Кто защитит от белорусской Фемиды — 2: «Решить нашу проблему не помогло даже обращение к Калинину, исполнители-чиновники просто прислали новую отписку»

 
15 463
15 декабря 2014 в 16:30
Автор: Оксана Красовская. Фото: Аркадий Соболев, Максим Малиновский
Автор: Оксана Красовская. Фото: Аркадий Соболев, Максим Малиновский

Три недели назад минчанка Нина Мигачева рассказала Onliner.by о трудностях, с которыми пришлось столкнуться ей и ее сыну после неожиданного известия: дом под номером 42 по улице Тимирязева, в котором женщина прожила несколько десятилетий, снесут для прокладывания дороги. Письмо Нины Викторовны вызвало немало вопросов среди комментаторов, и сегодня женщина решила ответить на все претензии, а заодно проиллюстрировать свои слова документами, коих за время судов у нее скопилось великое множество.

«Впереди нас ждет заседание Верховного суда, и если мы проиграем и его, то уже даже не знаю, что делать и куда обращаться. Наши законные требования игнорируются, все делается так, как удобно чиновникам, и о простых людях никто не думает. Забирая нашу собственность, даже не дают возможности выбора компенсации. Но мы ведь не просили, чтобы нас снимали с „насиженного места“, прекрасно жили в своем доме и никуда не собирались уезжать. А теперь получается неизвестно что…» — переживает за исход многолетней бюрократической войны женщина.

«Пока в Верховном суде Республики Беларусь рассматривается наша надзорная жалоба о принудительном выселении с улицы Тимирязева, 42 г. Минска, я получила ряд ответов из различных ведомств и организаций и опять решила обнародовать полученную информацию с надеждой, что хотя бы это вынудит чиновников и всех ответственных лиц поступить, как того требует закон.

Если говорить об „истоках“, то стоит обратить внимание на то, что постановление Совета министров Республики Беларусь от 24.11.2014 №15/7-Кн-81  сообщает, что „в соответствии с Конституцией Республики Беларусь  государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства“.

Конституционный суд  Республики Беларусь (решение от 03.11.2014 №01-02-02/399) также подтверждает, что до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд необходимо предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве общей собственности на жилое помещение) реализацию одного из его прав на получение: 1) в собственность квартиры типовых потребительских качеств; 2) денежной компенсации за сносимые жилой дом (квартиру). Следовательно, я имею законное право на способ выбора компенсации.

Однако чиновники сами выбирают удобный для них способ компенсации, который в последующем при помощи судебных органов навязывают гражданам. Так поступили и с нами: до подачи иска ГП „Гордорстрой“ о принудительном нас выселении (иск подан только 15.06.2012), квартиру уже утвердили с передачей в собственность: 10.01.12 это сделал исполком Центрального района Минска (решение №19), а 02.02.12 увидело свет и решение №345 Мингорисполкома. То есть практически за полгода до начала всех перипетий чиновники уже решили, что мы выбрали и куда переедем.

А ведь согласно ст. 44 Конституции Республики Беларусь принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом, перечисленных в ч. 2 ст. 236 ГК РБ.

На практике же суды лишают граждан права собственности на основании ст. 158 ЖК РБ или указа президента РБ от 02.02.2009 №58 и других норм права, регулирующих порядок делопроизводства при реализации имущественных прав граждан, но не порядок лишения права собственности, который регулируется исключительно нормами гражданского права.

Нами был подан встречный иск о признании права на право выбора способа компенсации, т. е. за свои 40 кв. м прошу предоставить однокомнатную квартиру; мой сын за свои 35 кв. м в столице просит денежную компенсацию и земельный участок в Минском районе.

В суде Центрального района г. Минска все иски, а их более восьми, были рассмотрены одним судьей — Моисейчиком И. Г. Ни по одному из них мы, увы, не оказались правы. Также ни Мингорсуд, ни прокуратура г. Минска не увидели в этом никаких нарушений и „неточностей“.

Рассматривая нашу надзорную жалобу по пяти объединенным искам (от разных людей, пострадавших от своего переселения), ни председатель Мингорсуда, ни прокурор г. Минска не нашли основания для пересмотра дела. Хотя прокурор Центрального района г. Минска принес кассационный протест в Мингорсуд в части отсутствия в деле отчета по оценке изымаемого имущества, указав, что в деле подшиты  заранее заготовленные пустые шаблоны актов выполненных работ по оказанию оценки, а сам отчет отсутствует.

Я также просила обратить внимание прокурора г. Минска на многие факты, но столичная прокуратура считает, что все правильно. Добиться от судебных, надзорных органов обоснованного ответа, на основании какой нормы права граждан лишают права собственности — невозможно.

А теперь самое главное: почему земельные участки изымаются у граждан для государственных нужд и существуют ли действительно эти самые государственные нужды?

Акт выбора места размещения земельного участка от 04.05.2010 был выделен ГПО „Горремавтодору“ для проектирования строительства 8-полосной дороги и даже утвержден 26-м созывом Минского городского Совета депутатов, т. к. данный проект реализовывался за счет местного бюджета. Все утвердили данный проект, но получилось совсем по-другому и планы Мингорисполкома кардинально поменялись: решено было не строить 8-полосную дорогу, а в целях экономии бюджета сделать капитальный ремонт 6 полос. Получается, что земельные участки изымались у граждан с целью последующей перепродажи инвесторам.

Судите сами, стоимость одного квадратного метра жилья, построенного инвестором на изъятом земельном участке в черте города с хорошо развитой инфраструктурой и подведенными коммуникациям, стоит от 2000 до 3000 долларов США, а компенсация нам по ориентировочному отчету составила 1100 долларов США, что было и сделано дочерним мингорисполкомовским „Гордорстроем“. В итоге часть земельного участка до ул. Репина отдана СООО „БелинтеРоба“; часть земельного участка от ул. Репина до ул. Панфилова отдана СООО „Вильнюсстрой“; часть земельного участка от ул. Панфилова до ул. Татарской — ЧП „ООО Строминвест-Ратомка“.

В мой адрес 10.09.14 УП „Белгипрозем“ направил запрос (№1-7/16294 Р) о предоставлении документов на изымаемый земельный участок для ЧП „ООО Строминвест-Ратомка“. Любопытно, но до 01.10.14 он изымался, а как только я побывала на приеме у первого заместителя премьер-министра СМ Калинина А. Н. с жалобой, что дорога построена и введена в эксплуатацию, тут же пришел ответ РУП „Белгипрозем“ от 15.10.14 №1-7/18894, что земельный участок Мигачевой Н. В. для ЧП „ООО Строминвест-Ратомка“ не изымается. Правда, странно?

Гордорстрой активно в судах продолжает настаивать, чтобы меня выселили, хотя согласно ответам РУП „Белгипрозем“ от 19.09.2012 №4-3-1/ С/эл.-122 земельный участок Мигачевой Н. В. ГП „Гордорстрою“ в проект отвода  для строительства дороги не входил. Имеется 3 ответа разных дат Землеустроительной службы Мингорисполкома, и вот один из последних от 27.11.2014 №эл-115-6 подтверждает, что земельный участок Мигачевой Н. В. не вошел в границы отвода и для государственных нужд не изымался.

Кроме того, согласно ответу КАиГ Мингорисполкома от 24.11.2014 №14-14/13-194(3) подтверждено: акт выбора места размещения земельного участка от 04.05.2010 считается реализованным, а в настоящее время идет корректировка градостроительного проекта детального планирования „Реконструкция жилой застройки в границах ул. Грибоедова — ул. Тимирязева“, куда входит мой земельный участок. Данный факт подтверждается письмом КАиГ от 2012 года: никакой дороги по моему участку проходить не будет.

Согласно ответу УП „Минскградо“ от 12.12.2014 №1916, по новому проекту ПДП на пересечении ул. Тимирязева и ул. Татарской предлагается разместить многофункциональный общественный центр с подземным паркингом и мой земельный участок большей его частью находится на территории будущего многофункционального общественного центра.

Все это беззаконие в отношении меня творится уже в течение 4 лет, и никакого просвета не видно. Доверие чиновникам уже на нуле, лишний раз понимаешь, что, если не имеешь связей и родственников среди высокопоставленных лиц, решить вопросы не получается».