Еще 10—15 лет назад Лошицкая усадьба была облезлым зданием посреди полузаброшенного парка. Сегодня это изящный особняк, полный антикварных предметов мебели, где воссоздана аристократическая атмосфера конца XIX века. Многолетняя реставрация памятника архитектуры наконец-то завершена. Послезавтра состоится торжественное открытие. Накануне этого события корреспонденты Onliner.by посетили старинное поместье.
Реставрация усадьбы в Лошицком парке тянулась мучительно долго. На паспорте объекта началом восстановительных работ значился 2008 год. Накатывали волны кризиса, менялись подрядчики, сдвигались сроки. Несмотря на нестабильное финансирование, конечный результат радует глаз. Пластиковых дверей, как в Несвижском замке, и прочих явных следов «евроремонта» здесь не найти.
— Наконец-то усадьба приобрела вид, который имела в конце XIX века. Правда, можно спорить о цветовой гамме фасада, ведь тогда стены были белыми, а крыша — красной. Но усадьба начинает жить — это самое главное, — говорит нам заместитель директора Музея истории города Минска Петр Хотько и приглашает на экскурсию.
Документально подтверждено, что княжеская вотчина у слияния рек Свислочи и Лоши существовала еще в середине XVI века. Тогда этой землей владел Василий Толочинский, затем — князья Друцкие, Прушинские. На протяжении своей истории Лошицкая усадьба сменила множество хозяев.
Своего расцвета имение достигло в конце XIX века, когда перешло по наследству Евстафию Любанскому, представителю женской линии Прушинских. Весной 1890 года Евстафий женился на Ядвиге Кеневич, дочери мозырского предводителя дворянства. В ожидании переезда жены хозяин поместья вызвал из Европы архитектора и полностью перестроил деревянный одноэтажный дом, превратив его в изящную резиденцию. Тогда появилась каменная двухэтажная пристройка с верандой. Благодаря необычной форме кровли и элементам стиля фахверк фасад приобрел декоративную выразительность, дошедшую до наших дней.
В 1925 году в усадьбе был создан белорусский филиал Всесоюзного института растениеводства. В 1930-х здесь действовали репрессивные органы, а в годы войны в здании обосновались оккупационные власти. Часто бывал в особняке гауляйтер Вильгельм фон Кубе и его преемник Курт фон Готтберг.
На протяжении второй половины XX века здание меняло собственников и постепенно приходило в запустение. Памятником истории, культуры и архитектуры усадебно-парковый комплекс признали только в 1988 году.
Минчанка Лариса Козак поделилась с редакцией фотографиями, сделанными в 2008 году накануне реставрации. Снимки передают плачевное состояние, в котором пребывала усадьба. Хорошо сохранились только кафельные печи, местами уцелели потолочная лепнина и деревянные элементы отделки.
Как выглядят восстановленные интерьеры? Начинаем осмотр с вестибюля.
— Вам может показаться, что эти налакированные панели на стенах — новодел. Но нет, это XIX век, — говорит Петр Хотько. — Все деревянные элементы были разобраны, прошли длительный путь реставрации и собраны заново. Время не пощадило полы, потолки, оконную столярку. Недостающие части отделки и декора восстанавливались по уцелевшим фрагментам-образцам.
Изразцовая печь ручной работы.
Всего в доме было шесть печей. Каждая — произведение искусства. Пять из них имели общую систему дымоходов и топились из кухни, расположенной в подвале. Печи сохранились настолько хорошо, что могли бы и сейчас использоваться по прямому назначению. Но в музеях открытый огонь запрещен.
Работая над стенами, реставраторы вскрыли не менее 10 слоев краски и обоев. Фрагмент самого старого из них (конец XIX века) показан в вестибюле.
А на лестнице есть место, где можно увидеть все слои в правильной последовательности.
При пане Любанском каждое помещение усадьбы было оформлено индивидуальным образом. Комната для встречи гостей, например, выдержана в стиле модерн. Реставраторы постарались передать эту особенность.
— Как вы знаете, исторические события нанесли большой ущерб нашему достоянию. Для восполнения интерьеров приходилось собирать антикварную мебель, что называется, с миру по нитке, — рассказывает Петр Хотько. — Бо́льшую часть экспонатов предоставили наши коллеги из Мирского замка, но некоторые эксклюзивные вещи доставлялись в Беларусь из-за рубежа. С помощью группы искусствоведов и историков в каждой из комнат мы пробовали воссоздать обстановку того периода. Точность никто не гарантирует, потому что достоверно не известно, какие предметы здесь находились. Фотографий не сохранилось.
Кресла в комнате современные, белорусского производства.
Батарей отопления в XIX веке, конечно же, не было. И в доме-музее они смотрелись бы странно. Решение проблемы было найдено легко — в ходе реконструкции радиаторы запрятали под пол и прикрыли решетками. А вот спрятать кондиционеры не получилось. Они нужны для поддержания нужного температурного режима.
— Скорее всего, здесь собирались мужчины, — продолжает наш экскурсовод. — Следующая комната, куда мы зайдем, — чисто дамская.
Переходим в большую гостиную, где заканчивают расставлять мебель. Здесь проводились балы.
Позволить себе такую роскошь, как отдельная купальня в доме, в те времена могли немногие аристократы.
При обследовании стены в этой комнате обнаружились рисунки, сделанные в довоенные годы. Реставраторы решили оставить один такой фрагмент на стене — как напоминание о переплетении временных эпох.
У Любанских была даже туалетная комната со сливным бачком и дренажной системой. Нечистоты по трубам сливались в выгребную яму.
Еще одна комната.
Комната Ядвиги оформлена в восточном стиле. Как известно, девушка любила искусство Востока. Сохранилось даже фото, на котором она в японском кимоно.
— Этот шкаф — конца XIX века. Его нашли далеко за пределами Беларуси. Вначале мы получили фотографии, показали их искусствоведам. И вот шкаф — часть нашей экспозиции, — говорит Петр Хотько.
Обои реставраторы рисовали вручную. Выполнить индивидуальный заказ для одной лишь комнаты не взялась бы ни одна обойная фабрика.
Напротив — кабинет Евстафия Любанского, украшение которого — красивейший кафельный камин, изготовленный в XIX веке в Риге по немецким образцам.
В шкафу — полное собрание из 86 томов энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. У владельцев усадьбы была своя библиотека.
Коридор.
На второй этаж ведет оригинальная деревянная лестница.
На чердаке обустроен выставочный зал.
Как использовались помещения второго этажа в конце XIX—начале XX века, экскурсоводы сказать затрудняются. По сравнению с остальными эти комнаты выглядят простовато. До открытия усадьбы здесь развесят различные фотографии.
На стенах и потолке бережно сохранены фрагменты росписи разных лет.
В подвале усадьбы должно открыться кафе на 30 мест.
Позитивный факт: после десятилетий забвения в Минске возрождаются старинные усадьбы. За несколько лет коммерческий застройщик восстановил бывшее поместье Ваньковичей на улице Филимонова, превратив его в ресторан-клуб. Лошицкая усадьба не станет очередным увеселительным заведением, и все же деньги здесь планируют зарабатывать не только на продаже входных билетов.
— Собираемся проводить выставки на коммерческой основе, музыкальные вечера и балы, торжественные регистрации браков, предоставлять помещения для фотосессий, — делится планами Петр Хотько. — Ориентировочно осмотр экспозиции будет стоить 50 тыс. рублей. Экскурсионное обслуживание — за дополнительную плату.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by