Поедут ли минчане в Фаниполь? Репортаж из города, который станет спутником столицы

 
04 сентября 2014 в 9:33
Автор: Николай Градюшко. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Николай Градюшко. Фото: Аркадий Соболев

Идею спасти Минск от перенаселения руководство страны озвучило несколько лет назад. Расширять столицу за счет новых микрорайонов больше не будут, ресурс уплотнения почти исчерпан. Акценты в строительстве решено сместить в пригород. Наряду со Смолевичами определены еще пять населенных пунктов, которые в перспективе станут полноценными городами-спутниками. Один из них — Фаниполь. В отличие от Смолевичей, здесь есть где работать и нет проблем с детскими садами. Сел на электричку — и через 30 минут в Минске. Поездка на машине займет и вовсе четверть часа. Не дожидаясь официального «запуска» города-спутника, коммерческие застройщики уже приступили к возведению многоэтажных домов для минчан. К чему готовиться новоселам? Комфортно ли здесь жить сегодня? Какие есть проблемы? Об этом наш фоторепортаж из Фаниполя.

Впервые Фаниполь упоминается в документах 1856 года — тогда здесь находилась усадьба помещика. От прозябания местечко спасли железнодорожная станция, открытая еще 1871 году, и промышленная зона, начало которой положил завод железобетонных мостовых конструкций. Сегодня город разросся до пяти микрорайонов, и его население продолжает увеличиваться, приближаясь к отметке в 14 тыс. человек. Одни стремятся сюда ради дешевого жилья и работы, другие ищут отдыха от минской суеты.

Фаниполь находится в 15 километрах от Минска по брестской трассе и связан со столицей бесперебойным и удобным транспортным сообщением. Электрички ходят раз в полчаса-час. Билет в один конец обойдется в 3400 рублей. Пока между городами курсирует подвижной состав старого образца. Современные швейцарские поезда Stadler пролетают фанипольскую станцию без остановки.

Можно воспользоваться автобусами или маршрутными такси, которые быстро домчат до «Малиновки» и «Института культуры». Интервал движения составляет 15—20 минут. В целом на работу общественного транспорта жители не жалуются.

Фаниполь беден на достопримечательности. Прямо скажем, туристам смотреть здесь совершенного нечего. Даже церковь и та возведена после 1990 года.

Местные власти не зациклены на чистоте. Наше внимание сразу привлекли заклеенные объявлениями столбы, остановки и даже мусорные контейнеры. Город буквально оброс многослойными бумажными лохмотьями.

В день нашего приезда на каждом углу попадались не внушающие доверия листовки о распродаже конфискованных курток с некоего московского терминала.

Дороги удручают. Если центральные улицы приведены в порядок и заасфальтированы, то стоит свернуть в частный сектор — там сплошные ямы и ухабы.

Застройка города разнородная. Между автотрассой и железной дорогой зажаты частный сектор и кварталы старых кирпичных пятиэтажек.

По другую сторону «железки» раскинулась промышленная зона.

Обращают на себя внимание просторные дворы, никогда не знавшие уплотнительной застройки. Много где прямо у подъездов растут яблони.

В центре сохранился массив хвойного леса. Не поспоришь, Фаниполь — зеленый город.

Ближе к трассе строят новые дома высотой не более пяти этажей со скатными крышами — это жилье для очередников и сотрудников местных предприятий.

Купить квартиру в Фаниполе могут и минчане. Панельный дом, ориентированный на столичных переселенцев, возводится на улице Зеленой (проект «Зеленые аллеи»). Темпы неплохие: с июня по сентябрь смонтировано 8 этажей. До конца этого месяца застройщик ООО «ДГ-Ценр» планирует закончить каркас, а концу года сдать объект.

В доме будут только 1- и 2-комнатные квартиры довольно скромных габаритов: от 37,7 до 52,3 кв. м.

Застройщик позиционирует «Зеленые аллеи» как хороший старт для молодых семей, мечтающих о собственном жилье. За квадратный метр здесь просят от $1070 до $1200. «Однушку» можно купить за $49 тыс., «двушку» — за $56 тыс.

Известно, что в этом доме будут жить в том числе и сотрудники нового завода «Штадлер Минск», недавно начавшего работу в Фаниполе.

Рядом с многоэтажкой сооружают первый городской супермаркет.

Еще одну «панельку» в Фаниполе возведет компания «ММК-инвест», основанная бывшим футболистом Юрием Курбыко. С 2008 года экс-вратарь минского «Динамо» сосредоточился на строительном бизнесе.

Площадка под 10-этажку выделена на улице Комсомольской возле средней школы №1 и пока только обнесена забором. Раньше здесь пытались строить какой-то объект, от которого остался фундамент.

Квартиры уже бронируются. Площади такие же, как и в доме на улице Зеленой, а квадратный метр стоит от $1050 до $1100. Финиширует проект только к концу 2015 года.

В последние годы застройку Фаниполя разбавили несколько современных 10-этажек. Мы разговорились с Татьяной, жительницей одного из новых домов.

— Минск — для работы, а Фаниполь — для отдыха и жизни, — рассуждает она. — Утром туда, вечером домой, в свой спокойный городок — так многие семьи устроились. Социальная инфраструктура здесь более-менее. Четыре детских садика, и мест там вроде бы хватает. А вот в первых классах по 25 детей.

— Продукты можно купить всегда, с одеждой сложнее: выбор невелик, — говорит девушка. — Хотелось бы еще «подтянуть» поликлинику. Не хватает медсестер и врачей. Если ребенку нужна консультация узкого специалиста: ортопеда или невролога, — приходится ехать в Минск. А чтобы сдать анализ крови, надо брать талончик.

Татьяна и другие фанипольчане единодушны: к наплыву новых жителей инфраструктура города не готова. Если здесь начнут строить минский «спутник», то все в нем должно быть свое: и сады, и школы, и поликлиники.

Так выглядит новый корпус средней школы №1, где действует пропускная система:

Есть в Фаниполе и гимназия. В декабре прошлого года на ее территории по проекту УЕФА «Хет-трик» открылась футбольная площадка с искусственным покрытием.

Местная поликлиника:

Магазины шаговой доступности:

Немноголюдный вещевой рынок:

Дом культуры, где по субботам до 22:00 проводят дискотеки:

— Раньше мы жили в Минске на бульваре Шевченко. Переехали и не жалеем, — рассказала нам Александра. — Спокойный городок без автомобильных пробок и трескотни. Молодежи здесь достаточно, не соскучишься. Многих заманили дешевым жильем. Знаю, тем, кто работал на птичниках более трех лет, давали кредиты под 1%. А еще можно получить участок под коттедж, если стоишь на очереди.

— Бомжей у нас нет, а вот алкашей хватает, как и везде. Что возле подъездов, что у магазина по утрам. Но они не буйные. Тихонько похмелились и пошли, — говорит наша собеседница.

— В чем город нуждается, так это в бассейне, хорошей спортивной площадке для детей разных возрастов. Не помешает нам и новая поликлиника. Как-то повезла дочку к хирургу в Дзержинск, так к 10 утра мы были в очереди сороковыми…

Инфраструктура отдыха и развлечений в городе практически отсутствует, тогда как зарплаты на местных предприятиях позволяют тратить деньги не только на еду и «коммуналку». Мы нашли единственное заведение, ведущее ночной образ жизни: кафе-клуб Kacheli.

— Девушек приходит много, — говорит Антон, учредитель клуба. — Настоящих мужиков — непьющих, толковых — они готовы носить на руках. Сначала охотницы, потом смотришь — матери-одиночки с колясками. Не дождались своего единственного. Встретились — ошиблись.

Антон рассказывает, что на «Штадлере» и других предприятиях зарабатывают по 7—8 млн. Есть зарплаты и выше $1000, но тратить деньги в Фаниполе не на что.

— Вот рядом рынок, где продают барахло. Почему бы не снести эти палатки и не построить нормальный торговый центр? Возле церкви пару лет назад собирались строить «Евроопт». Сначала горисполком выделил участок, потом запретил. Руководство города непробиваемо в плане инициатив.

С городом-спутником жители Фаниполя связывают надежды на лучшее. Глядишь, вслед за жильем подтянется и социальная инфраструктура, отремонтируют дороги и коммуникации. Впрочем, загадывать пока рано, генеральный план нового района еще не готов. К тому же неясно, согласятся ли минчане сменить столицу на пригород. Без дешевых кредитов заманить сюда столичных жителей будет непросто.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by