На строительной выставке «Будпрагрэс», которая проходит в Минске, корреспонденты Realt Onliner встретили харизматичного архитектора Александра Бородина. Наше блиц-интервью — о малых формах, больших кошельках, национальном колорите и самых «белорусских» зданиях столицы.
Монстры уходят в прошлое
— Жизнь монстров ушла в прошлое. Сейчас дома должны быть экономичные, разумные, небольшие, — утверждает Бородин, показывая нам свои последние проекты. — Посмотрите, эти огромные коттеджи, которые понастроили вокруг кольцевой, уже не могут продать. Люди вляпались. Да и что можно делать в монстре? В нем муж и жена остаются вдвоем, в 500 метрах площади. Не надо им столько спален, столько свободного места.
Альтернатива, по мнению архитектора, есть: это одноэтажные, не больше 150 метров мини-коттеджи. То, что сейчас массово строят на Западе.
— Моя ниша — 70-150 тысяч долларов. Те, у кого есть такие деньги, сейчас активно интересуются частным небольшим жильем. Да и хозяева монстров переезжают в маленькие дома, — рассказывает архитектор.
Иваны, не помнящие родства
Архитектор Бородин ездит на Toyota Sequoia, не приемлет авторитетов и не боится говорить откровенно. Про белорусскую архитектуру он выражается так:
— Архитекторов здесь не учат любви к Родине. Белорус, приехав в Германию, потеряется — ему станет плохо от того, что здесь так много национального колорита. Которого в Беларуси нет. А вот мое жилье — белорусское. И если бы меня попросили, я бы мог придумать стиль, скажем, для деревни или города. Но не просят.
— Не понимаю я и такого: как можно сдирать чужие проекты, что у нас сейчас делается повсеместно? — возмущается архитектор. — Иногда белорусы напоминают мне иванов, не помнящих родства. Вот смотрите — от Минска до Бреста нет ни одного кафе в национальном стиле. Едет поляк, едет немец, едет венгр, видит замызганные тарелки и замызганных теток, которые подают пюре. Ужас! Мы с дочкой ехали из Минска до Бреста. И решили посчитать такие кафе, в которых хотели бы остановиться. Мы насчитали 8 точек. И то — с большой нятяжкой.
Самое белорусское здание в Минске — Дом милосердия
— Минск — красивый город, - продолжает Бородин, держа в левой руке очередной свой макет, а правой делая характерные движения, как будто желает обнять весь мир. — Но в столице, к превеликому сожалению, есть лишь два белорусских объекта — Дом милосердия и храм на Притыцкого. Все остальное — не наше.
Бородин приводит пример. Он говорит, что современный город в Эстонии запросто отличишь от города в Литве. И даже немецкий завод (скажем, BMW) будет кардинально отличаться от завода английского. Как нью-йоркский небоскреб — от небоскреба в Тайбэе. Хотя и там, и там — стекло и бетон.
— В минских зданиях можно запутаться, — резюмирует архитектор. — И если нам сейчас на это, быть может, и наплевать, то следующим поколениям будет горько и обидно.
Справка Realt Onliner
Бородин Александр Викторович
Родился 24.07.1958г. в г. Новоселица Черновицкой обл. (Украина). Окончил Львовский строительный техникум (спец. «Архитектура»), Львовский политехнический институт (спец. «Архитектура»). Работал в проектном институте «Якуталмаз», г.Мирный ЯАССР (старший архитектор), институте «ЦНИИЭП жилища», Ульяновский филиал (ГАП), институте «Белжилпроект», (ГАП), ООО «Инкотрэйд» (ГАП). В данный момент занимается частной архитектурной деятельностью. Член союза архитекторов России, член союза дизайнеров СССР.