Районы, кварталы. Национальная библиотека: история ромбокубооктаэдра

 
15 251
07 июля 2012 в 16:00
Источник: Darriuss
Источник: Darriuss

В конце 1980-х годов, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, правительство БССР задумало очередную большую всенародную стройку. Было решено, что республике решительно не хватает вовсе не колбасы в магазинах, а нового здания Государственной библиотеки имени Ленина. В этой связи даже был объявлен крупный конкурс союзного масштаба, победил в котором проект минских архитекторов Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова. Вскоре СССР распался, стало не до библиотеки, но кто бы мог тогда подумать, что спустя 13 лет про грандиозную идею вспомнят, проект Крамаренко и Виноградова достанут из архивов, стряхнут с него пыль и обеспечат реализации щедрое финансирование. Так 10 миллионов белорусов узнали о существовании геометрической фигуры «ромбокубооктаэдр», а жители остального мира — о том, что безумству форм предела нет. Об истории проектирования и строительства минского «Алмаза знаний» рассказывает блогер Darriuss.

Важнейшим из искусств для большевиков может и было кино, но всеобщей грамотности они также уделяли значительное внимание. По всей большой Стране Советов в 1920-е годы массово открывались избы-читальни, а в крупных городах было задумано построить государственные библиотеки. В Москве такое строительство началось только в 1930 году, когда в Минске аналогичный процесс уже год как шел.

Белорусская государственная библиотека была учреждена 15 сентября 1922 года в структуре недавно возникшего университета. Первым зданием, которое она заняла, был так называемый Юбилейный дом — бывший церковно-археологический музей, построенный в 1913 году к 300-летию дома Романовых в составе архиерейского подворья. Здание в редком для Минска ретроспективно-русском стиле, спроектированное епархиальными архитекторами В. Струевым и И. Фоминым, сохранилось до настоящего времени.

Достаточно скоро выяснилось, что небольшой дом не может справиться со страстной тягой людей к чтению. Уже в 1926 году библиотечный фонд превысил 300 000 экземпляров, пользовались которыми ежедневно 500—600 человек. 14 мая 1926 года Государственную библиотеку выводят из структуры БГУ и тогда же начинают задумываться о необходимости ее перевода в более крупное здание. В Наркомате просвещения БССР образуют специальную комиссию, и по итогам ее работы в 1929-м Совет народных комиссаров республики принимает решение о строительстве в Минске, на улице Красноармейской, нового здания библиотеки.

Архитектором был выбран Георгий Лавров, много в то время строивший в белорусской столице (корпуса БГУ в университетском городке, больницы №1, политехнического института). Лавров предложил проект, в котором протяженный объем читальных залов библиотеки контрастировал бы с высотным книгохранилищем в глубине квартала. К сожалению, последнее в конечном итоге так и не было реализовано.

Основной же корпус был закончен в 1932 году и стал одним из первых крупных минских общественных зданий нового типа, к тому же построенным в ультрасовременном конструктивистском стиле.

У главного входа в библиотеку установили парную скульптурную группу, изображающую беседующих о судьбах страны В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Интересно, что старая Ленинка, наверняка запомнившаяся абсолютному большинству жителей Минска белой, первоначально была темно-серой.

В ходе заканчивающейся в настоящее время реконструкции здания под размещение Совета республики Национального собрания РБ фасадам возвращена оригинальная колористика: оно вновь отделано декоративной мраморно-антрацитовой штукатуркой.

Главный читальный зал Государственной библиотеки им. Ленина в 1975 году:

А в 1950-е в его торце стояла статуя Сталина, внимательно наблюдавшего за происходящим в зале.

Затем зал реконструировали, покрасили в жизнеутверждающий розовый цвет, а вместо Сталина повесили портрет Франциска Скорины. Сейчас же, вполне возможно, тут разместится основной зал заседаний Совета республики.

К концу 1980-х годов устарела и перестала справляться с многократно возросшими нагрузками и библиотека Лаврова. В 1989 году был объявлен конкурс на новый корпус Государственной библиотеки БССР имени В. И. Ленина, возвести который планировалось в зеленой зоне напротив жилого района «Восток». Конкурс носил всесоюзный характер, но не вызвал большого интереса за пределами республики. Всего в конечном итоге на него было представлено семь проектных предложений. Рассмотрев их, жюри констатировало: «Несмотря на то, что ни один из представленных на конкурс проектов не ответил в полной мере поставленным условиям и не может быть рекомендован к реализации в предложенной авторами редакции, за относительно лучшие проекты присудить все три премии». О проекте-победителе чуть позже, пока же рассмотрим оставшиеся шесть поданных на конкурс заявок.

Вторую премию в размере 3000 советских рублей получил авторский коллектив «Белгоспроекта» (арх. В. Белянкин, Т. Розова и др.). Согласно замыслу автора Минского дворца молодежи, здание представляет собой три сблокированных параллелепипеда высотой 6 этажей, соединенных внутри по центральной оси многоцветным садом-атриумом. На первом этаже планировалось разместить административно-хозяйственную зону с зоной хранения литературы, второй и третий занять зоной хранения полностью, а на этажах 4—6 устроить зону обслуживания читателей. Развитие комплекса библиотеки предусматривалось путем наращивания дополнительных блоков, то есть пристройки к имеющимся параллелепипедам новых.

По замыслу архитектора здание библиотеки должно было напоминать лежащую на земле раскрытую книгу. Фасады комплекса, расположенного под углом к Ленинскому проспекту, планировалось украсить цветными абстрактными композициями в технике суперграфики.

Недостатками проекта жюри обозначило «геометрическую жесткость объема здания, вступающую в противоречие с его живописным окружением». Нерациональным было также признано заглубление книгохранилища под землю в условиях высокого уровня грунтовых вод на предлагаемом к застройке участке.

Третьей премии в размере 2000 рублей удостоили работу московского ЦНИИЭП (Центральный НИИ экспериментального проектирования) им. Б. Мезенцева (арх. Ю. Евтух, А. Иванова, И. Лукьянов и др.). Руководитель авторской группы Юрий Евтух, уроженец Минска и белорус, при создании художественного образа для главной библиотеки родины, по его собственным словам, находился под впечатлением от белорусского барокко, поэтому главным декоративным элементом выходящего на проспект фасада здания должен был стать стилизованный барочный щит, который акцентировал бы центральный вход в комплекс.

Как и в проекте В. Белянкина, получившем вторую премию, книгохранилище предполагалось разместить в том числе и в подземных этажах, что опять-таки было подвергнуто критике со стороны конкурсной комиссии.

Общественные и служебные помещения библиотеки пристраивались к главному фасаду в виде раскрытого в зеленую зону веера. Многоярусный силуэт композиции, внедрение в нее элементов исторических стилей, сочетающихся при этом с вполне современно выглядящими большими поверхностями остекления, полностью соответствовали набиравшей в те годы силу постмодернистской эстетике.

Еще четыре проекта были оставлены без премий. Предложение выдающегося туркменского архитектора Абдуллы Ахмедова, в то время работавшего в московском институте «Гипротеатр», было отмечено за живописную пластику композиции здания и тщательную проработку благоустройства территории с устройством фонтана в большом круглом бассейне с перекинутым через него мостиком...

...но в то же время раскритиковано за чрезвычайное усложнение объемно-пространственного решения, дробность многочисленных объемов, большое количество непараллельных и наклонных поверхностей, что существенно усложняло бы процесс строительства. Наличие большого количества открытых террас в условиях нашего климата также было объявлено нецелесообразным.

Вариант архитекторов «Брестгражданпроекта» (арх. В. Кескевич, В. Чайковский) удивил конкурсную комиссию подковообразным в плане зданием с входным двориком перед ним. Жюри отметило, что включение в его композицию больших наклонных остекленных поверхностей, служащих для освещения огромного атриума высотой в несколько этажей, значительно осложняет эксплуатацию комплекса.

Кстати, остекление атриума предполагалось делать многоцветным.

Предложение архитектора А. Соболевского («Белгоспроект») больше напоминало крупный торговый центр. Читальные залы располагались по периметру трапециевидного здания и были облицованы зеркальным стеклом. В нем, согласно задумке авторов, должна была отражаться (и тем самым маскировать комплекс) зелень окружающего библиотеку парка.

Книгохранилище проектировали в глухом объеме над читальными залами.

Наконец, Олег Ладкин из «Минскпроекта» предложил для Государственной библиотеки БССР и вовсе образ брутального зиккурата. Тем не менее, по мнению автора, «это было бы легкое, летящее, очень доступное здание».

Вероятно, «легкость» и «летучесть» достаточно громоздкой массивной форме должны были придавать гигантские цветные витражи, лентами которых планировалось окружить все многочисленные ярусы комплекса по периметру.

На террасах ярусов планировалось устроить обзорные площадки, выход на которые был предусмотрен из каждого читального зала. Это должно было способствовать эмоциональной разрядке посетителей библиотеки после сеанса напряженного умственного труда.

Впрочем, по грандиозности конструкции всех претендентов обошел проект, получивший в итоге первую премию конкурса и целых 5000 пока еще более-менее полновесных советских рублей. Виктор Крамаренко, архитектор, тогда работавший в «Минскпроекте», рассказывал впоследствии в интервью, что форма «алмаза» для книгохранилища ему приснилась. Сон этот оказался в руку: совместный проект Крамаренко и Виноградова визуально определенно превосходил конкурентов. Итак, что же представлял собой победитель конкурса 1989 года, пусть и не отвечавший, по мнению жюри, в полной мере всем поставленным условиям, но тем не менее выигравший его единогласным решением?

Над ступенчатым трехэтажным стилобатом, в котором размещаются читальные залы и все службы библиотеки, возвышается компактный (насколько это возможно для сооружения диаметром 60 метров) объем главного книгохранилища в форме ромбокубооктаэдра, сложного многогранника из 18 квадратов и 8 треугольников. За эту форму Национальную библиотеку Беларуси уже, похоже, навсегда прозвали «Алмазом знаний», хотя формально это в лучшем случае бриллиант, а когда-то, давным давно, ее еще сравнивали и с кристаллом.

Книгохранилище имеет сплошную стеклянную облицовку и опирается на железобетонный сердечник, в котором размещены лифты, лестницы, другие коммуникации и четыре отдельно стоящие колонны. Сужение этого объема книзу позволяет сохранить естественное освещение расположенных под ним залов читательских каталогов, по периметру к ним примыкают аванзалы выдачи и приема литературы, а также расположенные веером на всех трех нижних этажах читальные залы, конференц-зал и служебные помещения.

Любопытен перечень недостатков, на которые при своем выборе указывала конкурсная комиссия. Среди них — невозможность развития комплекса после заполнения центрально расположенного высотного книгохранилища, связанное с этим же увеличение «пробега» книги в телелифте от полки до читателя, преувеличенная высота здания в сравнении с окружающей застройкой. Отдельно отмечалась сложность конструирования консольно нависающего над стилобатом «алмаза» с учетом огромного веса книжного фонда и непростого состояния грунтов в точке строительства. «Противоречивые чувства вызывает и образ здания, который ассоциируется с большим выставочным павильоном или ботанической оранжереей», — отмечал архитектор Виктор Аникин, комментировавший в журнале «Архитектура и строительство Белоруссии» результаты конкурса.

В каком-то смысле задержка с реализацией проекта помогла его авторам. По крайней мере, сложные в условиях конца 1980-х инженерные расчеты в начале 2000-х осуществлять было уже гораздо легче, что позволило архитекторам избежать упрощения художественного образа книгохранилища. По словам Виктора Крамаренко, существовали предложения переделать «алмаз» в обычный шар или даже в «рюмку» (!). Последний вариант, конечно, был бы глубоко символичен.

Авторы комплекса специально подчеркивали неслучайность выбранной для книгохранилища формы. Жесткая по своей природе, с диагональными связями, она позволила упростить конструктивные решения. Центральное высотное расположение книжного склада реализовало на практике принцип «суперкомпактности», когда с использованием современных транспортных систем максимально сокращается путь книги до читателя. Отдельно надо отметить и выбранный принцип хранения книг в наземном объеме: подземные хранилища требуют куда более сложной организации с точки зрения необходимого микроклимата как для объектов хранения, так и для субъектов, которые его осуществляют.

Первые компьютерные визуализации и макеты Национальной библиотеки, появившиеся с реанимацией проекта в начале 2000-х, создали впечатление, что изначально предполагалась облицовка основного объема комплекса золотистым зеркальным стеклом, от чего впоследствии по каким-то причинам отказались, заменив его прозрачным. Если это и было так, то сведений об этом в литературе не сохранилось. Тип стекла нигде не упоминался. Подчеркивалось только, что между стеклянной внешней стеной и внутренней бетонной специально оставлены коридоры, позволяющие применять «эффект термоса» при регулировании температурного режима внутри хранилища. Воздушная прослойка между стеклом и бетоном снижает перепады температуры внутри здания.

Фактически после проведения конкурса и до распада Союза к реальным проектным работам победившие авторы приступить не успели. Эскизный проект был разработан институтом «Минскпроект» совместно с уже самостоятельными творческими мастерскими авторов в 1992 году. В этот же период вместе с персоналом Национальной библиотеки проводилась аналитическая работа по прогнозу ее (библиотеки) развития, определению состава помещений, отделов, секторов и штата сотрудников с учетом этого перспективного развития. На стадии «архитектурный проект» работы продолжились только в 1998 году. В этот период была определена вместимость книгохранилища (14 млн единиц хранения) и расчетный период, на который этой вместимости хватит, — 35 лет.

Строительство комплекса началось 1 ноября 2002 года. Нормативный срок завершения работ составлял 71 месяц, но постановлением правительства был сокращен более чем в два раза — до 32 месяцев. Таким образом, директивно было предписано обеспечить ввод «Алмаза знаний» в эксплуатацию к июлю 2005 года. Несмотря на привычный для нашей страны аврал и штурмовщину, выдержать такие сроки оказалось невозможно.

Первый пусковой комплекс (котельная, очистные сооружения, система энергоснабжения, внешние инженерные сети, благоустройство территории) был сдан только в октябре 2005-го. Вторая очередь (практически весь основной объем библиотеки с читальными залами, служебными помещениями, книгохранилищем и прочим) была готова в декабре того же года. Третий пусковой комплекс, включавший в себя помимо прочего и информационно-технологическую систему, фактически управлявшую работой библиотеки, доделали только весной 2006-го, что позволило 31 мая торжественно открыть новый символ нации. Параллельно, с января 2006 года, 20 000 тонн книг, журналов, газет и прочих единиц хранения на грузовиках перевозились из старых хранилищ в новое.

Объем работ, проведенный за неполные четыре года на северо-востоке Минска, поражает до сих пор. Котлован глубиной 12 метров, из которого вынули 60 000 кубометров грунта, монолитная плита фундамента объемом 3600 кубометров, строительный объем здания в 388 000 кубических метров, из которых книгохранилище занимает 200 000 кубов. Трудоемкость работ в 200 000 человеко-дней. Вес здания — 100 000 тонн.

В принципе, библиотека получилась такой, какой ее и задумывали еще с 1989 года, начиная с конструктивного решения и заканчивая большим количеством предметов монументально-декоративного искусства внутри здания, что нетипично для современной белорусской архитектуры, но вполне традиционно для ее архитектуры советской. Большинство минчан более-менее знакомо с общедоступными помещениями, расположенными в стилобате здания. Основной интерес представляет устройство книгохранилища. Типовой план его этажа:

В проекции. В центре — сердечник, или так называемое ядро комплекса, где сосредоточены его коммуникации. Ядро окружает блок служебных помещений, а основной объем этажа занимают полки с единицами хранения. К «алмазу» примыкает лестнично-лифтовой ствол диаметром 10 метров с еще одной группой служебных помещений.

Посмотрим, как это все выглядит изнутри. Переход из лестнично-лифтового ствола в основной объем хранилища:

Под нависающим консолью «алмазом» — зал каталогов в стилобате.

Ядро комплекса, столы сотрудников библиотеки, работающих на этом этаже:

Рабочие места, впрочем, оборудованы по всему этажу.

Пересечение балок перекрытий:

Знаменитый библиотечный телелифт в ядре хранилища. Состоит из трех рельс: двух — для сквозного движения через всю толщу здания (вверх-вниз), и одного, обслуживающего данный конкретный этаж. Труба на переднем плане — ограничивающий барьер.

Барьер весьма кстати. Лифтовая шахта проходит сквозь все этажи комплекса, и туда можно очень легко упасть. Внизу виден контейнер с книгами, едущий в читальный зал, а также третий монорельс нижнего этажа.

Устройство стрелки. Чтобы отправить книги вниз, в читальные залы, сначала необходимо вызвать контейнер из «хранилища пустых контейнеров». Он приезжает снизу и останавливается на выделяющейся части центрального рельса, после чего та передвигается в разрыв третьего рельса и контейнер продолжает свое движение на этаж.

Контейнер рассчитан на грузоподъемность в 20 кг.

После перехода на третий рельс контейнер принимает горизонтальное положение и заезжает в комнату, где его загружают знаниями. В центре — пульт управления системой.

Монитор с меню доставки:

Контейнер свободно вращается вокруг оси, потому для него не имеет значения, едет он по горизонтальным, вертикальным или диагональным рельсам. Это особенно актуально в стилобатной части, где рельсы проложены под замысловатыми углами.

Залы со стеллажами, окружающие ядро здания:

На полках, конечно, можно найти не только книги.

Вентиляция:

Система пожаротушения:

Система пылеудаления:

Внешний коридор, опоясывающий залы со стеллажами по периметру. Наклонная внешняя стена — одна из граней ромбокубооктаэдра.

Через одно из окон видна так полюбившаяся всем многоцветная система подсветки здания.

Служебное помещение библиотекарей:

Создано все для плодотворного труда.

Много можно рассуждать про актуальность художественного образа позднесоветской библиотеки в контексте современной архитектуры, про уместность комплекса таких масштабов в условиях массового перевода носителей информации в электронный вид, про неправильное стекло, инженерные просчеты и прочие реальные и выдуманные недостатки проекта Крамаренко и Виноградова. Фактом остается одно: город-герой Минск, хотел он того или нет, получил свой новый символ, полноценную достопримечательность, посмотреть на которую немногочисленные туристы, оказывающиеся в нашем городе, заезжают на его северо-восточную окраину специально.

При всем скептическом отношении самих минчан к «Алмазу знаний» его предельно четкая, ясная и простая композиция в 83% случаев неизменно поражает видящих ее впервые в жизни. И хотя впечатления бывают разные — у англоязычных жертв белорусской архитектуры внешний вид нашей библиотеки зачастую вызывает неоднозначно переводимое на русский и имеющее много оттенков смысла определение «bizarre» — равнодушным наш «Алмаз» не оставляет никого. Хорошо это или плохо, но нам с этим зданием жить еще не один десяток лет.

*В статье использованы фото автора, ресурса bnp.by и других открытых интернет-источников