По мнению жителей одного из самых атмосферных мест в Минске — Осмоловки, город их давно списал со счетов. Над районом витает неминуемая участь сноса. Многие жильцы заранее позаботились о будущем, продав квартиры и переехав с Осмоловки. Большинство коренных свято верят в то, что району можно дать второе дыхание. Застройщики более скептичны. План детального планирования территории находится в разработке. Спустя несколько месяцев он будет вынесен на общественное обсуждение.
В рамках Фестиваля урбанистики и Архитектурного форума, которые проходят в эти дни в Минске, состоялся круглый стол с участием застройщиков, градостроителей и жителей Минска. Собравшиеся попытались найти варианты развития двух послевоенных кварталов.
Осмоловка состоит из 40 двухэтажных домов в границах Богдановича — Киселева — Куйбышева — Коммунистической и появилась на свет в первые послевоенные годы. На то время жилье можно было назвать элитным — центр города, аккуратная застройка с двориками, балконы, канализация и водопровод. Селились там люди непростые — офицеры, представители министерств, артисты. Спустя полвека Осмоловка обрела антонимичную репутацию, дома обветшали, коммуникации устарели. Но большинство хозяев квартир отчаянно преданы своему кварталу.
Архитектор УП «Минскградо» Александр Бондарчик их позицию не разделяет:
— В свое время район создавался вразрез существующих градостроительных норм. Владельцы квартир хотели «жить как в деревне». Аналогичная застройка имеется в Минске в поселке Тракторостроителей. Размещение малоэтажной и малоплотной застройки в центральной части города недопустимо.
Присутствующие на круглом столе коренные жители Осмоловки за свой атмосферный район стояли горой.
— Власти упорно не замечают тот факт, что последний капремонт проводился в домах в 70-е годы. С тех пор жилье поддерживается в нормальном состоянии исключительно силами жильцов. Мнение такое: зачем вкладывать деньги в ремонт, если застройка все равно скоро пойдет под снос.
— В темное время суток во дворах Осмоловки нет света, — рассказал житель района Андрей Эзерин. — Знакомая отправилась к чиновникам решить вопрос. Ей ответили: зачем вам свет, вас же снесут!
В августе 2014 года две тысячи жителей Минска даже подписали интернет-петицию в защиту Осмоловки. В Facebook организована группа, создающая хронику района. Несмотря на посильные протесты, судьбу Осмоловки пытаются решить уже на протяжении двух десятилетий. К примеру, архитекторы «Минскградо» предлагали возвести на месте двухэтажек стеклянные высотки, объединенные названием Crystal Park. Смелая идея не нашла отклика у минчан и инвесторов.
В 2013 году свою концепцию предложили специалисты компании ViVa Invest. По проекту, эскизное решение которого обеспечила «Творческая мастерская-7», квартал предлагается видоизменить менее радикально. Осмоловка может быть застроена четырьмя жилыми домами бизнес-класса по периметру и двумя премиальными объектами в центральной части, пятизвездочной гостиницей, частным детским садом и начальной школой. Но предполагаемый инвестор сместил свои интересы в сторону другой территории в столице. Новая компания, готовая профинансировать масштабный проект, пока не найдена.
В компании ViVa Invest уверены, что судьба Осмоловки — тема долгоиграющая. Пока в Минске есть свободные земли, до этого квартала инвесторы могут и вовсе не добраться. Покупка земельного участка и снос строений обойдутся в десятки миллионов долларов. А о реконструкции не может идти и речи — слишком дорогое удовольствие.
В 2012 году Осмоловку попытались спасти интересным способом — Белорусское добровольное общество по охране памятников истории и культуры предложило придать району статус историко-культурной ценности. Инициатива не увенчалась успехом. Предложение о гибридном развитии района с созданием некого культурного или музейного пространства, прозвучали и на круглом столе. Градостроители и застройщики предложение не поддержали.
— В настоящее время разрабатывается план детального планирования территории Осмоловки. Цель — восстановить историческую справедливость, застроить территорию пятиэтажными домами. Когда будет принято окончательное решение, сказать трудно. В любом случае, не завтра, — заключил архитектор Александр Бондарчик.