Не так давно об этом фильме вновь вспомнил весь мир. В конце октября на Карибский регион и восточное побережье США обрушился мощный тропический циклон, по традиции получивший милое человеческое имя — Сэнди. Пока Сэнди методично разрушал Нью-Йорк и прилегающие к нему штаты, по социальным сетям начали бродить леденящие американскую душу фотографии огромных волн, обрушивающихся на статую Свободы, один из самых узнаваемых символов крупнейшего города страны. Как вскоре выяснилось, неустановленные анонимусы использовали для нагнетания легкой истерии кадры из фильма-катастрофы «Послезавтра». Еще в 2004 году режиссер Роланд Эммерих, большой специалист в этом киножанре, предложил свою версию внезапного наступления на Земле нового ледникового периода. Как обычно, с научной точки зрения у Эммериха получился выспренный, обвешанный клюквой бред, но в чем ему нельзя отказать, так это в умении красиво разрушать американские города. О том, какие достопримечательности пали жертвой голливудских кинодельцов на этот раз, рассказывает блогер Darriuss.
После пролога в неожиданно пошедших трещинами льдах Антарктиды действие переносится в Индию на конференцию ООН по глобальному потеплению. Представительный саммит бюрократов и примкнувших к ним климатологов происходит в пышных классических интерьерах, созданных художниками картины в студийных павильонах канадского Монреаля.
Что может лучше символизировать грядущую климатическую катастрофу, чем снег в Нью-Дели? Выезжать на экзотическую натуру ради небольшой сцены показалось продюсерам накладно, устраивать там снегопад — и того дороже, поэтому индийский эпизод также снимался в Монреале, а впечатляющий дворец на заднем плане, где будто бы проходила конференция, был дорисован мастерами спецэффектов во время постпродакшна.
Токийский район Тиёда, на который выпал град размером с футбольный мяч, снимали, похоже, также в Монреале: для воссоздания японского урбанистического пейзажа пришлось лишь поставить поплотнее декорации и обвесить их яркими неоновыми вывесками с иероглифами и известными японскими словами.
В Вашингтоне пока ничто не предвещает беды. Вдалеке — купол Капитолия, верхушку которого украшает статуя Свободы, о существовании которой в этом городе подозревают не все.
Впрочем, на свою нью-йоркскую сестру она похожа слабо. 6-метровая бронзовая фигура черной женщины, держащей в руках меч и лавровый венок, была установлена здесь еще в 1863 году.
Мемориал Джефферсона, один из вашингтонских мемориальных комплексов, посвященных бывшим президентам США. Неоклассическая ротонда, спроектированная архитектором Джоном Поупом, была построена в американской столице в 1943 году.
В Нью-Йорке тоже пока все как обычно — пробки. В кадре слева — колокольня неоготической церкви св. Троицы на перекрестке двух самых знаменитых улиц Манхэттена: Уолл-стрит и Бродвея. В центре как раз последний.
Высочайшее на момент окончания строительства здание города (86 метров) было возведено в 1846 году по проекту архитектора Ричарда Апджона. Принадлежит нью-йоркской епархии протестантской Епископальной церкви Америки.
Первые признаки надвигающейся беды: птицы решают досрочно улететь на юг. Кадр вновь ощетинился шпилями и пинаклями церкви св. Троицы.
Панорама острова Манхэттен. Конечно, с двумя самыми узнаваемыми после разрушения башен-близнецов ВТЦ небоскребами Нью-Йорка: Эмпайр-Стейт-Билдинг и Крайслер-Билдинг. Обычно в фильмах-катастрофах именно они падают первыми жертвами очередного катаклизма, но не в «Послезавтра». В этом кино их всего лишь подвергнут быстрой заморозке.
Юго-восточный угол Центрального парка с тремя известными местными «высотками». У левого края кадра 41-этажная башня в стиле ар-деко роскошного отеля The Pierre (1928—30 годы, арх. Schultze & Weaver). Чуть правее — занимающее целый квартал светлое здание с темными вертикальными тягами оконных проемов — General Motors Building (1968 год, арх. Edward Durell Stone & Associates). Наконец, у правого края скриншота — 210-метровое Solow Building (1974 год, арх. притцкеровский лауреат Гордон Буншафт из Skidmore, Owings and Merrill) с характерным черным зеркальным остеклением, заключенным в белый бетонный каркас.
General Motors Building на современной фотографии. Именно у подножия этого здания находится вход в самый известный Apple Store, оформленный в виде стеклянного куба со стороной 9,8 метра.
Тем временем погода в Вашингтоне начинает портиться.
Пока столицу заливают ливни, серия торнадо разрушает к чертям Лос-Анджелес. Типичный городской силуэт: бескрайние плоские малоэтажные кварталы и зубчатая линия небоскребов местного даунтауна вдалеке.
Внизу — один из американских хайвеев. Интересно, что пробка стоит на въезде в город.
Безжалостные смерчи первым делом уничтожают знаменитую надпись «Голливуд» на склоне горы Маунт-Ли. Появившийся в 1923 году изначально с рекламными целями, знак давным-давно является полноценной достопримечательностью Лос-Анджелеса и символом всей американской киноиндустрии. Вандализмом по отношению к нему режиссер Эммерих наверняка на что-то намекает.
Далее торнадо продолжает сносить знаковые сооружения крупнейшего на Западе США города. Он подбирается к зданию Capital Records (правее центра скриншота).
Строительство нового офиса крупной одноименной звукозаписывающей компании завершилось в 1956 году. По задумке автора проекта архитектора Уэлтона Беккета здание должно было напоминать стопку сложенных друг на друга пластинок. Удалось ли ему достичь этого эффекта или нет, но относительно некрупная башня (13 этажей, 46 метров) получилась столь харизматичной, что быстро стала олицетворением американского музыкального шоу-бизнеса, как ранее надпись «Голливуд» — калифорнийского кинематографа.
Сложно поверить, но в один год с так современно и поныне выглядящем Capitol Records Building в Лос-Анджелесе в Минске было завершено строительство Дворца профсоюзов на Центральной площади. Открытка второй половины 1950-х.
Карфаген должен быть разрушен, считает Роланд Эммерих.
Досталось и местному аэропорту.
Отважные репортеры дают комментарий прямо из гущи событий. Окрестный пейзаж с деревянными домами вызывает подозрения в том, что это на самом деле Лос-Анджелес.
Наконец, самый «толстый» смерч нападает и на небольшой квартал имеющихся тут небоскребов.
В верхней части кадра, чуть левее его центра, — высочайшее здание Лос-Анджелеса — U.S. Bank Tower.
73-этажный 310-метровый небоскреб, построенный в 1989 году по проекту мастерской Pei Cobb Freed & Partners и имеющий характерное завершение в виде шестеренки, с маниакальным упорством был уничтожен и в следующем фильме Эммериха «2012».
Деловой центр ЛА после разгула стихии.
Наконец, действие возвращается на восточное побережье страны, в Нью-Йорк. Для начала город заливают дождем. На переднем плане — Liberty Island со статуей Свободы. Не все знают, что постаментом для французской скульптуры является существовавший задолго до нее Форт Вуд. Звездообразная структура под памятником была построена как оборонительное сооружение в 1841 году.
Манхэттен под ливнем.
Богатая нью-йоркская квартира. Мраморные колонны, портреты в золоченых рамах на стенах, мебель с подозрительными пятнами на спинках. Интерьер создан в павильоне одной из монреальских киностудий.
Джейк Джилленхол в те, уже давние, времена играл еще гиков, а не качков.
Нью-йоркская 41-я улица, типичный манхэттенский тоннель.
Кульминационные сцены: на город надвигается цунами. Именно этот эпизод кадрами разошелся по социальным путям, напугав тамошнюю публику.
Большая вода преодолевает остров Либерти.
Интернет-шутники наложили на эту картинку логотип одного из нью-йоркских телеканалов, выдав ее за кадры прямого эфира. Этого оказалось достаточно, чтобы в Инстаграме запаниковали хипстеры.
Хорошо, что неизвестные тролли не использовали следующие кадры, которые могли бы привести и к случаям суицида у особенно впечатлительных граждан.
Океан с удовольствием заполняет улицы Манхэттена.
В перспективе 41-й улицы видны арки Нью-Йоркской публичной библиотеки.
Именно в этом прекрасном дворце в стиле боз-ар, расположенном на 5-й авеню, между 40-й и 42-й улицами, неподалеку от вокзала Гранд Сентрал, нашли приют на время стихии главные герои картины.
Библиотека построена в 1911 году по проекту бюро Carrère and Hastings и в настоящее время является второй по величине библиотекой США и тем самым одной из крупнейших библиотек мира. В настоящее время ее фонды насчитывают около 53 млн единиц хранения. Любознательный читатель может задать резонный вопрос, как столько информационных носителей может помещаться пусть и в относительно крупном, но все же компактном здании, тогда как иные страны для размещения в четыре раза меньшей коллекции вынуждены сооружать 20-этажные ромбокубооктаэдры?
В 1980-е новое огромное фондохранилище было построено под соседствующим с библиотекой (на фото — ее задний фасад слева) Брайант-парком. Парк на несколько лет закрыли, возвели под землей целое здание на 11 500 квадратных метров, после чего разбили зеленую зону заново.
Нью-Йоркская публичная библиотека в фильме «Послезавтра» в затопленном состоянии. Свободное пространство справа и есть тот самый парк, под которым находится книгохранилище.
Нью-Йорк превратился в Венецию.
Даже со своими кораблями на улицах-каналах. Грандиозная декорация с танкером, библиотекой и окружающей квартал застройкой была построена все в том же Монреале.
Полузатопленное мраморное фойе библиотеки.
Ее же коридоры.
Беженцы размещаются в основном в читальном зале.
Это роскошное помещение длиной 90 метров с высотой потолков 16 м само по себе является городской достопримечательностью. Художники-постановщики фильма постарались максимально достоверно воссоздать его в студийных павильонах.
На заднем плане — бюст архитектора здания Джона Каррера. На переднем — политкорректный чернокожий бомж с непременной в фильме Эммериха милой собакой.
Тем временем начался снегопад. Океан чудесным образом мгновенно замерз.
В Брайант-парке.
Панорамы заснеженного Манхэттена.
Впереди — Эмпайр-Стейт-билдинг.
Начинает быстро подмораживать. В этот момент становится ясно, что герои не ошиблись с местом дислокации. Обширные хранилища Публичной библиотеки предоставили им примерно 53 млн единиц горения.
Общий вид библиотечного здания в новом, полярном, исполнении.
Замерзло все, включая статую Свободы.
В читальном зале намело гигантский сугроб.
Новый Манхэттен выглядит теперь примерно так.
На выручку героям летит американская армия.
Северная половина страны умерла, про Канаду вообще или хорошо, или ничего, жители южных штатов пытаются нелегально пробраться в Мексику, Европа под пятиметровым слоем снега.
О дивный новый мир!
Мучиться, впрочем, придется недолго. Окончательный Апокалипсис наступит спустя всего 8 лет, и его в фильме «2012» покажет все тот же Роланд Эммерих, уничтожив на экране все, что выжило в «Послезавтра».