У многих вызвал недоумение фирменный логотип Минска, предложенный компанией INSTID, ответственной за разработку бренда столицы. Одни сочли его чересчур скучным, другие не поняли смысла слогана Think Minsk. Критических замечаний на форумах в интернете было достаточно. А есть ли альтернатива «системной плате»? На волне дискуссии собственное видение логотипа и фирменного стиля города предложил минский фотограф Александр Шугаев. Предлагаем его статью с размышлениями о том, каким должен быть бренд Минска.
Меня зовут Александр Шугаев, я — фотограф, дизайнер, путешественник, родился и живу в городе-герое Минске. В начале декабря 2012 года британская компания INSTID, в которой, как ни странно, работают русскоязычные сотрудники, представила концепцию бренда Минска. Интересно, почему именно им — людям, которые сами не живут в Минске — доверили разработку лица города? Кроме того, закрались сомнения в компетентности сотрудников INSTID — портфолио работ этой компании мне обнаружить не удалось, а на ее сайте — http://instid.org — в разделе WORK > CLIENTS и вовсе выдает ошибку «страница не найдена».
Тем не менее заказ «британцы» получили, а результатом их работы стало абстрактное изображение с использованием белых линий на лазурном фоне и слоган Think Minsk с концепцией «Минск — умный город».
Эта разработка ожидаемо была воспринята белорусским сообществом в штыки — люди абсолютно не ассоциируют Минск с бездушными линиями, напоминающими печатную плату, а концепция «умного города» и вовсе выглядит смешно — при всем желании развиваться, сегодня мы объективно отстаем от прогрессивного мира по многим направлениям. Зачем пытаться обмануть не только себя, но и иностранцев? Что умного увидит какой-нибудь европеец, приехав в Минск? Вернувшись домой, станет ли он рассказывать друзьям, что самые продвинутые люди живут в Минске? Это только пара вопросов, которые мне хотелось бы задать разработчикам из INSTID относительно их концепции. Но лучше я воспользуюсь советом, который дала всем недовольным Наталья из INSTID, которая в одном из интервью сказала: «Не нравится — нарисуйте сами». Ок, почему бы и нет :)
Итак, как я уже говорил, я много путешествую и общаюсь с иностранцами. Вообще, любой бренд города или страны, особенно слоган, должны полностью соответствовать тому месту, которое они рекламируют, чтобы не обмануть ожидания туристов. Те, кто бывал в Индии, поймут, что рекламный слоган Incredible India (Невероятная Индия) идеально подходит для этой страны. Dynamic Korea; Egypt — Where it all begins; The Seychelles — Another world; Amazing Thailand; Costa Rica — No artificial ingredients — все это правдивые и очень подходящие слоганы для этих стран. Что же касается Минска, я провел опрос среди своих иностранных знакомых, которые бывали в нашем городе. После подведения итога вырисовалась очень четкая картинка: приезжие запоминают Минск как чистый просторный современный город с неторопливым темпом жизни, в котором тем не менее все еще чувствуется атмосфера советской эпохи. Таким образом, поле для разработки бренда задано — будем представлять Минск иностранцам так, как они сами его видят, тогда и запомнится эта ассоциация лучше, да и обманывать никого не придется :) Итак, после нескольких декабрьских дней и ночей непрерывных поисков верного решения у меня родились три концепции.
Концепция 1. Thanks Minsk
Каждому иностранцу, посещающему Минск, что-то в нашем городе приходится по вкусу: кому-то — чистота улиц и обилие парков, кому-то — недорогой шопинг и посиделки в ресторанах, кому-то — атмосфера спокойствия, кому-то — красивые девушки на улицах города, а кто-то просто ностальгирует по советским временам. Хоть интересы и вкусы у всех разные, но гости столицы Беларуси остаются благодарны Минску за то, какой он есть для них. Уезжая, они говорят: Thanks Minsk! (или «Спасибо, Минск!», или «Дзякуй, Мінск!»), тем самым подчеркивая свое удовольствие от посещения города. Данный слоган несет позитивный посыл и, по сути, ни к чему не привязан — каждый ассоциирует с ним те хорошие воспоминания и моменты, которые у него связаны с Минском.
Логотип выполнен в виде диалогового поля, которые используются в комиксах для иллюстрации речи героев. Внутри поля — текст Thanks Minsk (или «Спасибо, Минск» для русскоязычных гостей города), а также декоративные элементы для усиления экспрессии — звезды (хотя здесь может быть и что-то другое). Данные логотипы можно применять где угодно, но лучше всего сделать специальную фотосерию счастливых людей на фоне достопримечательностей Минска — получится очень позитивно. А пока такой фотосерии нет, вот пример использования логотипов на других фото:
Концепция 2. Pure Minsk
Хотя многих минчан уже порядком достало то, что главной достопримечательностью города является его чистота, тем не менее факт остается фактом: Минск — чистый город. Но слово pure в английском языке имеет гораздо более широкое понятие чистоты — оно переводится как «чистейший», «ясный», «безупречный», «отчетливый», «простой». Такой он и есть — наш Минск: простой спокойный город со свежим воздухом, зелеными парками, чистыми улицами и чистыми мыслями. Что же касается версии слогана для туристов из русскоязычных стран — здесь можно использовать устойчивое и очень понятное для многих россиян словосочетание «Чисто Минск». Таким образом, с одной стороны мы подчеркиваем чистоту города, а с другой — говорим на языке, понятном нашей целевой аудитории. «Ну че, сгоняем чисто в Минск?» :)
Логотип выполнен в светло-голубом и белом цветах. Помимо текста, на нем присутствует перышко для усиления ассоциации с легкостью, воздушностью и свежестью города. Сюда же можно приплести легенду, что перо на логотипе — из крыла ангела, который изображен на гербе города. Для любителей сказок, так сказать :)
А вот вариант графического брендинга:
Концепция 3. Discover the Star / Discover Minsk
Если начать искать на улицах Минска какой-то распространенный элемент, по которому можно выстроить ассоциацию с городом, то этим элементом, безусловно, окажется звезда. Хотя минчане неоднозначно относятся к советскому прошлому, но в наследство от него архитектура Минска получила целую россыпь звезд. Это не только памятник на площади Победы или шпиль на Коммунистической. Звезды в большом количестве присутствуют на фасадах многих сталинских зданий — стоит только поднять голову и посмотреть выше второго этажа. К тому же Минск является городом-героем, а на соответствующей награде изображена большая золотая звезда. Но не будем зацикливаться на советской эпохе — ведь звезда является гораздо более глобальным символом. Пятиконечная звезда — пентакль — почитается во многих странах и религиях, а как символ охраны и безопасности она известна уже более трех тысяч лет. Звезды также присутствуют на флагах многих стран, в том числе и Евросоюза. «Звездами» называют популярных людей. Наконец, звезды сияют в небе, а когда они «падают» — все загадывают желания…
Логотип выполнен в виде двух треугольников разных цветов, которые, пересекаясь, образуют звезду без одного конца. На его месте располагается слово MINSK, первая буква «М» которого расположена в центре звезды. Слоган слева от звезды гласит: Discover the Star или Discover Minsk, если читать по прямой. Перевод на русский: «Открой звезду» или «Открой Минск». Тут же кроется ассоциация Минска со звездой.
Эту тему можно развивать и дальше: «Minsk. Follow the Star», «Star of Eastern Europe», «Минск. Загадай желание», «Минск — город-звезда», «Звездный отдых в Минске» и др.
А вот как может выглядеть реклама с использованием данного логотипа:
Пока это все, что пришло в голову. И небольшая просьба напоследок: почаще улыбайтесь :) Нашему городу не хватает улыбок ;)
P.S. Александр Шугаев приглашает всех желающих принять участие в онлайн-голосовании за одну из трех предложенных концепций, которое проходит на сайте thinkminsk.by.