В пять раз быстрее! Метростроители запустили французский проходческий щит

 
UPD
16 февраля 2016 в 14:12
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский

Закупленный в прошлом году для минского метро механизированный проходческий комплекс наконец-то заработал. Торжественная церемония запуска агрегата, который значительно ускорит возведение тоннелей третьей линии подземки, состоялась сегодня на стройплощадке станции «Вокзальная». Подробности — в фоторепортаже Onliner.by.

Механизированный щит собирался по спецзаказу во Франции на заводе Bessac и обошелся Минску почти в 12 миллионов долларов. Изначально предполагалось, что комплекс будет доставлен в столицу в августе 2015 года, однако изготовитель произвел отгрузку с двухмесячным опозданием. Еще несколько месяцев ушло на сборку щита на стройплощадке станции «Вокзальная».

Комплекс получил собственное имя — «Алеся».

— У тоннелепроходчиков есть традиция называть щиты женскими именами, — рассказал нам директор «Минскметропроекта» Валерий Чеканов. — В Москве есть «Екатерина», «Людмила», «Татьяна». А у нас «Алеся» — красивое белорусское имя.

Агрегат установлен в начале тоннеля, который еще предстоит прорыть от «Вокзальной» до «Юбилейной площади». Размеры машины впечатляют. Как настоящий поезд!

О корпус была разбита бутылка шампанского, после чего ротор, выкрашенный в цвета белорусского флага, начал вращаться.

— Щит пробурит 1600 метров, и, надеюсь, осенью, мы встретим его на «Юбилейной площади». Затем его разберут, осмотрят, подремонтируют, доставят на «Вокзальную» и снова соберут. Это займет еще месяца три. А потом начнем прокладывать второй тоннель в том же направлении. Закончим — развернемся и пойдем в сторону Жуковского, — рассказывает о последовательности работ Леонид Стухальский, начальник УП «Минскметрострой».

Обслуживать проходческий комплекс будет смена, состоящая из 50 человек. Самая ответственная работа — у 8 операторов. Остальные рабочие будут обеспечивать подвоз и подачу тюбингов, удаление породы и т. д.

— Наши специалисты были во Франции. Но основное обучение будет проходить здесь, на площадке. Французские консультанты задержатся в Минске месяца на три минимум, — добавил Леонид Стухальский.

Проходческий щит ускорит строительство тоннелей в 3—5 раз. Если раньше метростроевцы долбили землю лопатами и продвигались на полтора-два метра в сутки, то теперь скорость возведения тоннеля возрастет до 15 метров в сутки.

Тем временем полным ходом идут работы на станции «Вокзальная». Стоя на краю котлована, можно рассмотреть платформу и колонны.

Параллельно метростроевцы долбят два пешеходных тоннеля под железной дорогой в сторону станции «Площадь Ленина». Используют при этом старый проходческий щит. В одном тоннеле пройдено уже 80 метров. Щит для второго тоннеля запустят в марте.

На схеме ниже показано, как будут соединяться пешеходными тоннелями «Вокзальная» и «Площадь Ленина».

Когда по новым тоннелям побегут поезда? Изначально планировалось, что город получит первые четыре станции третьей линии в 2017 году.

— 2017-й? Это невозможно даже математически. В 2020-м станции точно будут. Думаю, даже раньше. Не хочу говорить, нужно знать объем финансирования, — избегал конкретики в разговоре с журналистами начальник «Минскметростроя».

Закупать второй тоннелепроходческий щит пока не планируется.

— Второй щит позволил бы нам ускориться в два раза. Но сегодня, в связи с экономической ситуацией, будем работать одним, — сказал Леонид Стухальский.

Первый участок третьей линии метро, протяженностью 3,5 км, будет состоять из четырех станций: «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Юбилейная площадь» и «Площадь Богушевича». Вторым этапом будут построены еще три станции в направлении Курасовщины — «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец». Затем тоннели потянут в Зеленый Луг. Третья линия метро будет включать 14 станций, а ее протяженность составит 17,2 км.