«Сегодня вы сможете увидеть то, что редко кто видит, — самое сердце стройки. Совсем скоро на площадке будет ровная лужайка, а все ее внутреннее устройство, в том числе и подземное, которое, как вены, соединит все здания, будет спрятано на глубине в несколько метров», — говорит Эдуард Свирид, отвечающий на площадке для возведения АЭС за информационные работы. С момента начала строительства прошел ровно год. Как далеко продвинулась самая известная и важная стройка страны? Мы отправились в Островец, чтобы своими глазами увидеть энергетическое будущее Беларуси.
— На этой схеме вы видите, как станция будет выглядеть к 2020 году, когда строительство будет завершено, — рассказывает Эдуард Свирид. — Два энергоблока, две градирни [высота каждой из них составит 167 метров. — Прим. Onliner.by], а также множество вспомогательных, технических и административных зданий — они будут выполнять различные важные функции.
Первый энергоблок будет закончен уже в 2018 году и спустя несколько месяцев сдан в энергетическую эксплуатацию. А вот со вторым придется подождать до 2020 года — тогда же будет завершено и его строительство. А теперь давайте отправимся непосредственно на место будущего расположения станции.
Уже в пути мы узнаем от нашего гида, что АЭС с Островцом, будущим городом энергетиков, соединяет специально построенное автомобильное шоссе, отвечающее максимальным запросам. Также была проложена железная дорога, которая, правда, служит только для перевозки грузов.
Сам комплекс состоит из нескольких зон: административные здания, производственная часть и сама станция.
Прежде всего любой приезжающий попадает именно в административный комплекс, в зданиях которого находятся кабинеты руководящих и контролирующих лиц, две столовые, котельная. Именно здесь мы встретили нашего следующего путеводителя, начальника отдела технического надзора Андрея Баркуна, а затем отправились на производственную базу, обеспечивающую энергетический комплекс всем необходимым для быстрого и качественного строительства. На территории этого комплекса располагается сразу несколько предприятий, занимающих площадь около одного квадратного километра.
Одну из немаловажных ролей играет первый цех, находящийся на территории комплекса. В нем производятся трубы, которые будут обеспечивать циркуляцию воды, необходимой для охлаждения энергоблоков.
Тут посменно работает несколько десятков человек из интернациональной бригады. Их работа заключается в сварке, обработке и герметизации труб, металл для которых поступает в основном из России. На всех этапах осуществляется визуальный и компьютерный контроль. В ходе последнего электроника выполняет целое обследование. И недаром: срок службы изделий превышает 60 лет.
В цеху, находящемся по соседству, изготавливают бетон. Это производство является самым мощным в стране и позволяет изготавливать около 180 кубометров материала в час.
Следующий отдел является сборочным цехом. В нем из поступающих материалов производят внутреннюю и внешнюю защитную оболочку зданий реактора.
Именно благодаря этой производственной линии процесс строительства значительно ускоряется. Говоря языком машиностроения, на самой строительной площадке происходит крупноузловая сборка. То есть стены строят, соединяя заранее подготовленные конструкции. Так, каждый из уровней здания реактора, или гермооболочки, состоит из 12 подобных конструкций — укрепленных монтажных блоков.
Такой способ строительства, по заверениям специалистов, является крайне выигрышным по соотношению себестоимости и трудозатрат.
Уже когда мы покидали заводы, у нас возник вопрос: что будет с этими многочисленными оборудованными цехами после сдачи электростанции в эксплуатацию? По словам нашего гида, производственные мощности будут использованы для обслуживания АЭС, а также строительства города энергетиков и других объектов как производственного, так и социального назначения. В любом случае цеха производственной базы найдут применение.
После этого наша своеобразная экскурсия продолжилась на главной стройплощадке страны. Ее размеры составляют 1×1 км.
Прежде всего мы направились к первому энергоблоку, который планируется запустить уже через четыре года. Сказать, что работа тут кипит, — не сказать ничего.
— Нас постоянно инспектируют десятки делегаций начиная от районных исполкомов и заканчивая представителями МАГАТЭ [Международное агентство по атомной энергии, являющееся главной «атомной» организацией в мире. — Прим. Onliner.by]. Несмотря на столь многочисленные инспекции, никаких вопросов ни у кого не возникает. Недаром все-таки проект этой АЭС является практически идеальным, — рассказал наш спутник Андрей Баркун. — У нас нет места для бардака или халявы: все работы выполняются под строжайшим надзором профессионалов мирового уровня. Можно сказать даже больше: у нас первая стройка на постсоветском пространстве, на которой действительно вспомнили до мелочей все, абсолютно все ГОСТы.
На стройплощадке царит чистота и порядок — за этим также внимательно следят. Что касается гастарбайтеров, то их нет. Задействованы только специалисты высочайшего класса, многие из них уже работали на аналогичных проектах. Те же, кто еще не имел подобного опыта, прошли длительное обучение.
Сам энергоблок впечатляет своей основательностью: тысячи тонн конструкций оболочки из арматуры, металла и бетона именно тут приобретают свой окончательный вид, собираясь, совсем как конструктор, по частям.
— Сейчас мы находимся на площадке для строительства первого энергоблока. Его стены, как вы уже догадались, состоят именно из тех конструкций, которые мы видели в одном из цехов чуть ранее. Толщина их составляет 120 см. Конструкцией также предусмотрено множество коридоров и технических отверстий. Несмотря на несколько запутанный и непонятный внешний вид на данный момент, уже совсем скоро все изменится.
Еще одной примечательной особенностью станет то, что все помещения, носящие как техническую, так и управленческую функцию, вплотную примыкают к стенам самого энергоблока. Это позволит максимально использовать земельный ресурс, а также снизить затраты.
— Сейчас мы находимся в самом сердце будущей станции. Именно здесь будет располагаться реактор со всем необходимым сопутствующим оборудованием.
Как можно заметить, тут оборудовано сразу несколько технических проходов, множество отверстий, через которые будут проходить кабели и трубы. И, конечно же, специальные отделения для реакторов и лифтовые шахты.
— А вот теперь можно наблюдать две градирни — огромные трубы, которые будут охлаждать воду, отведенную от горячего реактора, — по пути к следующему пункту нашего маршрута, второму энергоблоку, подсказывает Андрей Баркун. — Суть работы этих 167-метровых сооружений проста донельзя: под давлением вода по трубам поступает на самый верх сооружений, где распыляется. Пока капли долетают до земли, они успевают охладиться и снова поступают в систему.
Второй энергоблок пока что находится не в таком состоянии. На данный момент были закончены работы по заливке фундамента и начались работы по сооружению стен.
В конце нашей экскурсии Андрей Андреевич, все это время в подробностях рассказывавший обо всех премудростях строительства АЭС, ответил на несколько вопросов, интересующих многих. В частности, о студентах, работавших на объекте летом.
— Знаете, это вообще удивительная история. Идея, стоит отметить, поначалу не вызвала восторга у подрядчиков. Студенты были, кстати, не только белорусские, но и российские. Все они слаженно работали все свое рабочее время. И когда пришло время отпускать их домой, многие бригадиры чуть ли не плакали, поскольку тому запалу, который был у молодых ребят, позавидовали бы многие.
— Раз уж разговор зашел о молодежи, скажите, есть ли у молодых специалистов шанс попасть сюда в дальнейшем?
— Конечно же! Мы все время мониторим вузы страны, отбирая самых одаренных ребят со всей Беларуси. Особенно пристальное внимание мы уделяем новой специальности в БГУ — «Ядерная физика». Им будут предлагаться вакансии. Но стоит понимать, что, естественно, молодых энергетиков не допустят сразу к управлению АЭС. Прежде всего потому, что первые 8—10 лет управлять энергоблоками будут опытные зарубежные специалисты. Но с течением времени, когда наши молодые энергетики получат соответствующий опыт, станут у руля они.
— Еще один вопрос о тех, кто трудится на объекте. Сколько всего людей задействовано? По какому принципу они работают?
— Сейчас на нашем объекте работает около 3,5 тыс. строителей и рабочих, а также еще несколько сотен человек обслуживающего персонала. Работают все вахтовым методом, живя в близлежащих поселениях. Так, один из брестских подрядчиков, чтобы заселить своих людей, восстановил здание заброшенной школы, помог со многими удобствами, а также «выбил» у райисполкома открытие магазина в поселке. Стоит ли говорить, сколь рады были местные жители? И таких историй масса.
— И последний вопрос. Многие издания писали, что на стенах энергоблоков появились трещины, а многие строения якобы и вообще не выдержат длительной эксплуатации. Как вы относитесь к таким словам?
— Ну а как я могу относиться? Да, сам читал. Но это каким, простите, идиотом надо быть, чтобы такое писать? О чем тут говорить, если некоторые издания начали вопить о каких-то грубейших нарушениях и незаконных стройках, когда мы только начинали осваивать площадку? Это все полный бред. Даже если бы у нас был хоть малейший «косяк», мы бы моментально завалили все возможные проверки. Быть диванным аналитиком и строчить комментарии гораздо проще, чем попытаться хотя бы немного разобраться в теме. Крайне обидно, что многие издания ведутся на подобные «комментарии». Мы строим будущее. И мы в ответе за него.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by