Долгое время жильцы прекрасного дома №5 на площади Свободы наслаждались соседством сразу двух культурных объектов: картинной галереи и музыкальной школы. Спокойной и безмятежной жизни в большинстве своем пожилых людей и их семей пришел конец ровно в тот момент, когда просторное помещение галереи начало превращаться в гламурный ресторан. И если масштабные строительные работы минчане пережили безропотно, то мириться с не совсем правильной деятельностью «объекта общепита» уже не хотят. «Покой нам только снится, так же как и возможность нормально проветрить свою квартиру», — жалуются жильцы сразу двух подъездов.
Владельцев просторных квартир с высокими потолками, привыкших жить в центре города и при этом в относительной тишине, открытие ресторана на первом этаже просто «подкосило»: картинная галерея с ее образованными и интеллигентными сотрудниками не то что не доставляла никаких проблем, наоборот — радовала жильцов. Сейчас же, как выражаются обратившиеся в редакцию Onliner.by женщины, пальцев на руках не хватит, чтобы перечислить все неудобства и нарушения в работе ресторана.
— 9 мая открыли этот ресторан, — начинает рассказ Ольга, окна квартиры которой расположены прямо над новым объектом общепита. — Заведение неплохое, ничего не могу сказать, но отношение к жителям дома просто отвратительное. Начиная с того, что не убрали мусор в подвале после ремонта и заканчивая проблемами с парковкой автомобилей.
Старый и добротный дом на площади Свободы радует владельцев квартир еще и возможностью хранить временно ненужные или весьма габаритные вещи в подвале. За каждым жильцом закреплено отдельное помещение. Ольга, к примеру, оставляет в своей мини-комнатке велосипеды. «Раньше с тем, чтобы спуститься в подвал, не было никаких проблем, теперь же приходится сгибаться в три погибели — на такой высоте установили владельцы ресторана свой пандус. Хотя по правилам должно быть не меньше одного метра и 80 сантиметров. Как видите, здесь совсем другая высота».
Еще один нюанс, существенно омрачающий жизнь минчан, — бесконечные перекуры персонала. «Окна открыть просто невозможно: у нас в доме никто не курит, запах табака всей семьей просто не переносим, а тут почти круглосуточно кто-то дымит. Естественно, все это поднимается вверх и превращается для нас в пытку», — жалуется бывшая старшая по дому, которая с появлением ресторана и думать не хочет о том, чтобы продолжать свою общественную деятельность.
И действительно, в течение получаса, пока корреспонденты находились во дворе, из помещений ресторана периодически выходили люди и, затягиваясь сигаретным дымом, живо обсуждали свои жизненные проблемы, не скупясь в выражениях.
— Мы пытались с ними поговорить, но безуспешно. И итальянцы, и белорусы, которые здесь трудятся, отвечают, что руководство сказало им, будто можно курить у входа. Но ведь их рабочий вход прямо под нашими окнами. Более того, повара выходят подымить прямо в рабочей форме: ни о каких специальных бахилах или переодеваниях и речи не идет. А потом становятся к плите и готовят посетителям еду, — недоумевает Светлана. — Свои окурки они бросают на лестницу, ведущую в подвал, плюют на нее — противно и неприятно.
Мусор за собой вообще убирать не любят — представьте, когда коробка из-под рыбы целый день стоит на жаре. Или могут отвести для отходов небольшое ведерко, которое быстро переполняется и все так же продолжает ждать своего часа под нашими окнами. Фотографируем это безобразие, на видео снимаем. Может, кто-то из госорганов хоть отреагирует на то, что здесь творится. Хотя, когда мы пытались договориться о нормальных и уважительных взаимоотношениях, руководители ресторана дали нам понять, что все у них схвачено и дело не пойдет… Наглость беспредельная.
Запах сигаретного дыма — не единственный, который преследует минчан. Ароматы всего, что в течение часа будет подано дорогим гостям, витают по двору и проникают через незакрытые окна в квартиру.
— То ли вытяжка у них не работает, то ли просто экономят, но запах еды, которую повара готовят, «гуляет» по улице. Соседи, живущие прямо над кухней, просто извелись уже: как только откроешь окно, так то картошкой жареной пахнет, то рыбой, то еще чем. Все меню их знаем и без посещения ресторана. Как шутят некоторые, можно выпить, а закусывать уже необязательно.
Кроме того, повара любят открыть настежь двери и окна, так как им, видимо, жарко — экономят же на вентиляции. А этого делать категорически нельзя — кухня, в конце концов. Да и вообще, о каких санитарных нормах здесь идет речь: «Спадчына», которая сдала им галерею, не успела переделать электрощитовую в подсобное помещение. Дверь стоит старая и хлипкая: через отверстия можно наблюдать все продукты, которые там периодически хранятся. Хотя по правилам дверь должна быть дымонепроницаемая. Вместо этого, как видите, деревянная «старушка», и на выходных мы «наслаждались» ароматом рыбы, оставленной прямо в этой комнатке возле двери. Вы ж подумайте: если кто захочет отравить посетителей ресторана, то нет ничего проще: из шприца прыснуть яда на продукты и не найдешь потом — настоящий детектив будет. Так что с улицы все выглядит просто великолепно, а как зайдешь со двора, то и настоящее лицо ресторана увидишь, — делится Светлана.
— Возникают вопросы и с парковкой: заезжают неизвестно чьи машины, а жильцам потом стать негде, — продолжает Ольга. — Более того, машину кинуть могут в любом положении, и неважно, что она перегораживает полдвора и проехать невозможно. Или начинают продукты разгружать: доступ просто перекрывается. Хотя по нормам разгружаться они могут только в арке дома. Обещали поставить шлагбаум, но пока дело не движется.
Жалуются обитатели дома №5 и на ночной шум. «Часов до двух ночи они свой мусор вывозят: гремят бутылки, работники переговариваются, а то и переругиваются — совершенно не думают о людях. Я человек пожилой, мне это все переносить непросто: днем не можем открыть окна из-за запахов. А ночью из-за шума. Мы тихо сходим с ума», — переживает Светлана.
Напрягает соседей и музыкальное сопровождение. «Что тут творится временами — словами не передать: грохот стоит такой, будто война началась. Причем происходит это по такой схеме: до одиннадцати звучит музыка, но не очень громко, в 23:00 она выключается, чтобы через 5 минут начать орать просто нестерпимо. В 12 ночи все стихает. Такое было 8 мая, 10 мая и повторилось в прошлую пятницу. Грохотало так, что я не слышала, как звонит телефон. И соседка Нина, у которой из-за архитектурных особенностей здания к ресторану примыкает стенка, жаловалась на это ночное „бум-бум“. Конечно, можно было бы подумать на других жильцов, но под нами, на втором этаже, никто не живет. Так что шум только от ресторана. Самое интересное, что грохот 8 мая был явно вечеринкой высокопоставленных людей: подъезжали к ресторану машины на красных номерах, дядечки с животами и тетечки всякой комплекции в „мехах-шиншилях“ выходили из них и веселились в бывшей галерее. А нам отдохнуть невозможно — как детям к экзаменам готовиться и высыпаться нормально?» — не видит выхода Светлана.
— Первое условие, которое описано в санитарно-гигиенических нормах, — это то, что ресторан, расположенный в жилом помещении, не должен нарушать покой жильцов. А здесь — плевать хотели. Мы пока тихо ведем себя, но терпение не бесконечное. Культурных мест в столице и так немного, а тут еще одного лишились. Понимаете, после картинной галереи получить такое — ну, деньги решают, — обреченно говорят женщины.
Нам удалось дозвониться в ресторан, однако там прокомментировать ситуацию не смогли.