На краю обрыва: владельцы домов, оказавшихся на пути метро, показали все «прелести» своей жизни

 
06 апреля 2016 в 15:29
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

Трудно поверить, но в 21-м веке людей, живущих посреди столицы, находящейся, в свою очередь, в центре Европы, больше всего волнуют на редкость приземленные вопросы. В частности, куда на этот раз догадаются строители перенести туалет-«будку», где складировать дрова и сколько метров жизненного пространства останется от крыльца до крутого обрыва. О проблемах минчан, живущих в Северном переулке, Onliner.by впервые написал в декабре прошлого года. Тогда метростроевцы вплотную занялись территорией, которой к 2017 году предстоит трансформироваться в станцию метро «Площадь Богушевича».

С тех пор стройплощадка претерпела значительные изменения: массивный «курган» исчез полностью, а невысокие здания, возвышающиеся над дорогой, как будто повисли в воздухе. Жильцам домов, возведенных еще в 1911—1913 годах и считающихся памятниками городской деревянной застройки начала прошлого века, не позавидуешь: от былых наделов не осталось и следа. Стройка действительно неоценимой для столицы важности пошла по своему руслу, подминая судьбы людей, переворачивая уклад их жизни.

Неужели можно строить так, чтобы совсем не считаться с людьми? — до сих пор не может поверить в реальность происходящего хозяйка ныне самого близкого к обрыву здания Людмила Павловна. Когда-то, выйдя с утра из дома, она могла прогуляться по 12 соткам земли, заглянув в собственный сад и уделив внимание огороду. Сейчас в ее распоряжении всего несколько метров нетронутой земли, а потом — крутой обрыв, ведущий в «жерло» стройки.

Посмотрите, во что превратился двор, — продолжает Людмила Павловна. — Все свалено в одну кучу. А как по-другому — земли-то нет, а будет еще меньше. Видите эти желтые колышки — по ним, говорят, обрежут нам участок, оставив буквально два метра жизненного пространства.

Прямо возле дома женщины — впрочем, как и всех ее соседей по этой стороне переулка — лежат дрова и практически все хозяйственные принадлежности. Складывать их больше некуда: от участков остались только жалкие клочки.

Учитывая постоянные переносы границ, путешествуют по остаткам земли «выжившие» сараи и уличные туалеты. Строители будто играют ими в шашки — то установят в одном месте, то наметят следующий «ход» на пару метров правее-левее.

Это же ненормально, — рассуждает еще одна жительница переулка Ольга Иннокентьевна. — Сколько денег закопали только при переносе этих туалетов, причем в каждом доме: привезут кольца, пригонят трактор, подровняют руками. А потом р-р-раз — и он съезжает в овраг. Опять начинают переносить. При этом все ближе и ближе к дому. Давайте уже сразу под окно. Нам же не нужны ни двор, ни место, где детям-внукам можно играть! О какой санитарной обстановке можно говорить? Туалеты в двух шагах от входных дверей. А летом что будет, когда жара начнется?

Все неумения и непрофессионализм проектировщиков и строителей сказываются на нас, — включается в беседу собственник дома Георгий Савватьевич. — Они по кругу переставляют эти туалеты. Страдает и государственный (теряются деньги: рабочим платили, закупали кольца), и мой интерес. Это же бардак.

А вчера еще хлеще допекли — готовили яму под туалет и выкопали яблоньку, посаженную на территории, закрепленной за домом. Взяли и принесли ее мне под дверь. Какое право они имели так сделать? Причем на участке работали обычные рабочие, исполнители — ни бригадир, ни «итээровец» не появились.

Посмотрите, как здесь было (цветы садили, все благоухало, как в Ботаническом саду) и что стало теперь. А дорогу как разворотили — сейчас все подсохло и окаменело, а если дожди — даже до колонки за водой дойти невозможно, резиновые сапоги вязнут.

По словам обитателей Северного переулка, про отселение, на которое они были бы согласны, с ними разговор никто не заводил. «Говорят, что это ценность, „музеи“, а мы, выходит, живые экспонаты, до которых никому дела нет…» — сокрушаются жильцы.

Сегодня утром я отправила письма во все инстанции, вот и посмотрим, что важнее: люди или стройка, — без оптимизма говорит Людмила Павловна.

Какой для нас идеальный вариант? Помереть, — рассуждает Георгий Савватьевич, и все жильцы четной стороны Северного переулка его поддерживают. — По большому счету, в этих бедах виноваты даже не строители, а Министерство культуры. Они же вроде как должны охранять эти постройки. «Метростроевцы» говорили нам, что они согласны были отселить дома, предоставив людям жилье, но культурологи уперлись: наследие.

С нами даже не соизволили поступить по-человечески — перед тем как что-либо тут начинать, пускай бы прислали клерка какого, чтобы он поговорил с людьми, попросил потерпеть, войти в положение. Это же элементарно. Понятно же было, что нам мало не покажется, пока тут будут строить — уже столько шума пережили, дома ходуном ходили, балки потолочные перекосило. Но отношения как к людям и собственникам мы не дождались.

У нас такие цветники были, теперь же везде грязь. А там, где сегодня облагородили, завтра машины проедут, — переживают женщины. — Все завалено дровами, они буквально подпирают стены домов. А что делать — сараи посносили. Зато когда сюда приедет МЧС, нас оштрафуют — скажут, что возле дома нельзя хранить дрова. Вот и все, и мы еще будем платить.

— Мы, жильцы 14—16-го домов, обратились во все инстанции, сейчас будем ждать ответа и узнаем, считает ли, к примеру, санстанция нормальной ситуацию, когда туалеты постоянно переезжают с места на место и находятся почти возле дома. Как «Метрострой» будет реагировать на вопросы, что думает администрация по этому поводу. Нам ведь просто не оставляют места для жизни, — переживают минчане.

Читайте также: