Районы, кварталы: история минской Курасовщины

 
23 531
04 августа 2012 в 16:30
Источник: Darriuss
Источник: Darriuss

Не всем минским жилым районам повезло быть спроектированными и построенными как экспериментальные или образцово-показательные. Тем не менее, в 1960—1970-е годы архитекторы старались с выдумкой и изобретательностью подходить к застройке самых дальних и, казалось бы, утилитарно-рабочих окраин города. О прошлом и настоящем Курасовщины, района, затерянного между железной дорогой, МКАД, аэропортом и промзонами, рассказывает блогер Darriuss.

В 1580—1590 гг. в «Актах Минского городского суда» упоминается двор некого Яна Кураша, владельца маентка Лошица. От его фамилии, скорее всего, и произошло спустя 400 лет название района. Сначала этот самый двор Кураша называли Курашавщизной, со временем двор эволюционировал в фольварк, а далее — в деревню, и в начале XX века тут уже проживало около 50 человек. Когда-то на протяжении XIX столетия название деревни трансформировалось в уже привычную Курасовщину. До революции ее окрестности были популярным местом дачного отдыха минчан, в городскую черту Курасовщина была включена в 1965-м, а уже спустя два года здесь развернулось строительство нового жилого района.

Курасовщина никогда не была особенно престижным местом для жизни. Специфика расположения района на дальней южной окраине города, отделенной от его центра территорией аэропорта «Минск-1» и мощной промзоной, привела к тому, что многие горожане или не бывают тут вовсе, или проезжают Курасовщину транзитом. Авторы проекта застройки (Р. Андреева, Ф. Зохре и др.) спроектировали здесь три микрорайона на 47 тыс. жителей, а его специализацией сделали электронную промышленность. Именно тут разместили НПО «Интеграл», одно из крупнейших в своей области предприятий в масштабах всего Советского Союза. Кроме этого, в Курасовщине был запланирован комплекс научно-исследовательских и проектных учреждений сельскохозяйственного профиля и лечгородок общегородского масштаба.

Структура жилого района достаточно запутанна. Определенно можно выделить два микрорайона (Курасовщина-1, Курасовщина-2), строившихся первыми в районе площади Казинца, являющейся композиционным центром всей застройки. В качестве третьего курасовщинского микрорайона в советское время фигурировала территория в районе перекрестка улиц Корженевского и Кижеватова. Однако в настоящее время городские власти объявили о начале застройки Курасовщины-3 на месте частного сектора по ул. Брестской. Таким образом, оригинальный третий микрорайон своего статуса лишился. Впрочем, справедливости ради надо признать, что в массовом сознании он и так редко воспринимался как часть Курасовщины. Цифрами на карте обозначены: 1 — Курасовщина-1, 2 — Курасовщина-2, 3 — Курасовщина-3 (советская), 4 — Курасовщина-3 (постсоветская), 5 — НПО «Интеграл», 6 — комплекс НИИ сельскохозяйственного профиля, 7 — лечгородок.

Возможно, в центре внимания архитектурных журналов и простых жителей города Курасовщина никогда и не находилась, но зато здесь есть то, чего лишены абсолютное большинство прочих жилых районов — настоящая историческая достопримечательность. Речь, конечно, идет о так называемый «Белой даче», усадебном доме, принадлежавшем, по разным данным, не то начальнику Либаво-Роменской железной дороги Николаю Ададурову, не то некому М. Рогову. Истории про «генерала Курасова», будто бы владевшего зданием, от фамилии которого произошло название района, не более чем городские (или, скорее, районные) легенды.

В начале XX века на «Белой даче» размещался госпиталь для ветеранов русско-японской войны, после же революции дом часто менял хозяев. Сначала здесь была сельскохозяйственная школа, потом, вроде, правительственная резиденция, затем — спортивная база футбольного клуба «Динамо», а после организации рядом НИИ почвоведения и агрохимии усадьба с парком отошли ученым.

В результате традиционной в нашей стране реставрации здание обросло пристройками, в окнах появились яркие оранжевые стеклопакеты и — местами — сплошное остекление стен.

Рядом с «Белой дачей» любили проводить районные праздники, однако сам дом долгое время не использовался. Сейчас по соседству ведется строительство нового военкомата.

Композиционным центром всего жилого района должна была стать площадь Казинца. В ее окрестностях, помимо жилых домов и корпусов НПО «Интеграл», планировалось строительство торгово-бытовых учреждений и даже высотной гостиницы с рестораном. Так должна была выглядеть площадь.

Практически ничего из задуманного реализовать не удалось: в 1980-е, когда и планировалось развернуть работы по формированию ансамбля площади, с каждым годом становилось все больше и больше не до архитектурных изысков. В итоге выстроены были только жилые дома вдоль улицы Ландера.

Обелиск в центре площади и церковь святой Софии Слуцкой, занявшая место планировавшегося торгового центра.

На оставшейся части участка уже в 2000-е появились две «панельки».

Но многие жители района еще помнят, что в зеленой зоне на месте этих жилых домов в 1982—1994 годах стоял самолет Ту-134, сначала выполнявший роль детского кафе («Икар»), а затем — пневматического тира («Юный снайпер»).

Около самолета была устроена оригинальная детская площадка с ракетой и головой богатыря в шлеме. К сожалению, подросшие на этой площадке дети, ходившие в это кафе и стрелявшие в этом тире, достаточно быстро вандализировали весь комплекс. В начале 1990-х его разобрали, а участок в конце концов застроили. На этом редком цветном снимке Ту-134 уже покалечен хулиганами.

Противоположную сторону улицы Ландера занимал и занимает ансамбль 12-этажных жилых домов с пристроенными учреждениями соцкультбыта.

Оформление балконных экранов.

Четыре крупных дома, поставленных в колонну друг за другом, создают неплохой контраст протяженным девятиэтажкам другой стороны улицы.

На месте высотного административного здания, показанного на макете площади Казинца, в конечном итоге был построен куда менее яркий дом из желтого и красного кирпича (в правой части фотографии).

Архитекторы пытались выделить его угол своеобразной башенкой, но обогащению художественного образа это не слишком помогло.

Зато башенку быстро украсила уже почти выцветшая к настоящему времени надпись поклонников известного музыканта.

Реликтовая вывеска службы быта, до сих пор сохранившаяся на жилом доме.

Белорусский брендинг, бессмысленно и беспощадно копирующий капиталистические фастфудные аналоги.

Не считая жилья, из всего задуманного общественного центра жилого района в окрестностях площади Казинца успели построить лишь кинотеатр, в соответствии со специализацией местной промышленности названный «Электроном». Впрочем, сейчас о его «электронном» прошлом напоминает лишь металлическая инсталляция, украшающая угол здания.

По своему профилю кинотеатр уже достаточно давно не работает, являясь сейчас временным приютом Театра юного зрителя на время ремонта его основного здания. «Электрон» был построен в 1981 году по типовому проекту двухзального кинотеатра.

Зато в советское время никто не мог предполагать, что когда-нибудь в Курасовщине появится настоящий горнолыжный центр, одно время носивший название «Альпийский снег», но после нескольких бесснежных зим переименованный в менее издевательски звучащую «Солнечную долину». Административное здание центра по минским меркам выглядит достаточно авангардно.

Время застройки Курасовщины совпало с бурным развитием в Советском Союзе микроэлектроники. Союзное правительство поначалу не скупилось на инвестиции в эту сферу, выстроив для нее под Москвой даже целый новый город (Зеленоград, сейчас вошедший в состав российской столицы). В БССР также традиционна были сильны радиопромышленность, приборостроение и прочие высокотехнологичные отрасли народного хозяйства, поэтому крупное предприятие электронного профиля было решено создать и в Минске. Строительство завода полупроводниковых приборов имени Дзержинского продолжалось с 1961 по 1963 год, то есть ввели его в строй, еще когда эта территория формально в городскую черту не входила, а Курасовщина продолжала существовать в формате деревни. Сейчас об этом славном прошлом почти 50-летней давности жителям и гостям района напоминает бюст Железного Феликса, в честь которого зачем-то предприятие было названо.

В 1963—1968 годах рядом с заводом полупроводниковых приборов был выстроен ламповый завод «Транзистор». Первые интегральные микросхемы промышленный комплекс начал выдавать в 1969-м, а спустя пару лет на его базе было образовано НПО «Интеграл», быстро ставшее одним из промышленных гигантов общесоюзного масштаба. В свое время объединение обеспечивало своей продукцией «оборонку» и передний край науки, получало от партии и правительства ордена за создание аппаратуры, участвовавшей в исследовании космического пространства, а к настоящему моменту триумфально освоило свежайшие инновационные технологии по наклеиванию собственных этикеток на импортную электронику.

В 1978 году в строй введен и завод «Электроника». Курасовщина в массовом сознании горожан стала прочно ассоциироваться с «Интегралом». Тут были выстроены и общежития для работников предприятия, и ПТУ работников радиоэлектронной промышленности, готовившее для предприятий «Интеграла» персонал.

Промышленный комплекс НПО отличается оригинальной архитектурой, авторы которой, к сожалению, до сих пор не установлены. Вероятно, в специализированной литературе их фамилии не обнародовались во многом из-за оборонного характера предприятия.

Один из корпусов украшает интеграл, символ предприятия.

Башня с электронным табло, выходящая на площадь Казинца, — один из узнаваемых образов Курасовщины.

Успешность районообразующего предприятия и значение его для экономики не только БССР, но и всего Советского Союза во многом способствовали и формированию в микрорайонах Курасовщины небезынтересной жилой застройки. Да, большая часть зданий представляет собой 5- и 9-этажные типовые панельные дома, но ответственные точки и важные магистрали застраивались по индивидуальным (или повторно применяемым) проектам. Например, весь фронт улицы Казинца от одноименной площади до МКАД, противоположный промзоне НПО «Интеграл», формирует протяженный жилой дом с весьма фактурным фасадом.

Дом выглядит единым, но фактически строился в две очереди. Первая была сдана в 1978 году, а вторая, ближняя к площади, — десятилетием позже.

Вдоль улицы Ландера, там, где она идет параллельно кольцевой автодороге, в 1970-е годы запроектированы и построены несколько пар 9-этажных зданий, поставленных со смещением друг к другу. Этот ансамбль должен был формировать фасад жилого района с МКАД.

Первые этажи девятиэтажек отданы под различные учреждения торговли. Это должно было стать заменой, пусть и неравноценной, единого сблокированного торгового центра общерайонного масштаба.

Витрины некоторых магазинов до сих пор сохранили оригинальное оформление. Внутри, увы, тоже практически ничего не поменялось — типичный советский хозмаг.

Характерной особенностью Курасовщины стала система внутрирайонных пешеходных бульваров, широкими зелеными лентами пронизывающих микрорайоны. Многие общественные здания (школы, торговые центры, учреждения соцкультбыта, поликлиника) были специально запроектированы в глубине застройки, и бульвары должны были служить транспортными артериями, доставляющими страждущих жителей к искомым объектам.

Они же выполняют и роль рекреационной зоны, хотя парками и скверами район и так обеспечен в достаточной мере.

Рядом с автобусной диспетчерской станцией на улице Ландера, в точке, где соответствующая улица делает изгиб на 90 градусов, в 1977 году была построена 16-этажная башня из монолитного аглопоритобетона. Ее наличие здесь с трудом поддается объяснению. Дело в том, что эта высотка возведена по типовому проекту московского архитектора Александра Белоконя. В Минске есть еще два его экземпляра, но они находятся в престижном районе Восток и строились примерно в те же годы. Каким образом башня из этой серии очутилась в настоящем медвежьем углу города, не очень понятно.

Хотя, надо отдать должное, поставлена она с умом и даже сейчас, среди разросшейся зелени, свою роль высотной доминанты выполняет.

Каждый из курасовщинских микрорайонов имеет и свой общественно-торговый центр с универсамом и сопутствующими ему заведениями социального назначения. Да, крупного центра общерайонного масштаба так и не было построено, но комплексы меньших размеров, удовлетворявшие бы базовые потребности жителей, в инфраструктуре все-таки появились. Так выглядит центр микрорайона Курасовщина-1. За 40 лет он, конечно, основательно поизносился.

Между двумя первыми микрорайонами в 1980 году был открыт районный рынок (справа).

Рынок соседствует с бывшей больницей Белорусской железной дороги, комплекс которой (справа) был открыт на улице Ландера в 1970 году. В 2007-м БЖД передала больницу на баланс городу, и ее переименовали в ГКБ №11.

Общественные туалеты — непременный атрибут советского жилого района. Не так давно они стали объектом очередной серии «уплотнительных войн», но благодаря усилиям жильцов пока существуют. За туалетами начинается бульвар, ведущий в зону учебных заведений Курасовщины-1. Там в едином кластере, в центре района, вдалеке от автомобильных потоков, сконцентрированы две средние школы и четыре детсада.

С противоположной стороны улицы Ландера начинается общественно-торговый центр Курасовщины-2. Он устроен несколько по-иному.

Соцкультбыт (ЖЭС, аптека, парикмахерская, почта) вынесены в отдельное здание.

На галерею второго этажа идет специальная лестница.

От этого блока очередной бульвар ведет к универсаму и бывшему овощному магазину, перепрофилированному сейчас под более насущные нужды.

Универсам — также в отдельном здании. Фамилия героя войны Корженевского стала в данном случае прилагательным.

Здесь, в центре микрорайона, и остальные важные учреждения: школа (слева), поликлиника (справа), два детсада и прачечная (не видны).

Внутренняя жилая застройка микрорайонов (за пределами главных магистралей) не слишком интересна, и лучшее представление о ней дает эта фотография начала 1970-х годов. Датируется по строящемуся вдалеке НИИ почвоведения и агрохимии.

В Курасовщине-2 проживает меньше людей, чем в первом микрорайоне (даже школа понадобилась всего одна). Во многом из-за того, что часть его территории была отдана под научно-исследовательские и проектные учреждения сельскохозяйственного профиля. В первую очередь это, конечно, 15-этажная высотка вышеупомянутого НИИ, характерный силуэт которой является еще одним символом всего жилого района. Здание построено в 1962—1971 годах (арх. Н. Шпигельман, А. Березовский, Н. Якушко).

Компанию ему составляет институт «Гипрозем».

Сельскохозяйственная библиотека.

И даже небольшая и редкая здесь «сталинка», занятая инспекцией по испытанию и охране сортов растений.

На противоположной стороне улицы Казинца — колледж электроники.

Сама улица в этом месте ощутимо уходит вниз, в долину Лошицкого водохранилища.

Водохранилище и парк вокруг него должны были, с одной стороны, быть местом для отдыха жителей всех возможных Курасовщин, а с другой — они являлись составной частью Лошицкой водной системы, третьего водно-зеленого диаметра Минска (после Свислочи и Слепянской водной системы). Увы, диаметр в его полном виде пока не достроен (хотя планы такие существуют), но жители Курасовщины (в отличие от того же жилого района улицы Серова) могут пользоваться его благоустроенным фрагментом.

С вершины искусственной горы местного горнолыжного центра открываются неплохие панорамы района. Так выглядит зона общежитий, за которой видна высотка НИИ агрохимии.

Курасовщина-3 в ее советском понимании: микрорайон на пересечении улиц Кижеватова и Корженевского. Застраивался он позже первых двух, а потому щедро разбавлен поздними включениями.

Внизу он интересен разве что протяженными жилыми домами, формирующими его уличный фасад…

…И нетиповым торговым центром.

Если к Курасовщине-2 был пристроен сельхозкомплекс, то к третьему микрорайону — крупнейший в городской черте лечебный городок. Здесь было запроектировано четыре крупных медицинских учреждения: больница скорой помощи, детская больница, НИИ травматологии и ортопедии и медицинское училище, а вдобавок — подстанция скорой помощи, общежития для медперсонала и прочая соответствующая инфраструктура. Ансамбль лечебных учреждений довольно интересен и сформирован в том числе из нескольких высотных корпусов, образующих какой-никакой, а скайлайн. Лучше всего его наблюдать с той же горы горнолыжного центра.

Слева направо: НИИ (сейчас — РНПЦ) травмотологии и ортопедии, общежитие, медицинское училище в типовом здании школы, над ним — больница скорой помощи.

А так с горы выглядит Курасовщина-3 в ее современном понимании.

Ее фасад со стороны улицы Казинца, центральной магистрали жилого района, формирует линейка домов серии МК-9 с традиционными в этой серии общественно-торговыми пристройками.

Озерный фасад тоже своеобразен.

Улица Брестская — внутренний проспект третьей Курасовщины — активно уплотняется в настоящее время.

Застраивается и район вокруг водохранилища, жаль, что типовыми сериями.

Существуют планы и по сносу некоторого количества строений частного сектора в районе Брестской, и по реабилитации огромной промзоны в районе улицы Казинца с возведением нескольких бизнес-центров. Но пока современные градостроительные процессы тут по-прежнему малозаметны. Долина Лошицы все так же заросла борщевиком в полтора человеческих роста.

Люди все так же ездят на «Волгах» и чешских фургонах Avia.

Все так же они работают на «Интеграле», а по выходным ходят за арбузами на Курасовщинский рынок.

Обычная жизнь обычного минского района.