Поселок автозавода: элитный район 1950-х

 
07 декабря 2012 в 18:07
Источник: Darriuss. Фото: Фото автора, bacian.livejournal.com, vadim-i-z.livejournal.com.
Источник: Darriuss. Фото: Фото автора, bacian.livejournal.com, vadim-i-z.livejournal.com.

Летом 1944 года, еще до окончания Великой Отечественной войны, на далекой юго-восточной окраине Минска у соснового бора в районе Могилевского шоссе стал расти новый промышленный гигант. Здесь, в так называемом Красном урочище, на базе построенного немцами во время оккупации авторемонтного завода компании «Даймлер-Бенц», за короткий срок были возведены цеха первенца белорусского автомобилестроения. Одновременно рядом с предприятием строился жилой поселок для его работников. Обеспеченный всей необходимой инфраструктурой, соцгородок Минского автозавода предоставлял своим обитателям достаточно высокий уровень комфорта. Теперь они могли с удовольствием совершать в рабочее время трудовые подвиги на благо родины, не отвлекаясь на неустроенность быта. Сейчас район подрастерял былой лоск, а городские власти по своему обыкновению лелеют надежду когда-нибудь всю эту малоэтажную застройку снести. Блоггер Darriuss исследовал прошлое, настоящее и будущее поселка автозавода и попытался понять, стоит ли пугать «Автазом» сухаревских детей.

Мало кто сейчас уже помнит, что многоэтажная застройка существовала в районе автозавода еще за десятилетие до его появления. В 1930-е здесь, в 7 км от городской черты, в местности, называемой Красным урочищем, была дислоцирована 26-я танковая дивизия Рабоче-Крестьянской Красной армии. У небольшой одноименной деревушки к 1936 году был выстроен настоящий масштабный военный городок из комплекса казарм, офицерских домов, ряда общественных зданий, ремонтных мастерских. Именно на базе последних, вскоре после захвата Минска, новая оккупационная администрация решила организовать авторемонтный завод для обслуживания техники вермахта. Строил завод немецкий концерн «Даймлер-Бенц». На уникальных архивных снимках мы можем видеть, как выглядело это крупное предприятие, непосредственный предшественник МАЗа. В конечном итоге здесь работало до 5000 человек, и, возможно, какие-то из этих ремонтных павильонов до сих пор сохранились на заводской территории, являясь таким образом уникальным для Минска памятником нацистской архитектуры, о происхождении которого абсолютное большинство работников МАЗа и не подозревает.

Что сохранилось совершенно точно, так это с десяток советских еще довоенных зданий. В городе, полуразрушенном во время войны, существование такого крупного и относительного цельного архитектурного ансамбля 1930-х само по себе является событием, а вместе с окружающей его застройкой первого послевоенного десятилетия все это делает поселок автозавода одним из интереснейших старых городских районов. Для понимания его структуры разберем ее на кадре из карты Google.

Итак, в отличие от поселка МТЗ, поселок автозавода сейчас уже не является чем-то цельным, а разбит на 2 части (северную и южную) широкой магистралью Партизанского проспекта, бывшего Могилевского шоссе. На проспекте сформированы 2 площади: центральная районная (№1 на карте) и площадь Дворца культуры (№2). Третья площадь — предзаводская, у главной проходной предприятия (№3). Площади соединены между собой ул. Центральной и Трудовой, вдоль МАЗа проходит ул. Социалистическая. Вместе с Партизанским проспектом они являются основными в поселке, вдоль них сконцентрирована его парадная застройка. Довоенные здания бывшего военного городка сохранились на ул. Центральной (4 — дома офицерского состава, 5 — офицерская столовая, позже районный ресторан) и Социалистической (6 — бывшие армейские казармы, 7 — офицерский клуб). Остальные крупные общественные здания и сооружения уже послевоенные: 8 — бывший кинотеатр «Родина», 9 — бассейн «Янтарь», 10 — бани, 11 — Дворец культуры, 12 — стадион «Торпедо», 13 — заводской парк.

Теперь спустимся на землю и изучим все это подробнее. До 1960-х поселок автозавода был фактически оторван от остального города и отделен от него (в том числе и лесом, реликтом которого является нынешний парк 50-летия Октября, а сохранившиеся островки встречаются чуть ли не по всему Заводскому району). У пересечения Партизанского проспекта с улицами Кабушкина и Радиальной сохранились остатки старой транспортной проходной, через которую на территорию предприятия проходила железнодорожная ветка, соединявшаяся с магистральным ходом в районе остановочного пункта «Товарный двор». Проходная давно не действует, и единственный теперь выезд с предприятия по железной дороге осуществляется только в направлении станции «Шабаны». С противоположной стороны этого же перекрестка, на месте современной АЗС, когда-то располагалось трамвайное кольцо, а пути были проложены вдоль проспекта до ул. Долгобродской.

Общий вид на центральную районную площадь, сейчас многими так не воспринимаемую, но изначально бывшую общественным центром всего поселка. Его генеральный план был составлен архитектором Г. Парсадановым из института «Белгоспроект».

Смешанную застройку в основном составляют двухэтажные дома, построенные на основе серий №221, 225 и 228. Парадный фасад поселка, в том числе в районе двух районных площадей (центральной и Дворца культуры), сформирован зданиями повышенной этажности, выполненными по индивидуальным проектам будущего народного архитектора СССР Георгия Заборского. Створ улицы Центральной на главной площади, уходящей на север, оформлен двумя угловыми башенками-эркерами. На первых этажах жилых домов — торговые учреждения и заведения соцкульбыта.

Ворота-«пропилеи» поближе. Например, аптека в здании справа находилась там всегда.

Так этот жилой дом выглядел в 1954 году.

Противоположную сторону площади занимал заводской парк, выполнявший и роль районного (слева), и еще один жилой дом, также имевший достаточно высокую башню, торжественно отмечавшую перекресток с улицей Центральной. Обратите внимание, что башня оборудована часами, а на верхушке устроен наблюдательный пункт местной ПВО, частая примета на предвоенных и первых послевоенных зданиях.

На первом этаже этого жилого дома располагался универмаг «Автозаводской», главный промтоварный магазин всего поселка.

Районный парк (по сути, фрагмент старого соснового бора) с вентшахтами ст. м. «Автозаводская».

На старых фотографиях видно, что от Могилевского шоссе его отделяла ограда, которой сейчас уже не существует. На заднем плане башенки-эркеры на перекрестке с ул. Центральной.

Сейчас оригинальная ограда 1950 года архитектора И. Руденко сохранилась на участке вдоль ул. Центральной.

Интересно, что она украшена медальонами с зубром, первой эмблемой Минского автомобильного завода.

В самом парке сейчас видно пустое пятно, на котором ранее располагалась летняя эстрада. Это было одно из главных мест рекреации жителей поселка и работников автозавода.

Здесь же, в парке, находилась поликлиника (по некоторым данным, перестроенная из гостиницы военного городка 1930-х годов). Здание снесено на рубеже 2008—2009 гг.

Вид с ул. Центральной на главную районную площадь.

Рядом с парком расположен бывший районный ресторан, до войны выполнявший функции офицерской столовой. Не так давно здание занимал цыганский ресторан «Дрома Ромен», а до него — ресторан «Зубренок».

Основной интерес на улице представляют несколько четырехэтажных жилых домов 1936—1937 годов постройки, напоминающие о довоенном прошлом поселка автозавода.

Это типовые ДОСы, дома офицерского состава, массово строившиеся в военных городках по всему Советскому Союзу перед Великой Отечественной войной. Обратите внимание на характерные угловые балконы и вертикальное остекление лестничных клеток.

Дворовой фасад. Узкие вертикальные окна выходят в небольшое хозяйственное помещение у кухни с умывальником и газом.

Перспектива ул. Лизы Чайкиной, внутренней улицы южной половины поселка. По обеим ее сторонам стоят жилые дома бывшего военного городка в Красном урочище.

Здесь же находится районный Дом быта, судя по всему, построенный позже окружающего его жилого массива, уже в 1960-е.

Около одного из бывших ДОСов чудом сохранилась старая уличная оградка, украшенная оригинальными эмблемами МАЗа.

Упирается ул. Центральная в ул. Социалистическую, идущую параллельно территории промышленного гиганта.

Перед центральной проходной МАЗа уже давным-давно стоит автомобиль-памятник МАЗ-205, образец первого заводского грузовика.

Не так давно к нему присоединились и несколько образцов современной продукции предприятия, а также знаменитый автопоезд МАЗ-2000 Perestroika, инновационная разработка второй половины 1980-х, так и не запущенная в серийное производство.

На предзаводскую площадь выходят еще три реликтовых довоенных здания времен Красного урочища. Это похожие в общем, но несколько отличающиеся в деталях казармы, где жил рядовой состав танковой дивизии. Сейчас монументальные здания заняты различными среднеспециальными учебными заведениями и учреждениями. В этом, например, — бывший автомеханический техникум (сейчас, конечно, колледж).

На фасаде техникума дата постройки казармы и элегантные балконы с закругленными углами.

Соседняя казарма (Социалистическая, 7). Единственная из тройки не покрашена, сохранила оригинальную колористику краснокирпичных фасадов. Примерно так до войны выглядели и остальные казармы, и ДОСы, и прочая застройка военного городка.

На этом корпусе балконов уже нет. За общежитием, кстати, находятся открытые теннисные корты МАЗа, где свою спортивную карьеру начинал Максим Мирный.

Наконец, третью бывшую довоенную казарму занимает ПТУ машиностроения (бывшее ПТУ металлистов).

На противоположной стороне ул. Социалистической — центральная проходная завода, закрывающая собой створ улицы Трудовой. Последняя соединяет предзаводскую площадь с площадью Дворца культуры.

Минский автосборочный завод в местечке Красное урочище начали строить согласно постановлению Государственного комитета обороны в июле 1944 года. Существует легенда, по которой партизаны, участвовавшие в знаменитом параде 16 июля 1944-го в нынешнем парке 40-летия Октября, где сейчас строится гостиница «Пекин», прямо с парада отправлялись на первую великую стройку послевоенного социализма в республике. Примерно так выглядели заводские цеха, перестроенные из старых ремонтных павильонов «Даймлера» в 1946 году.

Из довоенных построек в районе улицы Социалистической также сохранилось здание офицерского клуба, выполнявшего после войны и до постройки в 1975 году нового ДК МАЗ функции заводского дома культуры. Сейчас тут размещается библиотека предприятия.

Чуть дальше по ул. Социалистической — послевоенная вечерняя школа, непременное учреждение в старых заводских поселках, позволявшая работникам предприятия получать образование без отрыва от производства.

В конце же концов улица вливается в проспект в районе монумента «Беларусь Партизанская».

Здесь же находятся несколько старых отселенных двухэтажек, территория под которыми давно предполагается к уплотнению, но пока безуспешно.

С противоположной же стороны улицы, на высоком холме, окруженном остатками того самого реликтового леса, стоит огромное здание бывшего ДК стройтреста №5. Сейчас оно занято Центром внешкольной работы «Золак» и, вероятно, по этому случаю покрашено поверх бордовой глазурованной плитки в розовый цвет.

За Дворцом культуры, почти у самой промзоны, находится один из самых известных долгостроев Минска. Здание физкультурно-оздоровительного комплекса МАЗа, возведение которого началось в самом конце 1980-х, было доведено до очень высокой степени готовности, а потом, по совершенно непонятным причинам, даже не законсервировано до лучших времен, а просто брошено.

Теперь посмотрим, как выглядит южная половина поселка изнутри. На перекрестке ул. Чайкиной и Шоссейной стоит здание так называемого Нового драматического театра, прекрасно иллюстрирующее собой традиции современного белорусского зодчества. Здесь сиреневая и малиновая колористика боковых фасадов непостижимым образом сочетается с фасадом главным, отделанным бежевым керамогранитом и врезанным под углом участком зеркального синего стекла. Для пущей красоты входная группа оформлена небольшим белым классическим портиком. Все вместе выглядит богато, но несколько дегенеративно.

Это бывший районный кинотеатр «Родина», построенный по популярному типовому проекту двухзального кинотеатра второй половины 1950-х (в Минске такими были еще сохранившиеся «Мир» и «Комсомолец», а также снесенный кинотеатр «Беларусь»). На здании висит афиша фильма «Оптимистическая трагедия», лидера кинопроката 1963 года. Фотография, скорее всего, сделана тогда же.

Перспектива улицы Чайкиной. В глубине поселка, за пределами центральных районных улиц и площадей, застройка теряет в этажности, приобретает типовые черты, но остается уютной и комфортной. Просторные зеленые дворы, когда-то тихие улочки, сейчас заставленные автомобилями работников автозавода, благоустроенные квартиры. Быть человеком труда в 1950-е было, в общем-то, неплохо. Конечно, если тебе повезло устроиться на правильное предприятие.

Среди зданий первого послевоенного десятилетия систематически попадаются более поздние вставки, и этим район также отличается от поселка МТЗ. Зато автозавод создал для своих сотрудников куда более развитую инфраструктуру. Вот типовой бассейн «Янтарь» (в Минске есть еще похожие «Волна» и «Орленок»).

Универсам, когда-то называвшийся «Рабочим». Розовый цвет с рабочими ассоциируется слабо, если, конечно, не считать фрезеровщиков Челябинского трубопрокатного, но он все равно не мешает после смены автозаводцам группками предаваться у входа нехитрым пролетарским слабостям.

Перекресток Чайкиной и Трудовой. Здесь же стоит бюст партизанки Лизы Чайкиной.

Перспектива Трудовой. Слева — баня, вдалеке еле заметен оранжевый самосвал-памятник МАЗ-205 перед центральной проходной предприятия.

Вид в противоположную сторону площади перед ДК.

Похожий ракурс на фотографии начала 1950-х. Справа какой-то киоск, похожий на табачный, а вдалеке еще нет никакого ДК МАЗа.

Сама улица Трудовая ныне тупиковая, упирается в подземный переход под Партизанским проспектом, но створ ее торжественно оформлен башнями-близнецами.

Перспектива Трудовой на фотографии начала 1950-х.

А перед этими башнями — большая площадь заводского Дворца культуры. Изначально, конечно, планировалось, что его займет монументальное здание в общей классической архитектурной стилистике поселка, но до 1955 года ДК построить не успели, да и вообще предприятие долго не имело культурного учреждения, соответствовавшего его масштабам. Только в 1975 году на площади открылся новый большой Дворец культуры и техники Минского автомобильного завода, возведенный по типовому проекту московского ЦНИИЭП им. Мезенцева с индивидуальной привязкой архитектора И. Левина. Перед ДК устроен небольшой сквер, имеется фонтан, а сценическая коробка ранее была украшена огромным серпом и молотом. Сейчас их место занимает логотип МАЗа.

Еще перед Дворцом культуры относительно недавно была установлена скульптура взгромоздившейся на зубра дамы со стягом.

По обе стороны от ДК вдоль Партизанского проспекта выстроен ряд похожих трехэтажек, в которых ранее размещались заводские общежития, позже, с постепенным увеличением размеров жилищного фонда, превращенные в обыкновенные жилые дома с индивидуальными квартирами.

Застройка нечетной стороны проспекта в сторону выезда из города.

Застройка четной стороны менее цельная. Здесь послевоенные жилые дома заканчиваются еще до перекрестка с ул. Шоссейной, который отмечен девятиэтажным домом 1968 года. Тогда это было первое высотное здание в ближайших окрестностях, и потому получило в среде местных жителей прозвище «девятка» или «девятиэтажка». Уточнять, какая — смысла не было, других в 1968 году рядом не существовало.

Уже куда позже, в конце 1980-х — начале 1990-х годов, рядом с «девятиэтажкой», на первом этаже которой размещался продуктовый магазин, появилось несколько краснокирпичных башен, также построенных МАЗом для своих сотрудников.

Эти башни были одним из первых примеров уплотнения поселка автозавода, ведь их возвели на месте кварталов послевоенных индивидуальных коттеджей по ул. Мичурина. Фотография 1951 года.

В таких домах, пусть порой и на две семьи, жить в сосновом бору было, вероятно, вполне комфортно.

Еще одна старая фотография 1950 года показывает вид от перекрестка с ул. Шоссейной на заводские общежития. Площадь перед ДК вдалеке слева. На месте забора на переднем плане сейчас лестница к девятиэтажке 1968 года.

В сторону выезда из города этажность застройки поселка постепенно понижается. На этой фотографии хорошо видно, как трехэтажки вдалеке сменяются двухэтажными домами.

Это прекрасные 8-квартирные жилые дома, спроектированные арх. А. Великановым. Обратите внимание на классические портики подъездов и боковые балконы с баллюстрадами, на первом этаже застекленные жителями и фактически превращенные в летние веранды дачного типа.

Дом сразу после окончания строительства.

А вот общий вид окраины поселка автозавода в сторону центра города. Слева индивидуальные коттеджи, на месте которых сейчас краснокирпичные башни, справа — застройка из восьмиквартирных жилых домов. Будущий Партизанский проспект, по сути, представляет собой загородное шоссе, но задел под перспективное расширение предусмотрительно оставлен.

В 1970-е—1980-е же годы напротив него, у перекрестка с ул. Енисейской (сейчас Варвашени), автозаводом был построен ансамбль краснокирпичных зданий: 9-этажного с комплексом учреждений общественного назначения на первом этаже, 16-этажной высотки и пристроенного к последней универсама.

Первым в 1974 году появился девятиэтажный протяженный жилой дом на 240 квартир с характерными металлическими экранами балконов (затем этот мотив, сочетание цветного кирпича и серого металла балконов, использовался автозаводом в других своих жилых домах). Среди местных жителей этот дом стал известен как «Красный», так что Красных домов в Минске как минимум два: этот и на ул. Танка.

Здание построено на перепаде рельефа, вход в подъезды организован на специальной приподнятой платформе, под которой расположен еще один, технический этаж.

16-этажку на 121 квартиру сдали только к 1985 году.

С высоты ее верхнего этажа открываются прекрасные панорамы северной половины поселка автозавода.

Застройка первого послевоенного десятилетия крупнее. Справа вверху видны 19-этажные высотки, первенцы новой волны уплотнения района.

Но пока большинство капитальных зданий, построенных в конце 1940-х — начале 1950-х, стоят на своих местах. Здесь в глубине застройки шум всегда оживленного проспекта и околозаводская суета кажутся чем-то далеким. Летом эти дома утопают в зелени, чужаки сюда заходят редко, да и пролетарский фон за прошедшие десятилетия существенно размылся. Лихая слава «Автаза» во многом осталась в том государстве, которое этот район и породило.

Парадоксально, но те времена были для поселка лучшими. Старый детский сад.

Средняя школа №25 на ул. Седова, давно уже не работающая.

В скверике за ней спряталась аллея пионеров-героев.

Даже слава, пусть и локальная, минского «Торпедо» — дело давно минувших дней.

Улица Челюскинцев.

Вновь ул. Центральная, вид в сторону главной районной площади. Часовая башня размещена строго по центру перспективы магистрали. Многих смущает такой топоним фактически на окраине города. Ну какая, мол, тут может быть Центральная? Когда-то эта улица носила гордое имя проспект Красных партизан, но с переименованием в 1968 году Могилевского шоссе в Партизанский проспект городские власти решили, что двум проспектам в честь партизан в одном месте не бывать, и пришлось меньшему из них стать пусть и Центральной, но улицей. С другой стороны, это название подтверждает: поселок автозавода — вещь в себе. Ну и что, что на окраине? Тут же эта улица главная!

Впрочем, городская застройка кончается тут же. Если повернуться на 180 градусов, видишь фрагмент приговоренного массива индивидуальных домов, многие из которых рано или поздно будут снесены.

Но пока, бродя по этим улочкам и переулкам, по-прежнему можно наткнуться на небольшую уютную послевоенную школу с сакраментальным лозунгом «Учиться, учиться, учиться» в медальоне на фронтоне.

Заброшенный и погоревший, но все равно красивый особняк, где, возможно, когда-то жил знатный автозаводец или квалифицированный инженерно-технический работник.

Еще работает районная баня с очередным наблюдательным пунктом МВПО на крыше.

И даже сохранилось настоящее «сталинское баракко», возможно, последний или один из последних значимых массивов такой застройки, жить в которой после войны довелось тысячам минчан.

Тут есть даже настоящий кампус целого вуза, пусть и коммерческого, переоборудовавшего часть бывших жилых бараков и многоэтажных домов поселка под собственные учебные корпуса и интернаты.

Порой кажется, что время тут решительно остановилось.

Но обернувшись, понимаешь, что новое наступает и делает это пусть и медленно, но неумолимо.

Городские власти имеют на поселок автозавода большие планы. Предполагается освоение по крайней мере всей северной половины района, особенно массива частного сектора в его глубинах. Четыре высотки М111-90, появившиеся недавно на ул. Одесской, можно считать первой очередью.

Но и капитальной 2—4-этажной застройке, включая парадный фасад вдоль Партизанского проспекта, вполне возможно достанется. Отчего-то в высоких кабинетах считается, что она недостаточно представительно выглядит для стратегического гомельского и особенно могилевского въезда в город, откуда, как известно, наша страна получает только все самое лучшее. Темным цветом на макете выделены здания, которые должны будут создать новый архитектурный ансамбль финального участка Партизанского проспекта.

Разумеется, работники МАЗа жили не только в описанном районе. У завода был даже собственный дом на проспекте Сталина, позже Ленинском и Скорины, сейчас Независимости, в квартале между ул. Комсомольской и Ленина.

Сотни семей автозаводцев построили или получили индивидуальные дома в Северном, Западном и Южном поселках. Северный и Западный продолжают более-менее благополучно существовать. Южный же, в основном с домами барачного типа, давно снесен, и на его месте размещаются ныне корпуса Минского завода колесных тягачей. Существует и Молодежный поселок в районе ул. Кабушкина, также застраивавшийся заводом. Но все это особые образования, которые когда-нибудь, возможно, дождутся отдельного рассказа.