Партизанский проспект — главная городская улица, связывающая центр Минска с Заводским районом, его суровыми юго-восточными индустриальными окраинами. В очередном выпуске цикла «Было — стало» мы с помощью старых фотографий проследим, как на протяжении послевоенного времени изменилась застройка проспекта, а сам он превратился из узкого загородного шоссе в просторную шестиполосную магистраль.
До 1950-х годов Минск на юго-востоке заканчивался в районе улицы Аранской. Далее вдоль Могилевского шоссе раскинулись поля, леса да небольшие деревушки вроде Будилово около современной площади Ванеева. Лишь на месте будущего МАЗа существовал достаточно крупный военный городок Красное урочище с капитальной кирпичной застройкой. Именно рядом с ним в 1950-е вырос и жилой поселок автозавода, но будущий Партизанский проспект фактически представлял собой узенькое в сравнении с нынешней магистралью загородное шоссе, связывающее отдаленную промзону с центральной частью города.
Улица Могилевское шоссе (так оно подписывалось на некоторых минских картах) в 1950-е годы. Сейчас это район широко известного среди местных жителей «Красного дома» у перекрестка проспекта и улицы Варвашени. Спустя несколько десятилетий, в 1974-м, его построят за правой границей снимка. Вдоль шоссе уже появился достаточно представительный ансамбль зданий МАЗовского поселка, неплохо сохранившийся до наших дней. Лишь на месте симпатичных одноэтажных коттеджей, размещавшихся на холме в сосновом лесу вдоль улицы Мичурина (слева), в будущем возведут группу краснокирпичных высоток. Хочется отдельно отметить прозорливость послевоенных градостроителей, оставивших значительный резерв для расширения шоссе и, возможно, перспективного продления трамвайной линии — обратите внимание, с каким отступом от проезжей части построены жилые дома справа.
Спустя шесть десятков лет аналогичный ракурс узнать сложно.
Похожий снимок, также сделанный в середине 1950-х. Будущий «Красный дом» за спиной фотографа.
16-этажная высотка, пристроенная к «Красному дому» в 1985 году с универсамом «Автозаводской», на фото середины 1990-х.
Здесь мало что изменилось, разве что вывеску магазина покрасили в красный.
Передвигаемся ближе к центру города. Перекресток с улицей Шоссейной, на которой припаркована «Победа». Хорошо видна нечетная сторона Партизанского — в зданиях справа на ближнем плане в те годы размещалось несколько ПТУ. Специальное ремесленное — в доме №123 (в кадр попал его фрагмент у правого края фотографии) и училище строителей — в соседнем №121.
Сейчас их место заняли колледжи кулинарии и машиностроения.
Неподалеку от этого перекрестка в 1957 году открылся кинотеатр «Родина», построенный по популярному в СССР типовому проекту. На здании висит афиша исторической драмы «Оптимистическая трагедия» 1963 года, знаменитой эпизодом группового изнасилования анархистами большевистского комиссара.
Как кинотеатр «Родина» уже давно не работает. Недавно завершилась реконструкция здания для размещения Нового драматического театра. Получился просто архетипический образец современной белорусской архитектуры с безумной колористикой, непременной вставкой сплошного остекления и бутафорской колоннады.
Перспектива одной из главных улиц поселка автозавода — Трудовой. Архитекторы задумывали ее как ось, связывающую проходную МАЗа с будущим Дворцом культуры предприятия и парадной площадью перед ним. Перекресток с Партизанским проспектом оформлен трехэтажными жилыми домами с угловой секцией повышенной этажности, образующей своеобразные «ворота».
Сейчас улица стала тупиковой, прямого выезда с нее на проспект нет. Его перегородил подземный переход, кстати первый из построенных в городе.
Собственного большого ДК автозаводчанам пришлось ждать два десятка лет. Долгое время одно из крупнейших предприятий города располагало лишь небольшим клубом на улице Мичурина, ныне занятом заводской библиотекой. Только в 1975 году опять же по популярному в Советском Союзе типовому проекту было построено огромное здание Дворца культуры и техники МАЗа. На этом снимке первой половины 1990-х годов (сценическая коробка украшена декоративной конструкцией к 50-летнему юбилею предприятия) еще видна бывшая доска почета.
Елки подросли, загородив сценическую коробку, доска почета демонтирована.
Рядом со зданием ДК был устроен фонтан. Немногие уже помнят, что раньше у него была подсветка, да еще и цветная.
Фонтан периодически включают и сегодня, но уже, конечно, без оптических спецэффектов.
Прекрасная цветная фотография 1950-х годов застройки Могилевского шоссе в районе перекрестка с улицей Котовского. На снимке основа автобусного парка Минска тех лет — ЗиС-155, причем сразу в двух расцветках. Обратите внимание, что жилые дома с живописными черепичными крышами.
Как, при каких обстоятельствах и, главное, зачем черепицу заменил унылый серый шифер, так до сих пор и остается загадкой.
Жилые дома №109 и 111 по нынешнему Партизанскому. Территорию между ними и проезжей частью в 1950-е украшали совершенно безумными снежными скульптурами.
Сейчас подобную фантасмагорию представить на минских улицах сложно.
Еще одно фото дома №109, на этот раз его угловой части на перекрестке с современной улицей Центральной, тогда называвшейся проспектом Красных партизан. Первый этаж занимала аптека.
За 60 лет это место изменилось мало, и даже аптека, несмотря на прошедшие десятилетия, по-прежнему на месте.
Молодая мама 1960-х годов у ограды районного парка со старым фирменным лого Минского автозавода.
Тут все осталось по-прежнему, и даже порой все еще можно встретить мам с колясками.
Продолжаем прогулку по проспекту. Редчайшая фотография 1980-х годов его перекрестка с улицами Радиальной и Кабушкина. Станции метро «Автозаводская» еще, разумеется, нет, зато слева заметны трамвайные рельсы. С 1953 года здесь существовало разворотное кольцо и диспетчерская станция «Автозавод». Трамвай №6 ходил отсюда сначала к Парку Челюскинцев, а потом в Зеленый луг, №7 — на Республиканскую, а позже к ДС «Мясникова», №9 — в Серебрянку. Кроме того, справа заметна транспортная проходная МАЗа. Долгое время через проспект существовал железнодорожный переезд ветки, связывающей московское направление железной дороги и юго-восточные промзоны — МТЗ, ТЭЦ-3, МАЗа и далее Шабанов.
В 1991 году трамвайные пути и кольцо вдоль Партизанского демонтировали, исчез и железнодорожный переезд. Зато троллейбус №3 по-прежнему исправно возит жителей Ангарской и Автозавода к вокзалу и обратно.
В 1968 году в связи с 24-й годовщиной освобождения столицы БССР от оккупации Могилевское шоссе в пределах города было переименовано в Партизанский проспект (причем первые годы в прессе его упорно именовали в обратном порядке — «проспект Партизанский»). К этому моменту он был в основе своей застроен вплоть до улицы Аранской, и в дальнейшем в его ансамбле появлялись лишь отдельные, преимущественно высотные, акценты. Проезжая часть при этом была значительно расширена. На этом снимке первой половины 1970-х годов видны главные высотки Партизанского — слева корпус Института народного хозяйства (сейчас Белорусского государственного экономического университета), справа, на горизонте, заметна высотка Центрального научно-исследовательского проектно-технологического института организации технологии управления (Партизанский проспект, 2), ныне занятая в том числе и министерством промышленности Беларуси. Чуть левее центра снимка виден и достраивающийся высотный корпус Центрального статистического управления БССР на перекрестке с ул. Кошевого.
Здание «нархоза» теперь с этого ракурса загораживает одна из жилых 16-этажек у площади Ванеева.
В районе путепровода, связывающего улицу Долгобродскую с Плеханова, еще в 1950-е годы был запроектирован главный общественный центр всего Заводского района. Из всего запланированного в то десятилетие успели возвести только районный исполком, остальные здания появились позже и в ином стиле. В конце 1960-х началось строительство крупной 15-этажной гостиницы «Турист». Здание, спроектированное архитекторами Л. Погореловым и А. Гулем, превратилось в долгострой и было сдано только в 1973 году. На снимке 1969 года «Турист» в процессе строительства. На переднем плане подземный переход, второй в городе после аналогичного сооружения на Автозаводе.
Конфигурация выходов из него с открытием станции метро «Партизанская» поменялась.
Гостиница в готовом виде.
Городские власти почему-то решили не реновировать «Турист» к чемпионату мира по хоккею 2014 года, и высотка по-прежнему сохраняет свой практически оригинальный внешний вид. Зато в организации движения тут изменилось многое, в частности был закрыт съезд с Долгобродской (тогда Козлова) на Партизанский мимо «Туриста» и демонтирована уже упоминавшаяся выше проходившая тут трамвайная линия на Автозавод.
«Турист» с Козлова-Долгобродской. Мозаичное панно «Беларусь партизанская» народного художника БССР Александра Кищенко еще во всей своей красе.
Уже довольно давно мозаика Кищенко начала разрушаться, после чего ее на всякий случай затянули зеленой сеткой. Городские власти озвучивали намерение реставрировать характерный образец советского монументально-декоративного искусства, но пока никакого движения в этом направлении не видно.
Еще один снимок «Туриста» 1978 года. Минчане переходят улицу (вероятно, с трамвайной остановки), а сама гостиница украшена цифрой «30». Декоративная конструкция, по всей видимости, призвана была отмечать какой-то юбилей.
Спустя пять лет после сдачи в эксплуатацию «Туриста» ансамбль общественного центра Заводского района завершил крупнейший на то время в городе (и, разумеется, во всей республике) универсальный магазин. Универмаг, спроектированный в московском институте Гипроторг, недолго думая, назвали «Беларусью». На этом снимке рубежа 1970—80-х площадь перед торговым центром еще в своем оригинальном виде, с автомобильной стоянкой. Справа за универмагом видно здание НИИ технической эстетики, института, занимавшегося советским промышленным дизайном.
Универмаг «Беларусь» в первомайском облачении конца 1980-х. Весна в тот год была поздняя, деревья почти без листьев.
Наконец, эволюция площади перед универмагом в начале 1990-х. В наличии широкий ассортимент классических минских коммерческих киосков, реликт уже давно с улиц города изжитый. Надписи на них «Спажывецкія тавары», «Прапануе МП „Надзея“», «Амми-сервис». На самом здании «Беларуси» сменилась вывеска и появилась надстройка над основным объемом.
Современные минчане уже привыкли, что фасад универмага закрыт гигантским декоративным фотопанно.
Редкий снимок возведения станции метро «Партизанская» и комплекса подземных торговых центров при ней.
Теперь о масштабных строительных работах, когда-то тут проводившихся, ничего не напоминает.
Стройка метрополитена попала и на этот любительский снимок 1990-х. Вся площадь перед универмагом огорожена забором.
Современный ракурс.
Партизанский проспект у общественного центра Заводского района на рубеже 1990—2000-х годов. На переднем плане «Икарус» уже не в классической оранжевой раскраске. 98-й экспрессный маршрут, тогда ходивший из Шабанов на ДС «Запад-3», сейчас связывает станцию метро «Могилевская» и жилой район Лошица. Слева заметно последнее поколение минских коммерческих киосков.
Остановка по-прежнему на месте, но парк общественного транспорта и экстерьер торговых павильонов заметно изменились.
Наконец, переносимся в район площади Ванеева, также часто раньше попадавший в объектив фотографов. В первую очередь, здесь их привлекал ансамбль из четырех 16-этажных жилых домов, построенных в середине 1970-х по проекту архитектора В. Афанасьева. Справа высотка Центрального статуправления.
Прошло 35 лет.
Первый этаж ближнего к универмагу «Беларусь» здания занимало почтовое отделение. На небольшом пустыре по соседству была установлена агитконструкция, прославляющая экономию и бережливость.
И хотя спустя четверть века эта тема вновь актуальна, городские власти даже в Год бережливости не вспомнили про старые, освященные памятью предков, традиции. Зато почтовое отделение на месте.
Первые этажи следующих трех домов занимали по направлению к площади Ванеева соответственно книжный магазин, аптека и винный бар «Красный мак». Высотка с «Красным маком» крупным планом. В период первоначального накопления капитала, в те самые лихие 1990-е, заведение приобрело сомнительную репутацию места сходок белорусских воров в законе. «Времена руководства Щавлика отмечены междоусобицами, особо яркий эпизод — тяжелое ранение в минском ресторане „Красный мак“ Юры Полчкова, все ближе подбиравшегося тогда к воровской короне удальца по кличке Борода», — писала в свое время «Советская Белоруссия».
Теперь место Щавлика и Бороды заняли торговцы офисной мебелью.
Главный корпус Института народного хозяйства в начале 1980-х.
Здание с тех пор поменяло остекление, но в общем сохранило свой аккуратный внешний вид. Хороший образец «интернационального» стиля в Минске.
Участок Партизанского проспекта от площади Ванеева до улицы Аранской практически не попадал в объектив фотографа. К сожалению, он беден интересной застройкой, которую не стыдно было бы показывать в фотоальбомах и печатать в журналах и на открытках. Увы, это характерно и для всей главной улицы юго-восточного Минска. Здесь были созданы по-своему любопытные отдельные комплексы зданий, но цельного архитектурного ансамбля так и не сложилось. С другой стороны, подобного сложно было ожидать от рабочей заводской окраины.
На финальном фото въезд в город со стороны Могилева. Снимок сделан с путепровода, по которому над шоссе проходила Минская кольцевая автодорога (справа заметен въезд на нее). Вдалеке видны градирни ТЭЦ-3, но они и, пожалуй, профиль местности — единственное, что до сих пор с легкостью узнается, в остальном облик Партизанского проспекта здесь кардинально изменился.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by