Агент по недвижимости: «Можно зарабатывать и $5 тысяч, но тогда готовьтесь отказаться от семьи и свободного времени»

 
20 января 2015 в 8:30
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Алексей Матюшков, Аркадий Соболев
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Алексей Матюшков, Аркадий Соболев

Неизвестно, откуда столько предвзятости и стереотипов о работе агентов и риелторов — возможно, из девяностых, когда купля-продажа жилья только начала набирать обороты и не сильно контролировалась государством. Но и сегодня, в наступившем 2015 году, клише все еще преследуют даже самых компетентных и добросовестных специалистов. Есть ли для этого причины? Столичный агент по работе с недвижимостью на вторичном рынке жилья честно рассказал Onliner.by, что правда, а что выдумка.

Руслан (имя изменено) работает агентом четвертый год. Так как в сфере недвижимости все друг друга знают, молодой человек пожелал остаться неизвестным.

* * *

— Есть мнение, что в риелторскую деятельность приходят из-за перспективы большого заработка. Так оно и есть, в этой сфере действительно возможны потенциально большие зарплаты. Но нельзя сказать, что, придя в агентство, ты тут же получишь миллион долларов. Зарабатываешь ровно столько, сколько работаешь. Доход агента зависит от методов работы. Иногда вкалываешь, а денег хватает только на талончик. С этим сталкиваются новички.

Главная ошибка новичков в том, что они приходят в риелторский бизнес и работают как в государственной структуре. Мыслят они примерно так: «Я же заполняю бумажки? Заполняю. Звоню клиентам? Звоню. Значит, все хорошо». Они ждут, что руководство скажет: «Ты — молодец», — и заплатит положенные деньги. На самом деле оплата работы агентов выполняется по-другому — по факту сделки. Нужно держать курс на результат и думать, принесет ли то или иное действие пользу.

Чтобы хорошо зарабатывать, нужно либо быть гениальным переговорщиком, либо вкалывать без перерыва. Ко второй категории агентов относятся женщины от сорока лет — эдакие рабочие лошадки. У них нет сверхъестественных качеств, но они бесконечно звонят, предлагают и ездят. Таким образом, заработок у них такой же хороший, как у гениальных переговорщиков.

Моя самая маленькая зарплата за время работы в агентстве недвижимости — ноль. Это было связано с трудностями на рынке, а также с личными проблемами. Поленился, не встретился, ничего не сделал — и результат в конце месяца печальный. Достаточно один или два раза такое пережить, и впредь работоспособность будет на высоте.

Самый удачный месяц принес более $3000. Тогда рынок был на подъеме, после новогодних праздников люди поняли, что конца света не произошло, и оживились. Причем месяц нельзя назвать сверхвыдающимся — вполне обычный. Было заключено три сделки. Агенты со стажем более пяти лет делают и по семь сделок в месяц. Есть люди, у которых вообще нет предела возможностей. Они приходят, чтобы заработать деньги, и получают действительно серьезный доход. Можно иметь и $5—7 тыс. в месяц, но тогда готовьтесь отказаться от семьи, друзей и свободного времени.

В работе агента есть доля цинизма, как и во врачебной деятельности. Бракоразводные процессы людей и всякие неприятные истории со временем воспринимаются отвлеченно. Вроде как ты их и выслушиваешь, понимаешь, но тебя их проблемы не колышут. Если проецировать проблемы клиентов на себя, очень трудно вечерами переключаться на семейные дела.

При заключении сделок играет роль и человеческий фактор. Например, я нравлюсь бабушкам, они мне доверяют. Лицемерить не стоит: люди с постсоветского пространства такой подход сразу раскусят. По отношению к белорусу не работает ни один совет из книг по психологии. Начнешь разговаривать с человеком о рыбалке, а он посмотрит на тебя удивленно и скажет: «Вы что, следите за мной? Давайте о недвижимости, а не о рыбалке».

Что касается манипулирования… Если уловка, помогающая продать объект недвижимости, не идет вразрез с внутренними принципами, то я ее использую. Например, покупателю квартиры на четвертом этаже не обязательно знать, что на двенадцатом кто-то когда-то выбросился из окна. Если есть проблема с электрикой, я скажу об этом покупателю, но этот факт отмечу нейтрально. Был еще пример: в тамбуре две квартиры, в одной из них живет бабушка с пятью кошками. Предыдущий жилец съехал и жаловался на запах. Скрыть этот факт от нового жильца не удастся, но лучше сказать коротко: в соседней квартире живут бабушка с кошкой.

Стараюсь не вдаваться в информацию о соседях. Если люди говорят, что соседи хорошие, я об этом скажу покупателю. Про плохих лучше вообще не заговаривать. Даже в образцовом подъезде никто не застрахован от соседа-наркомана. Я же не буду ходить по квартирам, как Коломбо, и выискивать компромат.

С богатыми покупателями случается общаться раз пять в месяц. И вот что я скажу: образ белорусского обеспеченного человека очень положительный. Они, как правило, вычисляются по часам, телефону и автомобилю. Культурных людей среди состоятельных достаточно. Они интеллигентны, ценят свое и твое время. Что касается корысти, то я никогда не подумаю взять с человека больше денег, если он приехал на Gelandewagen.

Некоторые клиенты предлагают обойти агентство и заплатить агенту в карман. Таким отказываю сразу, потому что агент — это не единственный человек, который организовывает сделку. Риелторы проверяют историю квартиры, структура руководства делает запросы в организации. В этом случае за «чистоту» квартиры отвечает агентство, тогда как при работе с нелегалами отвечать в суде будет сам покупатель. В нашей стране индивидуальная риелторская деятельность невозможна, несмотря на это, «черные маклеры» все же присутствуют.

«Черные маклеры» — люди, работавшие в агентстве, которые однажды поняли, что их опыт и знания позволяют действовать в одиночку. Что касается «черных риелторов», обманным путем отбирающих квартиры у честного народа, то государство, слава богу, их деятельность пресекает эффективно. Таких мошенников и схем, как в России, у нас нет. Зато есть пропащие души, готовые чуть ли не за бутылку отдать квартиру. В Минске был даже целый синдикат алкоголиков, которые по очереди продавали свои квартиры, жили друг у друга и спускали деньги на развлечения.

Напоследок хочу обратиться к коллегам. Деньги деньгами, но важны внутренние установки. Подумайте: хотели бы вы такого обслуживания, которое осуществляете сами? Обращусь и к агентствам. В профессию нужно пускать после отбора и просеивания. Нельзя называться агентом по недвижимости, если ты не соответствуешь определенным требованиям. Что значит соответствовать? Надо грамотно и доходчиво изъясняться, быть пунктуальным и ответственным, а главное — всегда оставаться человеком.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by