Это сейчас Минск превратился в любимое (потому что дешевое и качественное, как и все белорусское) место работы российских кинематографистов и телевизионщиков. В советские времена кино у нас снимал преимущественно «Беларусьфильм», но тем интереснее рассматривать знакомый город в лентах «гастролеров» из братских республик. В 1986 году на уже «перестроечные» экраны Советского Союза вышла картина режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе «Плюмбум, или Опасная игра». История подростка по кличке «Плюмбум», добровольного милицейского помощника, который в борьбе против алкашей, гопников, браконьеров, фарцовщиков и прочих расхитителей социалистической собственности не останавливается ни перед чем, в том числе и откровенной низостью, наделала в свое время немало шума. Действие фильма разворачивается в безымянном провинциальном городе, в роли которого попеременно выступает то Москва, то столица БССР. Onliner.by рассказывает о Минске 1986 года в культовом советском кино.
Открывается картина, в свое время отмеченная наградой Венецианского кинофестиваля, за городом: древняя «Победа» оперативников (странный реликт для 1986 года) едет брать грабителей на некую дачу. Где снимался этот эпизод, сейчас установить вряд ли удастся. Возможно, в кадре появляются как раз пригороды нашего города.
Антисоциальные элементы с порочными лицами курят сигары, пьют и играют в карты на деньги. Главный герой фильма — 15-летний Руслан Чутко, он же Плюмбум, каким-то образом внедрился в банду и сидит в центре в шапке-ушанке.
Обратите внимание на типаж девицы справа. Подобных персонажей советские кинозрители еще немало насмотрятся в ближайшую пятилетку.
Преступную группу, конечно, арестовали. Отдельных бандитов везут в отделение, и тут в кадре впервые определенно появляется Минск. Улица Ленина, слева корпуса 3-й клинической больницы у стадиона «Динамо».
С тех пор этот участок Ленина, казалось бы, не изменился, по крайней мере с этого ракурса.
Непривычно сейчас видеть тут припаркованные машины. Слева здание суда Ленинского района Минска в комплексе с Верховным судом БССР, справа за границами кадра горком КПБ, вместе с современной пристройкой образующий ныне комплекс Министерства иностранных дел страны.
Перекресток Ленина — Кирова.
Скоро здесь вырастет здание очередной пятизвездочной гостиницы, площадка под строительство уже огорожена.
Задержанных бандитов препровождают как раз в здание районного суда.
Продолжение спецоперации с Плюмбумом в главной роли намечается в некоем ресторане «Якорь». В Минске такого, конечно, не было, но туда все равно едут по столичной улице Ульяновской, которая еще появится в концовке фильма при иных обстоятельствах. Вечерний трамвай вдалеке спешит к железнодорожному вокзалу.
Этот же перекресток Ульяновской — Свердлова в настоящее время. Стройка гостиницы ведется и здесь (справа), перспективу Ульяновской закрывает служебно-административный корпус Белорусской железной дороги на Привокзальной площади, во время съемок «Плюмбума» еще только возводившийся.
Злачный вечер в «Якоре». Снимали его, судя по всему, в каком-то реально существовавшем заведении, но только в Москве.
Ведь размещался «Якорь» на борту теплохода. В Минске подобную натуру найти, конечно, было невозможно.
Неподражаемые «перестроечные» свитера, которым не хватает разве что оленей.
В ресторане Плюмбум знакомится с девушкой рецидивиста все того же лихого типажа из второй половины 1980-х.
В следующем эпизоде, вернувшись с ответственного задания, главный герой уже пьет чай с родителями под выступление популярного в те годы трио «Меридиан». Диалог, хорошо характеризующий 15-летнего борца с преступностью:
— Ну, с рецидивистом пришлось повозиться?
— Я повозился с его подругой. То есть подержался, не мог отказать себе в удовольствии.
— Фу, не скажется на завтрашней контрольной?
Ответ на поставленный выше родителями вопрос не заставил себя ждать. На контрольной возня с подругой рецидивиста никак не сказалась. Плюмбум закончил задание первым, причем решив оба варианта — он, конечно, отличник. В эпизодической роли учителя — молодой еще актер Алексей Гуськов.
И вновь в кадре появляется наш город. Руслан, оказывается, учится в школе на ул. Комсомольской, 21 (сейчас здание занимает юридический колледж БГУ). Рядом с ним влюбленная в него соседка по парте, но Плюмбум черств, равнодушен и думает только о своем хобби — ловле преступников. На экране перспектива Комсомольской в сторону Ленинского проспекта, справа — здание КГБ БССР.
Плюмбум перебегает Комсомольскую и скрывается в ее дворах. Справа виден наборный номер дома №24, в глубине квартала заметны старые дореволюционные домики.
До наших дней они, как видно на современном снимке, не дожили.
Бегает Плюмбум по Минску довольно бессистемно. После Комсомольской он чудесным образом оказывается на перекрестке современных ул. Богдановича (тогда Горького) и Коммунистической, камера установлена на доме №42 по Коммунистической.
Современный вид этого перекрестка. Деревья определенно подросли.
На углу две оранжевые телефонные будки, на месте современного магазина одежды какое-то учреждение. Судя по старым минским адресным справочникам, первый этаж этого дома занимал детский сад.
Номера на машинах старательно заменены на нейтральные.
Улица Горького в сторону Немиги.
Бегая днем по Минску, вечером Плюмбум с родителями предпочитает кататься на коньках в Москве, на Патриарших прудах. Вероятно, в середине 1980-х годов с катками в белорусской столице дела обстояли куда хуже, чем сегодня.
Но при этом после подобного московского развлечения Руслан тем же вечером вновь возвращается в Минск, где гуляет с одноклассницей по скверу в районе площади Победы. Обратите внимание на новогоднее украшение Ленинского проспекта. Скорее всего, фильм снимался в нашем городе в декабре 1985 года.
Огни проспекта. Вдалеке алым цветом светится надпись «Подвиг народа бессмертен» на площади Победы.
Кажется, что лавочка у дома-музея I съезда РСДРП, на которой в 1985 году сидел главный герой картины, уцелела до сих пор, а вот фонари с тех пор поменялись.
Следующая минская локация фильма — железнодорожный вокзал, куда после командировки возвращается отец Плюмбума.
Встречающие на фоне «Ворот города».
Пригородный вокзал.
На здании висит вывеска с адресами касс предварительной продажи билетов, справа вдалеке видны верхушки Института повышения квалификации работников народного хозяйства (сейчас Академия управления) у станции метро «Институт культуры».
Минские такси опять с неминскими номерами.
Перрон станции «Минск-Пассажирский» в последние годы своего существования в этом виде. Теперь тут все, конечно, кардинально изменилось.
Тут Плюмбум неожиданно обнаруживает на вокзале нелегального алкаша-носильщика и, воспылав праведным гневом, решает того наказать, пускаясь за ним в погоню. В кадр угодил киоск у вокзала.
Привокзальная площадь и старое здание минского железнодорожного вокзала, жить которому оставалось лет пять.
В следующий момент забег продолжается у ГУМа, причем герои бегут опять к вокзалу.
Оформление витрин главного универмага страны.
Современный вид. Рамы перекрасили в черный цвет, над окнами появились маркизы.
Ушедшие с улиц нашего города сущности. Киоск Мингорсправки.
Телефонные будки и какой-то плакат на стене.
«Квас».
Арка между кондитерским магазином «Лакомка» и Центральным книжным. В арке стоит фургон, где, судя по очереди, торгуют чем-то дефицитным.
Времена дефицита закончились, мемориальная доска композитору Иосифу Жиновичу на месте.
Советское оформление витрин «Лакомки».
Прибегают герои таким интересным образом прямиком на площадь Победы. В кадре жилые дома №34 и 36, примыкающие к парку Горького.
Двор.
Теперь справа его ограничивают две элитные новостройки.
Плюмбум входит в доверие компании тихих алкоголиков, и они вместе кормят уток на берегу Свислочи, со стороны Пулихова. Впереди застройка улицы Первомайской.
После этого новые друзья бегут (вновь-таки) оттуда в парк Горького. Вдалеке трубы еще вовсю работающего завода им. Кирова.
Всю эту компанию Плюмбум, разумеется, сдает в милицию. Антисоциальные элементы обитают в каком-то ДК, интерьером напоминающем заброшенный вскоре Дворец культуры стройтреста №1 на ул. Козлова.
Следующая жертва борца за справедливость — бармен в каком-то неназванном ресторане.
Плюмбум и гоголь-моголь.
— Так я, значит, насчет этих духариков, которые всякую иностранщину на майки лепят. Словечки не наши, поганые.
Реалии 1980-х.
Элементы сладкой жизни в баре. Бутылки, конечно же, пустые.
Вскоре Руслан знакомится с красавицей манекенщицей Марией. Актриса Елена Яковлева в этом образе порой слегка напоминает почти минчанку Скарлетт Джоханссон.
— Мария? Не очень-то подходящее имя для красотки на черный день.
Стадион Белорусского политехнического института, где Плюмбум вместе со своими милицейскими кураторами играет в почти забытую сейчас игру «городки». Виден Минский радиотехнический техникум (слева, сейчас Минский государственный высший радиотехнический колледж) на Ленинском проспекте, 62, вентшахта метро, зеленые интернаты БПИ.
И вновь действие переносится на минский вокзал. «Красотка на черный день» под давлением героя фильма отправляется на историческую родину. Так были оформлены павильоны подземного перехода на платформах станции «Минск-Пассажирский».
Кульминация фильма разворачивается на крыше жилого дома №32 по Ульяновской улице.
Герои продолжительное время бегают друг за другом по крыше этого здания.
Интересно, что подруга Плюмбума залезает на крышу дома №32 по лестнице расположенного на противоположной стороне Ульяновской дома №39.
Дом №39 на современном снимке. Та самая лестница справа.
В кадре небольшой фрагмент Привокзальной площади с автовокзалом «Центральный», перед которым какой-то одноэтажный павильон.
Плюмбум, стадион «Динамо» и здание ЦК КПБ.
Вид в сторону Привокзальной площади.
Вдалеке высотные общежития Технологического института на Белорусской.
Хорошо виден башенный кран, строящий служебно-административный корпус с гостиницей «Экспресс» на Привокзальной площади, первый этап создания нового комплекса минского железнодорожного вокзала.
Здесь же, на этой минской крыше, фильм «Плюмбум, или Опасная игра» — редкий тогда еще пример работы московских кинематографистов в нашем городе — и заканчивается.