Минчанам, атаковавшим последние дни дежурный телефон службы спасения с сообщениями о сильной задымленности в городе, сообщили: ничего страшного, это обычный смог. Оказывается, выхлопные газы автомобилей, при полном штиле в течение нескольких дней, могут окутать городские улицы плотной пеленой. То, что может ждать Минск при условии растущей автомобилизации и появления множества грязных производств в черте города и за его пределами, увидели наши корреспонденты, которые только что вернулись из Китая.
В Пекине смог — самое обычное явление, борьба с которым уже давно превратилась в войну с ветряными мельницами. Темпы роста производств, количество автомобилей в городе не оставляют даже тени надежды на чистый воздух в ближайшем обозримом будущем. Для того чтобы хоть немного снизить нагрузку на экологию, городские власти вводят жесткие меры для автомобилистов: получить автомобильный номер в столице Китая сегодня в самом прямом смысле можно только выиграв в лотерею. Количество номеров жестко лимитировано, их розыгрыш среди желающих проводится ежемесячно, всего — 20 тыс. на 20-миллионный (и это только официальная статистика) город. Количество участников лотереи настолько велико, что шанс в ней выиграть составляет не более 1—2%.
Вполне естественно, что это привело к различным злоупотреблениям. Один из самых популярных в Пекине способов заработать — сдача в аренду своего автомобильного номера, бизнес достаточно прибыльный — за подобную услугу платят $3—5 тыс. в год. Еще одна популярная схема мошенничества — дублирование номеров. Особенно оно распространено у таксистов, которые ездят на совершенно одинаковых автомобилях.
Экологические реформы затронули и промышленность. Городские власти потребовали от предприятий или модернизировать свое производство и сделать его чище, или перенести его за городскую черту. Но и эта мера оказалась слабоэффективной. Нередко модернизация проводится только для «галочки», а перенос за город часто означает строительство нового, не менее грязного завода на окраине столицы.
Как рассказывают жители города, в среднем в Пекине лишь в половине дней в году можно увидеть небо, все остальное время обзор закрывает едкая дымка. По официальным данным, таких дней меньше — от 90 до 125 дней. Достаточно подышать смогом несколько часов — и вы почувствуете во рту неприятный химический привкус, поэтому увидеть на улице прохожего в маске — самая обычная практика. Некоммерческая организация исследования климата Berkeley Earth считает, что загрязнение воздуха в Китае убивает около 1,6 миллиона человек в год.
Многие жители города уже давно приобрели портативные приборы, измеряющие качество воздуха, и перед выходом на работу утром смотрят на их показания так же, как и на термометр. Временами смог становится настолько густым, что городские власти рекомендуют пожилым людям и детям не покидать квартиры. В такие дни содержание вредных веществ в атмосфере может превышать предельно допустимые нормы в 20 и более раз.
Но на крупные государственные праздники смог в городе вы практически никогда не увидите. Добиваются этого ультимативным способом — просто останавливают все загрязняющие атмосферу производства за несколько дней до мероприятия и запускают их только после их завершения. Именно так городские власти «устроили» чистое небо во время военного парада, приуроченного к семидесятилетию победы над Японией во Второй мировой войне, который с помпой прошел в сентябре.
О масштабах смога и территориях, которые он накрывает, говорит, например, и то, что именно из-за него путешественники, посещающие Великую Китайскую стену, видят лишь малую ее часть. А ведь эти туристические места находятся в 60—70 километрах от города.
Похожая ситуация распространяется и на другие крупные китайские города, например динамично развивающийся Чунь Сынь. За последние 20 лет здесь построили практически все небоскребы, которые вы видите на фотографиях ниже, проложили 4 ветки метро общей протяженностью около 300 километров и создали тысячи заводов, которые «чадят» круглые сутки. Даже ветреная погода не позволяет развеять скапливающийся над городом смог.