Битва за Севастопольский парк: люди против города. Или здравого смысла?

 
2258
02 декабря 2011 в 18:58
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев

В прошлое воскресенье в Минске дали старт очередному сезону долгоиграющего «сериала» о Севастопольском парке. Информагентства сообщили: граждане из микрорайона «Восток-2» создают инициативную группу и собираются проводить референдум. Люди снова, как и год, два, пять назад, думают, что парку угрожает смерть. От дороги, которую здесь хотят проложить, от домов, которые якобы собираются построить… Корреспонденты Onliner.by посетили проблемный зеленый массив и побеседовали с участниками противостояния.

Севастопольский парк (или лес, это как смотреть) расположен на обширной территории, ограничен улицами Кедышко и Логойским трактом.

На территории парка-леса квартируются различные объекты — Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов, школа для детей с нарушением слуха, производственные здания, церковь, скважины водозабора «Зеленовка». Здесь же — завод «Термопласт».

С обеих сторон дома, в которых живут люди. В том числе пенсионерки Валентина Поликарповна и Ядвига Михайловна — хранительницы парка, вдохновительницы борьбы.

История умалчивает, когда именно сняли первую серию «сериала» о парке. Чаще упоминают такую дату: 1995 год. Тогда впервые городские власти «замахнулись» на лес в центре города, тогда же впервые столкнулись с мощным, организованным сопротивлением.

В разное время в парке, по мнению людей, хотели строить жилые кварталы, бары и казино. Планировали вести и дорогу — 3-е транспортное кольцо (от Филимонова — через парк, к Логойскому тракту и дальше). Люди не дали, важнейший проект отложили до 2020 года.

Сейчас, как утверждают члены инициативной группы, на территории зеленого массива планируют возвести ресторан, кафе, сауну, фитнес-центр, парковку для автомобилей. Для этого надо вырубить более тысячи деревьев и закрыть артезианские скважины, из которых снабжается водой около 300 тысяч жителей микрорайона. Резонный повод для протестов и «референдумов»? Или просто домыслы, а может, и чей-то личный пиар?

Ядвига Конон: город нас обманывает, хочет присвоить дорогой кусок земли

Ядвига Михайловна Конон — персона непубличная. Зато она защитница Севастопольского парка. Мужественная и бескомпромиссная. Вот ее монолог.

Виновен во всем горисполком. Он хочет застроить парк под жилые дома. Хочет ликвидировать все скважины. Они уже сейчас не работают, мы вынуждены пить грязную воду с поверхностных источников. У нас были комиссии, мы все доказали. А город пишет отписки. Вы знаете, в парке хотят построить рестораны, прогулочные площадки. А ведь там ничего этого делать нельзя! По всем снипам. Там ландшафтно-рекреационная зона, во-первых. Во-вторых, охранная зона водозабора. Строить нельзя, потому что вода вся уйдет.

Мы будем бороться. Собираемся сейчас идти в администрацию президента к Макею. Записались уже на прием. Потому что нам везде дают отписки.

Вот собираются строить дорогу, 3-е кольцо. Правильно, машин сейчас много. Есть проблема, город нужно разгрузить. Но мы-то видим, что под прикрытием решения проблемы города сейчас проектируется жилье. Кусок хороший, 73 гектара. А земля дорогая, здесь есть все коммуникации, строить гораздо дешевле, чем за кольцевой. Бизнесменов, городские власти наш парк просто бесит: ведь он пока не застроен.

Решимости Ядвиге Михайловны можно только позавидовать. Правда, есть люди, которые утверждают: пенсионеры из «Востока-2» борются с ветряными мельницами.

Архитектор Андрей Коровянский: мы просто хотели привести заброшенную территорию в порядок

Несколько лет назад город предпринял очередную попытку «реконструировать» проблемный парк. Проектирование вел Минский институт благоустройства и городского дизайна.

В блоге главного архитектора проекта, Андрея Коровянского, одна за одной идут статьи о будущем зеленой территории. Есть материал о скейт-парке, который хотели здесь разместить. О системе беговых дорожек, о ситуации с деревьями, о продолжающихся протестах жильцов.

Потом записи обрываются. Андрей Коровянский крупно, большими буквами сообщает: «Я уволился!».

Искренне желаю тому, кто придет на мое место, запастись терпением, валерьянкой и чувством юмора — так как без этого относиться профессионально к проблемам этой территории невозможно, — таково «завещание» архитектора.

Уже почти год Андрей Коровянский работает в Москве. Мы связались с ним и спросили, что он думает о ситуации с парком сейчас, когда эмоции улеглись.

Мы даже не успели до конца закончить исследования, — рассказывает Андрей. — Было обнаружено достаточно много болезней деревьев, их нужно как можно быстрее лечить. Но ничего толком сделать не удалось. Из-за того, что столкнулись с очень странной, очень агрессивной политикой части местных граждан, старушек. В принципе, это не новость, во всех учебниках написано, что люди старше 60 лет консервативны. Здесь же речь шла и о пиаре отдельных личностей.

Из блога Коровянского

Как только начинаются выборы — сразу же начинается муссирование темы уничтожения Севастопольского парка.  Опять якобы его уничтожают, режут, застраивают. Опять якобы строем на зеленую зону направляются бюрократы, чтобы валить деревья, гадить в скважины и убивать птичек.

Тысячи раз уже объясняли, что не будет ничего уничтожаться, что останутся скважины, что парк вообще увеличит свою площадь, что нам надо просто сделать нормальную работу — надо привести эту жутко запущенную территорию в порядок! Вылечить деревья, создать детские площадки, поставить скамейки наконец!

Территорию, на которой располагается зеленый массив, должны были превратить в парк, ведь таковым он сейчас не является. Севастопольский сквер сегодня — это просто стихийные посадки, которые проводились с 1954 года, — продолжает рассказ архитектор. — Перед нами стояла задача создать систему безопасности, организовать отдых людей, потому что по вечерам там страшно гулять. Директор СШ №14 для детей с ослабленным слухом рассказывала мне: к школе по вечерам приходят люди, выпивают, бьют бутылками стекла. В центре парка, рядом со старыми кортами, располагалась точка продажи наркотиков. Бомжи жгут здесь костры, выплавляют что-то. Неподалеку, на стадионе, по ночам маршировали неофашисты. А напротив школы на дереве висел венок — там когда-то нашли труп. Почему бы не сделать нормальный парк, в который не страшно было бы заходить?

Насчет опасений людей о строительстве здесь увеселительных учреждений, демонтаже скважин, Коровянский говорит коротко: бред.

Есть планировочные ограничения, есть постановление президента — на территории парка можно возводить только плоскостные спортивные сооружения и храмово-религиозные постройки. Мы планировали сделать там парк спорта и здоровья. Когда приходили представители общественности, я все им это показывал, объяснял. Но бредовые идеи продолжали появляться.

А люди, которые вдруг посчитали архитектора своим главным врагом, решили испортить ему жизнь. Писали доносы, порезали дверь в квартире ножом, подбросили собаке иголку…

Из блога Коровянского:

Сколько раз я предлагал этим хваленым активистам собраться и убрать территорию Севастопольского сквера от мусора! На что они не соглашаются и говорят, что убирать должен «Зеленстрой». Одним политически выгодней писать жалобы и баламутить электорат перед выборами, другим это жизненно необходимо из-за болезни. А в результате нет нормальной работы. Зимой этого года за нами по скверу ходила активистка и говорила о том, что «она не разрешает проводить таксацию (оценку и исследование деревьев) и напишет Хавьеру Солане, о том, что мы считаем березы».

Что касается 3-го транспортного кольца, которое должно пройти через парк, то оно было заложено в генплане Минска, — говорит архитектор. — Кольцо необходимо. Когда построят новые жилые микрорайоны в Новинках, на Цнянке, получим там плюс 50 000 жителей. Существующие магистрали не справятся с такой нагрузкой. Если и говорить об экологии, о «здоровье» города, то без кольца, повторюсь, не обойтись. А проходить трасса должна по краю парка, возле завода «Термопласт», через деревья, которые использовались в «зеленом фильтре».

Коровянский называет происходящее в Севастопольском парке «пиаром». Возможно, это звучит  категорично, а у людей и есть реальные основания беспокоиться о будущем зеленого массива. Ведь они по-прежнему мечтают сохранить его «первозданный» вид.

Пройдясь по аллеям, заметив парочку бомжей, сидевших у костра, полюбовавшись на граффити у старых кортов, у нас возник вопрос — а есть ли здесь то, что нужно сохранить?

Унылый осенний лес (или парк) на наш вопрос не ответил.

Городские власти ответ нашли. В «Минскводоканале» претензии инициативной группы отвергли с негодованием: «Все скважины в рабочем состоянии и исправны. Когда уже эти люди перестанут баламутить воду!»

В Минском институте благоустройства и городского дизайна грустно сообщили: на данный момент работы по проектированию парка заморожены. Видимо, поняв, что из-за протестов людей ничего толком здесь не сделаешь, средства решили перекинуть на более перспективные направления.

Севастопольский парк продолжает прозябать. В битве за него пока объявлена ничья. Сериал будет продолжаться.