Гид Onliner.by: история, религия, природа и огурцы — составляющие успеха Турова

 
29 736
19 августа 2014 в 9:24
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Восемьсот лет назад население Турова составляло 30 тыс. человек, сегодня — всего 3 тыс. Диаметр города тогда, по преданиям, равнялся 32 километрам, сейчас — хорошо если 5 наберется. Но у городка есть определенные перспективы. История, религия, природа и огурцы — вот четыре составляющие будущего успеха города Турова. Про каждый из этих пунктов мы расскажем вам отдельно. Onliner.by вернулся из очередной экспедиции в белорусскую глубинку, где нашими гидами на этот раз стали коренные полешуки Валерий и Виктор.

На въезде в Туров с недавнего времени стоит большой, красивый и современный молочный комбинат, который стал, по сути, символом обновления города. Все, что было до его появления, — десятилетия упадка, впереди же — светлая дорога к успеху и процветанию. По крайней мере, в этом уверены многие жители Турова.

Сейчас на молочном заводе работает около 200 человек, около 40% — местные жители. Планируется, что в скором времени штат значительно расширится, были бы необходимые для работы ресурсы. Пока молока с окрестных ферм хватает на то, чтобы загрузить мощности завода лишь наполовину. Средняя зарплата на молокозаводе — около 6,5 млн. При этом зарплаты в городе составляют 2—3 млн. В не сезон они опускаются до минимальных — 1,5 млн, а то сотрудников и вовсе отправляют в неоплачиваемый отпуск. Но туровцы находят выход из ситуации, не бедствуют. По крайней мере, те, которые хотят работать. А таких немало.

— Я родился и вырос в Турове, — начинает рассказ местный житель Виктор. — Закончил школу, не поступил в институт, пошел в армию. После армии вернулся домой и решил, что никуда отсюда уезжать не хочу. Мне довелось побывать во многих больших городах, но всегда тянуло домой, где нет бесполезной суеты, чистый воздух и близкие люди. Говорят, здесь скучно. Я такого не замечал. Говорят, здесь только в огороде копаться можно. А что если мне это нравится?

Да и зарабатываем мы на огородах порой побольше, чем многие минчане. Раньше, поставив парник, ты получал тысячу долларов в сезон с сотки. Сейчас заработки упали, но все равно на жизнь хватает. Некоторые держат парники по 5—10 соток, у кого-то они и гектар занимают, так что сами считайте… К примеру, я после армии поставил парник на 4 соточки и после сезона купил себе машину. На следующий год решил, что мне нужен автомобиль получше, добавил еще пару соток и купил вторую машину. Еще через годик заработал на дом и пока с парником завязал: уж очень это тяжелое и хлопотное дело. Сейчас работаю на новом молокозаводе.

Самые яркие воспоминания из детства — неподалеку от дома был большой луг, там мы и собирались. Палили костер, жарили сало, играли в футбол. Для современных подростков это все экзотика, они бо́льшую часть времени за компьютерами проводят. Прямо сейчас мы идем по городу — где дети? То-то и оно — за компьютерами. Да и вообще, раньше детей было гораздо больше. А сейчас на улице, где родители живут, остались одни старики.

В «лихие» девяностые город будто умирал. В центре Турова, там, где сейчас стоянка, располагался старый молочный завод. Его закрыли. Закрыли и хлебопекарню, кондитерскую, еще несколько предприятий. Работы не было, и жители или спивались, или разъезжались по другим городам. Вам, приезжим, наверное, трудно заметить, но мне отчетливо видно: город начинает выздоравливать, как тяжелый пациент после длительной болезни.

Появился новый молокозавод, привели в порядок улицы, проводят газ (сейчас он есть не везде, но дело идет к тому, что скоро появится во всех домах), поменяли водопровод. В общем, начинаем как будто с чистого листа.

Виктор проводит нас по центру города. Он совсем невелик. Из достопримечательностей — несколько кафе, горисполком, церковь и памятник жертвам Великой Отечественной войны. Кафе (к слову, как частные, так и государственные) честно соревнуются друг с другом в уровне обслуживания и качестве блюд. Побывав во всех, кроме одного государственного, которое сейчас активно расширяется и модернизируется, мы можем честно сказать: стараются — и результаты есть. Отдельно хочется отметить кафе Bonfesto, расположенное в здании нового молокозавода. Вот если бы подобного рода заведения появились в каждом белорусском городке!

Многоэтажных зданий в Турове мало: пятиэтажка и несколько трехэтажек. Наш собеседник рассказывает, что одна из причин кроется в земле: почвы вокруг сплошь рыхлые, мягкие, город буквально стоит на болоте, поэтому любая массивная конструкция рано или поздно может дать осадку. В одной из трехэтажек расположилась гостиница. Все говорят, что номерной фонд в ней очень даже неплох. Вообще, в Турове есть несколько гостиниц, при этом заполнены они практически круглый год. Туристы небольшой городок любят. Сюда их привлекают история, природа и православные святыни.

Традиционный военный памятник, стоящий в центре города, необычен. Вместо сурового воина он изображает скорбящую женщину — сборный образ жертв войны, о которых в большинстве случаев почему-то забывают: матерей, жен, дочерей. Виктор вспоминает, как он, еще будучи пионером, стоял возле этого постамента в почетном карауле. За памятником раньше располагался городской парк, теперь стоит православный храм, возведенный в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских.

Неподалеку вдоль набережной реки стоят рядком несколько аккуратных коттеджей. Это владения местного фермера Михаила Шрубы. Он начинал, как и все, с парников и картошки, постоянно развивал хозяйство, сейчас переключился на разведение свиней. Поговаривают, что Шруба планирует создать молочное стадо. Фермер арендовал у местного колхоза «Путь к коммунизму» все больше земли, пока местные власти не дали согласие на присоединение к фермерскому хозяйству самого колхоза.

Молодежь чаще всего развлекается на дискотеке, которая проходит в местном клубе. Раньше дискотеку устраивали практически каждый день, сейчас реже. Виктор не скрывает, что танцы порой заканчиваются традиционной местной забавой — дракой у входа в клуб. Если отдыхают местные, избежать ее еще можно, а вот когда много заезжих появляется — жди беды. Правда, мнут бока друг другу интеллигентно, без членовредительства.

Практически в черте города располагается уникальный природный объект — биологический заказник Туровский луг. Огромный остров, окруженный Припятью и ее протокой, на котором гнездятся более полусотни редких видов птиц, — настоящая Мекка для орнитологов. Именно благодаря Туровскому лугу местные жители знают, что экотуризм — это реальный бизнес, приносящий неплохие доходы.

Мы направляемся к одному из знаковых мест города, Борисо-Глебскому кладбищу. Здесь нас встречает еще один местный житель — Валерий Котлярчук.

Как и Виктор, он говорит с гордостью:

— Я — коренной туровец, причем по отцу — в пяти коленах.

Валерий свято верит, что у города большие перспективы. Для этого есть все основания: своя уникальная история, неповторимая культура, а главное — люди с особым характером, позволяющим выживать в любых условиях, приспосабливаться — и жить в достатке и радости:

— Мы, туровцы, все невысокие, коренастые и свободолюбивые. Многие называют туровцев еще и хитрыми, но я считаю, что мы, скорее, по-житейски мудрые. Нам есть чем гордиться. Сейчас, например, вы стоите на территории первого русского монастыря. До сих пор идут споры, где его раньше построили: в Киеве или в Турове. Но мы, конечно, уверены, что построили его у нас.

Старое кладбище расположено на острове, окруженном болотом. Раньше здесь действительно находился монастырь, что подтвердили археологические раскопки. Одна из достопримечательностей этого места — «растущие» из земли каменные кресты. Один из них появился в 2008 году. Другой, по преданию, всплыл на Припяти еще в 1937-м. С религией тогда отчаянно боролись, поэтому нашедший его Иван (сохранилось даже имя) решил закопать крест на кладбище, где он и начал «расти».

Туров заливает практически каждый год, хоть несколько домов да подтопит. Бывает, улицы превращаются в настоящие реки. Последнее крупное наводнение случилось три года назад.

— Старым людям, конечно, неудобно, — рассказывает Валерий, — но дети от таких разливов всегда в восторге: это же настоящее приключение! Места здесь удивительно красивые, река широкая, быстрая по берегам: песчаные отмели, да такие, что с крымскими пляжами вполне потягаться могут. Я туровскую землю так и называю — белорусский Крым.

Нам случалось несколько раз бывать в Турове и до этого, как раз во время разлива реки. Прибрежные участки тогда выглядели так:

С кладбища мы направляемся к главной археологической достопримечательности города. На старом городище располагается центральный экспонат историко-археологического комплекса «Древний Туров» — законсервированный после раскопок фундамент храма XII века. Фундамент этот обнаружили еще в шестидесятых годах прошлого века. На замковой горе стояла местная школа, когда рыли хозяйственную яму, нашли много кирпича.

Начали научные работы, которые длились десятилетиями. Храм периодически вскрывался, исследовался и вновь закапывался, в первую очередь потому, что местные жители не могли устоять перед искушением разобрать древнюю кладку на кирпич. В 2004—2005 были проведены последние раскопки, которые полностью обнажили фундамент, и над ним установили навес.

Вот, собственно, и весь Туров. Согласитесь, для населенного пункта, в котором проживает чуть более 3 тыс. человек, вполне неплохо. Можно сказать, что в отличие от многих небольших городков страны этот не просто выживает, но и действительно имеет реальные перспективы «на вырост».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by