В Минске открылось сетевое бистро «Манты-Понты» с iPad за каждым столиком и защитой от вороватых барменов

 
28 марта 2014 в 18:24
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Малиновский
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Малиновский

Бистро с ключевыми блюдами узбекской и грузинской кухни открылось сегодня неподалеку от перекрестка улиц Сурганова и Якуба Коласа, в помещении, которое ранее принадлежало ресторану «Бухара» и было выставлено на продажу в ноябре прошлого года. Необычное название намекает на то, что помимо классических блюд в заведении будут готовить и вариации на их тему.

«Хочу сказать сразу — мы делаем сетевой фастфуд, — начинает рассказ партнер проекта Виктор. — По нашему плану подобных бистро в Минске будет 5 и еще по одному в каждом областном центре. Мы собрали в одном месте сразу несколько концепций, которые так или иначе автоматизируют работу ресторана. Заведение общепита — это посредник между голодным гостем и кухней. И если настроение у гостя после того, как он стал сытым, хорошее, значит заведение работает так как надо».

На сегодняшний день интерьеры бистро мало чем отличаются от тех, что были здесь в располагавшемся некогда ресторане. Виктор объяснил, что это — условия сделки, и изменить дизайн помещения можно будет только через несколько месяцев. Пока же полным ходом идет разработка дизайн-концепции будущей сети, и, если все пойдет так, как задумывали организаторы проекта, новые бистро под брендом «Манты-Понты» появятся в Минске уже в этом году. Когда, сколько и где — пока коммерческая тайна.

Одной из главных особенностей своего заведения, помимо непривычной для Беларуси кухни, Виктор считает небывало высокую степень автоматизации процесса:

Успех зависит от трех компонентов: собственно кухни, бара и сервиса в зале, — рассказывает он. — Мы в первую очередь думали, как максимально убрать из этих составляющих человеческий личностный фактор.

Кухня у нас работает по определенным стандартам. Для того чтобы качество было соответствующим, пришлось приглашать высококлассных поваров из Грузии и Узбекистана, которые на протяжении трех месяцев будут обучать персонал — до тех пор, пока процесс приготовления каждого блюда будет отработан до автоматизма на каждом этапе.

В любом общепите хорошего официанта вы будете готовить минимум 3—4 месяца. Но когда он становится хорошим, появляются проблемы: официант уже заглядывается на другие заведения, где большая зарплата или чаевые, и старается туда уйти. На самом деле официанты — это публика, которая постоянно «мигрирует», единственное, что вам остается, это удерживать их постоянными мотивационными бонусными программами. Я не против мотивации, но в этом конкретном случае действуют уже не столько экономические законы, сколько обыкновенный шантаж.

Придя в большинство кафе, вы более половины времени тратите на то, чтобы дождаться официанта и сделать заказ, а после — расплатиться. Для того чтобы автоматизировать этот процесс, мы установили несколько сложных систем, в том числе на каждом столе интерактивное меню, в котором вы сами можете оформить заказ, не вызывая официанта. На самом деле, это обыкновенные iPad в антивандальном корпусе. Дальше информация поступает на кухню и в бар, и блюда начинают готовить. По нашим стандартам напитки должны появиться на вашем столе через 2 минуты, блюда — через 5—10 минут, не позже. Заранее хочу извиниться перед первыми гостями, система пока проходит обкатку, и, возможно, мы на первых порах будем немного запаздывать. Однако когда весь процесс будет отлажен, нормы будут соблюдаться, а работа официантов сведется только к доставке еды к столику. Соответственно, их не потребуется так много, а значит, на сэкономленные деньги можно будет повысить зарплату.

С барменами дело вообще обстоит очень печально — это катастрофа какая-то, черная дыра, в которую уходит прибыль владельца бизнеса. Вы же понимаете, что если бутылка виски в магазине стоит 500 тыс., а в баре — 1,5 млн, то после 10 вечера, когда уже нет собственника заведения и бармен подружился со службой безопасности и администратором, эта разница в большей степени уходит налево. Проблема усугубляется тем, что далеко не всегда при этом разливается именно тот виски, что указан на этикетке. Могу сказать с уверенностью, что хороший толковый бармен в Минске за вечер вполне может положить себе в карман $200.

У нас же после того как вы закажете, к примеру, бокал пива, информация поступит на автоматическую станцию, которая нальет ровно 0,4 литра того сорта, который вы заказали. Открыть краник без вашего заказа не получится, налить меньше — нельзя. По тому же принципу будет разливаться и вино, так что бармену, который любит «нагреться» за стойкой за счет хозяина или клиента, у нас делать нечего.

Отобедав, вы берете карточку, которая лежала на вашем столе, отдаете ее кассиру на выходе и расплачиваетесь.

На сегодняшний день в бистро 80 посадочных мест, спустя некоторое время их количество увеличится до 126. Общая площадь бистро 650 кв. метров, при этом лишь 254 из них — торговый зал. По словам Виктора, его вполне устраивает такое необычное для заведения общепита сочетание, планируется, что на большой кухне будут готовиться продукты для всей сети. Так проще контролировать их качество.

В ресторане будет продаваться 5 сортов чешского пива и 8 видов вина, руководство заведения решило полностью отказаться от крепких спиртных напитков, также в бистро нельзя курить. В меню, помимо манты и хинкали, появятся пельмени и димсамы. В обед будет подаваться плов. «Манты-Понты» работают с 11 до 23 часов. Вполне вероятно, что уже с мая бистро перейдет на круглосуточный режим работы.