Далекая окраина губернского Минска, демократичные дачи небогатых горожан рядом с огромным лесом пана Ваньковича и болото, славное обилием и нравами местных комаров — таким этот район был в конце XIX века. Перед началом Великой Отечественной войны здесь сформировался обширный массив частного сектора, и только в 1970-е на его месте начали расти панельные многоэтажки. Собственного имени жилой район так и не получил, но все минчане его знают по главному центру здешней общественной жизни — бывшему универсаму, ныне торговому центру. Onliner.by рассказывает об истории и настоящем минской «Риги».
До конца XIX века это был северо-восточный пригород Минска, примыкавший к Комаровке, депрессивной, утопавшей в грязи и всяческих нездоровых миазмах пролетарской окраине города. Здесь, в районе современного торгового центра «Рига», начинался обширный Комаровский лес, который в начале XX века стали активно вырубать. Его место занимали недорогие дачи для отдыха рабочего и ремесленного люда, уцелел лишь участок, на основе которого в дальнейшем был создан известный всем минчанам парк Челюскинцев. Сюда же примыкал и Комаровский выгон, соседствующий с военным полигоном и артиллерийскими складами. Но главной местной достопримечательностью было Болото.
Именно на базе этого, Комаровского, болота в 1911 году начала создаваться болотная станция, первое во всей Российской империи научное учреждение, специализирующееся на изучении подобного рода природных образований. Активно осушение комаровских земель развернулось только в 1920-е годы, тогда же прямо через умирающее болото, разделив его надвое, проложили насыпную песчаную дорогу, которую мы нынче знаем как улицу Богдановича. Впрочем, и на карте 1933 года очертания заболоченных земель по-прежнему хорошо видны.
На известной аэрофотосъемке, сделанной советскими летчиками в 1944 году, низина бывшего болота отлично просматривается в левой части кадра. Территория между ней и будущим проспектом Сталина уже довольно плотно застроена в основном, конечно, одноэтажными деревянными домиками с вкраплениями более капитальных зданий. Цифрами обозначены наиболее яркие ориентиры, сохранившиеся и поныне. 1 — кампус Политехнического института, 2 — лечгородок (сейчас ГКБ №1), 3 — Академия наук, 4 — Дом печати, 5 — т. н. «генеральский дом» у нынешней ст. м. «Парк Челюскинцев», 6 — собственно парк Челюскинцев. Обращают на себя внимание участки концентрированной застройки вдоль Логойского тракта (сейчас ул. Якуба Коласа): за цифрой 7 скрывается т. н. Пушкинский поселок, за цифрой 8 — Пушкинские казармы. В той или иной степени эти довоенные кварталы сохранились до сих пор.
Пушкинский поселок начал застраиваться в 1937 году (год столетия смерти известного поэта, отсюда и название). Всего до войны успели возвести более 30 разных зданий, преимущественно двухэтажных деревянных 16-квартирных бараков. Кроме них вдоль современной улицы Чернышевского были построены и 2 кирпичных жилых дома, уцелевших до сих пор. На снимке четырехэтажка 1937 года (Чернышевского, 12), представляющая собой несколько модифицированный типовой довоенный проект дома офицерского состава.
Интересно, что к боковому торцу этого дома примыкает железобетонный немецкий дот военных времен (еще одно сооружение подобного типа расположено у соседнего дома по Чернышевского, 14).
Рядом (Чернышевского, 8) еще одно здание конца 1930-х годов, на этот раз трехэтажное.
Кроме того, от Пушкинского поселка в этом же квартале уцелело еще несколько зданий, например двухэтажка справа перед зданием ОАО «Стройкомплекс».
А на ул. Калинина, 30 расположен еще один довоенный четырехэтажный ДОС, копия своего аналога на Чернышевского, 12, только почему-то развернутая обычно дворовым фасадом к улице.
Это здание, впрочем, относится уже к т. н. Пушкинским казармам, созданному здесь, на северной окраине Минска, в 1930-е годы военному городку артиллерийского полка. Кроме показанного выше жилого дома, здесь до войны успели построить три 3-этажные типовые казармы, которые и поныне занимает военная часть ПВО Беларуси.
Если в военном городке в Красном Урочище (ныне поселок автозавода) во время оккупации немцы разместили авторемонтное предприятие концерна Daimler, то здесь, в Пушкинских казармах, находилось городское временное пересыльное отделение печально известного лагеря для военнопленных Stalag 352. Сейчас мемориал на перекрестке ул. Якуба Коласа и Калинина отмечает место, где погибли и были захоронены около 10 000 военнопленных. Такая печальная история, конечно, не стала препятствием для уплотнения этой территории очередным сошедшим с конвейера МАПИДа архитектурным произведением.
После войны капитальная застройка района продолжилась. Были сформированы кварталы между Ленинским проспектом и ул. Якуба Коласа. На американском спутниковом снимке 1964 года видно и насколько вырос массив индивидуальной застройки, все больше наступавшей на осушенные территории бывшего Комаровского болота. Цифрами обозначены: 1 — кампус Политехнического института, 2 — Академия наук, 3 — Дом печати. Обратите внимание, что шедшая мимо Дома печати улица Типографская (сейчас Сурганова) фактически упиралась за ул. Якуба Коласа в бесконечное море одноэтажных домиков. Также любопытно, что парк Дружбы народов (цифра 4) еще не сформирован, на его месте поля Минской болотной станции, частично уже застраивавшиеся жилым районом по ул. Орловской—Карастояновой (цифра 5). Будущая площадь Бангалор еще отсутствует, зато хорошо просматривается парковая аллея вдоль ул. Восточной, и по сей день начинающаяся от бывшего универсама «Рига» (цифра 6).
Тот же год, но на «генштабовской» карте. В начале аллеи, выполнявшей роль парка культуры и отдыха для всего местного массива частной застройки, — небольшое здание (цифра 1), это деревянный кинотеатр «Вымпел».
На карте 1971 года в районе этой аллеи-сквера хорошо видно и начало наступления на одноэтажные трущобы первых пятиэтажек (между улицами Коласа и Восточной, цифра 1). Также очень активно застраивается южный участок Восточной — здесь формируется довольно крупный микрорайон по ул. Цнянской (цифра 2). Началась застройка и нового микрорайона вдоль ул. Горького (сейчас Богдановича, цифра 3). Обратите внимание, что здесь в разгаре рождения круглая площадь (цифра 4). При этом если Орловская от нее на запад уже отходит, то будущая Сурганова от Якуба Коласа еще не пробита.
Осмотрим эти кварталы на местности. Микрорайон по ул. Цнянской представляет собой массив в основном пятиэтажных жилых домов с редкими включениями зданий повышенной этажности.
В частности, группой башен выделен холм в районе улицы Беломорской.
Три многосекционных жилых дома из красного кирпича выстроены и вдоль ул. Цнянской.
Девятиэтажки с разнообразными учреждениями обслуживания формировали фасад микрорайона со стороны ул. Куйбышева.
На фотографии 1980-х годов магазин «Музыка» в одном из этих домов у перекрестка с ул. Кульман.
Интересно, что именно в этом микрорайоне получили персональные мастерские и крупнейшие деятели искусства БССР. Коттедж на перекрестке Беломорской со 2-й улицей Шестая линия (название — реликт, сохранившийся от времени, когда здесь существовал огромный массив индивидуальной застройки с улицами-линиями) принадлежал народному художнику СССР (и одному из десятка Героев Беларуси) Михаилу Савицкому.
В 100 метрах от него и особняк выдающегося скульптора Андрея Бембеля, где сейчас разместился музей современной белорусской скульптуры.
Соседний с микрорайоном по Цнянской жилой квартал между улицами Богдановича — Куйбышева — Кульман устроен, в принципе, так же. Его уличный фасад образуют девятиэтажные панельные дома различной протяженности, внутри же пятиэтажки и зона школьно-дошкольных учреждений.
Школы в центральной части квартала украшены мозаичным панно и мемориалом Герою Советского Союза Борису Окрестину, погибшему при освобождении Минска в июле 1944-го.
Интересен здесь жилой дом №78 по ул. Богдановича, отражающий моду начала 1970-х на жилые дома большой протяженности. Местные жители знают это спроектированное архитекторами Л. Москалевичем и Г. Ласкавой многосекционное здание 1974 года как дом с магазином «Нестерка», когда-то занимавшим его первый этаж.
Архивные снимки этого жилого комплекса.
Дом с «Нестеркой» выходит на обширный парк Дружбы народов, парком, впрочем, ставший относительно недавно. Только в 1970-е годы НИИ мелиорации и водного хозяйства предложил реорганизовать огромную территорию принадлежавшей ему Минской болотной станции. Рассматривалось два альтернативных варианта: создание межвузовского спортивного комплекса или филиала ботанического сада Академии наук БССР. Выбор сделали в пользу последнего, однако выделенных средств хватило лишь на организацию обычного парка, дендропарк реализовать не получилось.
Хорошо, впрочем, что эту территорию в принципе сохранили в качестве парковой зоны, хотя сейчас успешно активизировались попытки ее точечной застройки.
Застройка территории к северу от Типографской — Сурганова началась только в середине 1970-х годов. На американском спутниковом снимке 1973 года хорошо видно, что улица уже продлена до пл. Горького (в 1971-м, напомним, этого еще сделано не было), территория до ул. Хоружей почти полностью застроена, готов и пятиэтажный в основе квартал между Восточной и Коласа. Однако к западу от Восточной вплоть до ул. Горького по-прежнему огромный массив частного сектора, составляющий единое целое с Сельхозпоселком.
На старых снимках Сурганова видно, что одноэтажные домики деревенского вида еще в 1980-е годы сохранялись и на южной стороне улицы, на узкой полосе, отделявшей ее от застройки микрорайонов по Цнянской и Горького. Обратите внимание на передний план этой панорамной вечерней фотографии.
В 1990-е эта полоса опустела, а в 2000-е была застроена целым набором разнообразных административных и общественных зданий: торговых, медицинских и бизнес-центров.
Естественно, попытки создать хотя бы какое-то подобие архитектурного ансамбля сделано не было.
В середине 1970-х наконец-то началось освоение северной стороны Типографской. В 1977 году в эксплуатацию был сдан жилой дом, получивший в дальнейшем в народе название «Дом художников». Квартиры здесь помимо крупнейших белорусских художников получило и много преподавателей расположенного по соседству Белорусского политехнического института, отчего в официальной литературе он упоминается все больше как «Дом ученых».
На первом и девятом этажах здания были устроены просторные художественные мастерские, позволявшие буквально творить, не выходя из дома. Кроме этого для них был построен и специальный корпус со стороны универсама «Рига». Обратите внимание, как отличаются по высоте пристройка от жилой части. Между тем и там, и там — 9 этажей. Если учесть соседство этого дома с персональным особняками Савицкого и Бембеля и наличие в относительной близости Академии искусств и художественного училища имени Глебова, этот район можно назвать белорусским Монмартром.
Здесь жили народные художники Беларуси Павел Масленников и Александр Кищенко (автор мозаик на жилых высотках в районе «Восток» и мозаики «Беларусь партизанская» на гостинице «Турист»), скульптор (и также народный художник) Анатолий Аникейчик (автор памятника Янке Купале в Минске и бюста Ленина в подземном переходе ст. м. «Площадь Ленина»), живут народные художники Леонид Щемелев и Гавриил Ващенко, скульптор Андрей Заспицкий (минские памятники Максиму Горькому в одноименном парке и Адаму Мицкевичу).
Параллельно с окончанием строительства этого здания Типографская была переименована в улицу Сурганова в память о погибшем годом ранее в автокатастрофе председателе Верховного совета БССР Федоре Сурганове. Одновременно продолжение улицы Куйбышева, уходившее в Сельхозпоселок, было названо в честь командующего 26-й воздушной армией Белорусского военного округа генерал-лейтенанта авиации Леонида Беды, умершего в одной «Чайке» с Сургановым в 1976-м. Вскоре после этих трагических событий на перекрестке двух улиц началось формирование нового жилого микрорайона.
Начали его довольно нетипично, с инфраструктурного объекта — вероятно, сказывалось наличие уже построенных по соседству довольно крупных многоэтажных жилых массивов. В 1980 году на перекрестке улиц Сурганова и Беды открылся крупный универсам, названный в честь столицы Советской Латвии. Так он выглядел до своей перестройки 2000-х.
Архитекторы Евгений Дятлов и Анатолий Желдаков использовали за основу московский типовой проект универсама, основательно его переработав. На снимке уже давно позабытые интерьеры «Риги» в 1987 году.
Среди синей половины человечества «Рига» на все окрестности славилась неподражаемым цокольным этажом, в котором разбавленной рекой текло пиво белорусских пивзаводов. На этом снимке злачное место можно рассмотреть на переднем плане.
Рядом с «Ригой» была сохранена та самая аллея-парк, заметная еще на снимках первой половины 1960-х, только теперь огромные деревья вместо частных домиков окружили многоэтажки.
Причем порой и новостройки вполне московского размаха.
Где-то здесь до 1980-х стоял деревянный кинотеатр «Вымпел», главный местный центр культуры на протяжении почти 40 лет.
К сожалению, пока не обнаружена ни одна сохранившаяся его фотография. О внешнем облике кинотеатра можно судить лишь по иллюстрированной схеме Минска 1967 года, довольно точно передававшей облик существующих зданий. «Вымпел» обозначен цифрой 65.
Судя по ней, «Вымпел» был копией сгоревшего примерно в те же годы кинотеатра «Радуга» в парке Челюскинцев, фотографии которого, к счастью, сохранились. Еще одной (и единственной сохранившейся, хотя и изрядно изуродованной реализацией этого проекта архитектора Георгия Сысоева) был кинотеатр «Ударник» на ул. Жуковского.
На противоположной от «Риги» стороне улицы Беды в 1979 году по проекту архитекторов Л. Клицуновой, М. Шавельзон, Н. Обуховой началось строительство небольшого микрорайона на 12 тысяч жителей. На участке в 28 га, ограниченном улицами Горького — Сурганова — Беды — Некрасова, разместилось несколько десятков крупнопанельных жилых домов трех серий — М-464, М111-90 и М-335.
Наиболее ответственно архитекторы отнеслись к застройке ул. Сурганова. Здесь творческая группа предложила к реализации ритмично чередующиеся 9-, 12-, 16-этажные рельефные композиции с встроенно-пристроенными объектами соцкультбыта.
Фасад микрорайона, сформированный 16-этажными башнями М111-90, с противоположной стороны улицы Сурганова на снимке середины 1990-х.
Вдоль улицы Горького (Богдановича) с отступом от ее красной линии были построены девятиэтажные, протяженные и изломанные в плане жилые дома серии М335.
Они должны были служить нейтральным фоном для объектов запроектированного тут будущего общественно-торгового центра, куда планировалось включить двухзальный кинотеатр с танцевальным залом, кафе-столовую, универмаг, продовольственный магазин, загс, фотоателье, студию звукозаписи, ювелирный магазин. В советское время задуманное богатство объектов соцкультбыта реализовать не успели, а в годы независимости застроили резервировавшийся под них участок жилыми домами.
Лишь на перекрестке Горького — Некрасова успели возвести комплекс из двух НИИ: мелиорации и водного хозяйства (1975, арх. П. Кракалев, Л. Бледных), естественный наследник Минской болотной станции еще дореволюционного времени.
И НИИ ЭВМ (1976, арх. Ю. Григорьев, О. Ладкин).
Рядом со зданием института установлена металлическая скульптура «Аэлита» (скульптор Г. Асташонок).
Основой планировочного решения жилой части служит пешеходная аллея, играющая существенную роль в организации быта микрорайона. Она по задумке соединяет жилые группы с общественным центром в районе универсама «Рига», остановками общественного транспорта, зоной школьно-дошкольных учреждений и, наконец, выходит к площади Горького (Бангалор), где должен был быть образован второй общественный центр и построена в перспективе станция метрополитена.
В центральной части микрорайона находится спортивный комплекс, предназначенный для использования не только учениками соседней школы, но и жителями всего массива.
Жилые дома, запроектированные из блок-секций, имели здесь улучшенную планировку квартир, четкую дифференциацию и удобное расположение всех помещений. Комнаты в квартирах микрорайона в основном изолированы, площадь кухонь составляет примерно 10 кв. м.
В одном из домов микрорайона (Беды, 13) жил основатель и руководитель ВИА «Песняры» Владимир Мулявин.
Колористическая среда микрорайона основана на палитре солнечной, теплой гаммы, за прошедшие десятилетия несколько выцветшей.
Так микрорайон выглядел на серии снимков второй половины 1980-х годов.
Строительство этого сравнительно небольшого жилого массива затянулось на долгие десять лет и продолжилось уже в годы независимости. Уплотнены были резервные площадки по ул. Беды, Богдановича, застроена целая полоса от ул. Якуба Коласа до пл. Бангалор, новостройки развернули победоносное наступление и на район Сельхозпоселка.
Площадь Горького превратилась в площадь Бангалор и вместе с индийским названием приобрела и некоторый индийский хаос в организации автомобильного движения.
Изменился до неузнаваемости собственно универсам «Рига», а с ним уже трудно узнать и сам микрорайон, которому универсам дал имя. Бывшее болото, море частных домиков, тихий спальный район 1980-х превратились ныне в переполненный людьми торговый и деловой центр Минска. Сейчас уже все сложнее представить, что еще каких-то 20 лет назад минская «Рига» была такой.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by