Строящиеся ТЦ все еще заставляют шопоголиков томиться и ждать, храня за закрытыми дверями пока не наполненные продуктами потребления этажи. Тем не менее два последних года оказались довольно плодовитыми — один за одним открывались торгово-развлекательные центры разных площадей. Самые крупные на сегодня — в нашем обзоре.
Новая веха в развитии сферы торговли Минска — торгово-развлекательные центры — сегодня воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Минчане ходят по уютным этажам, напичканным витринами с манекенами, потягивают кофе. А ведь прошло всего 10 лет с момента появления первого объекта, сочетающего в себе торговую и развлекательную функцию. Это был Biggz.
Сегодня же в столице полно торговых центров, они незримо соревнуются в размерах и наполненности. Когда распахнут двери самые новые и амбициозные игроки рынка, которые сегодня находятся на разных стадиях готовности, соревнование продолжится с учетом еще одного критерия — наличия ранее не представленных брендов. Что подарят нам такие объекты, как Galleria Minsk, Green City и Dana Mall, «MOMO», Outleto, — пока большой-большой секрет.
— Последние два года Минск рекордно прирастал крупными торговыми центрами, — рассказал Onliner.by начальник отдела консалтинга и аналитики управляющей компании «Твоя столица. Управление проектами» Андрей Астрейко. — Ожидаемые премьеры декабря — ТЦ «MOMO» и Outleto. Большинство же крупных анонсированных комплексов — «Тивали» (часть арендаторов работает, но официальное открытие комплекса ожидается в начале следующего года), Galleria Minsk, Green City и Dana Mall — откроются только в 2016 году.
В прошлом году Onliner.by представил топ самых крупных торговых центров в Минске. Увы и ах — по прошествии более года список не пополнился новыми объектами, а лишь немного видоизменился. Рейтинг на сегодня выглядит следующим образом.
10. «Новая Европа» на Сурганова, 15 100 кв. м
Стеклянное здание нестандартной формы, которая одним кажется несуразной, а другим — вполне стильным решением, открылось в 2011 году. Торговыми являются первые три этажа. В них уместились сотни брендовых магазинов, несколько кафе, пиццерия, бильярдный клуб, гейм-зона, аттракционы для детей.
9. «Корона» на Кальварийской, 16 800 кв. м
Это один из самых излюбленных гипермаркетов горожан, потому как продовольственные покупки здесь можно сочетать с вещевым шопингом — достаточно подняться на второй этаж. Его занимает «Модный молл» с известными брендами одежды, «Корона Техно» и детский развлекательный центр.
8. «Скала» на Петра Глебки, 18 400 кв. м
Скала заполнила пустующую нишу — на Притыцкого до недавних пор не было ни одного торгового центра. Название отсылает к экстерьеру здания в виде каменистого склона. На цокольном этаже работает гипермаркет Green. На первом этаже размещаются в основном магазины одежды, на втором — галерея обувных брендов.
7. Grad на Тимирязева, 23 700 кв. м
Сюда люди съезжаются ради основательных покупок — мебели, сантехники, предметов интерьера. На 2—5-м этажах расположены более 300 магазинов по продаже мебели, сантехники, строительно-отделочных материалов и аксессуаров. 6 и 7-й этажи отведены под развлекательную функцию: боулинг, ресторан, детский центр, бильярдный клуб.
6. Galileo на Бобруйской, 23 600 кв. м
Galileo выделяется своим расположением. По мнению девелоперов, оно очень удачное — на крупном транспортном узле, возле вокзала, в центре города. Неудивительно, что здесь людно с утра до вечера. Здание состоит из административно-офисной части, семиэтажного торгово-развлекательный центра, кинотеатра и паркинга.
5. «Столица» на Независимости, 25 000 кв. м
Ветеран среди торгово-развлекательных центров появлялся с 2003 по 2006 годы. В подземном комплексе есть три этажа, отданных под торговлю и общественное питание. Примечательно, что здесь представлено много магазинов белорусских производителей одежды, обуви, продуктов и алкоголя — немудрено, ведь в «Столицу» часто заглядывают иностранные гости.
4. «Титан» на Дзержинского, 27 500 кв. м
Новичок в списке. «Титан» открывался постепенно и в полную силу заработал лишь недавно. Комплекс сочетает в себе офисное здание, торговый центр, кинотеатр, фитнес-центр и множество других объектов, среди которых крупный продовольственный магазин, магазин бытовой техники, семейный развлекательный центр, кафе и даже ЗАГС.
3. Arena City на проспекте Победителей, 31 000 кв. м
Arena City вмещает в себя более 70 магазинов-бутиков, супермаркеты ProStore и «Электросила», ресторан, кинотеатр, фуд-корт. Здание центра закрыло жителям элитных домов вид на проспект, зато подарило возможность затариться, буквально шагнув за порог.
2. Expobel на пересечении МКАД и Логойского тракта, 33 000 кв. м
Как уже упоминалось, Expobel — самый первый в Минске торгово-развлекательный центр европейского формата. Сегодня он предлагает посетителям гипермаркет, супермаркет бытовой техники и электроники, более 70 магазинов, отделения нескольких банков, салон красоты, рестораны, боулинг-клуб на 16 дорожек, два детских развлекательных центра и казино.
1. «Замок» на Победителей, 39 100 кв. м
Несменный лидер рейтинга. Примечателен он не только тем, что стал самым крупным торгово-развлекательным центром в Беларуси, но и своей интересной архитектурой в виде средневекового замка. На первом этаже разместились гипермаркет «Корона», супермаркет «Корона Техно», магазины и салоны. Второй и третий этажи занимают около 150 бутиков одежды и обуви. Четвертый — зона отдыха и развлечений.
Насыщение Минска торговыми центрами вкупе с падением платежеспособности населения привело к ряду проблем для застройщиков.
— Основной проблемой для торговых центров стало привлечение брендовых сетей, — считает Андрей Астрейко. — Покупательская способность снизилась, поэтому многие торговые операторы пересмотрели или приостановили программы по развитию сетей. Торговые компании открывают магазины точечно — лишь в тех объектах, которые гарантированно обеспечат интенсивный трафик. Для этого торговый центр прежде всего должен быть расположен в оживленном месте, быть интересным и комфортным для посещения.
Новые торговые центры, как правило, открываются с высоким уровнем вакантности. Окончательное заполнение происходит уже после открытия — обычно в течение года. Девелоперы ведут переговоры как с белорусскими, так и с зарубежными брендовыми сетями. Но в основном торговые центры заполняются представленными в стране операторами. Мировые бренды напрямую выходить в Беларусь не спешат.
В ближайшие годы борьба за арендатора ужесточится. Торговые центры будут все большую роль отводить дополнительным центрам притяжения трафика. Среди них — крупные семейно-развлекательные центры, контактные зоопарки, фуд-корты, кинотеатры. Торговые центры вкладывают усилия в развлечения, поскольку это может обеспечить приток новых посетителей и задержать покупателей на несколько часов.
В то же время концентрация современных торговых площадей в Минске невысока — всего около 200 «квадратов» на человека. Для сравнения, это в 2—3 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, Франкфурте, Париже и Варшаве. Так что говорить о переизбытке площадей еще рано. Конкуренция за покупателя выведет качество сервиса в столичных торговых центрах до европейского уровня.
Читайте также: