месте Всемирного торгового центра, — Башню свободы. «Замените ее на экспонат получше!»

27 октября. «Этот сайт содержит заблокированные сообщения».

28 октября.

29 октября. «Банальность банальности зла», холст, масло. Работа Бэнкси была названа в честь книги мыслителя Ханны Арендт, написанной по материалам процесса над гестаповцем Адольфом Эйхманом. К пейзажу безвестного художника граффитист подрисовал сидящего на скамеечке нациста. 1 ноября работу продали на онлайн-аукционе за 615 тысяч долларов; деньги пойдут благотворительной организации, помогающей бездомным и больным СПИДом.

30 октября.

31 октября. Слово аудиокомментатору: «Ох... Это последний день выставки. И я рад сказать, что мы завершаем ее на радостной ноте. Это оммаж самому частому виду граффити в городе, который и подарил граффити нашей эре».

«Чего добился художник этим месяцем в Нью-Йорке? Позорно, что выставка не привлекла внимания рецензентов. Он сказал мне: „Если всего один ребенок был вдохновлен на то, чтобы взять банку краски и нарисовать что-то, то это было бы разочарование даже статистически, учитывая, сколько труда я вложил“».

«Бэнкси утверждает, что искусство должно жить среди нас, в публичном пространстве — провоцировать дебаты, выражать обеспокоенность, создавать и срывать маски. Что если временная блажь — это не стрит-арт, а, напротив, вся предыдущая история искусства, когда картины висели в церквях и учреждениях? Мир, в котором мы живем, и без того управляется — визуально по крайней мере — дорожными знаками и билбордами. Может быть, это неспроста. Может быть, мы хотим жить в мире, сделанном из искусства, а не просто украшенном им?»

 «Спасибо, что посетили выставку».

К слову, спустя несколько дней полиция Нью-Йорка была вынуждена конфисковать эту работу Бэнкси, представляющую арт-объект, который состоит из воздушных шариков в виде букв, образующих имя художника, и восклицательного знака («Banksy!»), после того, как его попытались похитить. Трое людей в возрасте от 24 до 31 года, которые хотели это сделать, были арестованы. Им предъявили обвинения в незаконном проникновении. Самого старшего представителя троицы также обвинили в причинении ущерба. С какой целью злоумышленники пытались похитить работу Бэнкси, пока неясно, однако во время ареста один из них заявил, что они собирались поместить надпись в музей.

В настоящее время работа художника в сдутом виде находится в полиции Нью-Йорка, где она проходит как вещественное доказательство. Представители правопорядка сообщили, что в их документах она фигурирует как «воздушные шары», а не как предмет искусства. Таким образом существует возможность, что по истечении срока хранения, который для предметов в подобных делах составляет полтора года, работа будет уничтожена, если до окончания этого срока не найдется ее владелец. В случае если бы «Banksy!» признали ценным арт-объектом, она могла бы быть продана на аукционе. Однако, как заявил сотрудник полиции, описание предмета изменить невозможно. В дальнейшем работа художника продолжит считаться «шарами», несмотря на то, что, по оценкам специалиста по творчеству Бэнкси, ее ориентировочная стоимость составляет от 200 до 300 тысяч долларов.