126

Районы, кварталы. Поселок МТЗ: соцгородок, который хотят уничтожить

Районы, кварталы. Поселок МТЗ: соцгородок, который хотят уничтожить

В Минске не так много мест, которые хранят в себе историю и колорит прошлого. А те, что есть, доживают свои последние дни. Что до них нынешним властям?.. О прошлом и настоящем Тракторозаводского поселка в своей авторской колонке рассказывает сегодня известный блоггер Darriuss.

Восстановление полуразрушенной в ходе Великой Отечественной войны столицы советской Беларуси началось практически сразу после ее освобождения от оккупации в июле 1944 года. Наряду с реконструкцией остатков довоенной застройки, созданием парадного неоклассического ансамбля в центре города и возведением временного жилья, язвительно прозванного безродными шутниками-космополитами «сталинским баракко», крупный масштаб приобрело строительство в Минске так называемых «соцгородков». Относительно крупные жилые районы, обеспеченные всей социально-бытовой инфраструктурой и застроенные преимущественно типовыми 2—5-этажными зданиями, при этом представляющими собой единый архитектурный ансамбль, начали массово строиться в СССР еще в 1930-е годы преимущественно при больших предприятиях. Вот и в освобожденном Минске практически одновременно во второй половине 1940-х годов развернулось строительство сразу нескольких соцгородков, крупнейшими из которых стали жилые поселки создаваемых на юго-востоке города новых белорусских промышленных гигантов: минских тракторного и автомобильного заводов.

Расположившийся между Партизанским проспектом, улицей Долгобродской и московским направлением железной дороги Тракторозаводской поселок, несмотря на десятилетия не слишком аккуратной эксплуатации и значительное запустение, и сейчас остается, вероятно, лучшим и наиболее цельным образцом идеального «социалистического города» 1940—1950-х годов в границах Минска.

17 октября 1940 года вышло постановление СНК СССР о строительстве под Минском нового авиазавода. В юго-восточных пригородах, на землях, когда-то принадлежавших православному минскому архиепископу Антонию Зубко (и потому называвшихся Антониевским урочищем или Архиерейской рощей), в течение года должно было быть возведено современное предприятие для выпуска около 3000 самолетов в год. Стройка развернулась со свойственным тому времени темпом, но война все же случилась быстрее. Три следующих года в недостроенных цехах ремонтировали свои немецко-фашистские самолеты нацисты.

Приказ о возобновлении строительства завода выпустили только 22 сентября 1944 года, вскоре после освобождения Минска от оккупации. Предполагалось, что предприятие будет выпускать истребители Як-9, но история повернулась иначе. В ноябре того же года было принято решение о перепрофилировании «авиазавода №453» на производство продукции гражданского назначения. На этой базе создавался Минский тракторный завод. Так, вместо истребителей в Минске начали делать знаменитые в будущем тракторы «Беларус».

…А чтоб глубже были позакопаны
Тут остатки гитлеровских банд,
Вырос рядом с соснами высокими
Первой марки тракторный гигант.

Такую версию происхождения МТЗ представил в заводской многотиражке «Трактор» известный белорусский поэт Пятро Глебка. Завод действительно создавался с размахом, огромное поле вдоль улицы Долгобродской застраивалось производственными и административными корпусами, а напротив в то же самое время рос жилой поселок для работников предприятия.

На каждой из сторон этой магистрали, которая, как предполагалось, приобретет со временем общегородское значение, создавалась общественная площадь для жителей района и работников тракторного завода. Во-первых, это, конечно, площадь перед главной проходной предприятия, оформленная монументальными башнями-близнецами заводоуправления.

Рядом с административным комплексом МТЗ в те же первые послевоенные годы было построено здание машиностроительного техникума (сейчас — колледжа), который должен был готовить кадры для будущего гиганта.

Заводоуправление размещалось прямо по оси широкого бульвара (сейчас — Тракторостроителей), бывшего главной магистралью района. Изначально предполагалось, что замыкать бульвар с противоположной от предприятия стороны улицы Долгобродской будет здание Дворца культуры, однако позже оно было смещено несколько в сторону.

В 1954—1955 годах в Минске практически одновременно было начато строительство сразу трех Дворцов культуры, возводившихся по повторно применяемому проекту ДК фабрики ВЭФ в Риге. Это были ДК камвольного комбината на улице Маяковского, ДК промпотребкооперации на проспекте Сталина и ДК МТЗ на улице Долгобродской. Все три изначально должны были выглядеть вот так:

Однако вскоре после начала строительных работ вышло известное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и неоклассицизм, 20 лет безраздельно господствовавший на просторах Советского Союза, в один день устарел. Наступала новая архитектурная эпоха, и проекты трех строившихся в Минске ДК были существенно переработаны, причем каждый из них получил свое уникальное лицо. Сейчас о том, что ДК камвольщиков, тракторного завода и филармония изначально были близнецами-братьями, напоминают разве что вынесенные в отдельные объемы на боковых фасадах зданий лестницы.

Дворец культуры тракторного завода окончательно был завершен в 1964 году, проект перерабатывал известный белорусский архитектор Георгий Бенедиктов. В тучные для завода 2000-е годы здание подверглось реновации. Сейчас не все уже помнят, что в советские времена здесь же размещался и кинотеатр «Восход».

Интересной представляется еще одна задумка градостроителей. Между Долгобродской улицей и зданиями заводоуправления расположена полоса лесонасаждений шириной 100 метров. Вокруг площади также посажена зелень, которая должна была образовывать главный парк тракторного завода на площади свыше 25 га и одновременно служить экологическим барьером между промышленной зоной и так называемыми селитебными территориями, жилым районом.

Строительство жилого района тракторного завода осуществлялось по проекту планировки и застройки, выполненному выдающимся советским архитектором Зиновием Розенфельдом (кстати, уроженцем Чашник Витебской губернии) в харьковском проектном институте «Союзспецстрой».

Тринадцать различных по площади и форме жилых кварталов группируются вдоль главной улицы района — Олега Кошевого, связывающей Партизанский проспект с улицей Долгобродской. Улица представляет собой бульвар шириной 40 метров с парадной репрезентативной застройкой. Ближе к улице Долгобродской бульвар разделяется на 3 отдельные улицы (Кошевого, Грицевца, бульвар Тракторостроителей), образуя «вилку», или «трезубец», где устроен общественный центр всего поселка.

На бульваре в районе Дворца культуры и по фронту улицы Долгобродской возведены четырех- и пятиэтажные жилые дома, причем «долгобродские» построены уже во второй половине 1950-х годов в ином характере архитектурной направленности, чем несколько нарушают «композиционное единство жилого района». На первом этаже этих домов запроектирован Тракторозаводской универмаг (теперь — магазин «Старт»).

Бульвар Тракторостроителей жилую застройку получил только с одной стороны. С другой, стороны Дворца культуры, ее заменили спортивные площадки, на одной из которых летом до сих пор играют в теплые ламповые городки.

Панорама нынешнего бульвара Тракторостроителей в середине 1950-х:

Бульвар был украшен декоративными скульптурами, изображающими спортивные игры. Футболисты со стороны нынешнего выхода из метро:

Девушки, играющие в мяч, со стороны троллейбусного кольца:

Бульвар был настоящим общественно-культурным центром района. Об атмосфере того времени некоторое представление дает пара замечательных ночных снимков, на которых тракторозаводцы наблюдают какой-то праздничный салют.

Декоративные скульптуры со временем с бульвара исчезли, их заменил уже современный фонтан с загадочной композицией в центре.

В районе развилки, где улица Олега Кошевого делится на свое продолжение, улицу Грицевца и бульвар Тракторостроителей, в 1961 году было устроено первое (или одно из первых) в городе троллейбусное разворотное кольцо, сохранившееся и поныне. Здесь начинается и парадная застройка главной магистрали поселка двумя угловыми зданиями, решенными, впрочем, ассиметрично.

На снимке как раз строится дом №10 по улице Кошевого, на первом этаже которого разместились «Аптека» и «Оптика». Здание с угловой башней повышенной этажности сдадут в 1959 году.

Фрагмент фасада:

Улица Кошевого в первой половине 1950-х годов была застроена в основном трехэтажными жилыми зданиями с магазинами и другими учреждениями общественного назначения на первом этаже.

Дома, формировавшие центральную часть кварталов, были специально поставлены с отступом от красной линии, что позволило образовать перед ними небольшие курдонеры и разнообразить тем самым застройку.

Асимметричность и некоторое нарушение принципов построения архитектурного ансамбля, характерные в целом для всего поселка, проявились и здесь. Нечетную сторону улицы Кошевого в центральной части от Стахановской до Щербакова образуют две одинаковые протяженные жилые трехэтажки.

А вот четная сторона на том же участке образована тремя домами, с выделяющимся центральным (№18), курдонер которого гораздо глубже, чем у нечетных собратьев.

Зато его середина четко ориентирована на разрыв между близнецами напротив.

Кроме этого, архитекторы постарались выделить и важнейшие перекрестки, но опять же используя разные серии домов, что нарушило композиционное единство застройки. Например, перекресток Кошевого и Стахановской: задумка обозначить его угловыми эркерами с башенками была решена по-разному на каждой стороне улицы.

Но при этом сами по себе реализованные здания небанальны и справляются с ответственной ролью градостроительных акцентов.

Копия последнего здания с продовольственным магазином на первом этаже была построена и на перекрестке Стахановской и Щербакова, но опять же в единичном экземпляре. Противоположная сторона улицы застраивалась уже в хрущевскую эпоху.

А так бульвар выглядел сразу после окончания строительства. К сожалению, ни жители района, ни городские власти до сих пор не осознали архитектурной ценности этой исторической среды, что сказалось на ее сохранности. Вазы с цветами в центре бульвара, пинакли с оградой на крышах домов, иные более мелкие декоративные элементы утрачены — какие-то еще во времена Союза, некоторые в ходе недавно жесточайшей агрореновации.

Замыкает перспективу бульвара построенное уже в 1970-е годы по проекту Леонида Левиа общежитие МТЗ.

Один из самых лучших в Минске образцов жанра, удачно расположенное, общежитие издалека выглядит громадой на фоне окружающей его относительно малоэтажной застройки.

При застройке кварталов поселка Минского тракторного завода в основном использовались типовые проекты двухэтажных, изредка — трехэтажных жилых домов (серии 202, 201, 205, 226, 228). При этом серии существенно отличались друг от друга, большинство кварталов застраивалось домами разных серий, а один — и вовсе по индивидуальному проекту, что вносит в характер застройки некоторую хаотичность, но, с другой стороны, существенно разбавляет ее монотонность — главный бич советских жилых районов следующих трех десятилетий.

Улица Чеботарева:

Даже соседние дома бывают из разных серий, что уж говорить о противоположных сторонах улицы:

В глубине кварталов, с отступом от красной линии улицы, но, тем не менее, с прямым выходом на нее были построены несколько дошкольных учреждений. Район старый, детей на все детсады уже не хватает, поэтому некоторые из них реновированы под другие цели.

Или, похоже, безнадежно заброшены. Жаль, замечательное красивое здание:

А так изначально выглядел реновированный детсад:

Важные перекрестки выделены и в глубине поселка. Чеботарева — Стахановская, здание 1948 года:

Вновь несимметричная застройка напротив:

Именно эти двухэтажные кварталы должны стать первой жертвой давно вынашиваемой городскими властями «реконструкции» поселка. По плану первой очереди, разработанному архитектором Марком Шумячером, сносу подлежат все двухэтажки с сохранением зданий от трех этажей и выше.

Архитекторы, фактически уничтожающие тем самым поселок как единое целое, делают вид, что понимают его архитектурную ценность и заботятся о ней. «В новых домах будет семь этажей, не более, чтобы сохранить общий ансамбль, представляющий культурную ценность». Каким образом десятки семи-, а не девятиэтажек, среди которых будут стоять единичные послевоенные здания, смогут «сохранить общий ансамбль», не очень понятно.

Здесь же руководство города задумало вторую свою любимую забаву: уплотнение дворовой территории. Самый актуальный пример — строительство во дворах квартала по улице Клумова нового частного роддома (арх. «Тапас-проект»), что вызвало бурление возмущенных чувств жителей окрестных домов. Печально, что для этого в общем-то неплохого здания, редкого примера приличной современной архитектуры в Минске, не нашлось места лучше, чем двор в медвежьем углу города.

Пока же дворы Тракторозаводского поселка просторны и комфортны для жизни, здесь нет проблем с парковкой и детскими площадками, что, вероятно, выводит из себя чиновников в Мингорисполкоме. Справа как раз тот самый заброшенный детсадик, на месте которого планируют возвести первую семиэтажку, куда в дальнейшем собираются отселить жителей сносимых по периметру квартала домов.

До этих глубин района реноваторы с термошубами пока не дотянулись, здания сохраняют оригинальный декор.

На стенах двухэтажек даже пока остались реликты советского противопожарного агитпропа.

Вдоль улицы Клумова архитекторами была оставлена широкая лесополоса, защищающая жителей домов от шума со стороны железной дороги. Жесточайшее расточительство, просто невозможное сейчас. Парку не так давно присвоено название Антоновский как воспоминание о прошлом района. Он выполняет важную социальную функцию: после окончания рабочего дня, в особенности по пятницам, рабочие и служащие Минского тракторного завода используют его для рекреации после напряженного труда на благо процветания родины.

Пара важных для района общественных зданий было построено на улице Стахановской. Во-первых, это бывшая типовая баня, сейчас реконструированная с надстройкой под «Физкультурно-оздоровительный центр».

А прямо напротив, на одной оси была запроектирована средняя школа (сейчас — школа-интернат для детей-сирот, арх. И. Вавировский, А. Великанов). С поздними пристройками, которые могут сойти за флигели, соседними двухэтажками и обширным парком школа напоминает скорее дореволюционную усадьбу.

Еще одно общественное здание во дворах переулка Щербакова. Бывший Дом юного техника Минского тракторного завода:

Здесь ближе к одноименной улице в поселок Тракторного завода начинают вторгаться хрущевки.

Район между улицами Щербакова и Клумова — типичная для хрущевского времени строчная застройка кирпичными и панельными пятиэтажками.

Между тем, именно здесь, где-то в этих кварталах МАПИД построил свой миллионный квадратный метр жилья. Эпическое событие было отмечено специальной праздничной панелью с надписью, сейчас, скорее всего, утерянной под розовой термошубой после «тепловой модернизации».

Вторая половина поселка МТЗ, юго-восточная, с нечетной стороны улицы Кошевого, застраивалась в основном позже, но именно здесь архитекторами был запроектирован еще один общерайонный сквер, когда-то носивший название Пионерский. Теперь место пионеров заняла православная церковь.

Пейзаж вокруг до сих пор порой напоминает послевоенный Минск.

Важность сквера подчеркивали построенные прямо напротив него два четырехэтажных жилых дома с богатым по окрестным меркам декором.

Между ними сквер продолжался вглубь квартала…

…И завершался еще одной четырехэтажкой. Застройка юго-восточной половины Тракторозаводского поселка носит более монументальный, куда менее камерный характер, чем в северо-западной части.

Но именно здесь сохранилась одна из многочисленных когда-то в поселке и вообще в городе декоративных скульптур. Юные медведи не могут поделить бочонок, вероятно, с медом, прямо в центре фонтана, сейчас скрытого под снегом.

Вторая сохранившаяся скульптура — мальчик с самокатом неподалеку. Говорят, что большая часть подобных произведений была удалена из города перед Олимпиадой 1980 года.

Важным элементом социальной инфраструктуры района был и бассейн «Трактор» на улице Долгобродской, построенный в 1968 году. В 2009-м его снесли, чтобы построить новый, большой и современный. С тех пор дальше рытья котлована дело не продвинулось.

А жаль, проект по нашим меркам достаточно интересный (арх. П. Чуев).

Улица Грицевца имеет вполне монументальную застройку, достойную и центра города.

Тут расположилась и вторая школа поселка (№22).

Элемент декоративного оформления школы:

Наконец, еще одно «лицо» поселка формирует улица Кошевого на участке от троллейбусного кольца до улицы Долгобродской.

В районе перекрестка с последней находится спорткомплекс тракторного завода в здании с колоннадой, менее всего похожем на спорткомплекс.

Современная вставка, напоминающая скорее дома в историческом центре какого-нибудь европейского города.

Сам же перекресток с Долгобродской акцентирован угловым зданием с изящной башенкой, которую когда-то увенчивал и шпиль. Достойное оформление одного из главных въездов в поселок. В советское время в этом доме располагался ресторан «Колос».

Памятник же современной эстетике стоит неподалеку, в сквере у ДК МТЗ. Таким загадочным сооружением отчего-то именно здесь была увековечена память воинов-казахстанцев (?!), погибших в годы Великой Отечественной войны.

В этом все наше время. Памятники ставятся тем, кто готов дать на это деньги, сколько бы странными и не совсем уместными они ни были. Вот и район, который через несколько десятилетий мог войти в учебники по крайней мере белорусской архитектуры как образцовый пример социалистического города 1950-х годов, будет превращен в очередной панельный муравейник во имя пресловутого плана по сдаче квадратных метров. Так архитекторы и городские власти понимают указание главы государства по развитию городов-спутников и прекращению роста населения города-героя Минска.

Источник: Darriuss

Обсуждение

Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться

  • jofe
    jofe
    04.02.2012 в 17:22

    тракторный убогий район и район алкашей и наркошек и пенсионеров.

  • on_to
    on_to
    04.02.2012 в 17:45

    дом-интернат на стаКановской уже давно перепрофилирован под минское кадетсткое училище.

    реновировый детсад по чеботарева был яслями (под номером 3, кажется), а заброшенный домик в двух кварталах как раз и был садом №16. туда весь район бегал яблоки в саду тибрить.

    дом-миллионник стоит на Щербакова сразу справа от 87 школы, если смотреть на нее. в его дворе была самая большая и крутая горка, которую дети пользовали зимой - ее и называли "миллионкой".

    Дом-близнец на переулке щербакова и кошевого известнен как "Голубой Дунай" из-за обилия синюг: там прописался постторговский продуктовый с бюджетным кафетерием, где наливают с самого утра. По алкогольной топонимике назван и парк за дворцом культуры. Называется это место "Антарктида" - до известного закона "на улице не бухать" после работы там собиралась вся заводская интеллигенция, которая топталась там весь вечер, как пингвины в Антарктиде.

    И за репортаж спасибо! Все свое и родное: даже помню, как в "Восход" меня на кинконга не пустили родители. И в доме культуры было знаковый минский ресторан "Время", на который пускал слюни весь пролетарский минск. Сейчас там блевотный Сатурн.

  • Alex_1979
    Alex_1979
    04.02.2012 в 17:47
    жесточайшая агрореновация

    - да уж, именно так и есть :(

  • Alex_1979
    Alex_1979
    04.02.2012 в 17:48
    jofe:тракторный убогий район и район алкашей и наркошек и пенсионеров.

    да причем здесь это-то? с такими темпами спаивания скоро все районы станут такими, не переживайте.

  • Darriuss
    Darriuss
    04.02.2012 в 17:49
    дом-миллионник стоит на Щербакова сразу справа от 87 школы, если смотреть на нее. в его дворе была самая большая и крутая горка, которую дети пользовали зимой - ее и называли "миллионкой".

    А юбилейная панель на этом доме осталась? Или он реновирован?

  • on_to
    on_to
    04.02.2012 в 17:53
    Darriuss:дом-миллионник стоит на Щербакова сразу справа от 87 школы, если смотреть на нее. в его дворе была самая большая и крутая горка, которую дети пользовали зимой - ее и называли "миллионкой".

    А юбилейная панель на этом доме осталась? Или он реновирован?[/quote]

    давно там небыл, поэтому точно сказать не могу. но надпись смотрела с торца прямо на школу. думается мне, что шубы эта часть дома не избежала...

  • Darriuss
    Darriuss
    04.02.2012 в 17:56
    on_to:
    давно там небыл, поэтому точно сказать не могу. но надпись смотрела с торца прямо на школу. думается мне, что шубы эта часть дома не избежала...

    Скорее всего. Я обошел тот район и по идее должен был панель заметить.

  • on_to
    on_to
    04.02.2012 в 17:59
    Darriuss:
    on_to:

    давно там небыл, поэтому точно сказать не могу. но надпись смотрела с торца прямо на школу. думается мне, что шубы эта часть дома не избежала...

    Скорее всего. Я обошел тот район и по идее должен был панель заметить.

    21 дом. судя по панорамам яндекса - ничего там не осталось. только гаденький фиолетовый цвет.

  • Saturn
    Saturn
    04.02.2012 в 18:14

    каким бы убогим не был этот район с т.з. контингента, лично мне архитектура нравится. аутентично. сносить и строить очередную "Каменную горку" - это полный маразм.

  • Skyka
    Skyka
    04.02.2012 в 18:18

    2 раза слово "жэстачайшэ"

  • moses
    moses
    04.02.2012 в 18:18
    Так архитекторы и городские власти понимают указание главы государства по развитию городов-спутников и прекращению роста населения города-героя Минска.

    Глава государства и городские власти-одна шайка-лейка.

  • beloff
    beloff
    04.02.2012 в 19:00

    Хорошая статейка, почитал. Автору респект

  • iks_by
    iks_by
    04.02.2012 в 19:27
    На бульваре в районе Дворца культуры и по фронту улицы Долгобродской возведены четырех- и пятиэтажные жилые дома, причем «долгобродские» построены уже во второй половине 1950-х годов в ином характере архитектурной направленности, чем несколько нарушают «композиционное единство жилого района».

    Ну вообще это вроде обычные хрущёвки. Года 60-61....

  • Darriuss
    Darriuss
    04.02.2012 в 19:32
    iks_by:
    Ну вообще это вроде обычные хрущёвки. Года 60-61....

    Я где-то написал, что это необычные хрущевки? Или что это обычные нехрущевки? :)

  • iks_by
    iks_by
    04.02.2012 в 19:34

    Кольцо с 1958 года, как и Автозавод у красного дома, первые кольца Парк Челюскинцев 53 года Обсерватория 55-го, Аэропорт 56-го.

  • Darriuss
    Darriuss
    04.02.2012 в 19:37
    iks_by:Кольцо с 1958 года, как и Автозавод у красного дома, первые кольца Парк Челюскинцев 53 года Обсерватория 55-го, Аэропорт 56-го.

    Принимается. Значит, это самое старое непрерывно действующее троллейбусное кольцо Минска?

  • united
    united
    04.02.2012 в 19:47

    Современная вставка (с надписью "Купала") входила в шорт-лист потенциальных офисов Onliner.by. На редкость симпатичное здание и уйутное внутри, но район дай боже.

  • iks_by
    iks_by
    04.02.2012 в 19:53

    Медведи уже без фонтана, он снесён, под снегом его фундамент.

  • iks_by
    iks_by
    04.02.2012 в 19:58

    А дом с башней и Колосом лет 20-22 уже на вечном ремонте :((( Как и разбитая двухэтажка у сквера.

  • iks_by
    iks_by
    04.02.2012 в 19:59

    Darriuss, ну да, если бы не уничтожили троллейбус в центре, но наверное Аэропорт было бы с этим званием.

  • iks_by
    iks_by
    04.02.2012 в 19:59

    Darriuss, ну как-то вторая половина 50-х, это пост-сталинки ,какие стоят на Партизанском напротив Хлебзавода к примеру.

  • Darriuss
    Darriuss
    04.02.2012 в 19:59
    united:Современная вставка (с надписью "Купала") входила в шорт-лист потенциальных офисов Onliner.by. На редкость симпатичное здание и уйутное внутри, но район дай боже.

    Район для людей труда!

  • Darriuss
    Darriuss
    04.02.2012 в 20:03
    iks_by:Darriuss, ну да, если бы не уничтожили троллейбус в центре, но наверное Аэропорт было бы с этим званием.

    Сакральное значит место для всех любителей общественного транспорта. :)

  • Miss Prelest`
    Miss Prelest`
    04.02.2012 в 20:15

    В учебники архитекторов этот райончик по фотографиям войти сможет... А жителям наверняка хотелось бы жить в домах с лифтами, консьержкой, новыми трубами, теплыми стенами, новой проводкой... Застройка панелями конечно не самый красивый вариант... Но и частный инвестор туда не факт что пойдет - экология и много сноса, возмущенные старушки с общественными обсуждениями...

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    04.02.2012 в 20:37
    Здесь же руководство города задумало вторую свою любимую забаву: уплотнение дворовой территории. Самый актуальный пример — строительство во дворах квартала по улице Клумова нового частного роддома (арх. «Тапас-проект»), что вызвало бурление возмущенных чувств жителей окрестных домов. Печально, что для этого в общем-то неплохого здания, редкого примера приличной современной архитектуры в Минске, не нашлось места лучше, чем двор в медвежьем углу города.

    А вот в жалобе на сайте жильцов утверждается, что вместо "редкого примера приличной современной архитектуры в Минске" запроектирована коробка в т.н. стиле "брутализм".
    Кстати, как следует из ответов там же, Минскпроект отказался проводить градоэкономическое обоснование этого экзотического проекта, т.к. на 0,38 га невозможно разместить родильный дом с 53 койками, 285 посещений в смену и 170 сотрудниками без нарушений строительных норм.

  • Darriuss
    Darriuss
    04.02.2012 в 20:40
    RET_FRAN:
    А вот в жалобе на сайте жильцов утверждается, что вместо "редкого примера приличной современной архитектуры в Минске" запроектирована коробка в т.н. стиле "брутализм".

    При всем уважении, жильцы не имеют вообще никакого представления о том, что такое брутализм на самом деле. Но на войне все средства хороши, да?

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    04.02.2012 в 21:00
    Пока же дворы Тракторозаводского поселка просторны и комфортны для жизни, здесь нет проблем с парковкой и детскими площадками, что, вероятно, выводит из себя чиновников в Мингорисполкоме.

    А также потенциальных "инвесторов".

    Вот и район, который через несколько десятилетий мог войти в учебники по крайней мере белорусской архитектуры как образцовый пример социалистического города 1950-х годов, будет превращен в очередной панельный муравейник во имя пресловутого плана по сдаче квадратных метров.

    Судя по последним веяниям, планы по сносу 2-х этажек реализованы не будут. Вместо этого дворовые территории заполнятся "бизнес-центрами", родильными домами для VIP-персон и т.д., после строительства которых снос 2-этажек станет непривлекательным для инвесторов, т.к. из-за отсутствия придомовой территории на их месте невозможно будет построить жилые дома большей этажности, чем эти самые 2-этажки. Какой экономический смысл сносить 2-эатжку, если на ее месте можно будет построить только 2-этажку?
    И будут доживать свои дни жильцы в домах, превращающихся в трущобы...

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    04.02.2012 в 21:03
    Но и частный инвестор туда не факт что пойдет - экология и много сноса, возмущенные старушки с общественными обсуждениями...

    А зачем частному инвестору идти на снос, когда в центре просторных дворов можно построить много чего интересного без всякого сноса? А то, что остатки дворов превратятся в откровенные резервации кого волнует?

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    04.02.2012 в 21:18
    Darriuss:
    RET_FRAN:

    А вот в жалобе на сайте жильцов утверждается, что вместо "редкого примера приличной современной архитектуры в Минске" запроектирована коробка в т.н. стиле "брутализм".

    При всем уважении, жильцы не имеют вообще никакого представления о том, что такое брутализм на самом деле.

    Вполне может. А к какому стилю тогда надо отнести это творение? Лично я бы отнес к "дешево и сердито". Любой бизнес-проект реализовывается исходя из получения максимальной прибыли с кв. м. отведенной территории. При этом чем дешевле обойдется строительство самого здания - чем лучше. Тут уже не до изысков. В подтверждение - архитектура этого поселка - явно не из раздела "дешево и сердито", а с излишествами, которые "бизьнесменам" ни к чему.

    Но на войне все средства хороши, да?

    Не берусь судить, но судя по здешним статьям инициаторами "войны" являлись явно не местные жители.
    Лично я бы тоже использовал все возможные аргументы, если бы "бизьнесмены" задумали строить "бизнес-центр" или родильный дом под окнами.

  • Крот Завинчен
    Крот Завинчен
    04.02.2012 в 21:27

    Огромное спасибо Вам, darriuss!
    С осени по субботам вожу ребенка на настольный теннис в спорткомплекс тракторного завода. Занятия длятся 2 часа и я в первый же день обошел почти весь район.
    Испытал трепетные ничем не передаваемые чувства и жду субботы, чтобы вновь побывать там. Некоторые его черты напоминают мне о моем детстве на ул. Коммунистической.
    А уж какое там количество артефактов! В одну статью не впихнуть.
    С самого первого раза хотелось найти darriuss'а и попросить его прокомментировать увиденное в его блоге, читателем которого я являюсь на протяжении уже 2,5 лет.

    Каково же было мое удивление и восторг, когда я увидел материализацию своей мечты!

    На самом деле это не просто район - это как парк ушедшей страны.

    Большое спасибо, darriuss!

  • EXTkenny
    EXTkenny
    04.02.2012 в 21:56

    такаааая ностальгия накатила((( всё децтво по этим закаулкам

  • rabushko
    rabushko
    04.02.2012 в 22:07

    Будет печально, если все снесут и застроят МАПИДовскими панельками. Неужели в Минске так мало пустырей, что надо что-то сносить?

  • kOveX
    kOveX
    04.02.2012 в 22:28

    Вроде памятник возле ДК, который в виде дерева, связан с Чернобылем.

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    04.02.2012 в 23:17
    На самом деле это не просто район - это как парк ушедшей страны.

    А что идет ему на смену? Бизнес-центры на месте детских садов, родильные дома под вывеской "Медицинский центр", который никто не примет за родильный дом и в котором врядли кто пожелал бы начать свою жизнь и все это в окружении разваливающихся 2-этажек?
    Кстати, автор не запечатлел самое "экзотическое" здание - поликлинику Тракторного з-да. Вот с этим мнением жильцов согласен:

    Пример такого «архитектурного творчества» в т.н. стиле «брутализм» можно наблюдать в соседнем квартале – после строительства серой бетонной коробки поликлиники Тракторного завода схожих с объектом «Корпус «Б» медицинского центра по ул. Клумова, 5а» размеров была практически полностью уничтожена дворовая территория, а об архитектурном облике прилегающей территории речь вообще не идет.
  • docto
    docto
    04.02.2012 в 23:25

    надо спасибо сказать кризису- думаю планы по сносу пока будут отодвинуты, а в дальнейшем возможно будут пересмотрены... Учитывая, что в скором времени жилья в минске не понадобиться много, а площадей под панельные гетто пустых хватает - будет там текущая реконструкция с сохранением внешнего облика и переводом начинки в 2-4-х квартирные.
    И тракторный тому не помеха

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    04.02.2012 в 23:34
    docto:надо спасибо сказать кризису- думаю планы по сносу пока будут отодвинуты, а в дальнейшем возможно будут пересмотрены... Учитывая, что в скором времени жилья в минске не понадобиться много, а площадей под панельные гетто пустых хватает - будет там текущая реконструкция с сохранением внешнего облика и переводом начинки в 2-4-х квартирные.

    Никакая "текущая реконструкция с сохранением внешнего облика и переводом начинки в 2-4-х квартирные" не будет, а будет застройка дворовой территории указанными выше объектами. Получится откровенная уродливая резервация. А был один из самых атмосферных районов города...

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 1:00

    МОЙ РАЙОН МЕНЯ ТУТ ВСЕ ЗНАЮ!!!

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 1:04

    из плюсов:
    В доме всегда тепло
    Соседи следят за порядком
    Живу на втором этаже (всего 2) нет посторонних звуков и езды лифтов
    Потолок 2,7
    Стены 50-70 см
    Всегда свободное место для моей машинки

    Из минусов:
    Дебилы в руководстве ЖЭСА (Мастера беспределят)
    И Кабельное ТВ только частное (левое)

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 1:16

    Ребята, те кто бы в СМОЛЕНСКЕ
    Там есть улица БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ
    Так вот там вся цлица из таких же домиков только если эти покрашеные и подлатанные то там просто трущебы...

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 1:18

    ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ В КУРСЕ:
    ТРАКТОРНЫЙ - ЭТО НЕ:
    Серебрянка
    Ангарская
    Дражня
    Автаз
    Шабаны

    Гастролеры тут приезжие, местные тоже есть но их столько же сколько в Сухорево или в уручье

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 1:19
    jofe:тракторный убогий район и район алкашей и наркошек и пенсионеров.

    Не приезжай на наш РАЙОН можешь целиком не уехать!

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 1:23

    А как мне известно этот район хотели снести еще в 70-80 местные жители так говорят...
    А он все тут стоит. В домах есть даже бомбоубежище на всякий случай...
    Так что можно сказать что домики захотят сносить еще лет через 30 - но пардон уже будут считаться памятниками архитекиуры...

  • Trece
    Trece
    05.02.2012 в 2:26

    Спасибо автору за статью, аж прямо какое-то чувство эстетического удолетворения охватило. Надо съездить и посмотреть эту красоту вживую, пока не снесли и гетто не настроили

  • iwolf
    iwolf
    05.02.2012 в 3:01
    staffmedia:
    jofe:тракторный убогий район и район алкашей и наркошек и пенсионеров.

    Не приезжай на наш РАЙОН можешь целиком не уехать!

    и гопников.

  • sens
    sens
    05.02.2012 в 3:29

    Darriuss, отличная статья получилась!
    Надо было обязательно еще про экологию упомянуть, литейка временами очень сильно воняет, а воздух приобретает молочный цвет.

    Район старый, детей на все детсады уже не хватает, поэтому некоторые из них реновированы под другие цели.

    Инфа про количество детей не соответствует действительности. Проблема в том, что ДУ в этом районе ведомственные и чтобы определить туда ребенка, родители которого не работают на МТЗ, надо очень сильно постараться.

  • Bender B.R.
    Bender B.R.
    05.02.2012 в 9:10

    Нда, 35 лет тому назад, я ходил в ныне заброшенный садик (((

  • felix77x7
    felix77x7
    05.02.2012 в 10:48

    Единственное что плохо так это наличие тракторного завода))

    здоровья он явно не придает жителям живущим рядом....так как производство я уверен никаким нормам не соответствует, а проверки все куплены...ну не закрывать же производство из за экологии )))

    ну и раз завор то и количество синяков на квадратный метр там защкаливает! Часто ездил в универ на 43 автобусе именно когда проезжаел этот раен в автобус частенько заходил какой-нибудь синяк который начинал кассказывать на весь салон "как прекрасен этот мир, как прекрасен этот мир..."

  • hunta-on
    hunta-on
    05.02.2012 в 11:02

    Очень классный район, несмотря на контингент. Такой архитектуры пожалуй больше нигде не осталось. Конечно условия внутри домов далеко не самые лучшие, там где не было капиталки. А так там очень тихо, зелено. Да и вообще, если привести все в порядок, только без термошуб!!!, никакой машины времени не надо. Даже сейчас, когда проезжаешь по району на машине, какое-то интересное ощущение.
    П.С. Дарриус, ты не заметил один замечательный фасад. Там недалеко от глазной клиники по ул.Клумова есть магазин в котором продают аквариумы, террариумы и т.д. Там отличный декор на фасаде у входа. Просто класс. А чего стоят по этой же улице на фасаде здания в окнах снаружи подоконнички с решеткой для цветочных горшков летом. Прям как в Амстердаме или Брюсселе.

  • hunta-on
    hunta-on
    05.02.2012 в 11:05
    RET_FRAN:
    docto:надо спасибо сказать кризису- думаю планы по сносу пока будут отодвинуты, а в дальнейшем возможно будут пересмотрены... Учитывая, что в скором времени жилья в минске не понадобиться много, а площадей под панельные гетто пустых хватает - будет там текущая реконструкция с сохранением внешнего облика и переводом начинки в 2-4-х квартирные.

    Никакая "текущая реконструкция с сохранением внешнего облика и переводом начинки в 2-4-х квартирные" не будет, а будет застройка дворовой территории указанными выше объектами. Получится откровенная уродливая резервация. А был один из самых атмосферных районов города...

    Очень жаль, получится очередная хламида, как в троецком с объектом дяди Чижа.

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    05.02.2012 в 11:30
    felix77x7:Единственное что плохо так это наличие тракторного завода))
    здоровья он явно не придает жителям живущим рядом....так как производство я уверен никаким нормам не соответствует, а проверки все куплены...ну не закрывать же производство из за экологии )))

    На сайте жильцов есть ответ Минздрава, где сказано, что базовая санитарно-защитная зона МТЗ составляет 500 м., а к 2015 г. планируется ее сокращение до 300 (по памяти, вроде бы так). Причем земельный участок родильного дома - в 10 метрах от границы санитарно-защитной зоны МТЗ. Если рожать можно в 10 метрах от границы, то жить уж точно можно?
    Просто к сведению - в Минске 85 % выбросов в атмосферу дают передвижные источники, т.е. автолом, которого в этом р-не немного. А вот когда построят вдоль железной дороги автомагистраль (к ЧМ-2014 г.?), то ситуация станет иная.
    hunta-on

    Дарриус, ты не заметил один замечательный фасад. Там недалеко от глазной клиники по ул.Клумова есть магазин в котором продают аквариумы, террариумы и т.д. Там отличный декор на фасаде у входа. Просто класс.

    Ну да, новодел, кич, т.е. халутра.

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    05.02.2012 в 11:38
    Вдоль улицы Клумова архитекторами была оставлена широкая лесополоса, защищающая жителей домов от шума со стороны железной дороги. Жесточайшее расточительство, просто невозможное сейчас. Парку не так давно присвоено название Антоновский как воспоминание о прошлом района.

    Внимание автора
    1. ул. Клумова длинная, начинается от пер. с Кошевого, спускается вниз, поворачивает налево и заканчивается перекрестком с Кошевого.
    2. Откуда сведения, что "широкая лесополоса, защищающая жителей домов от шума со стороны железной дороги" является парком и ему присвоено имя? Не надо путать ЛР вдоль реки (после поворота Клумова налево) с данным бульваром.

  • Darriuss
    Darriuss
    05.02.2012 в 12:09
    kOveX:роде памятник возле ДК, который в виде дерева, связан с Чернобылем.

    С Казахстаном, там есть надпись.

  • Darriuss
    Darriuss
    05.02.2012 в 12:11
    hunta-on:
    П.С. Дарриус, ты не заметил один замечательный фасад. Там недалеко от глазной клиники по ул.Клумова есть магазин в котором продают аквариумы, террариумы и т.д. Там отличный декор на фасаде у входа.

    Заметил, дом известный, но а) декор новодельный, б) здание стояло против солнца, и фотография получилась совсем фиговая.

  • sergey1174
    sergey1174
    05.02.2012 в 12:13

    Давно пора эти хрущи и сталинку сносить! Быдлятина а не архитектура! Афффтару -купи бюстики сталина-ленина и др@чи на них ночами!

  • Darriuss
    Darriuss
    05.02.2012 в 12:21
    sergey1174:
    RET_FRAN:
    2. Откуда сведения, что "широкая лесополоса, защищающая жителей домов от шума со стороны железной дороги" является парком и ему присвоено имя? Не надо путать ЛР вдоль реки (после поворота Клумова налево) с данным бульваром.

    Блин, верно, я был уверен, что Антоновским парком обозвали всю Г-образную зеленую зону. Оказалось только ту, что вдоль канала Слепянской водной системы.

  • laboda
    laboda
    05.02.2012 в 12:45

    ПО-моему такой послевоенной красотищи у нас по всей стране насыпано, особенно в различных райцентрах. Не вижу здесь особой эстетики, тем более я там как-то вживую прогуливалась. Хотя и панельками отстойными застроить - не вариант

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 13:09
    iwolf:
    staffmedia:
    jofe:тракторный убогий район и район алкашей и наркошек и пенсионеров.

    Не приезжай на наш РАЙОН можешь целиком не уехать!

    и гопников.

    Может сами напишете с какого вы районов?

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    05.02.2012 в 13:09
    Darriuss:
    sergey1174:
    RET_FRAN:

    2. Откуда сведения, что "широкая лесополоса, защищающая жителей домов от шума со стороны железной дороги" является парком и ему присвоено имя? Не надо путать ЛР вдоль реки (после поворота Клумова налево) с данным бульваром.

    Блин, верно, я был уверен, что Антоновским парком обозвали всю Г-образную зеленую зону. Оказалось только ту, что вдоль канала Слепянской водной системы.

    Я ведь просто спросил. А может быть и всю Г-образную зону назвали?
    И что значит "оказалось"? Откуда сведения? Из Генплана Минска? Что тогда из себя представляет тогда этот "бульвар"? Это ЛР зона или просто незаконные посадки местных жителей в жилой многоквартирной застройке?

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 13:10
    sergey1174:Давно пора эти хрущи и сталинку сносить! Быдлятина а не архитектура! Афффтару -купи бюстики сталина-ленина и др@чи на них ночами!

    Ты сам откуда что так кричишь? небось за мкадом живеь?

  • Darriuss
    Darriuss
    05.02.2012 в 13:22
    RET_FRAN:
    И что значит "оказалось"? Откуда сведения? Из Генплана Минска?

    Есть решение Мингорисполкома от 2007 года, где определены границы парка.

    http://www.interfax.by/article/6730

  • art_m77
    art_m77
    05.02.2012 в 13:59
    on_to:дом-интернат на стаКановской уже давно перепрофилирован под минское кадетсткое училище.

    реновировый детсад по чеботарева был яслями (под номером 3, кажется), а заброшенный домик в двух кварталах как раз и был садом №16. туда весь район бегал яблоки в саду тибрить.

    дом-миллионник стоит на Щербакова сразу справа от 87 школы, если смотреть на нее. в его дворе была самая большая и крутая горка, которую дети пользовали зимой - ее и называли "миллионкой".

    Дом-близнец на переулке щербакова и кошевого известнен как "Голубой Дунай" из-за обилия синюг: там прописался постторговский продуктовый с бюджетным кафетерием, где наливают с самого утра. По алкогольной топонимике назван и парк за дворцом культуры. Называется это место "Антарктида" - до известного закона "на улице не бухать" после работы там собиралась вся заводская интеллигенция, которая топталась там весь вечер, как пингвины в Антарктиде.

    И за репортаж спасибо! Все свое и родное: даже помню, как в "Восход" меня на кинконга не пустили родители. И в доме культуры было знаковый минский ресторан "Время", на который пускал слюни весь пролетарский минск. Сейчас там блевотный Сатурн.

    занятный комментарий, автору респект)))

  • 4saleby
    4saleby
    05.02.2012 в 14:24

    jofe,

    jofe:тракторный убогий район и район алкашей и наркошек и пенсионеров.

    обычный район, не хуже чем ваши шабаны

  • svetlanaki
    svetlanaki
    05.02.2012 в 15:31

    Район чудесный! Когда попадаю туда, всегда стараюсь пешком по нему прогуляться. Очень камерная атмосфера, не чувствуется суета человейника. Будет жаль, если бездарно уплотнят-застроят или снесут.

  • AiM)
    AiM)
    05.02.2012 в 16:35

    а мне всегда нравился этот район, лучше всяких панелек

  • balle
    balle
    05.02.2012 в 17:32

    Район необычный и удивительный. Как-то по делам нужно было в банк на Чеботарева, а там обед. Вынужденная прогулка по району оставила неизгладимое впечатление. Это другой, непривычный для меня Минск (выросла на Я.Мавра среди одинаковых сереньких панелек). Будет жаль, если он исчезнет. Это будет просто варварство.

  • Andrei2205
    Andrei2205
    05.02.2012 в 18:05

    Нормальный, хороший, старенький район. Девять лет работаю на Моторном заводе. Один минус, много пьяни. А где их нету?

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    05.02.2012 в 18:28
    Andrei2205:Один минус, много пьяни. А где их нету?

    Построят в центре дворовых территорий бизнес-центры, родильные дома и т.д. и пьянь сразу исчезнет.
    Но я уверен, что станет ее еще больше. И заработок появится: подходишь к брошенному на остатках дворовой территории автолому клиента, который прибыл в эти заведения и выкручиваешь нипель из пары колес. А потом ждешь хозяина. Он приходит, недоуменно смотрит, ходит вокруг и не знает что делать. Подходишь к клиенту как бы случайно и предлагаешь сбегать за детальками, которые завалялись случайно дома. Просишь за услугу тысяч 10. А потом - за напитком "Крыжачок" в ближайший гастроном.

  • _Tim_
    _Tim_
    05.02.2012 в 19:15

    Спасибо за статью.
    Красивый райончик, по таким действительно приятно гулять.
    Жаль будет когда его снесут и застроят панельками. :(
    Честно говоря непонятно почему его хотят снести, в городе полно мест ближе к центру где люди живут в бараках с туалетом на улице и десятилетиями ждут сноса. Район тракторного завода в плане экологии не очень хорош, нафига туда высокие панельки роддомы и т.д.?

  • STAROVILEN
    STAROVILEN
    05.02.2012 в 19:44

    Спасибо за отличные статьи по истории архитектуры.
    Данный обзор и экскурс по истории застройки района очень понравился.
    По адресу местонахождения района бывал неоднократно в различное время года и не только по работе. Ассоциации с данным местом по общим впечатлениям в летнюю пору разве что с Тирасполем конца 80-х, вот только нет холмов.

  • EXTkenny
    EXTkenny
    05.02.2012 в 23:04
    balle:Район необычный и удивительный. Как-то по делам нужно было в банк на Чеботарева, а там обед. Вынужденная прогулка по району оставила неизгладимое впечатление. Это другой, непривычный для меня Минск (выросла на Я.Мавра среди одинаковых сереньких панелек). Будет жаль, если он исчезнет. Это будет просто варварство.

    Вы неповерите я 26 лет прожил в этом раёне и вот уже 7 год живу на Мавра ))) Да синяков там много, интелегенции мало, но всёравно всё своё родное )))

  • Arimona
    Arimona
    05.02.2012 в 23:37

    я не против - пусть все рушат

  • staffmedia
    staffmedia
    05.02.2012 в 23:54
    4saleby:jofe,
    jofe:тракторный убогий район и район алкашей и наркошек и пенсионеров.

    обычный район, не хуже чем ваши шабаны

    + шабаны - это вообще за мкадом возле свалки, район без истории!
    а да кстати я живу на тракторном а работаю в районе академии наук
    Летом на машине я до работы еду 5 - 10 минут ..... думаю те кто живут в Малиновке или Сухорев могыт грызть когти

  • kuvimi
    kuvimi
    06.02.2012 в 0:19

    Очень хороший район, прожила там 24 года, сейчас живу в уручье, совсем не то. Тот, кто вырос в многоэтажке никогда не поймет тех, кто вырос в этих стареньких двухэтажках

  • kuvimi
    kuvimi
    06.02.2012 в 0:31

    Спасибо за статью. Да,кстати, хочу добавить, что раньше общага МТЗ была отделана голубой плиткой. И, не знаю точно ли, но мне дедушка рассказывал, что когда-то на крыше общаги был трактор (то ли макет, то ли намтоящий). А забегаловка на пересечении Щербакова и Кошевого (где сейчас находится кафе «Кабаньчик») называлась«стекляшка», там любили выпивать заводовцы

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    06.02.2012 в 9:14

    Самое главное вот это

    Именно эти двухэтажные кварталы должны стать первой жертвой давно вынашиваемой городскими властями «реконструкции» поселка. По плану первой очереди, разработанному архитектором Марком Шумячером, сносу подлежат все двухэтажки с сохранением зданий от трех этажей и выше.
    Здесь же руководство города задумало вторую свою любимую забаву: уплотнение дворовой территории.

    Вторая забава не может проходить одновременно с первой - или первая или вторая.
    Любое "уплотнение" двора, хотя бы часть зданий по периметру которого являются 2-этажными будет неизбежно влечь невозможность строительства 7-этажного дома на месте планируемого к сносу 2-этажного дома из-за разницы в размерах придомовой территории, необходимой для 2-х и 7-ми этажных домов.

  • Бонита...
    Бонита...
    06.02.2012 в 10:25

    Репортаж интересный. Это центр города. Если не сносить, то нужно все реконструировать внутри. Умников много, а кто жил в этих квартирах, поймет о чем речь. Это не московские квартиры-коммуналки. Это 4-5 метровые кухни и совмещенные санузлы, и кородиры по 2 кв.м. Это концентрация алкашей и наркоманов. Увы. Так что нужно менять.

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    06.02.2012 в 10:37
    Бонита...:Это 4-5 метровые кухни и совмещенные санузлы, и кородиры по 2 кв.м.

    Не надо сказок. В 3-этажках кухни по 9-12 м и потолки по 3 м. Коридоры метров 10, не меньше. Санузлы раздельные. Однокомнатных квартир нет - в соцгородках индивидуализм не приветствовался.

    Это концентрация алкашей и наркоманов.

    А после уплотнения дворов бизнес-центрами и роддомом концентрация алкашей и наркоманов сразу уменьшится? В резервациях нет алкашей и наркоманов?

    Увы. Так что нужно менять.

    И что же нужно менять?

  • Garryx
    Garryx
    06.02.2012 в 12:36

    Хороший пост.
    По существу - отличный район для проживания, просторно, спокойно, малолюдно, из-за розы ветров - чисто.
    Учитывая то состояния в котором пребывают эти двухэтажные дома - в них н
    ужно очень много инвестировать. А у нас как всегда - лучше разрушить и выстроить новое, не обязательно лучшее... жаль...
    Кстати, в посте не отражено, что район сейчас усиленно выкупается знающими людьми.. речь конечно не о двухэтажках.
    Много дорогих авто, много хороших ремонтов...

  • Garryx
    Garryx
    06.02.2012 в 12:39
    Бонита...:Это не московские квартиры-коммуналки. Это 4-5 метровые кухни и совмещенные санузлы, и кородиры по 2 кв.м. Это концентрация алкашей и наркоманов. Увы. Так что нужно менять.

    вам надо для начала моск поменять, но боюсь это уже клинический случай...
    для примера - квартира в 3 комн . имеет 92 кв.м. "на борту" , кухню в 12,8 кв. м., коридор - 16 кв.м., кладовую 3,5 кв.м.
    про комнаты писать?
    4 комнатные стартуют с 115 кв.м....
    так что меньше надо фапать, и больше интересоваться...

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    06.02.2012 в 12:55
    Garryx:
    Бонита...:Это не московские квартиры-коммуналки. Это 4-5 метровые кухни и совмещенные санузлы, и кородиры по 2 кв.м. Это концентрация алкашей и наркоманов. Увы. Так что нужно менять.

    вам надо для начала моск поменять, но боюсь это уже клинический случай...
    для примера - квартира в 3 комн . имеет 92 кв.м. "на борту" , кухню в 12,8 кв. м., коридор - 16 кв.м., кладовую 3,5 кв.м.

    Подозреваю, что гражданин имел в виду 2-этажки. Да, встречаются среди них квартиры с указанными им параметрами + отсутствие подвала, т.е. трубы под полом и т.д. Собственно, вот

    Здравствуйте!
    Хотелось бы обратиться к Председателю Мингорисполкома - Николаю Александровичу Ладутько.
    Подскажите пожалуйста у кого можно, наконец, узнать правдивую, конкретную информацию о судьбе микрорайона "Тракторный завод" в районе улицы Чеботарева, а именно, дома №4. Нам не дают никакой информации о судьбе наших ветхих домиков. Все эти последние годы нас уверяли, что дома будут сноситься в 2010 году, однако, уже 2012 год на дворе. Обращались и в ЖРЭО Партизанского района и к главе Администрации Партизанского района. Нет сноса - давайте делать капитальный ремонт.Ответ: - "Капитального ремонта не будет, т.к. это не рентабельно, есть решение Мингорисполкома о сносе ( в каком году не известно), сноса не будет, т.к. нет средств." Да мы согласны с тем, что капитальный ремонт нерентабелен, если сноса ждать год. Но, простите, если этого сноса вообще в ближайшие годы не предвидится, то это очень даже рентабельно, что будет с нашими домами 1946 года постройки, в которых деревянные перекрытия, где по всему дому сплошные трещины, где обрываешь обои со стен во время ремонта и стена вываливается до кирпича, где систематически рвуться трубы и еще много, много всего можно перечислять бесконечно. Вокруг нашего дома остались одни офисы, здание по адресу ул. Чеботарева, 6А построили и подъездной путь машин к нему проложили почемуто не между шестым и восьмым домами, где нет подъездов жилых домов, а именно там, где остался уже только кусочек под названием "дворовая территория", в данный момент пытаются построить прямо под окнами дома место для сбора мусора. Целая куча административных строений, но мусоропровод необходимо сделать именно там, где двухэтажный дом. Я не могу понять, почему все время делается не для людей , не для их удобства, а с точностью до наоборот. А унас у всех, как и у Вас есть дети....
    Хочется получить ответ у компетентного человека, праду, как есть, а не для галочки.

    А вместо сноса этого жилья - уплотнение дворовых территорий, которое сделает невозможным в дальнейшем снос 2-этажек из-за нехватки придомовой территории для 7-этажной новостройки на месте снесенной 2-х этажки

  • cranz
    cranz
    06.02.2012 в 13:29

    как всегда прекрасный репортаж госопдина Дарюса, многих деталей этого микрорайона я и не замечал ранее. Местами похоже на Серова, но в основном гораздо масштабнее.

    а теперь жэсточайшы вопрос - зачем сносить то, что никогда уже не повторят? или у саурыменных белорусских архитекторов зависть к их более толковым предшественникам.
    мало пустых полей для ладутьковских гетто-девятиэтажек - так возле водохранилища дрозды строй, оставьте Минску хоть какую историю...

  • army of me
    army of me
    06.02.2012 в 13:39

    ностальгирующий по совку и всем его атрибутам автор порадовал :)

  • Den2511
    Den2511
    06.02.2012 в 14:01

    Автор врет, на объекте бас. трактор забиты примерно 500 свай и частично выполнен ростверк.

  • Zanud
    Zanud
    06.02.2012 в 15:04
    army of me:ностальгирующий по совку и всем его атрибутам автор порадовал :)

    Атрибуты - это памятники Ленину в каждом райцентре и улицы Советские и Коммунистические

    При нынешней идеологии, боюсь, они останутся, даже если вокргу всё будет застроено "современным" "хайтеком"

    Будущий музей ВОВ - это тоже атрибут совка, несмотря на то что строится в начле 21 век

  • Lina_123
    Lina_123
    06.02.2012 в 15:20

    Я выросла в этом районе. И я с ужасом вспоминаю как я возвращалась домой по вечерам. Идешь и только и думаешь, чтоб никто не прстал.!!!!!! Мало того что куча пьяниц, так еще и куча эксбиционистов!!!!!!!!! Страшный, темный, убогий район!!! Я бы все там посносила!!!!! А эти 2-этажные дома вообще страх. Когда еду на 43 автобусе так вечно пьяницы заваливаются и от них так воняет просто жуть. Я прожила 3 года в Сухарево и сейчас пришлось обратно вернуться на Тракторный. Так вот несмотря на перенаселенность Каменной горки, большие и просторные квартиры в новых домах заменяют все и транспорт по-лучше ходит, хоть до метро доехать можно. Благо я хоть живу ближе к Партизанскому проспекту, а не на этих зашоренных и древних улицах как Клумова, Чеботарева и т.д. Я бы ночью не рискнула по ним одной пройтись:(...... А про подъезды в этих сталинских домах вообще молчу.....по мне большая часть района - бомжатник!!!!!!!

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    06.02.2012 в 15:36

    Удивляюсь уровню деградации и дебилизации населения...

    Lina_123:Я выросла в этом районе. И я с ужасом вспоминаю как я возвращалась домой по вечерам. Идешь и только и думаешь, чтоб никто не прстал.!!!!!! Мало того что куча пьяниц, так еще и куча эксбиционистов!!!!!!!!! Страшный, темный, убогий район!!! Я бы все там посносила!!!!!

    Ну да, посносила и застроила бы 25-этажками. А в каменных джунглях нет ни пьяниц, ни нейких "эксбиционистов"? И куда же они деваются?


    А эти 2-этажные дома вообще страх.

    А кто их довел до такого состояния?


    Когда еду на 43 автобусе так вечно пьяницы заваливаются и от них так воняет просто жуть.

    А то, что р-не конечной 43-го автобуса находится "Дом временного пребывания" никак не влияет на контингент пассажиров этого маршрута?


    Я прожила 3 года в Сухарево и сейчас пришлось обратно вернуться на Тракторный. Так вот несмотря на перенаселенность Каменной горки, большие и просторные квартиры в новых домах заменяют все

    Уважаемая, читаем выше про разницу между 2-х и 3-х этажек


    и транспорт по-лучше ходит, хоть до метро доехать можно.

    Смешно. Сравннить хотя бы количество маршруток в Сухарево и в этом р-не. В этом р-не их вообще нет. А почему? А потому что никому не нужны - нет транспортной проблемы, в отличие от Сухарева, Малининовки и т.д.


    Благо я хоть живу ближе к Партизанскому проспекту, а не на этих зашоренных и древних улицах как Клумова, Чеботарева и т.д. Я бы ночью не рискнула по ним одной пройтись:(......

    Насколько я помню в этом р-не находится Партизанский РУВД и Партизанское ГАИ и проблемы "пройтись" ночью нет.


    А про подъезды в этих сталинских домах вообще молчу.....

    Действительно, лучше молчать. Сравнить просторные подъезды в 3-х этажках с узкими бетонными исписанными и изгаженынми подъездами в Сухарево...


    по мне большая часть района - бомжатник!!!!!!!

    Надо перебираться назад в Сухарво, в каменные джунгли и будет вами счастье...

  • Zanud
    Zanud
    06.02.2012 в 15:37

    Lina_123,
    ещё просто контингент не подрос / не сформировался в Каменной Горке в нужном количестве.

    Когда Каменная Горка станет "зрелым" районом - там будет посуровее чем на Трактороном Заводе

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    06.02.2012 в 15:54
    Zanud:Когда Каменная Горка станет "зрелым" районом - там будет посуровее чем на Трактороном Заводе

    Будет гораздо хуже. Граждане не понимают очевидной вещи: количество правонарушений и преступлений зависит, прежде всего, от концентрации населения конкретного р-на. В Тракторозаводском поселке низкая концентрация населения, а количество объектов социально-гарантированного обслуживания (шаговой доступности) превышает рекомендуемые нормы, при этом нет ночных магазинов, ЛТП, пунктов приема стеклотары, наркологических диспансеров, клубов, ресторанов, больших баров и т.д. Все это положительно влияет на пресловутый "контингент", как бы это не казалось странным...
    Для примера, двери подъездов в 2-этажках не закрываются даже ночью из-за отсутствия подвалов и громыхающих механических кодовых замков. А кто-то боится пройтись ночью из-за мифических "эксбиционистов".

  • sens
    sens
    06.02.2012 в 16:01
    Lina_123:Я выросла в этом районе. И я с ужасом вспоминаю как я возвращалась домой по вечерам. Идешь и только и думаешь, чтоб никто не прстал.!!!!!! Мало того что куча пьяниц, так еще и куча эксбиционистов!!!!!!!!! Страшный, темный, убогий район!!! Я бы все там посносила!!!!! А эти 2-этажные дома вообще страх. Когда еду на 43 автобусе так вечно пьяницы заваливаются и от них так воняет просто жуть. Я прожила 3 года в Сухарево и сейчас пришлось обратно вернуться на Тракторный. Так вот несмотря на перенаселенность Каменной горки, большие и просторные квартиры в новых домах заменяют все и транспорт по-лучше ходит, хоть до метро доехать можно. Благо я хоть живу ближе к Партизанскому проспекту, а не на этих зашоренных и древних улицах как Клумова, Чеботарева и т.д. Я бы ночью не рискнула по ним одной пройтись:(...... А про подъезды в этих сталинских домах вообще молчу.....по мне большая часть района - бомжатник!!!!!!!

    О чем вы? На тракторном нет транспортной проблемы в принципе. А наличие алкашей - это возрастной признак района, со временем в виду многоэтажной застройки и высокой плотности населения эта проблема в Сухарево будет ощущаться еще более остро.

  • Lina_123
    Lina_123
    06.02.2012 в 16:23

    Мда уж...... дай, Бог, чтоб с вашими детьми ничего не случилось в этом районе особенно возле здания Партизанский РУВД и Партизанское ГАИ ..... Или на канале ночью прогуляйтесь - спокойно и бомжей с алкашами нет конечно же..... Смешно слушать мнение о районе, в котором выросла и знаю все там! Наверное, многие из Вас не вылазили из этого района и думают, что там рай! И воздух чище, и люди по-лучше, и дома красивые , особенно если учесть, что на улице 21 век! А насчет Сухарево - я и не гворю, что район там очень клевый, я о том, что квартиры там хорошие! И мне там спокойно. А здесь я б ребенка одного гулять не пустяла, да и где ему гулять - дворов с качелями нет, везде одни заводы и пьяницы с маньяками.....И насчет подъедов - зайдите в новый дом в подъезд, и в подъезды по ул. Щербакова! Я еще из дества помню, как не могла к подруге в гости зайти, т.к. там бомжи спали, а и мама тоже милицию вызывала, чтоб бомжа с подъезда выгнать...Что-то близлежащие правоохранительные органы не приехали!

  • Lina_123
    Lina_123
    06.02.2012 в 16:28

    ."В Тракторозаводском поселке низкая концентрация населения, а количество объектов социально-гарантированного обслуживания (шаговой доступности) превышает рекомендуемые нормы, при этом нет ночных магазинов, ЛТП, пунктов приема стеклотары, наркологических диспансеров, клубов, ресторанов, больших баров и т.д"

    Какое вранье особенно на счет пункта приема стеклотары по маршруту 43 автобуса!!!!!!! Там прямо рай для алкашей!!!!! И да я видела своими глазами эксбиционистов и не одна! А многие мои подруги еще и пострадалди от них...Так что не надо тут ля-ля...мол какой клевый район!!!!!!

  • Lina_123
    Lina_123
    06.02.2012 в 16:37
    RET_FRAN:Удивляюсь уровню деградации и дебилизации населения
    Я вот тоже удивляюсь вашей дебилизиции....Видно у каждого свое понятие эстетической красоты дома, квартиры, района.....Кому-то и в Советскому союзе хорошо жилось и совковая архитектура вполне устраивала, а кому-то и в пещере хорошо жилось...Бывает.....
  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    06.02.2012 в 17:25

    Что уже стало обыденностью - граждане пишут очевидную чепуху и деже не замечают этого

    Lina_123:да и где ему гулять - дворов с качелями нет, везде одни заводы и пьяницы с маньяками.....

    Уважаемая, читаем внимательно статью:

    Пока же дворы Тракторозаводского поселка просторны и комфортны для жизни, здесь нет проблем с парковкой и детскими площадками, что, вероятно, выводит из себя чиновников в Мингорисполкоме.

    Не видеть очевидного - это тоже примета нашей жизни.
    Если бы дворы были такие маленькие, то никто бы даже не планировал их "уплотнять" роддомом.
    Насчет некого "пункта приема стеклотары по ходу 43 маршрута автобуса" - это вообще оставлю без комментариев.
    Еще раз:

    В Тракторозаводском поселке низкая концентрация населения, а количество объектов социально-гарантированного обслуживания (шаговой доступности) превышает рекомендуемые нормы, при этом нет ночных магазинов, ЛТП, пунктов приема стеклотары, наркологических диспансеров, клубов, ресторанов, больших баров и т.д. Все это положительно влияет на пресловутый "контингент", как бы это не казалось странным...
    Для примера, двери подъездов в 2-этажках не закрываются даже ночью из-за отсутствия подвалов и громыхающих механических кодовых замков. А кто-то боится пройтись ночью из-за мифических "эксбиционистов".
  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    06.02.2012 в 17:31
    И да я видела своими глазами эксбиционистов и не одна! А многие мои подруги еще и пострадалди от них...Так что не надо тут ля-ля...мол какой клевый район!!!!!!

    Ценная информация для дамочек - будут знать, где могут "пострадать" от "эксбиционистов". Правда, не каждая решиться попробовать себя в роли "жертвы" - ведь добираться надо 43-м маршрутом, а там одни алкаши тару везут. Но ради себя любимой сего не сделаешь...
    Да, а как именно "многие мои подруги еще и пострадалди от них"? В чем именно выражалось их "страдание"? Неужели когото-то обделили вниманием?

  • Lina_123
    Lina_123
    06.02.2012 в 17:39

    RET_FRAN - неприятно даже вам что-то отвечать... Сразу видно из какой категории вы людей, живущих на Тракторном! Все равно когда-нибудь снесут этот совковый район и ваши глупые старческие комменты не помешают!

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    06.02.2012 в 18:11

    Lina_123 Ай-я-яй, столько пафоса.
    Только я там не живу, но бываю часто и знаю обстановку. Реальную обстановку.
    Да, там не встретишь обосцанных и обписанных подъездов, зато есть музыкальная школа.
    И в 43 автобусе не только алкаши-"эксбиционисты" тару возят.
    И от нулевого километра г. Минска расстояние 3 км, а не 15.

  • sergej-ka
    sergej-ka
    06.02.2012 в 21:26

    Классно написано и архитектура интересная. В нормальной бы стране из этого района сделали бы конфетку, сохранив все как есть, только приведя в порядок. У нас же все хотят снести(((
    Автору риспект.

    P.S. где КОТЭ?????????

  • EXTkenny
    EXTkenny
    06.02.2012 в 22:18

    Lina_123, Девушка, ну что за чушь вы пишите! Да ребёнку там носицца за милую душу, в каждом дворе что-то своё. А вы про эти Сухаревы/КаменныеГорки/Малиновки. Да там концентрация ж/б коробок превышает кол-во деревьев. Ай, скажите прямо, что в школе вы нискем недружили, во дворе вас тоже нелюбили и только одинокие, несчастные эксгибиционисты-алкаголики пытающиеся составить вам компанию были непоняты и жэстаЧайшЧэ атвергнуты >_

  • Yeah
    Yeah
    06.02.2012 в 23:17

    как же красив бульвар середины 50-х.
    если бы сейчас так. эххх

  • asbestos_free
    asbestos_free
    06.02.2012 в 23:39

    Отличная статья! Автору +100! Особенно хороши старые фотографии района...
    Про сам Поселок - обожаю там гулять. Живу на Фабричной, пешком 20 мин. не спеша. Это чудом сохранившийся кусочек Настоящего Минска!
    Вот только фотки сделаны зимой, чутка мрачновато. А как там летом феерично!

  • sado4ok
    sado4ok
    07.02.2012 в 0:13

    Спасибо, Дариус за отличный репортаж. Прочитал на одном дыхании.
    Раньше когда ездил на трамвае мимо этого района, всегда с интересом рассматривал необычные здания эпохи 50-ых. Хоть и не люблю я СССР, но для тех времен построили поселок ДЛЯ РАБОЧЕГО КЛАССА с размахом.
    Один из моих дальних родственников (сейчас ему восьмой десяток лет)
    принимал непосредственное участие в строительстве этого поселка. Вы представьте послевоенную разруху, когда большая часть жителей Минска жило в бараках (сейчас бы их назвали трущобами) с удобствами на улице.
    Для того чтобы решить жилищный вопрос, руководство минских преприятий поощеряло самоостоятельное строительство домов. Формировались стройотряды
    из числа рабочих заводов и они строили жилье (двухэтажные домики) после работы (и это после того, как они давали родине пятилетку за три года за станком в цеху). Рабочим помогали только материалами и самыми простыми инструментами.
    Строили почти вручную.На типовой двухэтажный домик уходило около года-полутора. Но по рассказам моего родственника он до сих пор помнит то непередаваемое чувство, когда заселился свою квартиру, построенную своими руками. После барака - это было как будто переселиться из хрущевки в 5-зведочный отель.
    Сейчас сложно представить, что для работников крупного завода могут построить целый район такого формата с массой объектов (садики, школа, дворей культуры,
    магазины, кинотеатр, ресторан, парк).
    Район самобытный и уже стал частью истории Минска. Уничтожать такое - настоящее преступление, на которое способны лишь приезжие из колхоза в Минск коррупционеры-чиновники.

  • Holzfaller
    Holzfaller
    07.02.2012 в 1:42

    Lina_123, перестань брызгать слюной!!! я здесь живу 19 лет и ни одного эксгибициониста не встречал! сколько раз ходил и в 11 вечера и в 12 по Тракторному. и ты знаешь - на улицах никого нету!!! за эти 19 лет ещё никто ко мне не подошёл и не "пристал". Район на самом деле очень классный. как кто-то в начале заметил, потолки здесь 3 м, а не 2,5 как в новостройках что даже потянуться невозможно. соседи действительно смотрят за порядком. не страшно квартиру незакрытой оставить...район улиц Клумова, Чеботарёва и Стахановская очень даже тихие, в виду партизанского ровд и гаи.а то что алкаши ездят на 43, так извините...43 начинает свой маршрут от вокзала и в основном оттуда едут эти алкаши и бомжи. а то что синих много на тракторном - это всего лишь дело времени. вскоре и на сухарево/малиновке/лошице/каменке их будет не меньше...
    P.S.автору спасибо за статью!!! сколько здесь живу многого не замечал!!!

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    07.02.2012 в 10:06
    sado4ok:Сейчас сложно представить, что для работников крупного завода могут построить целый район такого формата с массой объектов (садики, школа, дворей культуры,
    магазины, кинотеатр, ресторан, парк).

    И даже музыкальная школа есть.
    Строился этот поселок действительно для людей труда (а в то время все граждане рассматривались только в таком качестве) и на показ Западу - смотрите, как у нас живут рабочие: не в каменных джунглях, не в резервации. Зелень, бульвары, парки, просторные дворы, архитектура "с излишествами".

  • STAROVILEN
    STAROVILEN
    07.02.2012 в 12:50

    Пройдитесь по центральной улице Минска, очень хороший образец стиля - неосталинский ампир. Больше такого не найдете нигде, по крайне мере то, что на сегодняшний день сохранилось на территории не такого уже и большого города, с единственной такой длинной и почти прямой центральной улицей из всех городов в Восточной Европе.
    http://news.tut.by/society/196859.html
    Рабочий поселок Тракторного завода также представляет определенную концепцию градостроительства и несет отголосок истории и времени.
    При нормальном отношении к своей истории это могло быть памятником эпохе, что в какой то степени и выполняет архитектура. Я не родился в Минске, но для меня данный город и соотносится со стилем 50-х. Жаль что так называемая «какая попала эклектика» торжествует как стиль в данном городе.

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    07.02.2012 в 12:54
    STAROVILEN:При нормальном отношении к своей истории это могло быть памятником эпохе, что в какой то степени и выполняет архитектура.

    Об этом не может быть и речи в данном случае

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    07.02.2012 в 12:58

    http://news.tut.by/culture/272643.html

    Наколькі выгляд будынкаў, у якіх мы жывем, якія нас атачаюць, уплывае на нашу псіхалогію і менталітэт?
    Ігар Марозаў: Каласальна ўплывае, гэта ўзаемаўплывовы працэс! Адзінае што, уплыў гэты немагчыма ніяк ацаніць. І калі вы пабываеце за мяжой – то прыязджаеце сюды і глядзіце іншымі вачыма.

    У вашым артыкуле пра Іосіфа Лангбарда прыгадваецца ягонае цікавае выслоўе, што “добрая архітэктура – гэта добрая палітыка, а дрэнная архітэктура – дрэнная палітыка”. Гледзячы на сённяшнія будоўлі Мінска, Вам гэтыя словы часта прыгадваюцца?
    Ігар Марозаў: Да гэтай думкі я прыйшоў яшчэ не прачытаўшы выслоўе Лангбарда… Скажам, на “падзелку” насупраць гандлёвага Дома на Нямізе я стараюся ўвогуле не глядзець. Гэта вартая жалю спроба фліртавання з гісторыяй, няўклюдная. Гэта як параўнаць дзяўчыну і манекен…

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    07.02.2012 в 13:06

    Оттуда:

    – Да, часто звучит мысль, что бездумно продают самые "вкусные" места в центре столицы, строят стеклянные небоскребы и полностью губят всю атмосферу, всю "соль" города…
    – А все потому, что нет концепции развития города.
    – Но при строительстве зданий, как я понимаю, нужно пройти согласование на соответствие архитектурному облику города. Почему такое допускается?
    – Конечно, все это должно быть. Но вы понимаете, насколько высока цена вопроса и желание построить что-то в центре города: когда ты заплатил, будешь уже строить по максимуму. Не будем озвучивать, как это происходит, но часто законы просто не работают в таких ситуациях.
    А продают потому, что идет просто хаотическое освоение этих зон: нет концепции города, и это опасно. Каждый инвестор пытается отхватить кусочек, преследуя свой интерес; люди в аппарате преследуют интерес города – ведь нам нужны инвестиции, нужно что-то строить.

    Напоминает приход колонистов к аборигенам, после которого аборигены оказываются в резервации.

  • sens
    sens
    07.02.2012 в 15:42

    Импонирует позиция Цепкало по поводу развития города:

    Минск: будет ли город-сад? (Часть 1)
    http://tsepkalo.livejournal.com/50395.html

    Минск: будет ли город-сад? (Часть 2)
    http://tsepkalo.livejournal.com/50675.html

  • STAROVILEN
    STAROVILEN
    07.02.2012 в 19:23

    Как бы отнеслись жители поселка Минского тракторного завода вот к таким инвесторам
    http://www.gazeta.ru/politics/2012/02/06_a_3990689.shtml

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    07.02.2012 в 20:16
    STAROVILEN:Как бы отнеслись жители поселка Минского тракторного завода вот к таким инвесторам

    Один черт

  • STAROVILEN
    STAROVILEN
    07.02.2012 в 20:25

    Обидно и противно, своих готовы раздавить ради какой-то иллюзии, которая скорее всего воплощения иметь не будет.

  • alfaalfa
    alfaalfa
    07.02.2012 в 23:14

    отличная статья в плане познавательном, но очень грустная. я не архитектор и не строитель, но вот какая мысль - а незьзя ли как-нибудь эти здания реконструкировать так, чтобы и жилая площадь увеличилась и памятник архитектуры не сильно пострадал, в конце концов, здания-то старые и жить там уже не очень комфортно, да и какие-то, я думаю, нормативы по эксплуатации зданий есть (я имею ввиду сроки эксплуатации).

  • STAROVILEN
    STAROVILEN
    08.02.2012 в 9:44

    Зачем государству вкладывать деньги в реконструкцию объектов, да еще в Минске, не до жиру. Хорошая реконструкция обходится дороже нового строительства. Некоторые же здания в городе (исторические) отдаются по указке и распоряжению с проведением быстрого ремонта в аварийном темпе для различных учреждений (здание возле вокзала).

  • -=KazLo=-
    -=KazLo=-
    09.02.2012 в 1:37
    Garryx:Кстати, в посте не отражено, что район сейчас усиленно выкупается знающими людьми.. речь конечно не о двухэтажках.
    Много дорогих авто, много хороших ремонтов...

    А что именно мотивирует обеспеченных людей покупать квартиры в этих домах? Ну высокие потокли и хороший метраж понятно, кладовки, большие прихожии и кухни там бывают. Есть место машину поставить. Но полы то деревянные, экология тоже непонятная, бывает несет с тракторного.

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    09.02.2012 в 8:47
    -=KazLo=-:А что именно мотивирует обеспеченных людей покупать квартиры в этих домах? Ну высокие потокли и хороший метраж понятно, кладовки, большие прихожии и кухни там бывают. Есть место машину поставить. Но полы то деревянные, экология тоже непонятная, бывает несет с тракторного.

    Не все сталинки с деревянными перекрытиями - более поздние с ж/б.
    Почему покупают? Возьми карту и посмотри, какое расстояние от Дроздов, Нацбиблиотеки и т.д. до нулевого километра. А от этого поселка - 3 км. Плюс ст. метро. Плюс отсутствие проблем с общественным транспортом. Плюс тихие жильцы-пенсионеры (разбавленные бытовыми "своими" алкоголиками).
    Большой, зеленый и тихий двор.
    Потому покупают там квартиры, что не желают жить в каменных джунглях.

  • RET_FRAN
    RET_FRAN
    09.02.2012 в 8:48
    -=KazLo=-:экология тоже непонятная, бывает несет с тракторного.

    85 % выбросов в атмосферу в г. Минске - от передвижных источников. И жить на пр. Независимости гораздо более вредно.

  • -=KazLo=-
    -=KazLo=-
    12.02.2012 в 15:16
    RET_FRAN:Не все сталинки с деревянными перекрытиями - более поздние с ж/б.

    Подскажите, у кого есть опыт, а с деревянными полами - удачная ли покупка?

  • vadim_i_z
    vadim_i_z
    18.02.2012 в 20:04

    Спасибо!

    на перекрестке Стахановской и Щербакова

    Это как?

    Парку не так давно присвоено название Антоновский как воспоминание о прошлом района.

    Антоновским, вроде, назвали тот парк, который тянется вдоль речки, нет?
    На месте бассейна напрашивается высотка, которая замыкала бы перспективы улиц Грицевца (бывшее Зеленое кольцо - какое имя славное) и Буденного. Но увы...

  • vadim_i_z
    vadim_i_z
    18.02.2012 в 20:09

    kOveX, нет, это и правда воинам-казахстанцам.

  • vadim_i_z
    vadim_i_z
    18.02.2012 в 20:16
    Darriuss:здание стояло против солнца, и фотография получилась совсем фиговая.

    http://minchanin.esmasoft.com/walks/tractor/north/trnorth36.jpg

  • СамаяЛюбимая
    СамаяЛюбимая
    20.09.2012 в 20:00

    А я живу на Тракторном с 1982 года. Люблю этот район. Не представляю себя в другом. выросла в том самом доме, где "Старт" - бывший универмаг МТЗ, сейчас со своей семьей проживаю на Стахановской - далеко не уехала, хотя варианты были. На мой взгляд, ПЛЮСЫ этого района ОГРОМНЫЕ:
    1. Наличие детской и взрослой поликлиник в 5 минутах ходьбы. Взрослую сдали после капремонта - прям цивилизация пришла. Сейчас делают детскую. И зная проблему с поликлиниками в Горке и Малиновке... - уж лучше вы к нам
    2. Магазины - в КАЖДОМ доме
    3. Аптеки - через дом
    4. 11 парикмахерских в 10 минутах ходьбы
    5. Сейчас уже строят вовсю бассейн - жду и радуюсь, когда не надо будет в Серебрянку ездить
    6. С парковками сейчас посложнее ввиду того, что, как тут уже отметили, стало много дорогих машин во дворах - народ прошарил все ПРЕЛЕСТИ района.
    7. на транспорте 7 минут до "нулевого километра"
    8. Планировки, если не брать хрущики, отличные тут. Трешки - 90 метров, 4 - 120, потолки высокие, огромные кухни. Да и хрущики - это эконом-вариант для молодой семьи, как первый шаг в самотоятельную жизнь - очень даже сгодятся. Не все могут в Горке построить со льготным кредитом. Не все ж малоимущие у нас))))))))))))
    9. По поводу алкашей - ну куда без них)))). Не больше, чем в Серебрянке или Шабанах, в Чижовке той же. Даже когда-то интеллигентное Уручье уже подтянулось
    10. Наличие бабушек, дежурящих около подъездов - для меня скорее плюс: они все видят и все знают, заодно и присмотрят, если надо, за квартирой) Мне такое соседство более приятно, чем многодетные тупые неработающие мамаши в Лошице, считающие, что им все и всё должны, наркоманы в Сухарево и Чижовке
    Есть у нас и проблемы. Да, реконструировать надо старинные двухэтажки на Чеботарева. Но не реконструированы они до сих пор только потому, что ждут сноса, а снос перенесен на неопределенное время. Дома от 3 этажей и выше все отремонтированы и не думаю, что кто-то променяет их на Горку или Масюковщину. И садиков у нас НЕ ХВАТАЕТ!!!!! Потому что население поселка РАСТЕТ, а сады закрыли в свое время или перепрофилировали, а садик ММЗ стоит заброшенный. И отпускать моего ребенка в нашем районе гораздо безопаснее, чем в хваленом Сухарево ввиду отсутствия большого количества машин. И умиляют меня мамы, которые, как в моем детстве, кричат в окно, зовя свое чадо на обед. Много накричишь на 19 этаже? И бабушки, которые выносят белье сушить во двор))))))) И не нужен мне лифт и мусоропровод, бог с вами, оставьте мне МОЙ ТРАКТОРНЫЙ!!!!!!

  • iva2011
    iva2011
    09.10.2012 в 22:35

    Darriuss, большое спасибо за вашу статью!
    Живу в этом районе около 5 лет, просто влюбилась в него!
    Малолюдный, спокойный. Честно, синяков и наркоманов замечаю очень редко, это даже смешно.
    А после того, как у меня появилась собака -- другого района и не хочу!
    В Минске жила много где, здесь себя чувствую очень комфортно.
    Оказывается, есть и сайт жителей нашего района, буду знать.

  • iva2011
    iva2011
    09.10.2012 в 22:39

    Самая любимая,)) еще у нас черепашек выпускают погулять и котов кискают в сумерках...

  • pohinova
    pohinova
    30.01.2013 в 16:58

    Lina_123, Жила на Чеботарева... Гнилые , сырые, темные квартиры... balle, Сносить к чертя эти домики!!!!!!!!

  • KOTIAndr
    KOTIAndr
    12.06.2013 в 0:05
    kuvimi 06.02.2012 в 0:31
    Спасибо за статью. Да,кстати, хочу добавить, что раньше общага МТЗ была отделана голубой плиткой. И, не знаю точно ли, но мне дедушка рассказывал, что когда-то на крыше общаги был трактор (то ли макет, то ли намтоящий). А забегаловка на пересечении Щербакова и Кошевого (где сейчас находится кафе «Кабаньчик») называлась«стекляшка», там любили выпивать заводовцы

    А забегаловка на пересечении Щербакова и Кошевого, которая сейчас "Кабанчик", в мое детство называлась "Рюмочная". "Стекляшкой" обзывали магазин №10, что на Щербакова из-за его огромных стеклянных фасадных витрин. Его же называли "десяткой".
    Магазин "на кругу", "на углу", "музыкалка","ландыш", "кооп" и еще, вроде "мясо молоко", что напротив бассена, но я туда не ходила:далеко было.
    А помните наш овощной, где в начале отвешивали картошку в спецприбор, а потом нужно было подставлять сетку и она туда ссыпалась!
    А раньше, около магазина "на кругу", вместо странного памятника-фонтана были рыбки из ртов которых вытекала струя воды и мы, маленькие, носились по кругу от одной рыбки к другой!
    И на счет эксгибиционистов))) Даааааа...были такие, но безобидные. Просто проходила мимо, отвернувшись, не давая им повода.
    Жила с 1978-2000. И очень скучаю по старому убранству) Хотя и новое оч хорошо). Когда навещаю родителей, то обязательно делаю пару кругов на машине, чтобы высмотреть новости) да и предаться ностальгии).
    А пьяницы...так их везде полно! Главное, чтобы не вредили окружающим, а так пусть радуется каждый своему по-своему!

  • t.s.
    t.s.
    11.07.2013 в 17:12

    Спасибо большое автору за статью.
    Живу уже 7 лет на тракторном, лутше места не найти для жизни: поликлиника рядом, во дворе муз. школа и весной во дворе рай и дети играя в песочнице слушают музыку, вода чистая и хлоркой никогда не пахнет. Все выбросы с тракторного завода в основном с литейного цеха и идет весь этот дым на Дражню и дальше.
    А алкаши свои родные.
    Где еще найдете двор с бабушками, сидящими на лавке и смотрящими за детьми соседей - только тут. Нет этих вечных разборок по поводу места для стоянки.
    Вечером гулять одно удовольствие (эксбеционистов не встречала).

Самые популярные темы о недвижимости

Последние сообщения в темах