Всемирно известные здания: архитектура Вильнюса

 
13 303
09 ноября 2012 в 18:24
Источник: Darriuss. Фото: автора, panoramio.com, wikipedia.org
Источник: Darriuss. Фото: автора, panoramio.com, wikipedia.org

До этого заграничного города от Минска всего 170 км, меньше, чем до любого из белорусских областных центров. Именно там для многих жителей нашей страны начинается Европа, покупаются первые импортные полкабана, формируются представления о разнице между «их нравами» и образом жизни на родине. А между тем это один из интереснейших городов Восточной Европы, к тому же исторически вовсе не чужой белорусам. О том, что обязательно стоит увидеть в Вильнюсе, кроме торговых центров Akropolis и Ozas, рассказывает блогер Darriuss.

Начинать, конечно, следует с Замковой горы, места, откуда Вильнюс «пошел есть». Как и у любого более-менее приличного города, у Вильнюса есть собственная легенда об основании. Давным-давно, в XIII веке жил-был литовский князь с интересным именем Свинторог. Под конец жизни он был весьма озабочен местом собственного погребения, а так как литовцы к тому времени по-прежнему были язычниками, погребальный обряд у них выражался в торжественном сожжении покойного, и Свинторога в основном интересовало, где его, собственно, сожгут. Особенно понравилось ему место при впадении реки Вильни в реку Вилию. После процедуры ритуальной кремации место это будто бы прозвали долиной Свинторога. Сейчас на ее месте располагается Кафедральная площадь и Серейкишкский парк.

Спустя около 50 лет в этой долине, продолжает утверждать легенда, охотился великий князь Гедимин. Убив тут тура, на радостях решил Гедимин прямо здесь и заночевать. Неожиданно ему приснился красочный сон, главным героем которого был огромный и при этом железный (!) волк, стоявший на высоченном холме и при этом оглушительно вывший. Психотерапевтов в начале XIV века еще не существовало, и удивленный князь обратился за разъяснениями к некому Лиздейке, исполнявшему при Гедимине обязанности верховного жреца. Лиздейка, подумав, рассказал князю, что гигантский воющий железный волк — это к строительству замка и города у него. Причем сделать это великому князю было совершенно необходимо именно на том холме, где волк был князем во сне замечен. Холм совместными усилиями был идентифицирован как гора, нависающая над долиной Свинторога, и Гедимину ничего не оставалось, как основать тут Вильно, Вильню, Вильнюс, свою будущую столицу. Панорама города в 1600 году.

Лиздейка после такого судьбоносного толкования, по некоторым данным, стал легендарным родоначальником семьи Радзивиллов (радить — советовать, вилкас — волк). Имеет ли исторические основания данная легенда или это плод воспаленного воображения летописцев, никто уже не скажет. Первое же достоверное упоминание о городе датируется 1323 годом, когда в своем латиноязычном письме тот же самый Гедимин уже называет Вильну своей столицей. В это же самое время в 170 км юго-восточнее также при слиянии двух рек, Немиги и Свислочи, уже 250 лет существует город Менск.

Итак, в XIV веке Вильнюс уже существовал и, как утверждают литовские ученые, выглядел примерно так. Город представлял собой комплекс сразу 3 замков: Верхнего (на Замковой горе), Нижнего (у ее подножия) и Кривого (на соседней Кривой, или Лысой, горе, расположившейся на противоположном берегу реки Вильни).

От Кривого замка ничего не осталось, его сожгли крестоносцы и временно примкнувший к ним Витовт еще в 1390 году. Сейчас на этой горе установлены 3 бетонных креста в память об убиенных тут язычниками в XIV веке монахах-францисканцах. У подножия крестов — одна из популярных обзорных площадок Вильнюса.

А вот от Верхнего замка уцелела целая башня, западная, известная сейчас как башня Гедимина, одна из главных достопримечательностей литовской столицы. На этом макете она обозначена цифрой 1, 2 — Северная башня, 3 — Цитадель, дворец великих князей, 4 — костел св. Анны, 5 — Старый Арсенал.

К Верхнему замку можно подняться или по серпантину из Серейкишкского парка, той самой долины Свинторога, или воспользоваться услугами фуникулера со стороны набережной Няриса-Вилии.

На вершине 48-метровой Замковой горы вас ждет самый крупный уцелевший фрагмент замка — «Башня Гедимина», несмотря на название построенная при Витовте на рубеже XIV—XV веков. Внутри — небольшая музейная экспозиция, со смотровой площадки на крыше открываются прекрасные виды на город.

У подножия холма располагался замок Нижний (или Дольный) — основная резиденция великого князя в мирное время. Так он, как предполагается, выглядел в XIV веке. В центре, под номером 1 — еще один великокняжеский дворец, под номер 2 — примерный первоначальный вид кафедрального костела города.

В первой половине XVI века готический ансамбль Нижнего замка был перестроен в актуальном на то время ренессансном стиле. Кардинально поменялся внешний вид великокняжеского дворца (№1), кафедрального костела (№2), Арсенала (№3).

В то же время Верхний замок не реконструировали. Его разрушили в 1660—61 годы в ходе войны с Романовым Алексеем Михайловичем и в дальнейшем не восстанавливали. Сохранилось только два этажа будущей Башни Гедимина, реставрированной до оригинального вида только в 1930-е. За Верхним замком в левом верхнем углу видно здание Старого Арсенала XVI века, восстановленное в 1980-е годы. Сейчас — там музей прикладного искусства, а в подвалах — археологическая экспозиция.

На части территории Нижнего замка на протяжении XIX века была сформирована парадная Кафедральная площадь, главная в городе. К этому времени виленский кафедральный собор уже был перестроен: из барочно-ренессансного храма с двумя башнями, довольно типичного образца культовой архитектуры Великого княжества Литовского, здание в 1782—1801 годов реконструировали в стиле античного классицизма (арх. Л. Стуоко-Гуцявичюс). Выделяющаяся на фотографии цветом фасада, чуть более серая часовня св. Казимира (в правой части снимка) — это уцелевший при перестройке фрагмент костела XVI—XVII веков.

Еще одним реликтом тех столетий является соборная колокольня. Обратите внимание, как отличаются ее ярусы. Первый представляет собой одну из башен Нижнего замка, к которой в XVI веке надстроили два восьмиугольных этажа для размещения колоколов. Верхний, четвертый, ярус был добавлен уже при реконструкции собора в начале XIX века.

В юго-восточном углу Кафедральной площади начинается улица Пилес (Замковая), главная туристическая магистраль города, пересекающая весь Старый город Вильнюса и являющаяся его основной осью. Она пешеходна, обильна кафе и магазинами и традиционно переполнена приезжими. В перспективе — Башня Гедимина.

Застройка Пилес малоэтажна, эклектична и приятна глазу и сердцу. Особенный интерес представляет пара готических жилых домов, дающих представление о том, как выглядела кирпичная застройка Вильнюса в XV—XVI веках.

Традиционно туристов привлекает главный сувенирный рынок города, расположенный на перекрестке улиц Пилес, Диджёйи и Латако. Увы, вне внимания увлеченных выбором магнитов граждан обычно остается церковь, у которой рынок расположен.

А между тем Пятницкая церковь, пусть и построена в современном виде только в 1864 году, располагается на месте первого православного храма Вильни. Он был возведен еще в 1345 году по желанию супруги великого князя Ольгерда витебской княжны Марии Ярославны на месте капища Рагутиса, литовского бога, что характерно, пьянства. Это был не только первый православный, но и в принципе первый каменный христианский храм в столице ВКЛ.

Не все знают, что именно здесь Петр I в 1705 году крестил некого «Африканца Ганнибала», ставшего дедом русского «нашего все».

За Пятницкой церковью трассу улицы Пилес продолжает улица Диджёйи (Большая), ведущая к Ратушной площади. Треугольная в плане площадь сформировалась на месте главного городского рынка, а уже в XVI веке упоминается и существовавшее здесь здание виленского магистрата.

На красочном плане «Вильны Литовской» 1576 года хорошо видно оригинальное здание Ратуши. Одно-двухэтажное строение со стройной башней, увенчанной шпилем, располагается чуть выше и правее центра панорамы. От него схематично изображенная, а потом спрямленная Замковая улица ведет прямо к Нижнему замку, над которым доминирует та самая гора, где некогда железный волк вторгся в сны великого князя Гедимина. На плане заметно и то, что разросшийся с XIV века город почти полностью обнесен стеной, в которой устроены несколько ворот-брам.

Как и кафедральный собор, первое здание Ратуши в конце XVIII века перестроили по проекту Л. Стуоки-Гуцявичюса в классицистском духе. Возможно, в 1799 году, когда работы завершились, она и выглядела роскошным античным дворцом, но человеку, выросшему среди сталинского ампира, она не может не напоминать какой-нибудь послевоенный ДК, причем не самого высокого пошиба.

Кроме Ратуши, на площади интересна Никольская церковь — результат реконструкции 1860-х одного из первых виленских православных храмов.

И вот это скромное двухэтажное здание рубежа XVI—XVII веков, принадлежавшее виленскому войту Михалу Бильдзюкевичу. Считается, что именно на этом месте находилась типография (друкарня) Франциска Скорины, а позже типография Мамоничей, где работали печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Хотя свою первую книгу Скорина напечатал в Праге, именно с этого места в Вильнюсе началась история книгопечатания вообще и восточнославянского в частности на территории ВКЛ. Здесь Скорина издал в 1522 году «Малую подорожную книжицу», а спустя 3 года — «Апостол».

Память о Скорине увековечена мемориальной доской на фасаде здания и небольшим памятником в его дворе.

На Ратушной площади находится и иезуитский костел св. Казимира, первый барочный храм города, построенный в 1616 году.

За площадью улица Диджёйи переименовывается в улицу Аушрос Варту, Остробрамскую, в конечном итоге приводящую к единственным уцелевшим городским воротам Вильны и католической святыне, часовне Матери Божьей Остробрамской над ними. По пути можно насладиться видом старейшей городской хозпостройки, бывшего склада XV — начала XVI веков, украшенного эффектным черно-белым сграффито. После реставрации 1970-х здесь открылся ресторан «Мядининкай», одно из самых известных туристических заведений еще советского Вильнюса.

По местному обыкновению обильна улица и храмами. Белорусам особенно интересен будет комплекс базилианского греко-католического монастыря, выходящий на Аушрос Варту пышной барочной брамой.

Монастырская церковь выглядит очень сурово. Построенное в первой половине XVI века как православный храм здание с четырьмя угловыми башнями несет в себе черты церкви-крепости, жанра в культовом строительстве, свойственного белорусским землям. С 1608 года его передали униатам, им же оно принадлежит и сейчас.

Именно тут, в одном из жилых корпусов этого монастыря, так называемых мурах базилианских, в межвоенное время располагалась Виленская белорусская гимназия, учились и работали в которой многие выдающиеся деятели белорусской культуры. На здании висят мемориальные доски поэтессе Наталье Арсеньевой и писателю Максиму Горецкому.

Недалеко расположен и единственный виленский православный храм, всю свою историю не менявший конфессиональной принадлежности. Церковь св. Духа построена в 1634 году и долгое время являлась главным центром православия в окатоличенном в массе своей городе. Здание входило в комплекс православного монастыря, который тут действует и сейчас.

Прекрасен и кармелитский костел св. Терезы, раннебарочное (1650 год) здание, своей архитектурой отсылающее к римским прототипам типа церкви Иль Джезу или к радзивилловскому несвижскому костелу Божьего Тела.

Наконец, завершается главная улица Старого города, последовательно называющаяся Пилес-Диджёйи-Аушрос Варту, Остробрамской часовней, городским символом, важной католической святыней, содержащей внутри особо почитаемую на территории ВКЛ икону Матери Божьей Остробрамской. Все это делает часовню крупным центром притяжения тысяч туристов.

Часовня пристроена к Острой браме, единственным сохранившимся воротам городской стены. Их построили в 1522 году, когда столицу ВКЛ окружила система укреплений. Внешний фасад брамы украшает «Погоня».

Увы, это лишь малый фрагмент оборонительного комплекса начала XVI века. В конечном итоге вокруг города было выстроено 10 ворот, 2 башни и барбакан, из которых уцелели только Острая Брама, около 500 метров городской стены, соединенных с застройкой, и артиллерийский бастион. Остальные укрепления были уничтожены в 1799—1805 годах по указанию российского императора Павла I. Так, например, выглядели Субочские ворота Вильны.

Брама была снесена, но уцелел находившийся по соседству артиллерийский бастион с восстановленным 150-метровым фрагментом городской стены на ул. Бокшто.

С соседнего холма открываются прекрасные панорамы города. Вильнюсу очень повезло с рельефом, здесь нет недостатка в естественных обзорных площадках, причем в самом центре города. У подножия этого холма лежит знаменитый Ужупис, Заречье, когда-то трущобный район на противоположном от Старого города берегу речки Вильни, сейчас считающийся вильнюсским Монмартром, местом обитания художников, литераторов, прочей прогрессивной интеллигенции, молодежи и даже вильнюсского мэра. Район рекомендован к посещению всем желающим приобщиться к неформальной литовской культуре.

Кроме того, в Ужуписе расположен и «белорусский» костел св. Варфомолея. Храмов в Вильнюсе настолько много, что некоторые из них переданы национальным диаспорам. Заречный костельчик, построенный в 1778 году, принадлежит вильнюсской общине католиков-белорусов.

Хорошо виден с Бастиона и центр Старого города. Слева направо: башня Гедимина, Пречистенский кафедральный собор и бернардинский костел.

Нынешний главный храм Виленской и Литовской епархии Русской православной церкви внешне представляет собой результат многочисленных перестроек церкви XIV века, последняя из которых (1865—68 годы) привела к тому, что здание нынче похоже скорее на типичную армянскую церковь, чем на бастион православия в католической стране.

Недалеко от Пречистенского собора на улице Майронё (Майрониса) находится хорошо известный комплекс костелов бернардинцев и св. Анны, демонстрирующий, что в Вильнюсе есть не только барокко, но и сохранилось немного готики. Костел св. Франциска монастыря бернардинцев (справа) был построен в 1480 году, в 1511-м к нему были пристроены угловые башни, что позволяет некоторым исследователям считать его первым храмом оборонительного типа на территории ВКЛ. Немного позже в разных районах Великого княжества была возведена целая серия церквей-крепостей, причем православных: в Мурованке под Лидой, в Сынковичах около Слонима и в ныне польском Супрасле. Возможно, архитекторы этих сооружений, считающихся ныне шедеврами столь экзотического архитектурного стиля, как православная готика, ориентировались именно на этот столичный католический костел.

Соседствующий с ним небольшой костельчик св. Анны представляет собой образец совершенно другой строительной традиции, восходящей к западноевропейской «пламенеющей готике». Главный фасад храма, построенного в 1501 году, поражает сложностью архитектурного декора. При этом здание имеет совершенно камерный характер, соразмерно разглядывающему его человеку и не подавляет его объемами, как это делают монументальные европейские катедрали.

В Вильнюсе живет более полумиллиона человек. На это количество жителей даже сейчас, без учета понесенных утрат, приходится три десятка только исторических костелов (включая греко-католическую церковь), около 15 православных церквей, староверческий храм, две протестантские кирхи, синагога и караимская кенасса. Такое обилие разнообразных храмов лучшим образом показывает значение города в исторической перспективе и то, каким плавильным котлом культур и религий он был. Вильнюс — родина виленского барокко. Большая часть костелов и церквей в этой локальной разновидности паневропейского стиля сконцентрировано в Беларуси, но в Вильнюсе есть немало его архетипических примеров. Бенедиктинский костел св. Екатерины (1773 год) на ул. Вильняус.

Миссионерский костел Вознесения Господня на ул. Субачяус (1754 год).

Редкая однобашенная разновидность виленского барокко: августинский костел Пресвятой Девы Марии Утешения (1768 год), ул. Савичяус.

Но одним виленским барокко разнообразие храмов Вильнюса, конечно, не ограничивается. В лабиринтах улочек Старого города можно обнаружить и костел св. Николая 1440 года, архаическую готику, позволяющую получить представление о том, как выглядели храмы столицы ВКЛ до их перестройки в ренессансно-барочном духе.

Костел свв. Петра и Павла 1676 года, расположенный в районе Антакальнис (ул. Антакальнё, 1). Он находится за пределами Старого Города, в бывших виленских предместьях, но не только красив сам по себе.

Прежде всего знаменит декор его интерьеров. Внутри здание украшено более чем 2000 (!) белых лепных стукковых рельефов, производящих умопомрачительное впечатление.

Доминиканский костел св. Духа (ул. Доминикону, 1770 год).

В одном из его жилых корпусов, выходящем на ул. св. Игната (св. Игното), в XIX веке была устроена тюрьма, где в числе прочих содержался и Кастусь Калиновский. Мемориальная доска герою восстания 1863—64 годов на стене здания.

Специалисты могут оценить Хоральную синагогу на улице Пилимо (Завальной), построенную в любимом в этом жанре неомавританском стиле в 1903 году.

В Вильнюсе имеется даже столь экзотический храм, как кенасса (1923), принадлежавшая караимам, тюркской народности, исповедующей иудаизм.

В городе есть десятки исторических храмов на любой вкус, но найдется чем заняться и любителю светской архитектуры. От Кафедральной площади на запад уходит проспект Гедимина, бывший Георгиевский, бывшая улица Мицкевича, улица Адольфа Гитлера, проспект Сталина, проспект Ленина, главная имперская магистраль губернской Вильны, проложенная в качестве альтернативы улицы Замковой (Пилес), центральной оси города времен ВКЛ и Речи Посполитой. Во второй половине XIX—XX веков проспект и ближайшие к нему улицы получили парадную репрезентативную застройку в духе эклектики общественными зданиями и многоэтажными доходными домами.

В районе площади Лукишки (Лукишкес), сформированной на этом проспекте, установлен крест, отмечающий место, где был повешен Кастусь Калиновский.

Фон для него создает еще один доминиканский костел — свв. апостолов Якова и Филиппа (1737 год), очередной образец виленского барокко.

Но большую часть туристов привлекают, конечно, не широкие парадные магистрали, застраивавшиеся по единому плану и в короткий промежуток времени, а те самые «узкие кривые улочки» (ТМ), с которыми в их представлении интересная Европа и ассоциируется. В Вильнюсе этого узкого и кривого добра много, бродить по тесными кварталам в, казалось бы, хаотическом лабиринте проулков и переулков можно долго, а их свойственная Вильнюсу обшарпанность придает им еще большую атмосферность.

Как-то так выглядела и наша Немига до своего сноса, но минчане свой Вильнюс уже потеряли.

И где-то тут, в этом уличном лабиринте застройки последних 400 лет, можно встретить и здания крупных форм: ансамбль Вильнюсского университета, начавший формироваться как иезуитская академия еще в XVI веке и сейчас состоящий из 12 корпусов, костела святых Иоаннов и колокольни, образующих 13 внутренних дворов разных размеров.

Рядом — президентский дворец (или Президентура, как ее называют), занимающий бывшую резиденцию виленского архиепископа, а позже генерал-губернатора. Вид с внутреннего двора.

Это очередная (1792 год) работа архитектора Л. Стуоки-Гуцявичюса, параллельно в том же классицистском духе перестроившего другие важнейшие виленские постройки: катедру и ратушу. Белорусу сложно представить такое кощунство, но литовскую Президентуру можно спокойно фотографировать, подходить к ней вплотную, трогать ее за стены и даже, жесточайший непорядок, лежать рядом на газоне.

Виленский дворец Радзивиллов конца XVII века на ул. Вильняус, где нынче демонстрируются коллекции западноевропейского и русского искусства Национального художественного музея Литвы.

Национальный музей на Кафедральной площади с памятником первому королю Литвы Миндовгу перед ним занимает здание Старого арсенала.

И совсем недавно восстановленный к 1000-летию Литвы дворец великих князей за кафедральным собором. Примерно в таком ренессансном здании, считается, жили великие князья литовские с начала XVI века. Здание, чей облик был известен весьма условно, было разрушено в начале XVIII века, но это тем не менее не помешало литовским властям его восстановить.

А кроме этого, десятки и сотни других выдающихся и рядовых, культовых и светских зданий, образующих целостную городскую среду, включенную в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Интересным и к тому же недоступным на территории Беларуси аттракционом может стать посещение Вильнюсской телебашни, построенной в конце 1970-х в жилом районе Каролинишкес.

На башне на высоте 250 метров работает обзорная площадка, где оборудован вращающийся ресторан. Старый город оттуда видно плохо, но с такой высоты впечатляют даже панорамы вильнюсских окраин.

А ценителям современной архитектуры интересно будет сравнить достижения литовских архитекторов начала XXI века с творчеством юго-восточных коллег, работающих в эстетике агроренессанса. В Вильнюсе, на противоположном Старому городу берегу Няриса, есть полноценный деловой центр, настоящий мини-даунтаун.

Вильнюс — не самый худший город для первого знакомства с Европой, где каждый может найти что-то по душе. Из зарубежных городов, может, наиболее близкий белорусам ментально, где в дворцах-музеях, костелах и церквях, пивных барах Старого города и торговых центрах на его окраинах, на тихих улицах и шумных проспектах с легкой элегичностью приятно помечтать об утраченной столице.

Фото автора и с сайтов Panoramio.com и Wikipedia.org.