Агентства недвижимости все еще работают по предоплате. Специалисты: квартирные «заманухи» исчезнут нескоро

 
12 096
01 сентября 2014 в 15:51
Автор: Лора Нагапетян
Автор: Лора Нагапетян

Год назад пролетела новость о том, что агентствам недвижимости запретят брать предоплату при оказании услуг по поиску жилья, оставив им возможность рассчитывать клиентов только по факту заселения в квартиру. Не дожидаясь фактических запретов, многие столичные агентства оперативно откорректировали свою деятельность, и сайты наполнились объявлениями с важной ремаркой «Только по факту заселения!». Несуществующих квартир по низкой цене в интернете стало заметно меньше.

На некоторых ресурсах их все еще полно. Люди, часто прибегающие к поиску арендного жилья, легко выделят «обманки»: парадоксально низкая цена и расположение в самых востребованных районах Минска. По указанному номеру уверенно рапортуют, что выбранный вариант свободен, и предлагают приехать в офис агентства, пока лакомый кусок не отхватили другие. Выбор велик: «однушки» за $220, «двушки» за $300, квартиры по смешным ценам на проспектах Минска. На деле оказывается, что база квартир компании гораздо скуднее и цены гораздо выше. А деньги за информационную услугу заплачены сегодня это около $75.

Именно на это обстоятельство в прошлом году обратили внимание в Совете риелторов при Министерстве юстиции. Риелторы предложили внести изменения в законодательство, обязывающее риелторскую организацию оказывать услуги только при условии оплаты по факту заселения. Предполагалось также обязать компании указывать в объявлениях реквизиты договора, на основании которого размещается реклама. Что из предложенного уже осуществляется?

Ответ председателя Совета риелторов при Минюсте Владимира Чернушевича был краток: «Ничего».

 Деятельность агентств течет по одному руслу, а законодательство по другому. Соединить их сложно, комментирует специалист. Есть люди, которые хотят искать жилье исключительно по факту заселения, других устраивает предоплата.

Отслеживать ложные объявления это компетенция Министерства торговли и Министерства информации, а не Cовета риелторов. Реклама должна быть объективной. Необъективная реклама нарушает правила оказания риелторских услуг. Те, кто публикует «заманухи», пускают в ход недобросовестную конкуренцию.

Часто обманывают не агенты, а арендаторы. Снимут квартиру, офис, производственное помещение, а потом говорят: «Ничего мы не сняли, верните деньги». Об этом, конечно, СМИ не пишут.

В ближайшее время ситуация не изменится. Владимир Чернушевич советует: если предоставленная квартиросъемщику информация его не устраивает, он может требовать варианты квартир до благополучного заселения. В противном случае клиент имеет право расторгнуть договор с агентством.