Повод отругать дворников и всю систему ЖКХ найдется, пожалуй, у каждого белоруса. Вот и президент, обращаясь с ежегодным посланием к народу и Национальному собранию, не удержался от критики. Много вопросов, хоть и менее масштабных, накопилось у жителей второго подъезда дома №20/2 по улице Асаналиева. «Как жить в таких условиях? Куда писать, куда обращаться, чтобы навели порядок?» — спрашивают они.
Кирпичная многоэтажка, расположенная в Октябрьском районе столицы, за 30 лет своего существования и вправду порядком поизносилась: облезшая краска, плесень на стенах, повидавший всякое лифт и «убитый» мусоропровод. В подъезде, ставшем причиной мучений жильцов, стоит невыносимо удушающий запах, красноречиво говорящий о том, что еще недавно лестничная клетка послужила для кого-то туалетом. На ступеньках — фантики от конфет, мороженого «Каштан» и окурки.
— Да, люди здесь разные, — рассказывает неунывающая женщина преклонного возраста, которая вместе с супругом вышла из квартиры, чтобы убрать свой тамбур. — Подъезд, конечно, в плохом состоянии — и уже давно. Ремонт обещали еще в 2010 году сделать, вот ждем. А когда он начнется, неизвестно. Свои коридорчики сами убираем, красоту наводим, а подъезд уже — дворник.
Проблема незаваренного мусоропровода в этом подъезде как никогда актуальна: несмотря на еще прохладную погоду, по лестничным площадкам носятся мухи. На одном из этажей железная крышка и вовсе вырвана с корнем. Рукописная попытка кого-то из жильцов призвать соседей к порядку явно не возымела действия.
О непристойном поведении жильцов рассказывает и торопящаяся на дачу женщина:
— Я сама вчера помыла лифт, все чисто было, а теперь целая гора окурков, как будто кто-то свою пепельницу сюда вытряхнул. Накидали бычков — и что теперь? — расстроена она. — У нас дворник еще такой…
Впрочем, на все аргументы недовольных жильцов дворник Владимир, работающий на участке уже четыре года, готов дать свои ответы.
— Капитальный ремонт в этом и соседнем доме еще будет. А мусор… вот я вчера убрал, помыл, сделал всё — и люди это видели. А сегодня уже опять говорят: убери. Смотрю, а там бумажек и окурков гора. И ведь в подъезде нет выпивающих или неблагополучных. Был раньше такой мужчина, но он… царствие ему небесное. Тогда сборище здесь было вообще — и пьянки, и дебош. Сейчас дядька и мать его в квартире живут — они приличные.
Вообще, все от жильцов зависит: некоторые и сами убирают, а некоторые только мусорят. Спрашиваешь у одних — нет, они здесь не при чем и не знают, кто это может делать. У меня три подъезда, и в двух других все нормально, а тут вечно проблемы. Как начинаешь убирать — грязь и грязь: справляют разные свои нужды, — вздыхает мужчина.
К примеру, поехал я домой после смены, только зашел — звонит мастер: жалоба, надо убрать. Как? Я из дома приеду и буду убирать? Утром пришел, убрал, помыл. Через день опять все повторяется. И кто это делает и по вечерам здесь собирается, не знаю. Я что, буду караулить?
Или тоже случай был: кто-то вынес старый диван. Нет чтобы вниз спустить — в подъезде оставили, между этажами. Естественно, начались сборища. Сколько ни спрашивал — никто не признается, чей диван. А потом бригадир пришла и пригрозила, что раз хозяина нет, то всем подъездом будут штраф платить. Так сразу же нашелся владелец, моментом, и уже на следующий день диван на мусорке был.
Новый домофон небезызвестной среди минчан фирмы существует только для вида: открыть дверь можно, сильно потянув ее на себя. «И это все знают. Так и открывают», — жалуется Владимир.
Попав в подъезд, дворник, у которого есть ключи от всех дверей, начинает прилежно мести веником, выгребая из лифта гору окурков и собирая бумажки по всей лестничной клетке. Владимир сетует на то, что возле почтовых ящиков постоянно валяются рекламные листовки, которые жильцы просто вытряхивают на пол.
— Вот так и получается: день уберешь, еще один проходит, а на третий все выглядит так, будто ты неделю здесь не появлялся. И говорят потом: ты не убираешь. Как не убираешь? Тут все чисто еще вчера было, только вот после ночных гулянок здесь мусора столько, что спасу нет.
— В этом году обязательно будет капитальный ремонт, — заверили нас в ЖЭСе, — он должен был в том году начаться, сразу три дома, но из-за финансовых трудностей перенесли на этот год. Я думаю, что после чемпионата уже приступим к работам.
Правда, сколько продержится ремонт в идеальном состоянии в подъезде, где люди ленятся выкинуть мусор, а кабину лифта путают с урной, уточнить не у кого...