Каменная Горка: комфортный для жизни район или гигантский «человейник» (мнения экспертов)

 
14 044
18 сентября 2012 в 11:32
Автор: Николай Градюшко. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Николай Градюшко. Фото: Аркадий Соболев

Каждая из эпох подарила Минску свои спальные микрорайоны. Двухэтажная послевоенная Осмоловка, Зеленый Луг, Восток, Веснянка, Уручье. Все эти жилые образования были и остаются на хорошем счету у минчан. Представление о состоянии архитектурной мысли нынешней эпохи у потомков сложится по Каменной Горке, где сейчас строят больше всего жилья. Пока район в обществе воспринимают неоднозначно. Одни радуются возможности построить квартиру по льготному кредиту, другие недоумевают: как можно жить в «каменном мешке» без инфраструктуры и деревьев под окном. Мнений обывателей достаточно на форумах в интернете, а что думают по поводу Каменной Горки специалисты в области архитектуры? Даем им слово.

Для начала несколько фактов из прошлого. Детальный план нового крупного жилого массива на западе Минска начали разрабатывать еще в начале 2000-х. Изначально здесь собирались строить больше индивидуальных домов с просторными дворовыми территориями, но затем новый генплан внес изменения в плотность жилфонда и курс был взят на крупнопанельное домостроение для очередников.

Один из ранних детальных планов Каменной Горки. Нажмите на фото для увеличения.

В августе 2008 года СМИ бодро сообщили: на пустыре, который на протяжении многих лет встречал въезжающих в западные ворота Минска автомобилистов, забиты первые сваи и вскоре это место изменится до неузнаваемости. Архитекторы обещали 18 детских садов (на сегодня работают только два), 11 школ, 3 библиотеки, 3 поликлиники, бассейны. Особенностью Каменной Горки должна была стать зеленая зона в виде подковы, которая пересечет все микрорайоны. Увы, эти мечты пока сильно разнятся с действительностью. Так в чем же дело?

Архитектор «Минскпроекта»: «То, что мы спроектировали и то, что строят, — две разные вещи»

Мы позвонили человеку, который стоял у самых истоков Каменной Горки, принимал непосредственное участие в создании проекта детальной планировки этого жилого района. Архитектор «Минскпроекта» в разговоре был эмоционален и пожелал не упоминать в статье своего имени.

— В том, что Каменную Горку называют «каменным гетто», заслуга вовсе не наша. В свое время мы создали проект нормального и комфортного для жизни жилого района с необходимым количеством детских садов, школ, поликлиник, других объектов соцкультбыта и достаточным количеством мест для хранения автотранспорта, — рассказывает наш собеседник. — Проект прошел экспертизу, все нормы соблюдались. Что произошло потом... Задайте этот вопрос заказчикам. Я снимаю с себя ответственность. Строительство ведется с отступлениями от проекта. На месте объектов инфраструктуры, в том числе школ и садов, строится жилье. Вместо индивидуальных зданий появляются однотипные панельные дома. Застройка уплотняется: район проектировался, исходя их норматива 7600 квадратных метров на гектар. Уверен, там уже пошел перебор. А почему? Над интересами жителей города возобладали коммерческие интересы заказчиков-застройщиков.

— И все же, вы не хотите признать некоторые просчеты на стадии проекта? К примеру, проблему парковки в Каменной Горке предлагалось решить за счет паркингов вдоль МКАД. Однако сегодня очевидно: никто не будет их строить для малоимущих льготников.

— Эту обязанность надо переложить на застройщиков. Возвел дом, получил с него прибыль — будь добр построить паркинг. Создается впечатление, что пока застройщики диктуют городу свои условия, а надо наоборот.

Кандидат архитектуры, житель Каменной Горки: «Хороший район, хоть и отдает советским прошлым»

Мы отыскали человека, который может оценить микрорайон с двух позиций одновременно: как профессиональный архитектор и как житель Каменной Горки. Это кандидат архитектуры, доцент кафедры «Градостроительство» архитектурного факультета БНТУ Валентин Вашкевич.

— Я бы не стал критиковать Каменную Горку. Да, есть негативные отзывы. Но важно учитывать два обстоятельства: во-первых, район далеко не элитный. Он изначально задумывался, как плацдарм для выполнения государственной программы по строительству социального жилья. Потому и условия здесь специфические: высокая плотность застройки, преобладание недорогих домов крупнопанельных серий. Во-вторых, район не до конца застроен и окончательный вердикт в его отношении выносить еще рано.

— Как вам живется в Каменной Горке? Перечислите «плюсы» и «минусы»?

— В целом неплохо. Чистый воздух, метро, новые теплые дома — все это очевидные преимущества. Пока запаздывает инфраструктура, но я смотрю на вещи оптимистично: строят сразу несколько торговых центров и детских садов, поликлинику. Быть может, в центре района даже появится парк. Подождем — увидим. Кто-то жалуется на тесноту во дворах, а я нашел себе место на стоянке неподалеку, что не составило большого труда. Ведь у нас как: каждый хочет хранить машину у подъезда, думает только о себе, а потом клянет на чем свет стоит проектировщиков и на жизнь жалуется. Повторюсь: район социальный, не элитный, и с этим надо считаться.

— Как можно охарактеризовать район с точки зрения архитектуры? Есть ли здесь некий ансамбль, творческие находки, узнаваемые акценты?

— По своей композиции Каменная Горка весьма однообразна. Вся она как будто застроена по приему «Ctrl-С» — «Ctrl-V», местами разнообразие достигается за счет зеркального отражения жилых групп. Я бы сказал, район запроектирован в духе советских традиций. Конечно, стали шире проезды, увеличилась площадь кухонь, но «идеология» проектирования районов массового жилищного строительства осталась прежней. Впрочем, 25-этажные «высотки» на ул. Притыцкого весьма удачно вписались в окружающую среду. Здания по индивидуальным проектам должны построить и в других кварталах.

— Какой вам видится Каменная Горка через 20—30 лет?

— Хорошим районом для жизни. К тому времени население постареет, семьи разъедутся и произойдет естественное разуплотнение. В Зеленом Луге тоже сначала было много молодых семей, а теперь считается, что там больше пенсионеров. Инфраструктура останется, деревья вырастут. Короче говоря, хуже не будет.

— Не слишком ли увлекся Минск панельным домостроением? Главный архитектор города Александр Петров даже выступил с инициативой запретить в столице строительство жилья такого типа. А как вы считаете, нужны ли нам еще «Каменные Горки»?

— Не стал бы ругать крупнопанельное домостроение. Заводы работают по отлаженной схеме, выполняя заказ государства. С другой стороны, что мешает им подстраиваться под новые потребности и строить жилье другого типа? Если говорить о пригороде, то там в самый раз 4—5-этажные дома или таун-хаусы. Это в идеале, конечно. А в реальности, увы, все складывается иначе: чтобы отбить затраты на коммуникации приходится создавать высокоплотную среду.

Архитектор микрорайона Зеленый Луг: «Панельные дома — это вчерашний день»

В свое время новаторский проект минского Зеленого Луга получил широкое признание в среде архитекторов. Сегодня жильцы этого микрорайона должны быть благодарны его создателям за то, что имеют рядом лес, водохранилище, канал Слепянской водной системы. Мы нашли одного из соавторов проекта Зеленого Луга Ириаду Ситникову и поинтересовались, как она воспринимает новые микрорайоны.

— Считаю, за последние десятилетия наша архитектура многое потеряла. Где-то коллеги топчутся в прошлом. Взять те же панельные дома: их время давно прошло, технология вчерашнего дня. А их строят, строят... Раньше как было: школы, садики, магазины сдаются одновременно с жильем. Теперь, говорят, уже не так. Да ладно микрорайоны, сколько чудовищных ошибок натворили в центре города. Некоторые здания — совершеннейшее безобразие. Возле Троицкого предместья видели, что нагородили? В былые времена действовали архитектурные советы, сомнительным проектам не давали ход, а нынче все решают деньги.

Блогер Darriuss: «Получили то, что хотели: гигантский „человейник“»

Своим мнением по теме поделился с редакцией блогер Darriuss, ведущий персональной рубрики на Onliner.by:

«Архитекторов, проектировавших жилой район Каменная Горка, трудно в чем-то упрекнуть. Государственный заказ прост: есть поле, белорусское поле, его надо максимально плотно и быстро застроить социальным жильем, по возможности разбавив его коммерческими проектами, в том числе инфраструктурными, чтобы хоть как-то компенсировать собственные расходы. Времена, когда государство могло позволить себе строительные эксперименты с возведением идеальных жилых районов, относительно малоэтажных, хорошо озелененных, обеспеченных объектами торговли и соцкультбыта, прошли, и с этим надо смириться. Белорусские градостроители уже давно не витают в облаках, не занимаются тщательным продумыванием конфигурации микрорайонов, обыгрыванием рельефа застраиваемой территории, не решают, где лучше размещать общественно-торговый центр, где спортивные и культурные учреждения, где зону учебных заведений, как организовать удобные пешеходные и автомобильные связи между ними. Новое время диктует и новые форматы жилых районов. Задача перед архитекторами сейчас стоит куда более тривиальная: как на нескольких еще свободных гектарах городской территории поселить побольше „нуждающихся в улучшении жилищных условий“ с использованием небогатого ассортимента продукции ОАО „МАПИД“ и ОАО „Минский домостроительный комбинат“.

Задача успешно решается — Фрунзенский район бьет рекорды по количеству сдаваемых квадратных метров. Да, вся фантазия архитекторов ограничивается произвольным чередованием 3 с половиной до боли знакомых всем минчанам серий, контрастным противопоставлением относительно высотных башен и протяженных домов в лучшем случае криволинейных очертаний. Да, индивидуально спроектированные дома часто ставят невпопад, и, конечно, они имеют во многом случайный художественный образ. Да, никакого цельного впечатления Каменная Горка не производит. Архитектурный ансамбль? Нет, не слышали. Но это ведь все никому и не надо. Не надо заказчику, не надо архитекторам, тем более не надо строителям, а самое главное — не надо потребителям. Каменная Горка получается ровно такой, какой все ее и хотят видеть, — гигантским „человейником“».