Было — стало: проспект Победителей в советское время и сейчас

 
09 октября 2013 в 9:05
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков

Парковая магистраль, проспект Машерова, проспект Победителей — эта улица белорусской столицы за свою историю сменила немало названий. Столетиями соединявшая исторический центр Минска с заливными лугами, садами и огородами Татарской слободы, сейчас она растянулась на 9 километров вплоть до северо-западных окраин города, превратившись в важнейшую, стратегическую магистраль, ежедневно освящаемую присутствием, пусть и скоротечным, первых лиц государства. Onliner.by, сравнивая архивные снимки проспекта Победителей с их современными аналогами, изучает изменения, произошедшие с этой улицей и ее ближайшими окрестностями за последние полвека.

Застройка проспекта началась в конце 1950-х годов и продолжается до настоящего времени уже более 50 лет. На шокирующих современных жителей Минска старых фотографиях видно, насколько короткой была Парковая магистраль, а именно так улица называлась до 1980 года. Фактически она заканчивалась в районе современной гостиницы «Юбилейной» (ее строительство видно вдалеке слева), упираясь в улицу Колхозную, и представляла собой бульвар с пешеходной зоной в центральной части. Рядом с «Юбилейной» еще заметно дореволюционное здание минской мечети, вскоре уничтоженное ради возведения пристройки к образцовому советскому отелю.

Долгое время на нечетную сторону будущего проспекта выходили целые кварталы дореволюционных домиков, частного сектора, бараков, застройки порой полутрущобного вида. На этом снимке второй половины 1960-х годов они хорошо заметны на переднем плане.

Первыми послевоенными зданиями здесь стали Дом физкультуры у нынешней станции метро «Немига» и снесенное не так давно общежитие БГУ, к которым в середине 1960-х присоединились несколько жилых домов у путепровода, соединяющего проспект Победителей с ул. Ленина. Снимок 1963 года.

В 1967 году у перекрестка с улицей Немигой закончилось возведение Республиканского дома моделей (слева). Обратите внимание на украшающие его фасады огромный герб Советского Союза и довольно абстрактную светлую металлическую композицию художника Кищенко. Вдалеке строится ансамбль высотных административных зданий с разнообразными магазинами и кафе в пристройках.

В конце 1970-х годов в преддверии Олимпиады-1980 панно на Доме моделей заменили на монументальный горельеф «Солидарность» Анатолия Артимовича. Компанию же советским высоткам сегодня составляет современный небоскреб бизнес-центра «Ройал-Плаза».

Строительство трех 12-этажек-близнецов началось в 1969 году и растянулось почти на десятилетие. Здесь разместили НИИ научно-технической информации, Дом книги (с многочисленными книжными издательствами внутри) и Белкоопсоюз.

Тот же ансамбль, но уже с современным высотным акцентом и многочисленными рекламными конструкциями.

В начале 1980-х на проезде к проспекту, ведущем с Немиги, еще можно было спокойно парковаться.

Сейчас это грозит серьезными неприятностями. Общежитие БГУ, много лет смотревшееся уродливым инородным телом среди буйства модернистской архитектуры, снесено, а на его месте возводится многофункциональный комплекс с очередной гостиничной высоткой.

В пристройках к административным высоткам были размещены разнообразные учреждения обслуживания населения. Например, на месте небоскреба «Ройал-Плаза» находилось кафе «Реченька», а в пристройках к средней 12-этажке — книжный магазин «Светоч» (сохранился до сих пор) и магазин «Березка», где счастливые обладатели свободно конвертируемой валюты и чеков Внешпосылторга могли насладиться невиданным в прочих советских магазинах ассортиментом товаров. Сам проспект тогда уже Машерова необычно пустынен.

Место «Березки» сейчас занимает в том числе магазин конфиската.

Одним из важнейших элементов созданного на проспекте административно-общественного комплекса являлся кинотеатр «Москва», наряду с «Октябрем» на Ленинском проспекте ставший флагманом киносети республики. Спроектировал здание, сданное в эксплуатацию в 1980 году (вероятно, также к московской Олимпиаде), тогда еще молодой белорусский архитектор Виктор Крамаренко, будущий автор минского железнодорожного вокзала и Национальной библиотеки и дважды лауреат Государственной премии страны.

Кинотеатр давно собираются реконструировать, но пока он сохраняет свой оригинальный внешний вид. Поменялась разве что вывеска, да внутри открылся немыслимый в Советском Союзе караоке-клуб.

В начале 1980-х годов нечетную сторону проспекта Машерова, этого парадного минского променада, украсили 4 скульптурные группы из цикла «Времена года». На снимке «Весна» Александра Шатерника. Обратите внимание на дудку в руках юноши слева.

За прошедшие три десятка лет музыкальный инструмент куда-то исчез. В остальном здесь мало что изменилось, даже фонтаны работают в теплое время года.

Гостиницу «Юбилейная» открыли в 1968 году. Здание строили для объединения «Интурист», и фактически это был первый современный отель Минска, куда не стыдно было селить не таких уж, впрочем, и частых в столице Советской Белоруссии зарубежных гостей.

Сейчас интуристов стало куда больше, но им неминуемо грозят вечерние задушевные разговоры с общительными и недорогими, но при этом разборчивыми в плане предоставляемых услуг белорусскими девушками. Впрочем, еще до революции этот район славился своими «домами терпимости», что, конечно, объясняет многое.

«Юбилейная» и три административные 12-этажки составили парадный ансамбль машеровского Минска, превзойти который могла лишь планировавшаяся, но так полностью и недостроенная Новая Немига.

В наши дни городские власти изыскали-таки возможность уплотнения этого лакомого куска столичной территории.

Завершило застройку нечетной стороны Машерова до его перекрестка с ул. Мельникайте в 1982 году еще одно высотное здание — Дома профессиональных союзов, где в настоящее время размещается Федерация профсоюзов Беларуси. Здание было спроектировано архитектором Георгием Бенедиктовым. Вдалеке видна башня института «Белбыттехпроект» на Юбилейной площади, долгое время рекордсмен среди минских высоток.

Сейчас его загородили жилые многоэтажки по улице Обойной.

Гостиница «Юбилейная» и Дом профсоюзов на снимке 1985 года.

Современная фотография с той же точки.

Теперь переместимся на противоположную, четную, сторону проспекта и для начала полюбуемся прекрасными панорамами Троицкого предместья, открывающимися оттуда. Впрочем, до 1980-х годов сделать это было затруднительно. Известный всем минчанам и гостям города квартал исторической застройки XIX века представлял собой пусть и аутентичное, но тем не менее довольно неприглядное зрелище.

Реставраторам удалось превратить запущенное предместье в пряничный уголок старой доброй Европы.

Два таких разных Троицких в одном коллаже.

Так Троицкое предместье выглядело вскоре после окончания работ по его восстановлению. Справа зеленый забор огораживает площадку, где позже возведут современное здание магазина.

Теперь и на обозримое будущее существование Троицкого предместья связано с домом «У Троицкого», этой белорусской Эйфелевой башней, по утверждению Олега Ладкина, архитектора данного здания.

25 годами ранее своего пока не признанного шедевра тот же автор спроектировал здесь же на Сторожевской протяженную жилую многоэтажку. На этой фотографии, снятой с Острова слез, «Дом на набережной» в первой половине 1990-х годов.

Последний элитный дом БССР теперь соседствует со своим современным наследником, при этом парадоксальным образом выглядит на его фоне выигрышно.

Первые два этажа «Дома на набережной» занимал (и частично занимает до сих пор) дом торговли «Свислочь». На этом любительском снимке рубежа 1980—90-х годов редкая пока в Минске иномарка припаркована на фоне еще достраивающегося жилого комплекса.

Возвращаемся на проспект Победителей. В 1966 году здесь построили здание, ставшее одним из самых узнаваемых символов нового советского Минска. Проект Дворца спорта архитекторов С. Филимонова и В. Малышева оказался столь удачным, что был растиражирован еще в нескольких городах СССР (например, в Вильнюсе или Челябинске), зачастую, правда, с несколько измененным экстерьером.

Фактически здание стало первым многофункциональным комплексом современного типа, способным выступать не только в качестве спортплощадки, но и места проведения концертов и прочих массовых мероприятий. В этом качестве Дворец продолжает успешно использоваться и по сей день — прекрасный пример того, как удачная архитектурная идея остается актуальной и спустя полвека.

Следующий участок проспекта Победителей. На перекрестке с улицей Дрозда по проекту Натана Шпигельмана был выстроен гигантский жилой комплекс переменной этажности. Его харизматичный внешний облик обеспечил комплексу место почти во всех книгах по истории белорусской советской архитектуры.

Спустя три десятка лет этот выразительный силуэт по-прежнему практически не нарушен современными включениями.

На этом снимке второй половины 1980-х жилой комплекс Шпигельмана выступает эффектным фоном ремесленной ярмарки.

Между ним и гостиницей «Юбилейная» на участке нечетной стороны проспекта в конце 1970-х появилось еще два крупных общественных здания, определивших облик главной минской магистрали 1970—80-х годов. Дом проектных организаций Госстроя БССР.

Дополнить его должна была высотная гостиница, выполненная в том же архитектурном стиле, однако построить ее не успели, и ее место недавно занял жилой комплекс «Славянский квартал».

Вместо высотной в 1980 году, опять же к Олимпиаде, открылась еще одна рассчитанная на зарубежных туристов гостиница — «Планета».

К главному международному спортивному празднику новой эпохи — чемпионату мира по хоккею — 2014 — «Планета» получила новую облицовку фасада и остекление лестничных клеток. Рельефное панно над входом вместо светло-желтого зачем-то покрасили в насыщенный фиолетовый цвет.

Обелиск «Минск — город-герой», украсивший перекресток проспекта Победителей с проспектом Машерова, — еще одна ранняя работа архитектора Виктора Крамаренко.

Спустя 30 лет после открытия обелиска в эксплуатацию вступит расположившийся за ним новый музей Великой Отечественной войны работы того же автора.

Следующий участок проспекта Победителей в советское время получил лишь точечную застройку. На четной стороне вдоль Комсомольского озера расположилась парковая зона, на нечетной появился комплекс Минского завода холодильников. Его инженерно-административный комплекс считался одним из лучших образцов белорусской промышленной архитектуры 1970-х годов.

Площадь перед зданием с фонтаном и поразительным количеством мотоциклов с колясками. Торец пристройки справа украшен духоподъемным лозунгом «Планы пятилетки выполним досрочно».

Прошло 30 лет.

Еще дальше в самом конце 1980-х успели построить прекрасный выставочный павильон-«ромашку», к сожалению в объектив фотографов того времени практически не попадавший. В тех сложных геополитических условиях они занимались другими, более актуальными темами. За перекрестком с улицей Орловской вдоль проспекта вырос район Веснянка, последний крупный жилой массив советского времени. Фотографировать его почему-то предпочитали со стороны ул. Тимирязева.

Выросшие деревья и пристроенный не так давно к гимназии №16 бассейн, увы, делают почти невозможной съемку с того же ракурса.

Еще один культовый городской объект 1980-х годов, расположившийся в непосредственной близости от проспекта Машерова — т. н. «финская» заправка. Действительно построенная по проекту, импортированному из Финляндии вместе со своими двумя загородными близнецами, АЗС была примером крупного многофункционального комплекса, предназначенного для обслуживания автомобилей.

В середине 2000-х на ее месте построили современный автоцентр.

Наконец, за Веснянкой в 1980-е годы успело появиться еще 2 объекта спортивного профиля. Детская футбольная школа.

Сейчас в этом здании размещается и администрация ФК «Минск».

И «трилистник» института физкультуры, сданный в эксплуатацию в 1983 году. Главный корпус, увенчанный своеобразной короной, должен был стать основным элементом планировавшегося крупного учебного комплекса.

Комплекс достраивается до сих пор, зато здание института облицевали разноцветной плиткой, а его корону покрасили в фиолетовый цвет.

Застройка проспекта Победителей активно продолжается и в настоящее время. Его ближнюю к центру часть уплотняют высотками, ближе к окраинам возводят торговые центры, крупные жилые комплексы, многочисленные спортивные сооружения и даже новую резиденцию главы государства. Судя по всему, именно этой улице, когда-то застроенной деревенскими, по сути, домами, уготована роль главной парадной магистрали первых десятилетий независимости Беларуси — впечатляющий путь, который проспект Победителей проделал за полвека.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков
Без комментариев