Братья белорусского «алмаза»: ТОП-25 необычных библиотек мира

 
18 января 2013 в 18:14
Источник: Darriuss. Фото: Фото с сайтов archdaily.com, wikipedia.org, flickr.com.
Источник: Darriuss. Фото: Фото с сайтов archdaily.com, wikipedia.org, flickr.com.

Здание Национальной библиотеки Беларуси, как к нему ни относись, стало хорошо узнаваемым архитектурным символом Минска, в том числе и у иностранных туристов. Впрочем, в этом смысле наш город далеко не одинок — по всему миру архитекторы любят экспериментировать с библиотечными формами, и порой сон их разума рождает весьма причудливые образы. Блоггер Darriuss внимательно изучил достижения жанра и составил свой список самых необычных библиотек планеты.

Казалось бы, библиотеки ассоциируются с чем-то консервативным. Веками туда приходили люди, чтобы, в сущности, заниматься одним и тем же — читать недоступные им в повседневной жизни книги. С этой точки зрения, данной разновидности общественных зданий больше подходят проверенные годами и поколениями потребителей удобные для восприятия и понимания классические архитектурные жанры. Но как должна выглядеть типичная библиотека или, скорее, так — Библиотека? Например, так, как библиотека Конгресса США, одна из крупнейших в мире (145 млн единиц хранения, 1 750 000 посетителей в год). Прекрасный монументальный торжественный дворец 1897 года постройки.

И где логичнее всего приобщаться к сокровенным знаниям, узнавать новое и постигать прекрасное, как не в таких помпезных интерьерах? На фото главный читальный зал той же библиотеки.

Но с течением времени и сменой архитектурных стилей неожиданно выяснилось, что консерватизм — это далеко не первое качество, свойственное библиотекам. Безудержное шествие научно-технического прогресса, эволюция носителей информации, развитие библиотечных технологий, наконец, стремительное увеличение количества публики, нуждающейся в бесплатном доступе к накопленным человечеством знаниям, естественным образом сказались и на архитектуре этих сооружений. На первый план вышла функциональность и утилитарность. Обильный скульптурный декор и прочие материи, не имеющие отношения к эффективному потреблению информации, были забыты. Типичная библиотека 1950-х — 1980-х годов выглядит как-то так. На фото — здание Национальной библиотеки Канады в Оттаве.

Такая архитектура была, разумеется, делом интернациональным. В Советском Союзе строились похожие здания. Национальная библиотека Украины им. Вернадского (1989, арх. В. Гопкал, В. Гречина, В. Песковский).

Эксперименты с формой, конечно, имелись и в эти послевоенные десятилетия, и самые интересные их примеры попали в наш топ, но в большинстве случаев сложно сразу сказать, что перед нами: библиотека, музей, концертный зал или обком. На снимке Национальная библиотека Сербии в Белграде (1973, арх. Иво Куртович).

Современные библиотеки все больше теряют функции физического хранилища книг или периодики. Развитие информационных технологий неумолимо вынуждает превращать бывшие пыльные склады литературы в мультимедийные комплексы многофункционального характера. Многие библиотеки последнего времени фактически становятся культурными центрами, получение и обмен информацией в которых является лишь одним из многих направлений деятельности. В архитектуру таких сооружений активно вторгается немыслимое ранее (из-за особенностей хранения литературы) стекло, эволюция строительной техники и материалов позволяет создавать невозможные ранее формы. На фото — новый корпус Национальной библиотеки Китая в Пекине (2003—2008, арх. KSP Jurgen Engel Architekten).

Главный читальный зал этой библиотеки.

Впрочем, несмотря на широкий простор для фантазии, отказываться от простых и понятных образов архитекторы не думают, достигая необходимого внешнего эффекта другими способами. Библиотека Умимираи в японском городе Канадзава (2011, арх. Coelacanth K&H Architects).

25. Открывает наш топ Городская библиотека Канзас-Сити, расположившаяся в местном даунтауне. Строго говоря, так называемая Community Bookshelf («Общественная книжная полка») — это не собственно библиотека, а ее многоэтажная стоянка. Дизайнерская компания Dimensional Innovations предложила декорировать глухую стену здания 9-метровыми корешками книг. Получилось необычно, и сейчас тривиальный библиотечный паркинг является одной из достопримечательностей города. Впрочем, по этому факту можно предположить, что в крупнейшем городе штата Миссури с достопримечательностями все не слишком хорошо.

22 книги для проекта выбрали сами жители Канзас-Сити. В ассортименте все: от «Государства» Платона и «Властелина колец» Толкина до сборников рассказов о родном городе.

24. Новый корпус библиотеки Университета Чикаго, названный в честь спонсоров, пожертвовавших на его строительство $25 млн, на поверхности представляет собой стеклянный купол, которым накрыта общественная зона с читальными залами. Основное многоэтажное книгохранилище на 3,5 млн единиц спрятано под землю. На фотографии справа от купола виден старый библиотечный корпус, так называемая Библиотека Регенстина, прекрасный образец модернизма, построенный в 1970 году по проекту архитектора Уолтера Нетша.

Новое же здание было спроектировано чикагской мастерской Murphy/Jahn и открылось в 2011 году. Как видно на фото интерьера основного читального зала, с чем здесь точно нет проблем, так это с инсоляцией помещений.

23. Библиотека и культурный центр южнонорвежского города Веннесла представляет собой отличный пример небольшой современной библиотеки в маленьком городке (в Веннесле живет всего 12 тысяч жителей). По скандинавской традиции, в строительстве широко использовались натуральные материалы. Фасад здания, выходящий на главную площадь города, сформирован ритмом из вертикальных деревянных ребер. За внешней оболочкой просматривается внутреннее содержимое.

Особенно впечатляют интерьеры центра, в оформлении которых широко использовались клееные деревянные конструкции. Здание построено в 2009—2011 годах по проекту местного бюро Helen & Hard. Как вы думаете, можно ли представить нечто подобное в аналогичном по масштабам белорусском городе, например, в Хойниках или Жабинке?

22. Новая Центральная библиотека Бирмингема, возведение которой заканчивается в этом английском городе по проекту модной голландской фирмы Mecanoo. Набор прямоугольных объемов разного сечения с цилиндром на верхушке обернут в металлическую решетку со сложным узором. Черно-серую колористику фасадов оживляют богатые золотистые вставки.

Интересно, что новая бирмингемская библиотека приходит на смену старому зданию, построенному еще в 1974 году (арх. Джон Мэдин), и которое в свое очередь является весьма впечатляющим образцом бруталистской британской архитектуры тех лет. Перевернутый зиккурат из монолитного железобетона после сдачи в эксплуатацию нового корпуса планируется безжалостно снести.

21. Современная архитектура в полупустынях. Библиотека китайского города Ордоса в провинции Внутренняя Монголия похожа не то на стопку падающих книг, не то на дорогой сердцу каждого белоруса баян.

Библиотека входит в состав общественного центра этого города и расположена по соседству с поражающим воображение городским музеем (справа), облицованным металлическими панелями и похожим на большую картофелину (что, конечно, в очередной раз подчеркивает тесные белорусско-китайские культурные связи). Увы, этот гигантский девелоперский проект китайского правительства остается пока невостребованным, и Ордос, несмотря на прекрасные современные здания, по сути является городом-призраком.

20. Двадцатку открывает здание Национальной библиотеки Малайзии в Куала-Лумпуре. Спроектированный местной мастерской Kumpulan Akitek и открывшийся в 1992 году, комплекс и формами, и орнаментальным декором кровли должен напоминать о традиционной архитектуре этой страны.

19. Кубическое здание (со стороной в 45 метров) Городской библиотеки Штутгарта (2011, арх. Yi Architects) издалека кажется построенным из таких знакомых жителям Беларуси панелей. Однако на самом деле конструктивно оно представляет собой светло-серый монолитный бетонный каркас, ячейки которого заполнены еще одним полюбившимся белорусам по советским столовым и туалетам материалом — стеклоблоками синего цвета. В центре оставлены свободными прямоугольники оконных проемов.

Благодаря разноцветной подсветке, штутгартская библиотека чрезвычайно эффектно смотрится в темное время суток.

Книжные хранилища свободного доступа расположены по периметру куба и образуют общий атриум высотой в 5 этажей и естественным верхним освещением. Лестницы между уровнями формируют своеобразную спираль. Впечатляющее решение.

18. Полную эстетическую противоположность Штутгарту представляет собой библиотека España в колумбийском Медельине. Три похожих на скалы или огромные булыжники объема, облицованные черно-серым сланцем, расположены на кромке высокого холма над трущобными районами города.

Строительство этого комплекса (2007, арх. Джанкарло Маццанти) было одним из этапов правительственного проекта по ревитализации медельинских окраин, погрязших в нищете и преступности. Кроме того, по мнению его инициаторов, именно посредством современной архитектуры Медельин сможет избавиться от имиджа мировой столицы наркобизнеса.

17. На семнадцатом месте еще одно латиноамериканское здание. Библиотека Васконселос в Мехико (2007, арх. Альберто Калах) — здание из бетона, стали и стекла в Ботаническом саду города. Длина сооружения составляет 250 метров, и если внешне оно не слишком впечатляет...

... то интерьерами с уходящими за горизонт бесконечными стеллажами книг напоминает фантастические фильмы.

16. Чрезвычайно эффектная библиотека Бранденбургского технологического университета в Коттбусе (2004, архитектор — знаменитая мастерская Herzog & de Meuron). Сложный паттерн облицовки фасадов образуют многократно пересекающиеся тексты на разных языках и алфавитах, потерявшие читаемость, но сформировавшие уникальный рисунок.

В отличие от монохромного экстерьера, внутренняя обстановка здания подчеркнуто многоцветна.

15. Пэкемская библиотека в одноименном районе Лондона (2000, арх. Alsop and Störmer) похожа на перевернутую латинскую букву L. Фасады здания облицованы панелями из патинированной меди.

Задний фасад имеет сплошное разноцветное остекление. Художественный образ здания впечатлил профессиональных критиков настолько, что ему в 2000 году присудили Премию Стирлинга, самую престижную архитектурную награду Великобритании. Ежегодно учреждение посещают несколько сот тысяч человек, чрезвычайно много для в общем-то обычной районной библиотеки. Залог популярности — безусловно, необычная архитектура сооружения.

14. Постмодернистская, занимающая целый квартал Центральная библиотека Ванкувера — вторая по величине в Канаде. Здание открыто в 1995 году и построено по проекту выдающегося канадского архитектора израильского происхождения Моше Сафди. В центре комплекса находится 9-этажный кубический объем с книгохранилищем. Он окружен свободностоящими изогнутыми стенами, объединенными с книгохранилищем общим верхним остеклением.

В перемычке между книгохранилищем и внешними стенами концентрируются общественные зоны библиотеки.

Главный фасад здания, напоминающий римский Колизей, хорошо знаком зрителями телесериала Fringe («За гранью»), часто появляясь там в кадре.

13. Библиотека Технологического университета в Делфте, еще одна работа (1997) голландского бюро Mecanoo — образец актуальной ныне экоархитектуры. Крыша распластанного по кампусу здания покрыта естественным газоном и служит любимым местом отдыха студентов университета.

Главный фасад, на который выходит общественная зона с читальными залами, естественно остеклен для полноценного освещения внутренних помещений. Здание украшает популярный в 1990-х стальной конус, избавиться от которых (а заодно и от пирамид), например, наша архитектура не может до сих пор.

12. Национальная библиотека Бразилии в Бразилиа, поздняя (2006) работа великого архитектора Оскара Нимейера, скончавшегося совсем недавно на 105-м году жизни.

Элегантный белый параллелипипед, фасады которого закрыты мелкой противосолнечной решеткой, оживляется горизонтальным аркадным поясом открытой галереи внизу и глухими вертикалями лестничных клеток. Слева заметен нимейеровский же купол Национального музея, образующего вместе с Библиотекой так называемый «Культурный комплекс Республики».

11. C нашим «алмазом знаний» на просторах бывшего Советского Союза по неординарности внешнего облика может посоперничать разве что Национальная библиотека Эстонии. Гигантский 8-этажный зиккурат, не потерявшийся бы и в Древнем Вавилоне, был возведен в Таллинне в 1985—1993 гг. (арх. Райне Карп) и вполне отражал постмодернистскую направленность советской архитектуры второй половины 1980-х с одной стороны и специфически эстонское ее понимание с другой.

В такое здание хочется войти и принести кого-нибудь в жертву богу Мардуку.

10. Эксперименты с психикой читателей решили поставить и в Аргентине. В Буэнос-Айресе, в 1992-м, после более чем 20-летнего строительства, в эксплуатацию была сдана местная версия Национальной библиотеки (арх. Клориндо Теста, Франсиско Булрих, Алисия Каззанига). Для начала 1990-х этот проект 1961 года уже выглядел жесточайшим анахронизмом, однако по-своему впечатлял.

Торжество брутализма. Здание представлено в своем естественном виде, монолитные бетонные объемы ничем не замаскированы, поверхность строительного материала нарочито демонстрируется, как и угловатые экспрессивные грубые формы. Начало строительства этого здания было тесно связано с именем Хорхе Луиса Борхеса, директора аргентинской «националки» в 1955—1973 гг. Ненавистники стиля, конечно, не преминут вспомнить, что у Борхеса к тому времени были очень серьезные проблемы со зрением.

Та же эстетика доминирует и в оформлении интерьеров.

9. Похожие приемы использовал и мексиканский архитектор Хуан О'Горман в своей Центральной библиотеке Национального автономного университета Мексики в Мехико. Только здесь глухие поверхности, включая объем книгохранилища, полностью заполнены фресками и барельефами мексиканских художников, создавая фантастически красочное здание.

Корпус библиотеки, построенный еще в 1953 году, вместе с остальным университетским кампусом включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

8. Помимо конкурентов по воздействию на мозг и глаза, у минского «алмаза» есть соперник и за неофициальное прозвище. Датскую королевскую библиотеку в Копенгагене, 2 стеклянных параллелепипеда неправильной формы, объединенных стеклянной перемычкой, прозвали «Черным алмазом» за характерную колористику фасадов, облицованных черным мрамором. Комплекс был построен в 1999 году по проекту мастерской schmidt hammer lassen.

Новый комплекс пристроен вплотную к старому зданию Королевской библиотеки (кирпичное слева).

На контрасте с внешним обликом здания интерьеры выполнены в теплой светлой цветовой гамме и отличаются плавностью очертаний.

7. На седьмом месте — шедевр деконструктивизма. Ломаные под немыслимыми углами стеклянные формы — это Центральная библиотека Сиэттла в США.

Это фирменный стиль проектировавшей здание голландской архитектурной суперзвезды Рема Колхаса. Библиотека на 1,5 млн единиц хранения была открыта в 2004-м, приняла только в первый год работы более 2 млн посетителей и успела с того времени отхватить несколько архитектурных наград.

Читальные залы располагают к познанию нового.

6. Другой крупный современный архитектор Доминик Перро также отметился на ниве библиотекостроения. В 1995 году прямо на набережной Сены был открыт новый комплекс Национальной библиотеки Франции общей площадью в 360 000 кв. м. Четыре высотных книгохранилища напоминают развернутые друг к другу раскрытые книги. Общественная зона расположена в объединяющем башни стилобате.

Полностью стеклянные высотки — не лучшее место для хранения книг, поэтому вертикальные жалюзи почти всегда закрыты.

В центре комплекса во внутреннем дворе разбит парк.

5. Пятерку открывает новая Александрийская библиотека или Bibliotheca Alexandrina, культурно-общественный комплекс на 8 млн единиц хранения в египетском средиземноморском городе, который задумывался как современная инкарнация крупнейшей библиотеки античности.

Эффектное здание, спроектированное норвежской компанией Snøhetta, выигравшей архитектурный конкурс ЮНЕСКО еще в 1988 году, напоминает наклоненный к морю диск солнечных часов. Этот объем, занимает который главный читальный зал, окружают водоемы.

Вид со стороны города.

И со стороны моря. Строительство продолжалось около 7 лет (1995—2002) и было профинансировано международным сообществом, прежде всего арабскими странами. Обошлась новая Александрийская библиотека в $220 млн.

Стены здания облицованы асуанским гранитом и украшены графемами из 120 различных человеческих письменных систем. Прием во многом напоминает оформление главного входа в Национальную библиотеку Беларуси.

Панорама главного читального зала.

4. На четвертом месте рижская «Гора знаний», новое здание Национальной библиотеки страны, строительство которого заканчивается в настоящее время. Автор проекта — американский архитектор латвийского происхождения Гунарс Биркертс — предложил заимствованный из латышского фольклора образ «Замка Света» — стеклянной горы, символизирующей труднодостижимую свободу.

Кроме того, здание должно было напоминать «волны Балтийского моря и Рижского залива», «песчаные дюны Балтийского взморья», «шпили церквей Старого города». Получилось или нет, судить сложно, но латвийский бюджет мегапроект в условиях кризиса подкосил изрядно.

3. Третье место занимает так называемая Библиотека Гейзеля университета Калифорнии в Сан-Диего. Восьмиэтажное здание из стекла и бетона — один из лучших образцов ретрофутуризма 1960-х (1968, арх. Уильям Перрейра).

Библиотека расположилась прямо на кромке холма. Обратите внимание, что дорога к нему выкрашена под змею.

2. Второе место сложно прокомментировать. Наше все.

1. Наконец, на первом месте топа совершенно фантасмагорическое здание Национальной библиотеки Косово в Приштине.

Построенное еще во времена социалистической Югославии, в 1982 году, по проекту хорватского архитектора Андрии Мутняковича, это чудовищное нагромождение кубических объемов, накрытых сверху куполами, вызывает исключительно болезненные ассоциации.

Фасады, «одетые» в темно-серую металлическую решетку, завершают поразительную композицию.

Вероятно, по задумке архитектора, здание должно было напоминать огромные турецкие бани хаммам с отдельными кабинетами, каждый из которых накрыт собственным куполом. Правда, какое отношение могут бани иметь к библиотеке, не слишком ясно.

Фантазии архитекторов предела нет. Можно быть уверенным, что скромный, казалось бы, жанр библиотек подарит истинным ценителям прекрасного еще немало поводов для радости и расстройства. Ежегодно сдаются десятки зданий, призванных сеять разумное, доброе и вечное, и какие-то из них наверняка со временем попадут в этот топ.