В Минске работают оперативные группы, выявляющие «липовых» очередников

 
663
06 января 2012 в 15:15
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

Разобраться со столичной очередью на жилье в апреле прошлого года поручил президент Александр Лукашенко. В результате был подписан указ, усложнивший критерии постановки на учет нуждающихся: необходимый для этого метраж, к примеру, снизили с 15 до 10 м на человека, сверку постановили проводить раз в год и т. п. Одновременно власти решили «прошерстить» и тех, кто был признан нуждающимся до изменений в законодательство. Как рассказали нам в управлении жилищной политики Мингорисполкома, сейчас такая работа активизирована.

Есть протокол поручения главы государства: проверить так называемые мнимые договора, — пояснили в управлении. — Что имеется в виду? Вот типичный пример прошлого года, до вступления в силу указа №346. Живут люди в столице — муж, жена, двое детей. Квартира у них 61 квадратный метр. То есть, они не нуждающиеся (до этого не хватало одного метра). Что делают граждане? «Выписывают», как мы говорим, из деревни бабушку, регистрируют ее в квартире. Бабушка будто бы престарелая, ей нужен уход. Были, конечно, и такие случаи, когда люди не лукавили. Но и обратных хватает: бабушка продолжает жить в своем селе, а люди становятся на очередь. Мнимые договоры найма, непроживание по месту регистрации — примеров хватает.

Задача комиссий, в состав которых могут входить в том числе и милиционеры, — выявить подобных хитрецов. Но что делать, если, допустим, граждане не откроют дверь, не захотят впустить проверку?

Вопрос сложный и спорный. В Конституции есть глава о неприкосновенности жилища. Без разрешения граждан войти в квартиру никто не может. Но силой никто и не собирается врываться. Есть ведь разные способы получить информацию. Например, соседи, которые расскажут, что рядом никто не живет. Или поликлиника, где можно узнать, прикреплен ли к ней тот или иной гражданин. В каком-то плане это можно назвать оперативной работой.

Статистику о выявленных «лженуждающихся» в управлении жилищной политики нам назвать не смогли: данные еще нужно систематизировать. Подобная работа, кстати, проходит не только в столице. В суде Минского района десятки дел о «липовой регистрации» и фиктивных договорах найма.

Поможет ли бурная деятельность исполкомов урегулировать ситуацию с жилищным учетом, сделать его прозрачным, сказать трудно. А очередь тем временем все еще уходит за горизонт: сейчас на строительство жилья в Минске направляют граждан, ставших на учет нуждающихся в далеких 1988—89 годах.