Американцы знают толк в комиксах и их экранизациях. Каждый год на экраны всего мира выходит несколько фильмов, где супергерои в странных костюмах спасают человечество от мегаломаньяков разной степени отмороженности. Фоном для эпических сражений зачастую становятся интересные здания: реальные и выдуманные. Об архитектуре в дилогии «Железный человек» рассказывает блогер Darriuss.
«Железный человек» (2008) и его сиквел (2010) рассказывают о приключениях Тони Старка, миллиардера, плейбоя, а по совместительству гениального изобретателя, придумавшего высокотехнологичный бронекостюм, позволяющий ему регулярно совершать героические поступки, выносить девиц из горящих изб, наказывать хулиганов и переводить старушек через дорогу.
После небольшой прелюдии в Афганистане, за который отдувался штат Аризона, действие переносится в Лас-Вегас, где главному герою должны вручать почетную премию. Мероприятие, проводившееся в неоклассических интерьерах отеля Caesar's Palace, Тони Старк естественно проигнорировал, увлекшись играми в казино.
Большинство гигантских отелей-казино Вегаса — тематические, их «начинка» посвящена какой-то одной специфической теме. В случае с «Дворцом Цезаря» это Древний Рим со всеми вытекающими из этого декором в виде обильной золотой лепнины, полуголых статуй и обслуживающего персонала, переодетого в гладиаторов.
Даже внешний вид главного жилого корпуса, украшенного стилизованными портиками, должен был напоминать о классической античной архитектуре.
Резиденция Тони Старка в Малибу, где разворачивается действие многих эпизодов обеих картин. Фантастическое здание, расположившееся на верхушке скалы с панорамным видом на Тихий океан, увы, полностью является выдумкой сьемочной группы и «нарисовано в фотошопе».
Тем не менее надо отдать должное художнику-постановщику картины: у него получился вполне убедительный образец актуальной современной архитектуры с четкими геометрическими формами, большими площадями остекления и выбором монолитного железобетона в качестве основного строительного материала.
Вид на «домик в деревне» поближе. На балкон вышла одна из многочисленных жертв обаяния Железного человека.
В отличие от «нарисованного» экстерьера, интерьер виллы вполне реально создавался в павильонах киностудии Paramount. Основная гостиная с видом на океан.
Дом обильно украшен произведениями современного искусства: от живописи до скульптуры.
Вечерний вид гостиной с ультрамодным торшером.
В центре одной из комнат даже устроен настоящий мини-водопад (справа).
Вода струится по стеклу, создавая фон для по обыкновению бессмысленной современной скульптуры. На верхний этаж ведет стильная лестница без ограждения с утопленными в стене консолями-ступеньками.
Интересно, что в «Железном человеке 2» скульптура заменена на жутковатого вида статую идущего существа, отдаленно напоминающего человека. Справа — свежеиспеченная белоруска Скарлетт Карстеновна Йоханссон.
Так выглядит гараж супергероя. Кроме десятка дорогих автомобилей, сюда помещаются мастерская по изготовлению бронекостюмов и кухня для хранения полкабана.
Сауна.
Во второй части сериала всю эту красоту безжалостно разрушают в результате бурного выяснения отношений.
Штаб-квартира ИП Тони Старка, оборудованная собственным аэродромом, Rolls-Royce и ненавязчиво рекламируемым новеньким спорткупе немецкой автомобильной компании, снималась на авиабазе ВВС США Эдвардс в калифорнийской части пустыни Мохаве. Той самой, куда периодически садились космические челноки системы «Спейс Шаттл».
Собственно Stark Industries разместилась в офисном здании, на самом деле принадлежащем американскому филиалу японской компании Nikken. Здание было построено в 1996 году по проекту крупного архитектурного бюро Gensler в калифорнийском городке Ирвайн.
Кабинет директора Stark Industries расположен как раз в характерном полукруглом центре здания.
Один из эпизодов первого фильма (благотворительный вечер, который посещает главный герой) снимался в концертном зале им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (на заднем плане).
Эффектное здание, облицованное панелями из нержавеющей стали, было построено в 1999—2003 годах на средства вдовы Уолта Диснея по проекту выдающегося архитектора Фрэнка Гэри. Авангардные изломанные формы концертного зала, фирменный стиль Гэри, очень напоминают другую его работу — музей Гуггенхайма в испанском Бильбао.
Гэри разработал проект здания еще в 1991 году, однако начало строительства затянулось на целых 8 лет. Интерьеры щедро отделаны деревом.
Интересно, что в отделке зала матовые стальные листы (как на скриншоте) чередуются с панелями полированной стали. После окончания строительства выяснилось, что в солнечные дни (каковых в Лос-Анджелесе большинство) эта сталь отражает солнце в окна соседних домов похожим на увеличительное стекло образом, создавая внутри квартир невыносимые для существования разумной жизни условия. Подозреваемые в покушении на мирных граждан полированные листы были вычислены и заменены матовыми.
Главный злодей второй части «Железного человека» — русский ученый в исполнении Микки Рурка по имени Иван Ванко. Ничего менее похожего на образ ученого, тем более русского, чем татуированный с ног до головы Рурк, придумать было, конечно, нельзя, но зато это дало повод показать в фильме Москву. Впрочем, реальной Москвы там буквально всего пару кадров. Первый — снятая со сталинской высотки гостиницы «Украина» панорама города с башней СЭВа в начале Нового Арбата (справа) и зданием правительства России, «Белым домом» на Краснопресненской набережной слева.
Второй кадр был снят неподалеку. Это общий вид подъездных путей Киевского вокзала Москвы. Правее центра едва заметны его башенка и дебаркадер, в правом верхнем углу громоздится высотка МИДа на Смоленской площади.
А вот остальные «московские» эпизоды — плод буйного воображения художника-постановщика, созданный в калифорнийских павильонах. Обратите внимание на вывеску продуктового магазина с потрясающим по оригинальности названием «Дымы» и номерной знак автомобиля справа с использованием латинских букв WS.
Ну, или вот скриншот с выпуска «Новостей глаза» (?!). В прямом эфире («теперь») рассказывают про то, как «сенаторы США вопрос Тони Stark».
Впрочем, не только Москву снимали в Лос-Анджелесе. Там же снимали и Нью-Йорк. На переднем плане как бы Квинс, один из районов Нью-Йорка. На самом деле это Хоуторн, калифорнийский городок, а штаб-квартира оружейной корпорации Hammer, главного конкурента Stark Industries — это офис компании SpaceX, производителя ракет и возможного будущего частного космического перевозчика. Нью-йоркский скайлайн, в котором особенно заметны зеленоватая высотка ООН и небоскреб Chrysler Building с характерным шпилем за ней, убедительно демонстрирует достижения компьютерной графики.
Важный эпизод, в котором Железный человек знакомится со своим новым антагонистом, Хлыстом (Микки Рурк), происходит во время автомобильных гонок в Монако. Характерный рельеф и архитектуру этого города-государства воспроизвести в Калифорнии сложно, поэтому сьемочной группе пришлось все-таки выехать в Европу.
На этом кадре Монако уместилось практически полностью.
Бухта.
Слева с двумя башенками то самое знаменитое Le Casino de Monte Carlo (1863). Справа — столь же пышное здание-торт Hotel de Paris (1864).
Плотность застройки в Монако такова, что Уручье с его уплотнительными войнами и рядом не стояло.
Отсутствие свободного места вынуждает строить высотные здания во вполне узнаваемом на просторах бывшего Союза стиле.
Ряд ключевых эпизодов второй серии фильма происходит в выставочном комплексе Stark Expo в пригороде Нью-Йорка Флашинг Мэдоуз. Комплекс, разумеется, вымышленный, но в основе имеет реально проводившуюся в этом районе Нью-Йорка Всемирную выставку 1964 года.
Создатели картины использовали сохранившиеся до наших дней структуры той выставки 1964 года: это круглый в плане павильон штата Нью-Йорк и пара обзорных башен разной высоты (видны в левой части скриншота). Башни, кстати, в свое время неплохо засветились в первых «Людях в черном».
Унисфера, огромный металлический глобус, символ выставки 1964 года, также уцелела и заметна во многих сценах «Железного человека»...
В конце концов его, впрочем, триумфально уничтожают в финальной битве добра со злом.
Так Унисфера выглядела в 1964-м.
А так все три сохранившихся сооружения той выставки выглядят сейчас. Все остальные павильоны были или снесены, или разобраны и перевезены в другие города.
Это позволило сьемочной группе окружить хорошо знакомые американцам объекты новыми футуристичными постройками.
Тони Старк внимательно рассматривает макет комплекса.
И то же самое, но отрисованное на компьютере.
Некоторые вроде бы выдуманные здания имеют под собой вполне реальные прототипы. Например, этот геодезический купол Oracle — очевидная отсылка к «Биосфере», знаменитому американскому павильону на Всемирной выставке 1967 года в Монреале.
«Биосфера», легкая и прочная стальная сетчатая оболочка из прямых стержней, была изобретена инженером и архитектором Бакминстером Фуллером (проект, принесший ему всемирную известность).
В таком ультрасовременном окружении спасать мир во всем мире особенно приятно, что Железный Человек в очередной раз и сделал. До следующей серии.