Полный провал: как в России под землю уходят целые города

 
17 декабря 2014 в 8:30
Автор: darriuss. Фото: fpv.perm.ru, leksandrych.livejournal.com, bolshoymike.livejournal.com, pro-speleo.ru, vsolikamske.ru, wikipedia.org, panoramio.ru
Автор: darriuss. Фото: fpv.perm.ru, leksandrych.livejournal.com, bolshoymike.livejournal.com, pro-speleo.ru, vsolikamske.ru, wikipedia.org, panoramio.ru

Вечером 18 ноября 2014 года в уральском городе Соликамске в 200 километрах от Перми образовался провал размером 30 на 40 метров, жертвами которого стали три дома в местном дачном поселке «Ключики». За последние годы это уже пятая гигантская дыра в земле, появившаяся в районе Соликамска и соседнего города Березники. В населенных пунктах, расположенных прямо над массивными шахтными выработками компании «Уралкалий», власти вынуждены отселять многоэтажные жилые дома и закрывать предприятия, которые могут в буквальном смысле исчезнуть с лица земли. Onliner.by рассказывает о масштабной техногенной катастрофе, угрожающей целым городам.

285 млн лет назад от самых Уральских гор (будущих) и до Кавказа шумело море, теплыми водами которого наслаждались многочисленные трилобиты, брахиоподы и прочие наутилоидеи. По его берегам, путаясь в хвощах и папоротниках, бродили разнообразные примитивные парарептилии. Море со временем превратилось в озеро и с подъемом суши в конце концов вовсе обмелело, оставив в наследство эволюционировавшим приматам полезные ископаемые, среди которых были каменная и калийная соль.

Впрочем, соль люди открыли здесь лишь в 1430 году, зато это было сродни обнаружению богатейших запасов природных ископаемых Западной Сибири или Персидского залива. Соль была нефтью средних веков, стратегическим, ценнейшим, всем нужным и относительно редким продуктом, помогавшим сохранять пищу в условиях отсутствия холодильников. Соляной раствор выкачивался из-под земли по специально выдолбленным внутри деревьям («трубам»), после чего на солеварнях из рассола выпаривалась собственно соль, на которой тогда делались целые состояния.

Калийная соль в XX столетии оказалась продуктом еще более полезным, чем каменная. В пищу ее употреблять было невозможно, но зато она позволила вывести урожайность сельского хозяйства на качественно иной уровень. Ее месторождение в окрестностях Соликамска бородатые геологи в толстых свитерах открыли в 1925 году, и запасы эти оказались огромны. В верховьях Камы на глубине всего 150—700 метров обнаружилась чудовищных размеров соляная линза длиной 205 километров, шириной 55 километров и толщиной до полукилометра. К ее промышленной разработке приступили во время индустриализации СССР в начале 1930-х.

Древний Соликамск вместе с соседним и куда более современным городом-спутником Березники образовали, по сути, единую агломерацию с общим населением в 300 тыс. человек, превратившуюся в главный (по крайней мере до строительства в конце 1950-х белорусского Солигорска) советский центр производства важнейшего для страны удобрения.

К 1980-м годам разработка Верхнекамского месторождения велась семью рудниками, каждый из которых обеспечивал производство 6—7 млн тонн руды в год. Сильвинит и карналлит, два важнейших источника сырья для производства калийной соли, здесь залегают близко к поверхности земли. Относительная простота их добычи стала в конечном итоге и проклятием месторождения. Следствием неправильной оценки горно-геологических условий в первые десятилетия его освоения стала не только недостаточная устойчивость шахтных выработок. Уверенность в надежности лабиринта освобожденных от руды камер привела к тому, что и Соликамск, и Березники стали частично строить прямо над шахтами. Города со всеми их зданиями отделяла от подземных пустот лишь относительно тонкая, 250—350-метровая перемычка.

На карте красным контуром обозначена зона шахтных полей в Березниках в контексте города. Красными кружками обведены три из четырех городских провалов.

Уже в середине 1970-х годов геологи впервые начали предупреждать о возможности проседания грунта и опасных, непредсказуемых последствиях этого. Как показала практика, ученые оказались не британскими. В январе 1986 года в одной из камер шахтных выработок третьего рудоуправления в Березниках горняки обнаружили протечку рассола через ее стены. Попытки ликвидировать течь успехом не увенчались, затопление подземных пространств продолжалось. В ночь с 24 на 25 июля 1986 года перемычка не выдержала размывания — произошел провал земной поверхности.

К счастью, 100-метровой глубины воронка образовалась в нежилой зоне, в лесном массиве по соседству с солеотвалом рудоуправления. Никто при ее образовании не пострадал, хотя оно и сопровождалось взрывом газа и мощными световыми вспышками. Уже в конце того же лета яма габаритами 150 на 70 метров заполнилась водой — прорыв рассола в выработки продолжался. Рудник спасти не удалось, он был полностью затоплен. Производственное объединение «Уралкалий» потеряло седьмую часть своей сырьевой базы и огромное количество оборудования. Из-за своего географического расположения первый провал в народе получил прозвище «Дальний родственник».

В течение 1990-х годов в районе Соликамска и Березников участились техногенные землетрясения. Оставленные междукамерные перемычки, поддерживавшие миллиарды тонн породы, которая отделяла выработки от поверхности земли, деформировались и теряли устойчивость. В январе 1995 года в результате очередного землетрясения (мощностью до пяти баллов по шкале Рихтера) произошла авария на втором руднике Соликамска. Разрушилось около 3 млн кубометров породы, в результате чего грунт на поверхности просел на 3—4 метра на участке почти в километр длиной.

Небольшие провалы и проседания почвы случались и в дальнейшем, причем уже в городской черте. К 2001 году на нескольких жилых домах Березников и одной из местных школ-интернатов появились трещины, но это стало лишь прелюдией к появлению «Большого брата».

Названный так второй крупный провал случился спустя 21 год после предыдущего, в июле 2007-го. Ему предшествовало полное затопление первого рудника все в тех же несчастных Березниках. Последовавшее за ним размывание несущих перемычек горной породы в выработках водой в течение нескольких месяцев привело к образованию очередной воронки размером 50 на 70 метров. Спустя несколько лет габариты провала увеличились в несколько раз (450 на 330 метров).

«Уралкалий» потерял уже второй рудник (на него приходилось около 27% всей добычи компании). Опаснее всего было другое: гигантская яма образовалась уже в самом городе в непосредственной близости от фабрики технической соли.

В дальнейшем процессы провалообразования в городе только ускорялись. Утром 25 ноября 2010 года очередная воронка (получившая название «Малыш») появилась прямо под путями железнодорожной станции «Березники», вплотную прилегающей к промплощадке первого рудника. Станция, по сути, была выведена из полноценной эксплуатации, транзит грузов через нее был прекращен.

Спустя 80 лет после начала освоения здесь шахтных полей выяснилось, что они (а также все здания на поверхности над ними) располагаются в древней палеодолине бывшего Пермского моря с ее рыхлыми породами, подверженными трещинообразованию. Одному из хопперов «Уралкалия» на это, впрочем, уже было наплевать: он рухнул в стремительно образовавшуюся яму. Спустя год провал попытались засыпать, однако грунт вновь усел, и здесь образовалось очередное техногенное озеро.

Второй (внизу) и третий (вверху в центре) провалы в Березниках
Провал на железнодорожной станции засыпан

Четвертая воронка образовалась в декабре 2011 года у здания шахтостроительного управления Березников все над тем же первым рудником. Ее размеры первоначально составили всего 15 на 10 метров (провал назвали «Крохой»), но спустя восемь месяцев «Кроха» увеличилась до габаритов в 101 на 97 метров. При попытке засыпать провал в сентябре случилась и первая человеческая трагедия — из-за очередного проседания грунта во вновь образовавшуюся яму упал погрузчик вместе с водителем.

Третий (вверху) и четвертый березниковские провалы
Три березниковских провала вместе

Вода, затопившая первый рудник, продолжает делать свое неизбежное дело, растворяя соляную породу под землей. В 2012 году опасной зоной, чреватой очередными воронками, был объявлен район березниковской площади Решетова. К апрелю 2013-го в асфальтовом покрытии ее и прилегающих улиц образовались многочисленные трещины, специалисты отметили ускорение проседания здесь грунта и предсказали образование очередного провала уже к 2015 году.

В связи с этим городские власти приняли решение об отселении домов, находящихся в районе возможной катастрофы, и эвакуации населения. Оказавшиеся брошенными многоэтажки подлежали дальнейшему демонтажу. В Березниках появилась своя зона отселения.

Для вынужденных переселенцев был построен новый микрорайон, но страна вновь с триумфом доказала свою особенную стать. В квартирах быстровозводимых жилых домов обнаружилось 50-кратное превышение допустимой нормы формальдегида в утеплителе и минеральной вате. Переселенцы были вновь вынуждены бежать во временное жилье — теперь уже не от провалов, а от перспективы заболеть раком.

Пока власти и жители Березников готовились к своему пятому провалу, их опередил Соликамск, который воронки ранее обходили стороной. В ноябре 2014 года под землю в недра второго местного рудника ушли три дачных домика в поселке «Ключики», к счастью, к тому времени уже заброшенного.

Ситуация развивалась точно так же, как и в Березниках. Сперва в горные выработки стал активно просачиваться рассол, что вскоре привело к образованию воронки размером 30 на 40 метров. Однако затопления шахт, как это случилось с двумя рудоуправлениями в Березниках, удалось (по крайней мере пока) избежать. Рассол к концу ноября практически перестал поступать в выработки, но размеры воронки, тем не менее, выросли почти в два раза.

Пока гидрозакладка, вставшая на пути течи, работает, что дает определенную надежду на возобновление работы рудника. Однако основную опасность представляет даже не затопление второго рудоуправления, расположенного за городской чертой, а возможная протечка при этом сбойки с рудником номер один, частично размещенным уже непосредственно под Соликамском. В этом случае события, скорее всего, пойдут по березниковскому сценарию с потенциальными разрушениями зданий и городской инфраструктуры со всеми вытекающими из этого печальными последствиями, грозящими социальной и производственной катастрофой.

Провалы в зоне Соликамска — Березников продолжают образовываться с пугающей местное население регулярностью. Руководство предприятия и городские власти пытаются предпринять усилия по ликвидации их последствий и предотвращению образования новых воронок, но сейчас они, по сути, являются заложниками инженерных ошибок прошлого. Неправильная оценка горно-геологических условий во время начала освоения Верхнекамского калийного месторождения, устойчивости местной породы, объема грунтовых вод стали непосредственными катализаторами происходящей на Урале техногенной катастрофы.

Однако свою роль сыграло и отсутствие в советское время своевременной закладки отходами производства пустых выработок, что должно было дополнительно обезопасить их от затопления и последующей катастрофы. Ежегодно «Уралкалий» отправляет обратно в глубины своих рудников более 10 млн тонн каменной соли и глины, однако, как показывает действительность, усилий этих или недостаточно, или с ними руководство предприятия опоздало. «Чрезвычайные и неотвратимые природные аномалии», каковыми березниковские и соликамские провалы по-прежнему считает государство, продолжают случаться.

Калийные соли — главное природное богатство и Беларуси. В последние годы на «Беларуськалии», флагмане нашей промышленности, случилась лишь одна авария, впрочем, лишь отдаленно по своим последствиям напомнившая ситуацию на Урале. В июне 2011 года при ведении горных работ шахтеры наткнулись на подземное озеро под деревней Кривичи, что привело к поступлению в шахту его вод. Протечка была оперативно ликвидирована, и в настоящее время безопасности предприятия ничего непосредственно не угрожает.

К тому же шахтные поля «Беларуськалия» расположены за пределами Солигорска, так что по крайней мере его жители могут спать спокойно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by