Районы, кварталы: Немига, архитектурный провал

 
39 858
28 октября 2011 в 19:55
Источник: Darriuss. Фото: фотографии и иллюстрации Darriuss, с сайтов sovarch.ru, archigrafo.livejournal.com, minsk-old-new.com, wikipedia.org, книги В.Кириченко
Источник: Darriuss. Фото: фотографии и иллюстрации Darriuss, с сайтов sovarch.ru, archigrafo.livejournal.com, minsk-old-new.com, wikipedia.org, книги В.Кириченко

Realt Onliner продолжает изучать историю архитектуры Минска. Сегодня в авторской рубрике известный блогер Darriuss рассказывает об одном из крупнейших градостроительных проектов столицы — Немиге.

«В лето 6575. Заратися Всеславъ, сынъ Брячьславль, Полотьский, и зая Новъгородъ. Ярославичи же трие — Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ, — совокупивше воя, идоша на Всеслава, зиме сущи велице. И придоша кь Меньску, и меняне затворишася вь граде. Си же братья взяша Менескъ, исьсекоша мужи, а жены и дети взяша на щиты, и поидоша кь Немизе, и Всеславъ поиде противу. И совокупившеся обои на Немизе, месяца марта вь 3 день. И бяше снегъ великъ. И поидоша противу собе, и бысть сеча зла, падоша мнозе, и одоле Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ, а Всеславъ бежа».

При таких обстоятельствах под 1067 годом впервые в летописных источниках («Повесть временных лет») упоминаются Минск и Немига. Историки до сих пор дискутируют, где все-таки располагался тот Менескъ и где конкретно находилась та Немиза (и вообще, что имел в виду летописец: реку или город?), но одно определенно: уже 944 года эти топонимы невозможно представить друг без друга. Минск есть Немига, Немига есть Минск. Здесь в XI веке «была сеча зла», здесь был деревянный замок, откуда наш современный город и «пошел есть», здесь должна была быть первая минская каменная церковь, здесь находился Нижний Рынок, один из торговых центров старого Менска, здесь сохранилось его старейшее к настоящему моменту здание, здесь в мае 1999-го в давке погибло 53 человека.

В конце 1960-х — начале 1970-х старая Немига перестала существовать. Исторический центр Минска разорвали на 2 части ради идеи строительства Нового Идеального Города, снеся мимоходом целые кварталы «старых сараев», одно-, двухэтажной застройки XVIII—XIX—начала XX веков. Немига должна была стать триумфом советской архитектуры Минска, а стала ее самым одиозным провалом. Мучительная история одного из крупнейших городских градостроительных проектов второй половины XX века, 40 лет чудовищных ошибок и несомненных достижений все на тех же кровавых берегах Немиги, маленького района, который есть целый город.

В первой половине XX века Немига представляла собой узкую кривую улочку с очень плотной малоэтажной застройкой. Одноименная река к тому времени сильно обмелела, по сути превратившись в небольшой ручей. Протекал он в обычной канаве, накрытой сверху деревянным настилом, формирующим центральную часть улицы. На снимке 1920-х этот участок хорошо виден.

Несмотря на свои скромные размеры, этот ручей имел нехорошее свойство по любому мало-мальскому поводу (типа проливных дождей или весеннего таяния снега) бурно разливаться, затапливая и саму улицу, и здания, ее формирующие. Все это доставляло массу неудобств горожанам, и в 1924 году было принято решение заключить остатки летописной реки в бездушный бетонный коллектор. Работы продолжались два года, и так Немига ушла под землю. Это можно считать первым этапом реконструкции района. Второй случился только через 40 лет.

Застройка Немиги более-менее уцелела в годы войны. До второй половины 1960-х тут были сплошные кварталы вполне типичного для территории бывшей Речи Посполитой вида. Кривые улицы, жмущиеся друг к другу невысокие домики с дворами-колодцами и лавками-магазинами на первых этажах — то, что многие привыкли называть Старым городом со всей вытекающей из этого понятия атмосферностью и уютностью. Проблема у Немиги была одна — городским властям она была не нужна.

Все эти домики XVIII—начала XX веков, пережившие несколько войн, потопы и зачастую небрежное отношение живущих в них людей, дряхлели, ветшали, теряли товарный вид, приобретая вид трущобный. Тут, конечно, не было архитектурных шедевров, просто обычная рядовая городская среда, но среда историческая, формирующая то, что называется genius loci, духом места. Перекресток Немиги и Витебской, середина 1960-х.

Сейчас нам остается только предполагать, какой была бы Немига, если бы вместо сноса ее реконструировали, хотя бы по принципу Троицкого предместья. Возможно, здесь была бы пешеходная зона с магазинами, ресторанами и галереями. Может быть, тут фланировали бы стаи туристов с большими фотоаппаратами, умиляясь атмосфере старого Минска. Но это, признаемся себе честно, скорее про какую-то другую страну. Перекресток Немиги и Островского, первая половина 1960-х. За правой границей кадра Петропавловская церковь.

Но это сейчас уважение к архитектурному наследию так широко распространилось, по крайней мере на словах. В 1960-е, годы неистового научно-технического прогресса и веры в безграничные возможности человека, подобная архитектура как ценность сама по себе не воспринималась, а скорее ассоциировалась с проклятым беспросветным прошлым. Для строительства нового города требовалось сначала до основания разрушить старый.

Первой ласточкой стало возведение на площади Свободы, прямо на склоне холма, спускавшегося к Немиге, нового здания института «Белпромпроект» (1963—67, арх. Н. Шпигельман, Л. Мицкевич, инж. А. Эльтерман). Для Минска середины 1960-х оно смотрелось, конечно, революционно — такой апофеоз шестидесятнической архитектуры, первое в Минске каркасно-панельное здание из монолитного сборного железобетона и стекла.

И выглядело оно изначально куда лучше, чем после реконструкции 1980-х. Стильный минимализм, строгие геометрические формы, ленты сплошного остекления, разделенные только светлыми полосами межэтажных перекрытий. На фоне маленьких ветхих домиков Немиги это был настоящий символ современной, актуальной и очень модной на то время архитектуры, символ нового времени, символ светлого будущего. Было что-то концептуальное в том, что он был выстроен прямо посреди исторического центра. 1960-е.

Сейчас, конечно, мы воспринимаем его как «грубое вторжение бездушного стекла и бетона в историческую ткань города», сокрушаемся над разрушенной атмосферой урбанистической среды и инородностью в ней облика пришельца, но допускаю, что в те годы контраст старого и нового производил на обывателя ошеломительное впечатление и совсем не повергал его в тоску и меланхолические размышления о порушенной вандалами-коммуняками старине.

Тем не менее, жертвой «Белпромпроекта» стала т. н. «Холодная синагога», возможно, старейшее здание Минска (есть датировка его и 1570-ми годами, хотя, скорее всего, оно, конечно, более позднее). На замечательной картине Мая Данцига «Мой горад старажытны, малады» (1972) синагога видна в правом нижнем углу, расположенной вплотную к «Белпромпроекту». Слева строится Дом моды.

Сотрудники же «Белпромпроекта», вероятно, в наказание за плохую карму здания, страдали от холода зимой и от жары летом. Сама же стекляшка за 20 лет изрядно потеряла в свежести облика и в конце 1980-х была реконструирована. Процесс реконструкции запечатлен на следующей фотографии.

В своей уныло-серой инкарнации «Белпромпроект» простоял еще два десятка лет, раздражая своим, прямо скажем, неприятным видом большую часть горожан и гостей столицы. Решимости снести здание у городских властей не хватило, и в итоге было принято решение лишь о его реновации. Не знаю, случайно так получилось или это было целью архитекторов, но проектный институт попытались в какой-то степени вернуть к оригинальному облику 1960-х, восстановив сплошные стеклянные ленты.

Только стекло было выбрано не прозрачное, а зеркальное, а межэтажные перекрытия облицевали популярными ныне панелями бежевого цвета.

После окончания работ над «Белпромпроектом» решили взяться и за соседний район. Впервые светлая мысль построить прямо посреди Старого Минска новый городской общественный центр пришла в головы советских архитекторов в конце 1960-х. Источником вдохновения, по всей видимости, служил реализованный в столице нашей родины городе-герое Москва ансамбль проспекта Калинина, сейчас больше известный под названием Новый Арбат. Напомню, что в 1964—68 годах в Москве по проекту группы архитекторов во главе с Михаилом Посохиным был построен крупный общественный комплекс: одна сторона проспекта была сформирована из 26-этажных административных зданий, напоминающих раскрытые книги, стоящие на подиуме из 2-этажных магазинов. Другая сторона образована пятью жилыми 24-этажными домами-башнями с расположенными между ними предприятиями торговли и общественного питания. По всей длине комплекса был устроен транспортный тоннель, обслуживающий все эти магазины и прочие общественные учреждения. Как и в случае с минской Немигой, проспект Калинина был проложен прямо по переулкам и улицам старого Арбата с ликвидацией мешающей исторической застройки.

Минск, столица Советской Белоруссии, по мнению наших городских властей, нуждался в похожем комплексе. Помимо строительства крупнейшего в городе торгово-общественного центра, еще одной важной задачей градостроителей стало создание дублера Ленинского проспекта, главной минской магистрали.

Перспектива сноса Немиги уже в 1960-е вызвала горячее негодование неравнодушной общественности. Но партия сказала «надо» («жизнь города, бурно развивающегося, все более интенсивно наполняющегося транспортом, жестко требует создания современных условий для жителей и столь же современных условий для транспорта»), и никакие обсуждения не помогли. Немигу уничтожили, даже не имея на руках готового проекта новой застройки — очередная ошибка, обрекавшая комплекс на долгие бессмысленные годы строительства.

Последние месяцы жизни старой Немиги. Дома уже отселены.

«Руководство Минского горкома КПБ и горисполкома поставило перед проектировщиками “Минскпроекта” задачу: создать на месте снесенной новую Немигу — удобную для людей, красивую, современную, центральную торговую улицу, по уровню комфорта и обслуживания достойную столичного города».

Новая улица уже проложена, строительство еще не началось. 1970-е.

В «Минскпроекте» был проведен конкурс на идею застройки. По его результатам разработка проекта Немиги на участке от Парковой магистрали (современный проспект Победителей) до улицы Республиканской (современная ул. Романовская слобода) была поручена архитектурно-конструкторской мастерской №5. Авторами проектного предложения жилого и торгово-общественного комплекса стали архитекторы С. Мусинский, Д. Кудрявцев, Л. Каджар при участии В. Духаниной, А. Козленко, А. Волк, П. Геллер и Г. Колосковой.

Проект АКМ-5 предлагал создать требуемую торговую улицу на основе принципиально нового подхода к организации людских и транспортных потоков. Их предполагалось полностью разделить. Над транспортной магистралью, проходящей в некотором углублении рельефа, что подтверждают до сих пор случающиеся тут обильные наводнения, должна была быть создана пешеходная платформа. Пространство под обеими сторонами платформы используется для складов и подсобных помещений магазинов, загрузка которых осуществляется из специальных тоннелей, идущих параллельно магистрали.

Как и на проспекте Калинина, композиция зданий, формирующих ансамбль новой Немиги, построена на контрастном сопоставлении одной стороны улицы другой. Протяженному на всю 400-метровую длину ансамбля жилому дому с одной стороны противопоставлена застройка 16-этажными башенными домами с другой. Одновременно, каждая из двух сторон в свою очередь является фоном для комплекса двухэтажных магазинов, общественных зданий, кафе и ресторанов. Предполагалось, что эти объемы будут значительно вынесены от линии жилых зданий и будут иметь самостоятельный живописный художественный образ.

В составе торгового комплекса Немиги планировалось размещение ряда магазинов: «Детского мира», универсама, фирменного рыбного, магазина по продаже легковых автомобилей, книжного, промтоварного, ювелирного, комиссионного, а также магазина радиоэлектроники. Предусматривалось также несколько небольших кафе и ресторан «Немига» на 500 посетителей. Создание подобной торговой улицы должно было облегчить участь минчан, позволяя им не бегать за разными товарами по всему городу, а приобрести их в одном месте, отметив затем удачную покупку (например, автомашины «Москвич», югославских сапог и здоровенного язя) за рюмкой чая в приятной, располагающей к общению обстановке. Должно было повыситься и качество обслуживания покупателей за счет «широкого использования современных видов оборудования, средств механизации и применения наиболее прогрессивных форм обслуживания», вплоть до принципиального отсутствия в новых торговых точках хамоватых продавщиц.

На месте, занимаемом ныне «Макдональдсом», предполагалось строительство ресторана оригинальной формы для приема вкусной и здоровой пищи.

Описанный выше проект АКМ-5 Мусинского — Кудрявцева — Каджар был обнародован в 1972 году и с самого начала своей реализации столкнулся с серьезными трудностями, вызванными традиционной советской системой хозяйствования.

Строительство объекта, как обычно, предполагалось осуществлять очередями. Первой должна была стать застройка западной стороны Немиги с тем самым протяженным 400-метровым жилым домом. Она началась только в 1975 году, и за первые 10 лет бравые строители из «Минскстроя» сумели освоить только 5 млн полновесных советских рублей из 22 по смете. Среди причин, тормозивших процесс возведения объекта, главный архитектор проекта Сергей Мусинский называл его «сложность в архитектурном плане», неспособность «Минскстроя» организационно перестраиваться для скорейшего выполнения работ, нехватку необходимых технических средств и материалов, вызывающую частые сбои в работе, систематическую переброску строителей с Немиги на иные «горящие» объекты народного хозяйства. Кроме того, Мусинский в своем интервью 1987 года жаловался на целенаправленную «дезорганизацию проектных работ по Немиге» со стороны Минскпроекта и ГлавАПУ (Главного архитектурно-планировочного управления) Мингорисполкома, выразившуюся в расформировании оригинального творческого коллектива, работавшего на проекте, и постоянную смену главных архитекторов. На фото: недостроенный жилой дом на западной стороне улицы еще без пристроенного торгового дома «На Немиге».

Если проект застройки западной стороны улицы был все же с горем пополам, пусть и за без малого за 20 лет, по измененному проекту, но в целом реализован, то восточная сторона, 2-ая очередь проекта, архитекторам и строителям так и не далась. Первую ее корректировку осуществил еще сам Мусинский в 1975 году, когда выпустив проект западной стороны улицы, начал работать над восточной. В концептуальном смысле изменилось мало: все та же идея пешеходной платформы над транспортным тоннелем магистрали, однако вместо четырех жилых высоток-близнецов к реализации предложено всего три башни, одна из которых уже предполагалась гостиничной. Кроме этого, помимо многочисленных предприятий торговли, на восточной стороны был запроектирован кинотеатр «Новости дня» и салон красоты.

В 1979 году заказчиком строительства 2-ой очереди Новой Немиги стало Министерство химической (!) промышленности СССР. В этом же году проектирование восточной стороны улицы отбирается у «Минскпроекта», по всей видимости погрязшего в административных склоках, и отдается в институт «Белгипроторг». В течение года его творческий коллектив (арх. В. Аладов, А. Желдаков, В. Кривошеев, А. Смольский) готовит еще несколько вариантов застройки восточной стороны Немиги. На одном из них остается уже только одна высотка, да и та административная.

Второй же и вовсе предлагает исключительно малоэтажные объемы общественных помещений. Архитекторы предполагали, что в таком виде будет максимально сглажен переход от сохранившейся исторической застройки ул. Революционной и Комсомольской к Новой Немиге.

Заказчик, получив эти эскизные предложения «Белгипроторга», в дальнейшем средств на проектирование не выделил, и проект в 1980 году положили на полку до лучших времен. Которые, как известно, не наступили.

В 1987 году, когда застройка западной стороны уже более или менее оформляется, городские власти вновь вспоминают про сторону восточную и не находят ничего лучше, как вновь поменять проектировщика. Новая Немига возвращается в «Минскпроект». Казалось бы, самый крупномасштабный долгострой города входит в финальную стадию реализации, но тут в дело вмешиваются силы, которые раньше, по сути, в расчет не принимались.

В 1987 году на страницах белорусской советской печати разворачивается острейшая дискуссия на тему, кто и зачем убил Немигу, что ему за это будет, и вообще, что с ней делать дальше. Архитектор Сергей Мусинский выступает в журнале «Строительство и архитектура Белоруссии» с гневной отповедью (интервью «Шестнадцать лет на тормозах») строителям, городским чиновникам и руководству проектных институтов с требованием ускорить реализацию его проекта, желательно восточной его части. С. Мусинский: «По-моему, каждому непредубежденному человеку ясно, что возводить в ранг исторических памятников старые сараи, одно- и двухэтажные дома, расположенные между улицами Немигой и Революционной, просто несерьезно. Трудно даже представить, как могут эти развалины, в прямом и переносном смысле, гармонировать с современным комплексом западной стороны». При этом архитектор, надо отдать ему должное, признает, что до сноса основного массива застройки Немига имела «только ей присущий колорит и действительно представляла собой характерную историческую среду». Но среда уничтожена, и надо как-то жить дальше.

В ответ на это в следующем номере того же журнала виднейшие представители прогрессивной архитектурной общественности и защитники соответствующего наследия Т. Чернявская, В.Чернатов и Т. Габрусь обрушиваются с оглушающей критикой на Мусинского лично и убийц Немиги вообще. Архитектору припоминают его проект многозального кинотеатра, под который предполагалось «расчленить» Красный костел на тогдашней пл. Ленина, его же Дворец искусств, окончательно закрывший от города костел св. Роха на Золотой горке, его упрекали нравственными страданиями коренных (именно коренных!) минчан, в чьих сердцах до сих пор «с болью отдается стук чугунной бабы, с помощью которой неистово сокрушался заповедный уголок города». Тамара Габрусь называла уже почти достроенный жилой дом на западной стороне улицы «аморфной железобетонной массой с сумбурным чередованием объемов, случайным декором и бессмысленным шпилем над такой же бессмысленной аркой». В конце концов Габрусь обвинила Мусинского в желании задавить Петропавловскую церковь массой и тем самым утвердиться в заповедном месте методом гигантомании, а заодно внушить таким образом почтение к себе. «Без почтения к истории», «Нарушенная гармония» и, прости Господи, «За пределами экологии культуры» — вот заголовки некоторых статей того времени.

Надо понимать это самое время. Расцвет гласности, подъем национального самосознания, интереса к собственному прошлому, в т. ч. и архитектурному. Этой публичной дискуссии оказалось достаточно, чтобы городские власти спешно объявили новый конкурс на проектирование восточной стороны Немиги (на западную, по всей видимости, уже плюнули). Он состоялся уже в следующем, 1988 году. Результаты, по признанию членов конкурсной комиссии, были не то чтобы утешающие. Большая часть предложений заключалась в создании некоего стилизованного под старину фронта застройки, призванного хоть как-то реанимировать дух старой Немиги и утешить расстроенные чувства коренных минчан. Было признано, что восстановление снесенных зданий не принесет успеха, т. к. «в сложившейся ситуации, даже при сносе в перспективе современных существующих зданий, невозможно достоверно воссоздать утраченную застройку». Поэтому на вооружение взяли концепт «тактичного, сомасштабного подчинения новой современной застройки существующей».

Первую премию получил проект архитекторов Н. Ермольчик (Белгоспроект) и Т. Ермольчик. Он предполагал отказ от придуманной Мусинским пешеходной платформы и организацию напротив Петропавловской церкви нового центрального ядра в попытке хоть как-то восстановить пешеходную связь между Верхним городом и Раковским предместьем. На этой площади под сенью «Белпромпроекта» размещаются кинотеатр «Новости дня» (всегда интересовало, что же там можно было показывать) на 500 зрителей, торговые ряды, «Экспресс-бар», музей архитектуры. В квартале от улицы Комсомольской до современного Городского вала планировалось строительство замкнутого жилого квартала с размещением в первых этажах магазинов, кафе, предприятий бытового обслуживания. Фасады зданий тут стилизуются под историческую застройку.

Большая часть других представленных проектов была выполнена в том же духе. Интересно, что общим мнением посетителей выставки, где проекты были представлены широким народным массам, была следующая мысль: «Уровень конкурса очень низкий».

Результатом же стало решение о продолжении конкурса с возможным расширением круга приглашенных специалистов. Впрочем, вскоре советским архитекторам стало не до того. Союз разваливался, стройки замирали, и большинству из проектировщиков уже было не до Немиги, в частности, и проблемы регенерации утраченного вообще. Все 1990-е восточная сторона так и простояла в лучшем случае незастроенной, а в худшем — вот с такими убогими палатками.

К идее застройки восточной стороны Немиги вернулись только в зажиточные, стабильные и процветающие 2000-е. Посмотрим, как сейчас выглядит этот район белорусской столицы.

Внешняя граница района с путепровода над Немигой. Фронт застройки 1960-х с Домом моды у левого края снимка. Здание построено в 1962—67 годах (арх. Э. Левина, В. Геращенко, Г. Святский) и в конце 1970-х гг. было украшено горельефом «Солидарность» (скульптор А. Артимович).

До этого славного момента Дом моды выглядел вот так. По центру здания, как видно, висел герб СССР.

«Солидарность».

Надпись почему-то на английском, а я бы сделал на польском.

Советское монументальное искусство и мираж старой Немиги.

К сожалению, скорее всего в процессе реновации «Белпромпроекта» пристроенный к нему позже объем лестничной клетки снесен не будет.

Задний фасад института еще сохранил внешний вид конца 1980-х годов.

Западная сторона новой Немиги. У нее в общих чертах тот самый вид, который задумывал архитектор Мусинский и компания.

Одна из основных претензий, предъявляемых современниками к «Дому Мусинского», — то, что своим монолитным многоэтажным объемом он, во-первых, закрыл Раковское предместье со стороны Верхнего города, а во-вторых, оторвал от предместья Петропавловскую церковь. Последняя упирается сейчас фасадом в чьи-то балконы.

Торговый дом «На Немиге», последний общегородской универмаг советского типа, открылся только в мае 1993 года. К сожалению, точно не удалось установить его авторов: от первоначальных эскизов Мусинского он отличается, хотя на поздних вариантах знакомые элементы уже просматриваются. Интересно, что с противоположной стороны комплекса предполагалось создание такой же широкой лестницы на платформу второго этажа, как и со стороны церкви.

«Аморфная железобетонная масса с сумбурным чередованием объемов» от Городского вала.

На месте запроектированного Мусинским ресторана в форме древнерусской ладьи построено административное здание с рестораном «Макдональдс» (арх. А. Семенюк, О. Лошакевич, ТМ-7).

К застройке восточной стороны улицы вернулись в середине сытых «нулевых». В 2005 году обнародовали проект и началось строительство в квартале от «Белпромпроекта» до ул. Комсомольской. Для этого участка архитекторы предложили концепцию «Воспоминания о Немиге», потрясающе объединяющую обе предыдущие идеи художественного образа этого района. Из предложений конца 1980-х специалисты архитектурно-проектной мастерской ООО «Трайпл» (ГАП С. Багласов, арх. В. Яковенко, С. Козлов, инж. А. Кирилюк) позаимствовали стилизацию фасадов нового комплекса под будто бы оригинальную застройку Немиги, а из старого проекта архитектора Мусинского — идею организации пешеходной платформы и ее связи с существующим торговым домом западной стороны через перекинутые через улицу мосты. «Строительству данного объекта предшествовала многолетняя кропотливая работа творческого коллектива архитекторов по изучению архитектурного стиля застройки данного района предыдущих веков. В результате досконального анализа сотен гравюр, рисунков, фотографий появилась идея создать на современном уровне аналог малоэтажной застройки 19-го века», — писал журнал «Архитектура и строительство» еще в 2005 году. Так малоэтажная застройка XIX века выглядела перед своим сносом.

Доскональное изучение архитектурного стиля XIX века вылилось в два стеклянных этажа снизу и трёхэтажную имитацию старинной провинциальной архитектуры сверху. Сделано это было на твёрдой теоретико-эстетической базе: «Нижние этажи комплекса закроют голубыми витражами, имитирующими воды Немиги. У горожан при взгляде на этот комплекс будет появляться ощущение, что перед ними улица небольших зданий, стоящих вдоль реки». Ну как, у вас появляется такое ощущение?

Итак, в конце концов сорок лет мучений и метаний архитекторов привели к строительству на восточной стороне Немиги «многоярусной автостоянки с объектами торговли и обслуживания». Собственно автостоянка, правда, спрятана в глубине квартала, а на улицу выходят как раз те самые «объекты торговли и обслуживания». Впрочем, роковая карма Немиги повлияла и на этот объект, превратившийся в очередной долгострой.

Что-то похожее (правда, более ударными темпами) реализуется и на участке от ул. Комсомольской до Городского вала. Сначала здесь хотели использовать похожий на «трайпловский» проект на основе кропотливого изучения архитектурного наследия прошлого: нижние этажи из стекла и бетона в стиле последней трети XIX века, верхние — офисы «под старину». Однако члены городского архитектурного совета воспротивились, посчитав, что улица в этом случае будет выглядеть «слишком однообразно». В итоге творческая мастерская архитектора Геннадия Дулевича предложила «архитектурную фантазию “по мотивам” прежней Немиги, которая "примирит" старый город с новым». Примиряющая архитектурная фантазия выглядит так.

Первая очередь уже работает.

«Архитектурная фантазия на Немиге». Нижние этажи от сталинского ампира...

...Верхние — мимимишная архитектура в стиле европейских «старых городов».

Оформление витрин универсама на втором этаже ТД «На Немиге».

В центральной части торгового комплекса устроен патио.

Славен внутренний дворик сооружением, похожим не то на беседку-ротонду, не то на бювет минеральных вод. Возможно, здесь предполагалось создание летнего кафе.

Круглый фонтан в центре с крайне изящной лестницей.

Угловая башенка. Очень интересно, что там внутри.

Петропавловская церковь и «дом Мусинского».

Петропавловская (Екатерининская) церковь — старейшее сохранившееся здание в Минске (1620-е).

Современный внешний вид — результат реставрации 1972—79 годов. В начале века церковь выглядела вот так.

Экраны некоторых балконов имеют особенную фактуру.

Стеклянная стена верхних этажей универмага, лестница к церкви и «Воспоминания о Немиге».

В башне со шпилем над аркой прохода к Раковскому предместью — мастерские художников и технические помещения.

А со стороны двора обычные квартиры.

Въезд в транспортный тоннель, обслуживающий предприятия торговли с внешней стороны жилого дома. Одна из реализованных идей Сергея Мусинского.

На всем протяжении тоннеля устроены вентшахты.

Дворовый фасад «дома Мусинского».

Завершает композицию ансамбля западной стороны один из загадочных минских долгостроев.

Капитальное здание неизвестного назначения в самом центре города пустует уже десятки лет.

Большой внутренний зал через грязное стекло.

Вполне возможно, что здание строилось для «Белавиа» (или еще Минского управления гражданской авиации). По крайней мере авиакомпания занимает достроенную часть единого комплекса.

Сейчас долгострой принадлежит «Белагропромбанку», который, возможно, устроит здесь один из своих офисов.

В заключение хотелось бы написать вот что. Сергей Мусинский (1920—2008), один из крупнейших послевоенных белорусских архитекторов, придумал на самом деле замечательный архитектурный ансамбль в духе интернационального модернизма, который мог стать парадным лицом советского Минска. Если бы его расположили где-нибудь на пустой или нейтральной площадке, например, на современных проспекте Победителей или проспекте Дзержинского, ему бы, наверное, не было цены. Однако все эстетические достоинства комплекса, прогрессивные идеи, заложенные в нем — создание дублера Ленинского проспекта с учетом перспективного роста автомобильного траффика, формирование главного городского общественно-торгового центра — меркнут перед принесенными жертвами. В гибели Немиги Мусинский, конечно, никак не виноват, но воспринимать его работу иначе как крупную ошибку все равно не получается. С другой стороны, Новая Немига уже стала привычной частью городского пейзажа и, наверное, самым ярким символом всей послевоенной судьбы города.