Этого дня кто-то из дольщиков ждал четыре года, а кто-то семь лет. Дом-долгострой на улице Притыцкого, возведение которого начало печально известное ЗАО «Террастройинвест», а закончило государственное объединение «Минскстрой», наконец-то принят в эксплуатацию. Сегодня многие дольщики смогли получить долгожданные ключи. С какими чувствами люди осматривают свое новое жилье и как выглядят квартиры, несколько лет простоявшие без стен? Смотрите наш фоторепортаж.
Напомним, строительство дома возле пересечения улиц Притыцкого и Лобанка началось еще в 2007 году. Многие помнят связанную с ЗАО «Террастройинвест» громкую аферу, когда одни и те же квартиры продавались сразу нескольким людям. Второй громкий скандал был связан с затягиванием сроков сдачи последних четырех подъездов. Деньги дольщиков уходили непонятно на что, а когда в 2013 году застройщик потребовал произвести доплаты, люди обратились в Мингорисполком и правоохранительные органы, записали несколько видеообращений к президенту. Дело дошло до принятия указа, по которому функции застройщика были переданы государственному объединению «Минскстрой».
Когда дом был достроен, «Минскстрой» пригласил дольщиков подписать договор. По его условиям стоимость каждого квадратного метра была установлена на уровне 3 миллионов 56 тысяч рублей. Другими словами, за «двушку» необходимо было доплатить 204 миллиона рублей, за «трешку» — порядка 230 миллионов. Поначалу суммы показались дольщикам неподъемными. Однако им пошли навстречу, предоставив рассрочку на полгода. Кроме того, в связи с ослаблением курса рубля сумма в долларовом выражении уменьшилась. Таким образом, никто из дольщиков не лишился квартир из-за недоплаты.
Вместе с одним из дольщиков заходим в его квартиру. На первый взгляд обычная «однушка» со стандартной планировкой. При более внимательном осмотре замечаем коричневые пятна на потолке — в комнате, прихожей и на кухне. Это следы ржавчины от арматуры.
— В нашем подъезде ржавчина проступает у многих. Когда здесь были возведены только монолитный каркас и перекрытия, у бывшего застройщика закончились деньги. Квартиры простояли без стен две зимы, пока дом не отдали «Минскстрою», — поясняет Максим.
Претензий к качеству работы государственного застройщика у Максима нет.
— Порадовали стяжка и откосы, ровные стены. Пожалуй, надо сказать строителям спасибо. Ничего переделывать не надо, можно сразу приступать к отделке, — говорит дольщик.
Максим стал дольщиком ЗАО «Террастройинвест» в феврале 2011 года и в течение полугода выплатил полную стоимость квартиры. Интересуемся, не вызывала ли сомнений репутация застройщика на тот момент.
— Конечно, я знал о вскрывшихся махинациях с квартирами и обманутых дольщиках. Но в 2010 году президент поручал разобраться в этом деле и помочь людям, — вспоминает Максим. — Казалось, если дом взят на контроль, то теперь все пойдет гладко. На это надеялись все, кто строился в 7—10 подъездах. А по факту снаряд попал в ту же воронку дважды.
Дольщица по имени Ирина вступила в стройку в 2010-м. В то время монолит седьмого подъезда был возведен до крыши, но стены еще не были заложены блоками.
— Почему выбрала «Террастройинвест»? Сразу привлекло расположение дома — возле метро. В районе были и другие стройки, но где-то оставались только «трешки», где-то требовали полную оплату в течение двух месяцев. А здесь давали рассрочку на шесть месяцев, и застройщик обещал сдать дом к концу года, — вспоминает Ирина. — К октябрю 2010 года я перечислила застройщику 72 тысячи долларов — это полная стоимость двухкомнатной квартиры площадью 67 квадратных метров. Поначалу стройка худо-бедно шла, а потом и вовсе заглохла. Мы осознали, что наши деньги ушли на достройку первых шести подъездов.
72 тысячи долларов «Террастройинвесту» в 2010-м и 16 тысяч «Минскстрою» в 2014-м. С учетом последней доплаты квадратный метр обошелся Ирине более чем в 1300 долларов.
— Стоимость этой квартиры нельзя измерить только деньгами. Если бы вы знали, сколько на нее затрачено нервов и переживаний, — вздыхает дольщица.
На этом в деле «Террастройинвеста» рано ставить точку. Руководителям компании еще предстоит ответить, на что были потрачены деньги дольщиков. Проверкой застройщика занимаются правоохранительные органы.