«$1400 отправляю домой в Китай и живу на $100 в месяц». Как работается иностранным строителям в Минске

 
18 декабря 2014 в 8:30
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Алексей Матюшков, Максим Малиновский
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Алексей Матюшков, Максим Малиновский

Строитель — одна из самых «мигрирующих» профессий. Из года в год белорусы предают родные стройплощадки, отправляются в ближнее зарубежье, где, как они думают, их поджидают золотые горы. А строители из ближнего зарубежья, наоборот, едут в Минск. На различных столичных объектах работают специалисты из Китая, Вьетнама, Грузии, Сербии, Узбекистана, Киргизии, не считая единичных не известных статистике приезжих. Сколько они зарабатывают, в каких условиях живут и что побуждает их приезжать на заработки в Минск — город, где недовольство уровнем зарплаты является неким перманентным состоянием горожан?

Опыт масштабного интернационального строительства подарил Минску жилой комплекс «Променад» в Лебяжем. После сдачи он пополнит Минск 180 тыс. квадратных метров жилья, что соответствует 23 домам. На данный момент готовы четыре жилых дома. На подходе еще три, сдача которых намечена на начало 2015 года. Возводит комплекс пекинская корпорация Beijing Uni-Construction Group (BUCC).

С началом зимы стройка «Променада» заметно опустела: 200 китайцев, ударно возводящих дома, дружно улетели на зимние каникулы в Китай. Вернутся они только в начале весны. Морозные дни считаются не лучшим периодом для строительных работ. Дело продолжают белорусские подрядчики, а несколько китайцев остались в качестве дежурных.

Вэй — невысокого роста мужчина 54 лет. Завидев журналистов, он пускает в ход все свое китайское обаяние, широко улыбаясь и настраиваясь на беседу. Вэй не был на родине три года — внушительный срок для привязанных к своей культуре и традициям китайцев. Еще больше, как и все нормальные люди, Вэй привязан к семье. Именно высокая степень ответственности за будущее детей вынуждает его год за годом работать в чужой стране, не отходя от «станка». В Китае у него остались отец, жена и взрослые дети, которые учатся в университете.

«В Беларуси прекрасные условия, — объясняет свою позицию Вэй. — Заработать деньги легче, чем в Китае. Живу здесь уже три года, и причина вполне банальна: хочется как можно больше денег отправлять семье, необходимо „поднимать“ детей».

Вэй проводит сантехнические работы и оборудует электрику в новостройках. Рабочий день начинается в семь утра. С 11:30 до 13:30 перерыв. Смена длится 10 часов и заканчивается в 18:00. Для белоруса звучит пугающе, но китайские рабочие трудятся без выходных: «Нет работы — нет денег». Мужчина утверждает, что такой напряженный график работы — вполне нормальная практика для китайцев. В Китае конкуренция среди работоспособного населения настолько велика, что, получив место в какой-либо «конторе», работники цепко держатся за свои места. Белорусские реалии для приезжих китайцев кажутся чуть ли не раем — по крайней мере наш «белорусский строитель» правдами и неправдами отнимать чужую работу не будет.

«График не выматывает, — делится Вэй, — не устаем и чувствуем себя нормально. На перерывах играем в карты и смотрим телевизор. В свободное время гуляем, далеко от стройки не ходим: рядом есть супермаркеты, в которых можно купить что угодно».

Работая на стройке китайского квартала в Лебяжем, Вэй зарабатывает около $1500 в месяц. Это именно та удовлетворяющая, конкурентоспособная сумма, способная стать веской причиной отправиться на заработки. По словам строителя, в Китае за аналогичную работу платят в два раза меньше. Но даже такая неплохая по столичным меркам зарплата не дает Вэю возможности шиковать и позволять себе лишнего: почти все деньги улетают в Китай. На карманные расходы остается примерно $100: «Деньги тратятся на алкоголь и сигареты. Всем остальным обеспечивает генподрядчик. Нам предоставлены комфортные условия труда».

Под комфортными условиями подразумеваются обеспечение работников жильем, одеждой и едой, оплата перелета домой. Китайцы живут в строительном городке, оборудованном недалеко от территории жилого комплекса «Променад».

На постройках городка — мотивирующие растяжки с китайскими иероглифами, гласящими лозунги: «Построим памятник дружбы», «Строя дома, думайте о людях, которые будут в них жить».

Возведено общежитие из «сэндвич»-панелей, вмещает оно около 200 человек. Комнаты представляют собой блоки по 18 квадратных метров, во многих из них стоят две трехуровневые кровати.

Столовая, три раза в день принимающая отряды строителей, сейчас пустует и используется в качестве склада. Телевизор вещает канал CCTV — отдушина и возможность услышать родной язык и узнать новости.

Постельные принадлежности приводит в порядок и складирует на деревянных столах 46-летний Ту, также оставшийся за дежурного. Жизнь его здесь не столь отчаянна, как у Вэя, — в прошлом году он все же навестил родню.

Так как столовая не функционирует, питаться китайцам приходится своими силами — ходят в магазин и сами готовят. В самое продуктивное время, когда городок полон рабочей силы, еду готовит китайский повар. В рационе рис, мясо, овощи.

Инженерный состав живет в гораздо более привлекательных условиях. Комнаты этих работников похожи на номера в скромной гостинице.

Белорусы с китайцами, как правило, не общаются: слишком мешает языковой барьер. Инженер Цзинь Пэн видит разницу и в подходе к строительству: «Китайские работники внимательны к мелочам. Белорусы проработке мельчайших деталей уделяют меньше внимания. К примеру, отштукатуренные руками китайцев стены идеально гладкие. Белорусы тоже делают ровно, но стенка в итоге не столь красивая».

Как отмечает Цзинь Пэн, два народа, работая бок о бок, научились заимствовать друг у друга умения. Удивительная работоспособность китайцев, которой они славятся на весь мир, толково пущена на благо белорусской столицы.

Еще один интернациональный объект, призванный скрепить дружбу двух народов — иранцев и белорусов, — строится по соседству с «Маяком Минска». Впечатляющей конструкции здание в представлении белорусов обрело статус долгостроя, потому как к 2014 году уже должно было блестеть своими гранями. На сегодня «скелет» многофункционального комплекса «Магнит Минска» сформирован, вскоре его начнут облагораживать внешне.

Инвестдоговор с иранской компанией «Кейсон» Мингорисполком подписал в 2010 году. Хотя, как отметил тогда бывший мэр города Николай Ладутько, к сотрудничеству с Ираном город готовился задолго до подписания договора.

Сами иранцы на стройплощадке занимают исключительно управленческие должности. Фактические работы по возведению доверены иностранным подрядчикам — из Грузии, Сербии, Узбекистана, Киргизии. На вопрос, как здесь уживается столько национальностей, нам отвечают предсказуемо: каких-либо проблем пока не возникало.

Колоритный бригадир по имени Тамаз прогуливается по стройплощадке. В нетипично дождливую зиму занятие это не из приятных: ноги утопают в грязи и лужах. Тамаз уехал на заработки в Минск четыре года назад, из них два он трудится на стройке «Магнита Минска».

«Грузия — не самая благоприятная страна для строителей: и масштабных строек нет, и платят не много, — рассказывает он. — В год, когда я уехал на заработки, зарплата людей моей профессии составляла примерно $500. В Беларуси платят нормально — на данный момент 13 млн рублей».

Как и все, кто вынужден покидать родину в поисках лучшей доли, Тамаз отправляет домой бо́льшую часть заработка — это порядка $600—700 в месяц. Живут строители не в городке на территории объекта, а вполне прозаично — в съемных квартирах. Тамаз соседствует еще с тремя сотрудниками в двухкомнатной квартире в Зеленом Луге. Жилье оплачивает компания.

«Работа в Беларуси стала семейным делом, — говорит Тамаз. — На одной стройплощадке со мной трудится сын. Смена длится 8—9 часов. Выходной день — воскресенье».

«Беларусь мне нравится, — рассказывает он, — люди здесь хорошие. А к плохой погоде я привык еще в Советском Союзе во время службы в Сибири».

Ближе к Немиге по проспекту Победителей строится торгово-развлекательный центр Galleria Minsk, также доверенный иностранным специалистам. Застройщиком выступает компания Galleria Concept Blr Limited (Кипр), генподрядчиком — компания Renaissance Construction (Турция).

Презентуя объект летом 2014 года, застройщик уверил, что на стройплощадке работают турецкие строители. Но нельзя отрицать, что среди них есть и выходцы из Средней Азии. Треть из более чем 700 задействованных рабочих — белорусы.

Стройка Galleria Minsk гремит, не утихая. И неудивительно: минский «Акрополис», как его окрестили девелоперы, должен был открыться к чемпионату мира по хоккею. В нынешнем году темпы возведения ускорились, работа при необходимости ведется ночью. Открытие торгово-развлекательного комплекса анонсировано на лето 2015 года.

Сделать Минск наполненным современными новостройками и знаковыми объектами одни только белорусские застройщики не в силах. Это прекрасно понимают не только девелоперы, но и «отцы города». Кроме перечисленных компаний, земли в Минске «обустраивают» застройщики из России, Сербии, Катара. Правда, непосредственно строительными работами на их объектах занимаются белорусские подрядные организации.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by