Новую серию приключенческой передачи «Выжить любой ценой» с Беаром Гриллсом можно снимать в Минске на Кижеватова, 40. Почти месяц назад этот двухэтажный дом отрезали от водоснабжения и канализации, в двадцатых числах октября отключили газ, а с ним и отопление. Быт без элементарных удобств в условиях затянувшегося капитального ремонта жильцы восьми квартир называют пыткой. Люди с тревогой следят за прогнозом погоды, радуются временной оттепели и не представляют, что будут делать, если настоящая зима нагрянет не по календарю. В местном ЖРЭО к жалобам с улицы Кижеватова прислушиваются, но уверяют, что «все под контролем», а претензии жильцов называют преувеличенными. Мол, ради такого дела можно и потерпеть. Только терпение, кажется, уже на исходе.
— Наш дом 1960 года постройки. Рядом такие же старые двухэтажки отремонтировали еще в 2006-м, а про нас тогда почему-то забыли. Может, денег не хватило или хотели снести, а потом передумали, — рассказывают нам жильцы дома. — Когда этим летом под окнами появились строительные бытовки, мы обрадовались. Но ненадолго. В паспорте объекта указано, что работы начались якобы 2 июня. На самом же деле рабочих мы увидели только после 25 августа. Подрядчик объясняет, что не были перечислены средства.
Отведенный на капремонт срок истек две с половиной недели назад. Что уже сделано? Утеплены стены, заменены окна, обновлена кровля. Пока внутри дома все еще меняют коммуникации, в квартирах нет ни унитазов, ни ванн. Демонтированы старые газовые котлы, а новые так и не появились. Отсутствующие или неработающие батареи заменяют на полную мощность включенные электрообогреватели и масляные радиаторы.
— Как живем? Выживаем. По утрам греем воду в чайнике, умываемся над тазиком. В туалет бегаем на улицу: нам предложили пользоваться биотуалетом строителей, что в 100 метрах от дома. Одна кабинка на восемь квартир, — говорит Руслан Геннадьевич из квартиры №4. — Просили поставить ближе, во двор, к сараям — нельзя, санитарные нормы. Представьте, каково ночью спускаться с откоса, в темноте. Не издевательство ли?
— Месяц назад обрубили воду. Сначала ходили с канистрами в соседний дом, потом нам сделали отвод с краником, — согнувшись в неудобной позе, мужчина показывает нам, как жильцы набирают воду под лестницей на первом этаже.
К моменту публикации репортажа воду в квартиры все же дали, но канализацией люди пользоваться пока еще не могут.
Дальше Руслан Геннадьевич ведет нас в свою квартиру. В одной комнате работает тепловентилятор, в другой — масляный радиатор, на кухне докрасна раскалена электроплитка.
— Станет холоднее — добавим конвектор, — говорит хозяин. — А что поделаешь, греться как-то надо. Счетчик мотает — мама не горюй. За неделю 400 киловатт-часов. Никакой скидки на электроэнергию нам не предоставят. Будь моя воля, топил бы буржуйкой. Да разве разрешат?
Соседям поставили новые батареи еще месяц назад. А толку? Газ отключили, старые котлы срезали, а новых нет. Рабочие сами не знают, когда начальство закупит эти котлы и привезет.
Затягивается и ремонт канализации. Как говорят жильцы, сантехники не могут приступить к замене сетей во дворе, поскольку под землей рядом проходят газовые трубы. Надо дождаться разрешения газовиков.
— Руководство ЖРЭО Октябрьского района с нами не церемонится и частыми визитами сюда себя не утруждает, — говорят жильцы дома. — На наши расспросы отвечают, что причина промедления — в затянувшихся согласованиях. Но неужели нельзя было решить все вопросы с газовиками до, а не во время ремонта? Ведь если бы работы начались, как и положено по паспорту объекта, 2 июня, то никаких претензий бы не было. Лето не зима, как-нибудь перекантовались бы. Сейчас в доме остались самые стойкие. А семьи с детьми переехали к родственникам, потому как жить в таком доме при температуре уличного воздуха, близкой к нулю, невозможно.
— Моему сыну 13 лет. Когда отключили воду, канализацию и демонтировали унитаз, стало ясно, что оставаться больше здесь нельзя, — рассказывает нам Наталья из квартиры №3. — Ночуем у родственников, а я сижу здесь целыми днями, обеспечивая доступ в квартиру рабочим, как будто мне заняться больше нечем.
— До ремонта жизнь была тоже не сахар, — вспоминает, отогреваясь чаем, пенсионерка Зинаида Николаевна из квартиры №1. — Спала в куртке под одеялом. Без конца засорялась канализация, текли трубы. Бывало, встанешь утром — полванны фекалий.
Под полом на кухне проходит труба, снабжавшая весь дом водой. Сейчас коммуникации перекладывают, потому пол взорван.
Главный инженер ЖРЭО Октябрьского района Сергей Шлыков не считает ситуацию нештатной.
— Зачастую при проведении капремонтов мы сталкиваемся с вопросами, которые невозможно было предусмотреть до начала работ, — говорит он. — На Кижеватова возникла необходимость получения новых технических условий на устройство нового ввода газа. Только после этого выполняется замена труб водоснабжения и канализации. Сроки окончания ремонта пришлось перенести на декабрь 2014 года. По моей информации, сейчас в квартиры уже подана вода по общему стояку, идет монтаж современных двухконтурных котлов.
Жильцы дома №40 раньше сами обращались в ЖРЭО с просьбами о проведении капитального ремонта. Они должны понимать, что такого рода работы несут за собой определенные неудобства. Но они временные. Скоро работы закончатся, и люди смогут жить в комфортных условиях, забыв о старых проблемах.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by